«Чаю воскресения мертвых. Беседа об одиннадцатой и двенадцатой частях символа веры

В одиннадцатой и двенадцатой частях Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, должном произойти одновременно со вторым и славным пришествием на землю Господа Иисуса Христа, и о жизни будущего века, которая наступит после этого.

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века.
Христианство с момента своего существования верит и надеется на то, что когда-то все мертвые оживут и воскреснут в своих телах. Человек сотворен Богом как существо, состоящее из тела и души. Христос пришел на землю, чтобы спасти не только душу, но и тело человека.

Вначале были созданы ангелы, духовные существа, затем весь остальной мир, растения и животные. Человек первое и единственное творение, в котором присутствует и духовное, и материальное начало. По христианскому учению душа животных не подобна душе человека, она смертна и уничтожается вместе с телом. Дух человека роднит его с Богом, а тело - с животным миром.

В этом, по мнению христианского богословия, причина зависимости судьбы мира от судьбы человека. Когда человек совершает грехопадение, расстраивается все его существо. Душа поражается греховными страстями, тело становится тленным и смертным. По единству природы искажается и мир вокруг него. Это означает, что состояние мира напрямую зависит от нравственного состояния человека. Апостол Павел говорит, что вся тварь ныне стенает и мучается, ожидая откровения сынов человеческих.

Учение о двусоставности человеческой природы означает, что полноценным бытие человека бывает тогда, когда его душа и тело пребывают неразлучно. Когда же они разлучаются в смерти, человек перестает быть таким, каким его замыслил Бог. Смерть человека не входила в планы Творца. Отвернувшись от Бога, люди обрекли себя на гибель.

Разлучение души и тела не вечно. По вере христианской Церкви, второе славное пришествие Иисуса Христа будет сопровождаться воскресением всех умерших и преображением живущих. Люди восстанут в своих телах, но нетленных и бессмертных. Их тело станет подобно телу воскресшего Господа. Человек обретет то, ради чего он был создан - бессмертие и вечную жизнь. То, ради чего воплотился Сын Божий, претерпел тяжкие страдания и умер на Кресте.

Жизнь будущего века для одних будет наполнена счастьем и блаженством от созерцания Господа и пребывания в любви с Ним и с другими людьми, удостоившимися той же участи. Для других она будет означать вечные муки и пребывание в аду.

Ад - это место, где нет Бога. Адские мучения в христианской традиции чаще всего передаются в образах вечного, неугасимого огня, которому предадут себя те, кто отвергнет Бога.

По мысли одного из отцов Церкви, святого Григория Нисского, адским мучением будет действие благодати, которая, пронизав праведника, принесет ему блаженство, а для богоотступника будет подобна мучительному, пожирающему огню, ведь сказано, что Свет уничтожит тьму.

Упованием на жизнь будущего века заканчивается Символ веры, сокровищница богооткровенной истины христианской Церкви. Выражения его лаконичны и немногословны, но сколько стоит за этой кажущейся простотой! Он открывает нам знание о непостижимом для ума и сокрытом для глаз - знание о Боге.

Как выражение «тело духовное» и слова Павла о том, что «плоть и кровь не наследуют Царства Божьего» (1 Кор 15:50) могли пониматься в контексте веры в воскресение в I веке? Как эти слова были истолкованы в ходе постепенного изменения отношения к телесности воскресения в последующей христианской традиции?

Наиболее полно апостол Павел высказывает свои идеи относительно воскресения мертвых в 1 Кор 15. Формально, для Павла воскресение телесно: «Но скажет кто-нибудь: “как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?”» (1 Кор 15:35). Павел говорит об этом, давая своеобразную интерпретацию Быт 1-2 и используя метафору семени (1 Кор 15:36-54):

Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».

Смерть вошла в мир через первого Адама, а избавление от нее приходит через Христа как «последнего Адама» (1 Кор 15:22). Своей смертью и воскресением Иисус побеждает смерть. Это становится основной будущего воскресения (1 Кор 15:57).

Для Павла перспектива воскресения касается только тех, кто во Христе (1 Фес 4:14; 1 Кор 15:23). Он не говорит о всеобщем воскресении праведников и грешников (1 Кор 15:22-23):

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

Лука и Иоанн специально маркируют воскресение Иисуса как телесное (Лк 24:36‐43; Ин 20:19‐28; 21:13). Однако воскресшее тело Иисуса – не земная «плоть и кровь». Что представляют собой воскресшие тела праведников?

Литература

  1. Harris, M.J., “Resurrection, General,” in: Sinclair B. Ferguson & David F. Wright, eds., New Dictonary of Theology, Downers Grove, Ill., 1988, 581-582.
  2. Holleman, Joost. Resurrection and Parousia: A Traditio‐Historical Study of Paul’s Eschatology in 1 Cor. 15:20-23. Leiden: Brill, 1996.
  3. Fletcher‐Louis, Crispin H. T. Luke‐Acts: Angels, Christology and Soteriology. Tübingen: Mohr Siebeck, 1997.
  4. Lehtipuu, Outi. The Afterlife Imagery in Luke’s Story of the Rich Man and Lazarus. NovTSup 123. Leiden: Brill, 2007.
  5. Lehtipuu, Outi. “Biblical Body Language: The Spiritual and Bodily Resurrection.” Pages 151–68 in Anthropology in the New Testament and Its Ancient Context: Papers from the EABS‐Meeting in Piliscsaba/Budapest. Edited by M. Labahn and O. Lehtipuu. Leuven: Peeters, 2010.
  6. Lehtipuu, Outi. Debates over the Resurrection of the Dead: Constructing Early Christian Identity. Oxford Early Christian Studies. Oxford: Oxford University Press, 2015.
  7. Martin, Dale B. The Corinthian Body. New Haven, CT: Yale University Press, 1995.
  8. Nickelsburg, George W. E. Resurrection, Immortality, and Eternal Life in Intertestamental Judaism and Early Christianity. Expanded edn. HTS 56. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2006.
  9. Somov, Alexey. Representations of the Afterlife in Luke-Acts. International Studies in Christian Origins within Library of New Testament Studies Series. London: T & T Clark, 2017.

Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь - подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.

В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», - и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» - спросил священник. «Да, это верно, - ответил святой Феодосий, - но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.

Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.

Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).

Изданной Сретенским монастырем в 2006 г.

Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную. Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь - подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27).

Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования. Многими явлениями умерших дано нам отчасти знать, что происходит с душой, когда она выходит из тела. Когда прекращается ее зрение телесными очами, тогда открывается ее духовное зрение. Часто оно начинается у умирающих еще до кончины, и они, еще видя окружающих и даже разговаривая с ними, видят то, что другие не видят. Выйдя же из тела, душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она стремится к тем, которые более сродны по духу, а если, находясь в теле, она была под влиянием некоторых, то остается в зависимости от них, выйдя из тела, как бы неприятны они ни оказались при встрече.

В течение двух дней душа пользуется относительной свободой, может посещать места на земле, ею любимые, а на третий день направляется в иные пространства. При том она проходит через полчища злых духов, преграждающих ей путь и обвиняющих ее в различных грехах, на которые они сами ее соблазняли. Согласно откровениям, имеется двадцать таких преград, так называемых мытарств, на каждом из них испытуется тот или иной вид греха; пройдя через одно, душа попадает на следующее, и лишь благополучно пройдя через все, душа может продолжать свой путь, а не быть сразу ввержена в геенну. Насколько ужасны те бесы и их мытарства, показывает то, что Сама Богородица, извещенная Архангелом Гавриилом о предстоящей кончине, молила Сына Своего избавить Ее от тех бесов, и, исполняя Ее молитву, Сам Господь Иисус Христос явился с Неба принять душу Своей Пречистой Матери и вознести на Небо. Страшен бывает третий день для души усопшего, и посему особенно нуждается она тогда в молитве о ней. Благополучно пройдя мытарства и поклонившись Богу, душа в течение еще тридцати семи дней посещает Селения Небесные и пропасти адские, не зная еще, где она окажется, и лишь на сороковой день определяется ее место до воскресения мертвых. Одни души находятся в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие - в страхе вечных мучений, которые полностью наступят после Страшного Суда. До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.

Насколько важно при том поминовение за литургией, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896 г.) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», - и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» - спросил священник. «Да, это верно, - ответил святой Феодосий, - но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

Посему полезны усопшим и панихиды, и домашние молитвы об усопших, и добрые дела, творимые в их память, как, например, милостыня, жертвы на церковь, но особенно полезно для них поминовение за Божественной литургией. Много было явлений усопших и других событий, подтверждающих, насколько благодетельно поминовение усопших. Многие умершие с покаянием, но неуспевшие то проявить при жизни, освобождались от мук и получали упокоение. В церкви всегда возносятся молитвы о упокоении усопших, и даже в день Сошествия Святого Духа в коленопреклоненных молитвах на вечерне есть особое моление «о иже во аде держимых». Каждый же из нас, желая проявить свою любовь к усопшим и оказать им действительную помощь, лучше всего это может сделать через молитву о них, в особенности поминовением их на литургии, когда вынимаемые за живых и усопших частицы опускаются в Кровь Господню со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Ничего лучшего и большего не можем мы сделать для усопших, как молиться о них, подавая за них поминовение на литургии. В том они нуждаются всегда, а особенно в те сорок дней, в которые душа усопшего проходит свой путь до Вечных Обителей. Не чувствует ничего тогда тело, не видит собравшихся близких, не обоняет благоухания цветов, не слышит надгробных речей. Но ощущает душа возносимые о ней молитвы, благодарна бывает тем, кто их творит и духовно бывает близка им.

Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах! Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимся, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы. Окажите милость усопшему, позаботьтесь о душе его. Всем нам предстоит тот путь; как будем тогда желать, чтобы молитвенно помянули нас! Будем же и сами милостивы к усопшим. Как только кто преставится, немедленно зовите или извещайте священника прочитать «Последование по исходе души», которое положено читать над всеми православными сразу по их кончине. Постарайтесь, чтобы, если есть возможность, отпевание происходило в церкви и до отпевания над покойником читалась Псалтирь. Отпевание может совершаться и не пышно, но обязательно полностью, без сокращения; думайте тогда не о себе и своих удобствах, а об усопшем, с которым прощаетесь навеки. Если одновременно в церкви несколько покойников, не отказывайтесь от того, чтобы их отпевали совместно. Лучше пусть отпевают сразу двух или больше покойников и еще горячее будет молитва собравшихся всех их близких, чем будут отпевать их по очереди и, не имея сил и времени, будут сокращать службу, когда каждое слово молитвы для усопшего есть как капля воды жаждущему. Обязательно позаботьтесь сразу о совершении сорокоуста, то есть ежедневном поминовении в течение 40 дней на литургии. Обычно в церквах, где происходит ежедневное священнослужение, отпетые там усопшие поминаются в течение сорока дней и больше. Если же отпевают в церкви, где нет ежедневной службы, близкие должны сами позаботиться и заказать сорокоуст там, где ежедневная служба. Хорошо посылать также на поминовение в монастыри и в Иерусалим, где постоянная молитва у святых мест. Но нужно сорокоуст начинать сразу после кончины, когда душа особенно нуждается в молитвенной помощи, и посему начать поминовение в ближайшем месте, где ежедневная служба.

Будем заботиться об уходящих в иной мир прежде нас, дабы для них сделать все, что можем, помня, что «Блажени милоствии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7).

Еще в самой глубокой древности люди знали, что смерть не означает полного конца. Все знали, что когда человек умирает, то тело его предается земле, а душа его сохраняется где-то в иных мирах. Но Церковь учит нас другому, говорит нам о другой надежде - «чаю воскресения мертвых». Это значит, что душа умершего человека не имеет полноты жизни. Полнота жизни для человека - в единстве души и тела. Сам Господь не раз говорил об этом: «Сущие во гробах услышат голос Сына Божия и услышавши оживут!».

«Сущие во гробах» - это те, которые находятся в могилах. Значит, не только души, но и тела воскреснут. Апостол Павел называет Христа первенцем из мертвых.

Господь вышел из гроба не таким, каким Он был до Своей смерти на кресте. Плоть Его стала иной, свободной от законов нашего мира. «Мы не все умрем, но все изменимся», - говорит апостол. И продолжает: «Сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное». Это значит, что наступит день, когда весь мир преобразится, когда вся природа расцветет, все умершее в ней оживет. «И увидел я новую землю и новое небо», - говорит евангелист.

То, что Господь задумал о вселенной, велико и прекрасно. И мы теперь находимся лишь в далеком преддверии того, что совершится. Мы воскреснем все. Так что каждый будет явлен в своей высшей красоте. Каждому из нас откроется вся вселенная. Мы не будем больше маленькими, мелочными, смертными существами, привязанными к земле. Вся вселенная, все небесные тела, все миры, все, что есть, будет открыто перед нами.

Значит, у нас есть надежда на то, что во всем творении воцарятся Правда Божия и Разум Божий. И это - наша надежда здесь, сегодня, в нашей жизни, в наших поступках, во всем, что Бог предложил нам в нашей судьбе. Мы сегодня готовимся к этому грядущему.

И поэтому мы молимся каждый день нашему Отцу «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», «да приидет Царствие Твое», на которое мы уповаем, ибо «чаем воскресения мертвых и жизни будущего века».