Эрмитажный мостик. Панорама Эрмитажный мост. Виртуальный тур Эрмитажный мост. Достопримечательности, карта, фото, видео. Чем знаменит Эрмитажный мост

КУЧУМОВ Василий Никитович (1888-1959)

Картон, масло. 67 х 78 см.
Частное собрание.
«Пейзаж с изображением Лебяжьей канавки и вида на набережную Петербурга». Вторая треть XX в. Авторское повторение картины «Карета переезжает Эрмитажный мост».
Холст, масло. 93 х 80,5 см.
Частное собрание.



Холст, масло. 80 х 60 см.

Бумага, акварель. 56 х 62 см.



Первая переправа через Зимнюю канавку в месте её впадения в Неву была сооружена инженером Германом ван БОЛЕСОМ (1689-1764) в 1718-1720 годах при оборудовании деревянных береговых стенок Дворцовой набережной. Она состояла из двух крыльев, разводящихся при помощи рычагов и зубчатых колёс. 20 апреля 1738 года мосту присвоили официальное название - Верхне-Набережный. С середины XVIII века горожане чаще именовали его Зимнедворцовым - по Зимнему дворцу Петра I, находящемуся тогда на месте здания Эрмитажного театра. Мост был нешироким, рассчитанным на проезд одной телеги или коляски.

При сооружении гранитной Дворцовой набережной была перестроена и эта переправа. В 1763-1766 годах здесь был сооружён каменный мост, облицованный гранитными плитами. Его отличительной чертой стала «горбатость» - высокий дугообразный подъём над Зимней канавкой.

С конца XVIII века до 1828 года переправа называлась Дворцовым мостом. С 1829 года благодаря соседству со зданиями Эрмитажа, переправа получила соответствующее название - Эрмитажный мост.

К 1933 году мост пришёл в аварийное состояние. В 1934 году по проекту инженера А.Д. САПЕРШТЕЙНА и архитектора К.М. ДМИТРИЕВА была проведена его реконструкция. Ширина переправы увеличилась на 1,44 метра в сторону Невы. Планировалось уменьшилась высоту мостового пролёта на 0,5 метров, благодаря чему уменьшилась бы его «горбатость». Это не было поддержано архитектурным комитетом, который рекомендовал лишь убрать подставки для фонарей, установленные здесь в XIX веке. Таким образом, после капитального ремонта Эрмитажный мост полностью сохранил свой узнаваемый облик. Длина моста составляет 22,1 метра, ширина - 15,2 метров.

Эрмитажный мост является одним из любимых мест петербургских фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы является одним из символов Санкт-Петербурга. Мост является и одним из самых грустных и романтичных мест города. По сюжету оперы Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО «Пиковая дама», в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает Герман. Этот поворот сюжета отсутствует в повести ПУШКИНА, и появился под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году П. И. Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы.

ВИКТОРОВ Сергей Павлович (1916-1977) «Александр Блок. Двенадцать».
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«...И опять идут двенадцать,
За плечами - ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее -
Не оправится никак...

Что, товарищ, ты не весел?
- Что, дружок, оторопел?
- Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил...

Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

- Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!..»


Несколько фотографий Эрмитажного моста и Зимней канавки:

Эрмитажный театр. Фотограф Бертон Холмс. 1901 г.

Дворцовая набережная. 1913-1914 гг.

Фотограф Эдвард Кларк. 1955 г.

Через Зимнюю канавку. Эрмитажный мост через Зимнюю канавку. Санкт Петербург. Эрмитажный мост (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой Невы в 1763 66 на месте существовавшего здесь с 1718 20 подъёмного деревянного моста,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. Зимний мост № 1 … Википедия

Координаты: 59°56′29.25″ с. ш. 30°19′07.12″ в. д. / 59.941458° с. ш. 30.318644° в. д … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. «Зимний мост № 2» … Википедия

Координаты: 59°56′27.38″ с. ш. 30°19′10.21″ в. д. / 59.940939° с. ш. 30.319503° в. д … Википедия

ЗИМНЕДВОРЦОВЫЙ мост - ныне ЭРМИТАЖНЫЙ мост … Почему так названы?

В 2005 году … Википедия

Запрос «Эрмитаж» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Национальная галерея. Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д … Википедия

Книги

  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж , Домбровский Алексей Викторович. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием "Центр Империи" . Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы. В этих…
  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу , Домбровский А.. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием&171;Центр Империи&187;. Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы.…

Куда бы ни направлялся гость города на Неве, в течение своего пребывания здесь он просто обязан побывать на Дворцовой набережной. По двум причинам: во-первых более красивого места в Санкт-Петербурге трудно найти (особенно в ясную погоду) и во-вторых — здесь просто сосредоточение исторических достопримечательностей, которые необходимо посетить. Одна из них — Эрмитажный мост (между домами №№ 32 и 34).

Чем знаменит Эрмитажный мост

Это самый старый каменный мост Санкт-Петербурга. Он находится на Дворцовой набережной в Центральном районе города. Возвышается он в том месте, где Зимняя канавка впадает в р. Неву. Сам искусственный канал (она же Зимняя канавка) соединяет Мойку и Неву. Ведь, как известно, Петр I мечтал превратить свою столицу в европейских город с сетью каналов.

Эрмитажный мост был построен, чтобы соединить Первый и Второй Адмиралтейские острова, разделенные каналом и назывался в разные времена по-разному: Зимнедворцовый и Верхненабережный.

Изначально мост был подъемным и деревянным, построенным по голландским чертежам того времени (1718-20 гг.). Но уже к 1766 году был заменен на каменный, так как в это время (вплоть до 1784 года) берега реки Невы и Мойки одевались в свои гранитные одежды. Таким образом. Зимняя канавка, которая соединяет эти реки, также преобразилась и была закована в гранит. Эрмитажный мост стал первым каменным мостом столицы Российской империи.

В последующем конструкцию моста из кирпичного свода с известняком и фасадными гранитными арками заменили на железобетонную (архитектор К.М.Дмитриев и инженер А.Д. Саперштейн, 1934 г.). Но исторический облик был бережно сохранен, а в 1950 году в ходе реконструкции добавлен восстановленный архитектурный декор пандусов.

За Эрмитажным мостом виднеется арка с галерей — переходом, соединяющая здания Большого (Старого) Эрмитажа на левом берегу Зимней канавки и Эрмитажного театра на правом. Проходя по Дворцовой набережной вспомните , связанную с этим местом. Ведь именно поэтому Эрмитажный мост приобрел еще одно, неофициальное название, — Мостик Лизы. Бросайте монетки, если даже любовь у вас взаимная:)

В этом живописнейшем уголке Санкт-Петербурга органично переплелись строгость классики, царское величие и утонченная прелесть русского зодчества. В нем не перестают черпать свое вдохновение люди высокого искусства: фотографы рождают уникальные снимки, художники отображают беспримерную красоту на своих полотнах, архитекторы пытаются исследовать высочайшие образцы наследия своих предшественников, а декораторы частенько переносят здешний антураж на творческие площадки. В конце концов, сюда стекаются тысячи обычных людей, ценящих прекрасное и желающих окунуться в волшебный мир питерских набережных, дворцов, арочных переходов, речных панорам и, конечно же, мостов. А вот и он – наш герой, раскинувшийся между Эрмитажным театром и Большим Эрмитажем. Знакомьтесь, Эрмитажный мост.

Он менял имена, оставаясь при этом символом Петербурга…

Дабы Петр Великий мог сесть в лодку чуть ли не у порога своего дома – Зимнего дворца, умельцы создали рукотворный канал, соединяющий Неву и Мойку. Канал так и назовут – Зимней канавкой, и буквально сразу после обустройства через него перекинут два подъемных моста, известных сегодня как Эрмитажный и 1-й Зимний. Набережные Невы в то время облачались в гранит, на них возводили необходимые для переправ парапеты и выступы, и Эрмитажный мост удачно вписался в общую картину парадности и изящества.

Но вернемся, пожалуй, в 1718-й год… Тогда еще и в помине не было этого сооружения в том виде, в каком мы привыкли его видеть. А был деревянный подъемный мост, сооруженный Германом ван Болесом. Два крыла переправы разводились с помощью зубчатых колес и рычагов. Спустя 20 лет мост нарекли Верхненабережным. В периодических перестройках и ремонтах он просуществовал чуть меньше, чем полвека. В 1763-66 гг. деревянную переправу сменила каменная, украшенная облицовкой из гранита. Сей однопролетный арочный мост с парапетами из камня, созданный по проекту архитектора Юрия Фельтена, стал первым подобным в Петербурге и до сих пор считается в городе «старейшиной». Его особенностью стало то, что, возвышаясь над Зимней канавкой, он изгибается дугой, становясь похожим на горб.

Вообще, Верхненабережный мост (позже люди станут именовать его Зимнедворцовым) имел довольно непростое строение – свод, сложенный из кирпича и известняка. Все сооружение проложили гранитными рядами и фасадными арками. В гранит также облекли береговые опоры. 1828-й год ознаменовался тем, что мост обрел сегодняшнее название – Эрмитажный.

1934-й, резолюция: «Горб» не трогать!»

Прошло чуть больше века… Специалисты, проверившие техническое состояние Эрмитажного моста в 1933 году, констатировали: сооружение находится в состоянии, близком к катастрофическому. Вода размыла основания моста до того, что обнажила первоначальные деревянные сваи, свод потихоньку разрушался, одни швы между камнями начали расходиться, другие и вовсе «рассосались». К немедленной реконструкции была привлечена группа во главе с архитектором Дмитриевым, инженером Саперштейном и консультантом Передерием. Согласно их проекту, кирпичный свод переделали на железобетонный бесшарнирный монолит. Ремонтники увеличили ширину моста почти на 1,5 м. Замахнулись, было, и на то, дабы уменьшить «горб», но тут свое «против» высказали члены архитектурного комитета. В результате было решено «принести в жертву» лишь фонарные подставки. Так что, получив из нового один только свод, Эрмитажный мост сохранил свою «фирменную» кривизну, уклоны при въезде, выпуклые парапеты.

Спустя некоторое время – в самом начале 50-х – восстановлен также будет декор пандусов. Итого, на выходе сегодня имеем: ширина Эрмитажного – 15,2 м., длина – 22,1 м.

С него – в воду, под ним – в пробки

О том, как наш герой менял имена, мы уже рассказали. Да вот только не упомянули еще одно название, «прилипшее» к Эрмитажному мосту. После того как во время премьеры в Петербурге «Пиковой дамы» Чайковского одна из героинь оперы Лиза бросилась с него в смертельные объятия водной глади Зимней канавки, к мосту прочно приклеилось имя «Мостик Лизы».

Эрмитажный мост известен не только, как первый каменный мост в Петербурге и один из наиболее частых персонажей туристических фото: Зимняя канавка знаменита, среди прочего, и… речными пробками. Словно бусинки, нанизанные на нить, тянутся друг за другом суда и суденышки, пытаясь втиснуться в узенькое горлышко, образованное здешними берегами.

Увы, сегодня мы вряд ли узнаем, была ли уникальная гармония, образованная всеми сооружениями в районе Зимней канавки, заранее предусмотрена их творцами. Прибывшим в этот уголок Санкт-Петербурга остается лишь восхищаться человеческим талантом: говорят, если взойти на 1-й Зимний мост и обратить свой взор вдоль канавки, то ему предстанет неповторимая перспектива. В нее войдут и величие Старого Эрмитажа, и неземная красота Эрмитажного театра. А завершает всю эту чудную картину он – Эрмитажный мост.

Мост через Зимнюю канавку в Санкт-Петербурге. Впервые деревянный подъемный мост был построен на этом месте в 1718-1720 годах. Позже, в 1763-1766 годах на его месте построили однопролетный гранитный арочный мост с каменными парапетами по проекту Ю. М. Фельтена, который в 1934 году укрепили дополнительным железобетонным сводом взамен кирпичного, сохранив внешнее оформление моста.

Первое название моста, данное ему в 1738 году — Верхненабережный, в честь Верхней набережной, как тогда называлась Дворцовая набережная. Однако, к середине XVIII века мост чаще называли Зимнедворцовым, в честь находящегося поблизости Зимнего дворца. Наконец, в конце XVIII века появилось название Дворцовый мост, но и оно не стало окончательным. И только в 1828 году мост получил свое нынешнее имя по названию построенного рядом с ним Эрмитажного театра.

После того, как в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» появилось действие, когда Лиза бросается с Эрмитажного моста в воды Зимней канавки, у моста появилось обиходное название «Мостик Лизы».

С появлением в 1763-1766 годах у Эрмитажного моста гранитной конструкции, он стал первым каменным мостом в Санкт-Петербурге.

Вид Эрмитажного моста вместе с арочной галереей поверх него со стороны Миллионной улицы считается одним из символов Санкт-Петербурга, его часто фотографируют и изображают на туристических открытках.

Длина моста — 22,1 м, ширина — 15,2 м.

Туристу на заметку:

Посещение Эрмитажного моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,