И долго буду тем любезен я. Я памятник себе воздвиг нерукотворный

В день открытия памятника Пушкину, 6 июня 1880 года, с 10 часов утра в Москве к площади у Страстного монастыря стали стекаться густые толпы народа и многочисленные экипажи. Казалось, вся Москва собралась тогда поклониться великому поэту.

Вокруг площадки памятника на шестах были установлены белые щиты с вытесненными золотом названиями произведений великого поэта. Тверской бульвар украсили гирляндами живой зелени. Народ раскупил у торговцев все ландыши и фиалки и забрасывал ими пьедестал монумента.

К вечеру зажглась иллюминация. У подножия еще покрытого полотном памятника известные российские писатели Тургенев, Полонский, Майков, Плещеев и Достоевский произнесли торжественные речи. Когда покров упал, вся площадь взорвалась криками ликования.

Памятник Александру Пушкину создал скульптор Александр Опекушин. Он изобразил поэта в глубоком раздумье: склоненная голова, рука, заложенная за борт фрака, медленный, словно застывший шаг…

В 1950 году памятник перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили на месте бывшей колокольни Страстного монастыря. Монумент немного пришлось поднять, для чего был сооружен бетонный фундамент.


АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

родился 6 июня 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала — "арапа Петра Великого"

Александр, воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес прекрасное знание французского и любовь к чтению, познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски (явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннему развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в их доме, который посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев.

С 1811 года стал учиться в Царскосельском Лицее, который сыграл большую роль в становлении личности Пушкина. Лицейские друзья - Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг навсегда остались верными и близкими поэту друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу".

После окончания лицея в июне 1817 в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность" (1817), "К Чаадаеву", "Деревня" (1819), "На Аракчеева" (1817 — 1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, "в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть". Еще до окончания лицея, в 1817, начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в марте 1820.

В мае он был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними — на Кавказ, оттуда — в Крым и в сентябре — в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова, наместника Бессарабского края. В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки написаны "Кавказский пленник" (1821), "Бахчисарайский фонтан" (1823), а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге" (1822) — образцы романтической и гражданской лирики — и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".

В июле 1823 Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он по просьбе Воронцова был удален из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери "под надзор местного начальства". Здесь поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которой скрашивало лишь общение с соседями — семьей Осиповых-Вульф — и няней, рассказывавшей ему сказки по вечерам. В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать "Евгения Онегина", начал "Бориса Годунова", написал стихи "Давыдову", "На Воронцова", "На Александра I" и другие.

В 1824 году Александр был отправлен в северную ссылку в имение родителей Михайловское. Там он продолжал работу над "Евгением Онегиным", писал "Бориса Годунова", стихотворения. Его навещали друзья, Пушкин вел переписку. 17 декабря 1825 узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей и об их казни.

Николай I, напуганный всеобщим неодобрением казнью и ссылкой дворян-офицеров, искал пути примирения с обществом. Возвращение поэта из ссылки могло способствовать этому. Кроме того, император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости, он объявил Пушкину, что сам будет его цензором.

Цензорство царя обернулось полицейским надзором: "Борис Годунов" был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где бы то ни было свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: "Воспоминание", "Дар напрасный, дар случайный", "Предчувствие" (1828).

В мае 1828 Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время поэт сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы, и, не получив определенного ответа, самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках "Путешествие в Арзрум", в стихотворениях "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...". Возвратившись в Петербург, поэт получил от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резким выговором от императора за поездку без разрешения, раскрывшее со всей ясностью враждебное отношение Николая I к Пушкину.

В апреле 1830 Пушкин вновь сделал Н. Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев.

Этот период творчества поэта известен как "Болдинская осень". Испытывая большой творческий подъем, Пушкин писал своему другу и издателю П. Плетневу: "Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов" — и сдержал свое слово: в Болдине написаны такие произведения, как "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Маленькие трагедии", "Домик в Коломне", "Сказка о попе и о работнике его Балде", стихотворения "Элегия", "Бесы", "Прощение" и множество других, закончен "Евгений Онегин"..

18 февраля 1831 в Москве Пушкин обвенчался с Н.Гончаровой. Летом 1831 вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать "Историю Пугачева" (1833), историческое исследование "История Петра I".

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, т.к. это придворное звание обычно "жаловалось" молодым людям. За поэтом следили, перлюстрировали его письма, все более ухудшались материальные дела семьи (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий), росли долги. Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны "Пиковая дама" (1833), "Египетские ночи", "Капитанская дочка" (1836), поэма "Медный всадник", сказки.

В конце 1835 Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник". Он надеялся, что журнал будет способствовать развитию русской словесности, и делал все для достижения этой цели — художественный уровень журнала был необычайно высок: такого собрания блистательных талантов не знала еще русская периодика (Жуковский, Баратынский, Вяземский, Д. Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов).

Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной.

Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. "Солнце русской поэзии закатилось", — написал В. Жуковский.

Опасаясь демонстраций, царь приказал тайно вывезти тело Пушкина из Петербурга. Гроб сопровождали жандарм и старый друг семьи поэта, А. Тургенев.

Похоронен Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, в пяти верстах от села Михайловское.

Пушкин - это не только классик литературы, с произведениями которого мы соприкасаемся всю жизнь. Пушкин - это еще и человек ставивший честь превыше всего.

Гибель поэта стала национальной трагедией.: "Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Именно эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников Пушкину в Санкт-Петербурге.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не заростет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
10 И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
‎И не оспоривай глупца.

Анатолий Лебедев

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.


Сравнительный анализ произведений разных авторов

Сценарный план урока литературы в 9 классе по программе В.Я. Коровиной.
Технология учебно-исследовательской деятельности
по сравнительному анализу произведений разных авторов.

Тема урока: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Сравнительный анализ произведений разных авторов.
Цель урока: - создать условия для исследовательской деятельности обучающихся;
- научить сравнительному анализу текстов художественной литературы;
- развивать основные виды речевой деятельности;
- воспитывать чувство патриотизма, формировать гражданское сознание.
Планируемый
результат обучения,
в том числе
формирование УУД

Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, формулировать выводы, самостоятельно организовывать деятельность.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать произведение, понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения; определение композиции стихотворения, изобразительно-выразительных средств, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Познавательные УУД: осуществлять запись информации различными способами; осуществлять анализ и синтез в научном поиске; обобщать, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: использовать языковые ресурсы для решения задач учебного поиска; формулировать, аргументировать собственное мнение, учитывать и координировать в сотрудничестве мнения других.

Личностные УУД: способность к самооценке, ориентация в нравственном пространстве общества, осознание чувства гражданственности, обретение собственной позиции в оценке произведений искусства.

Регулятивные УУД: планировать деятельность, проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве, осуществлять контроль, оценивать результаты.

Основные понятия: идея произведения, ода, исторический комментарий, изобразительно-выразительные средства, композиция, перевод, переложение, позиция автора.
Межпредметные связи: русский язык, история, мировая художественная культура.
Ресурсы: тексты произведений, учебник, мультимедийное оборудование

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Оргмомент Познавательные УУД: планирование работы, сбор информации для урока. Установление тематических рамок содержания работы; мотивация учебной деятельности; создание эмоционального компонента. Восприятие информации; сообщение о подготовительном этапе к уроку: собрана информация, подготовлена выставка книг, проведен соцопрос, выполнено домашнее задание.
Целеполагание
и мотивация
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя, учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Контроль за речевой деятельностью обучающихся; внесение корректив в ответы. Оценка подготовительного этапа к исследованию. Формулирование познавательной цели;
определение методов информационного поиска;
направления исследовательской работы; сообщение о подготовительном этапе к уроку:
-собрана информация;
-подготовлена выставка книг;
-проведен соцопрос;
-выполнено домашнее задание.
Актуализация знаний Коммуникативные: устная речь, аргументация мнения, формулирование выводов Определение правил работы в группах. Демонстрация фильма о Горацие. Демонстрация слайдов о поэтах. Подведение итогов социологического опроса, демонстрация схем и диаграмм, формулирование выводов по результатам соцопроса. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Чтение наизусть стихотворений.
Выявление причин
затруднения и
постановка цели
деятельности
(постановка
учебной задачи)
Регулятивные:поиск средств осуществления цели учебной деятельности. Познавательные: соотносить объекты и линии сравнения. Организация работы обучающихся в группах, инструктаж. Контроль за временем. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответы в результате исследования. Работа с таблицей. Распределение задания внутри групп самими обучающимися.
Построение
проекта выхода
из затруднения
(«открытие» детьми
нового знания)
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта. Регулятивные: осуществление действий по созданию общего проекта. Направляет работу, контролирует логичность и целесообразность выбора линий сравнения. Оформление результатов исследовательской работы в таблице, создание синквейнов. Формулируют выводы по каждой линии сравнения. Выстраивают работу в группах.
Реализация
построенного
проекта
Коммуникативные: общение, устная речевая деятельность. Познавательные: выполнять анализ, производить синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений. Организует сообщения обучающихся. Построение осознанного произвольного речевого высказывания в устной форме; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного сотрудничества в поиске информации.
Первичное
закрепление
во внешней речи
Коммуникативные: готовность выслушать других, аргументация точки зрения. Познавательные: умение оформлять информацию в требуемой форме, установление аналогии и причинно-следственных связей. Корректирование собственных затруднений, участие в коллективном обсуждении полученного результата работы.
Самостоятельная
работа
c самопроверкой
по эталону
Регулятивные: соотнесение результатов своей деятельности с целью занятия, оценка успешности работы группы и самооценка, понимание причин неуспеха. Коммуникативные: уместное использование оценочной лексики. Демонстрирует образец таблицы на экране. Оценивание работы по сравнительному анализу. Оценивание качества и уровня исследовательской работы.
Включение
в систему знаний
и повторение
Регулятивные: формулирование выводов. Коммуникативные: умение формулировать гипотезу дальнейшего научного поиска. Комментирование домашнего задания. Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, постановка целей последующей деятельности.

1. Оргмомент.

Сегодня мы работаем в группах. Вы сами определили функции каждого участника группы. Выполнили домашнее задание. Получили рабочую папку с материалами для работы.

2. Целеполагание и мотивация.
Представление темы урока.
Просмотр фильма о Горации.

Что делает человека бессмертным? Героические поступки? Богатство? Чины? А в чем поэты, люди искусства, видели свое бессмертие?

Один из них жил в первом веке до нашей эры, участвовал в сражениях, но предпочел жизнь свою посвятить литературе. Другой тоже воевал, был и губернатором, и сенатором, награды имел государственные, но счастье нашел в творческой деятельности. А третий не был ни воином, ни политиком. Он сразу ощутил себя поэтом.

Между первым и третьим пролегло почти два тысячелетия, но дело, которому они посвятили себя, стирает преграды веков. Ведь мы говорим о поэзии, о ее вечности, о ее бессмертии.

Как давно вы услышали тему урока?

Почему тема была заявлена уже на первом уроке?

Как мы готовились к этому уроку?

Каковы результаты соцопроса?

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

1.Как вы понимаете значение слова «памятник»?

2.Каким людям установлены памятники в нашем городе?

3.Какие архитектурные сооружения в Судже носят названия памятников?

4.Нужно ли устанавливать памятники на могилах родственников?

5.Какой памятник можно назвать вечным?

Демонстрация презентации результатов соцопроса. Один из учащихся комментирует результаты опроса.

В опросе участвовало 26 обучающихся 11 классов. Большинство из них понимают значение слова «памятник» как скульптурное сооружение в честь кого-либо или какого-либо события. Названы памятники Ленину, Щепкину. Архитектурные памятники верно назвали только несколько опрошенных. Наибольшее затруднение вызвал пятый вопрос. 13 человек отказались отвечать на него, только двое ответили правильно.

Из результатов опроса мы видим, что тема памяти волнует людей. Каждый человек задумывается о том, что жизнь человеческая не может быть бесконечной. Как можно сохранить имя свое и после смерти? Как и чем наполнить душу свою бессмертную, чтобы она стала бессмертной не только в христианском смысле?

Какую же цель мы ставим перед собой на уроке и добиваемся ее выполнения?
(Цель: В результате сравнительного анализа стихотворений понять, что открыл миру Гораций? Что заставило Ломоносова и Державина обратиться к нему? Почему Пушкин тоже развивает идеи древнеримского поэта?)

Мною предложен способ достижения цели. Вы должны были его понять из формулировок домашнего задания. Составление и заполнение таблицы – один из видов оформления научных исследований, и мы на сегодняшнем уроке будем совершенствовать это универсальное учебное действие.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Сама таблица перед вами. В первой линии сравнения допущены фактические ошибки. Проверяем домашнее задание первой группы, находим фактические ошибки в предложенном историческом комментарии.

Домашнее задание второй группы. Толкование непонятных слов и выражений.

Авфид – река в Италии, на родине Горация.
Алцейская лира – лира Алцея (Алкея). 6 век до н.э.
Дельфийский лавр – лавр из города Дельфы, из храма Аполлона.
Стихи эольски – стихи эолийского племени (Сапфо и Алкея) считались образцом в древнегреческой лирике.
Аквилон – северный ветер.
Давнус –легендарный царь Апулии, родины Горация.
Мельпомена – муза трагедии.
Фелица – героиня оды Державина. Имя заимствовано из сказки Екатерины 11. Ода «Фелица» посвящена Екатерине.
Александрийский столп – памятник Александру 1 на Дворцовой площади в честь победы над Наполеоном.

Мы с вами на предыдущем уроке познакомились с текстами произведений. Пусть они прозвучат сегодня в вашем исполнении. (Выразительное чтение наизусть.)

Тексты исследуемых произведений.

Гораций «К Мельпомене»
(1 век до н.э.)
перевод Ломоносова (1747)
Державин «Памятник» (1795) Пушкин
«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…» (1836)
Exegi monumentum

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид,
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной прстоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О Муза! Возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Третья группа определяла линии сравнения этих произведений. Какие линии они нам предлагают и почему? Идея, композиция, средства выразительности, авторская позиция, образы стихотворения.

4. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Как правильно выстроить предложенные линии? Давайте определим последовательность этих линий. (На доске карточки расположить вертикально в нужной последовательности.)

Итак, работая в группах, в сотрудничестве мы приступаем к заполнению таблицы.

5. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

Распределение работы самими обучающимися в группах: руководитель, секретарь, помощники.

Группы используют словари литературоведческих терминов.

6. Реализация проекта.

Оформление результатов исследовательской работы в таблице.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ОБЪЕКТЫ СРАВНЕНИЯ
Линия сравнения Гораций
(пер. Ломоносова)
«К Мельпомене»
Державин
«Памятник»
Пушкин
«Я памятник себе
воздвиг нерукотворный…»
Дата создания.
Краткая характеристика эпохи (важные события в жизни страны, правители, судьба поэта
Гораций – 1 век до н.э.
Ломоносов -1747г.
Отец – вольноотпущенный раб. Гораций – участник гражданской войны на стороне Брута. Автор «Науки поэзии». Перевел с греческого Алкея, Анакреонта, Сапфо. Признан в Италии классиком литературы.
18 в. (1795г.)
Статс-секретарь при Екатерине Второй, сенатор, губернатор. Член Верховного Совета при Павле, министр юстиции при Александре. Кавалер нескольких орденов.
19в.(1836г.)
Один из первых выпускников Царскосельского Лицея, открытого Александром Первым. При жизни удостоен славы великого поэта. Реформатор русского литературного языка. Сочувствовал дворянам, восставшим против правительства (1825г.)
Жанр Ода (сам Гораций называл лирическим стихотворением Ода эпохи классицизма. За образец взята ода Горация. Ода. Торжественное, лиричное и философское произведение
Идея Поэтическое творчество- это памятник, «знак бессмертия». Поэзия бессмертна, она могущественнее сил природы. Поэтическое творчество бессмертно, если исполнено Божьего веления, пробуждает добрые чувства.
Композиция.
1.Вступление.
2.Главная часть.
3.Заключение.
1.Воздвиг необычный памятник («знак бессмертия»).
2. Заслуги (перевел греческую поэзию).
3.Обращение к музе.
(Лавровый венец.)
1.Воздвиг вечный памятник.
2.Заслуги (простой слог, правдивость).
3.Обращение к музе. (Будь бессмертной.)
1.Воздвиг «нерукотворный памятник».
2. Добро, милосердие, свободолюбие в творчестве дарят бессмертие.
3.Обращение к Музе. (Будь послушна Божьему веленью.)
Центральный образ стихотворения
(создание синквейнов)
ПАМЯТНИК
высокий, крепкий
не умру, воздвигнул буду возрастать, звенеть, внес,
«Возгордися праведной заслугой, муза!»
Алцейская лира.
ПАМЯТНИК
чудесный, вечный
не умру, будет помнить, дерзнул, беседовать, говорить
«О муза! Возгордись заслугой справедливой…»
Забавный русский слог и истина.
ПАМЯТНИК
нерукотворный, священный
не умру, восславил, призывал, пробуждал, переживет
«Веленью Божию, о муза, будь послушна…»
«Душа в заветной лире…»
Средства выразительности:
-эпитеты;
-метафоры;
-олицетворения;
-оксюморон;
Великий, праведной.
Смерть оставит велику часть мою…
Возгордися праведной заслугой, муза.
Звенеть Алцейской лирой.
Чудесный, вечный.
Полет времени.
О муза! Возгордись…
Нерукотворный, непокорная, заветная, гордый, дикой, добрые, жестокий.
Слух пройдет.
Веленью Божию, о муза, будь послушна..
Особенности лексики Слова высокого стиля:
владеет, велика часть, Отечество, знак бессмертия.
Слова высокого стиля:
сокрушит, тлен, возрастет, доколь, безвестность, возгордись.
Слова высокого стиля:
воздвиг, нерукотворный, вознесся, душа, заветный, славен, пиит, восславил, падшие, веленье, хвала, приемли.
Особенности синтаксиса Сложные конструкции, обращение. Ряды однородных членов,
обращение.
Ряды однородных членов, обращение, обособленные члены предложения.
Многосоюзие.
Авторская позиция Заслугу свою видит в том, что открыл новое в поэзии, перевел греческие стихи.
Гордится Римом.
Восхищается Родиной, славянами. Считает, что творчество подарит ему бессмертие за правдивость и «забавный русский слог». Уверен в бессмертии как истинный христианин. «Душа в заветной лире» нетленна. Нерукотворный памятник поэзии – исполнение воли Бога.
Отношение к авторской позиции и к ее художественному воплощению. Вызывает интерес у многих поэтов как аксиома бессмертия. Первым представил поэтическое творчество как вечный памятник. Впервые идея Горация «пересажена на русскую почву». Учит любви к Отечеству. Звучит легко и возвышенно, завораживает, пленяет мыслью и чувствами.
Созданы законы поэтического бессмертия для всех поэтов земли.
Значимость произведения в контексте творчества автора и мировом литературном процессеы Наследие Горация вызвало огромное количество подражаний. В русской литературе к ней обращались 32 поэта. Во многих вузах по творчеству Горация осваивают латинский язык. Создал первое русское переложение оды Горация.
«Он пел и славил Русь святую. Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» (К. Рылеев о Державине)
В творчестве Пушкина тема поэта и поэзии – одна из ведущих тем. Данное стихотворение является завещанием и манифестом поэта, оно развивает идею стихотворения «Пророк». Строки этого стихотворения высечены на цоколе первого памятника поэту в Москве.

7. Первичное закрепление во внешней речи.

Обучающиеся заполняют таблицу в каждой группе, комментируя, обобщая, делая выводы по каждой линии сравнения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель ориентируется на готовый продукт работы, но приветствует творческий подход и нестандартность мышления. Одно из заданий выполняется в технологии синквейна, если обучающиеся подготовлены к этому. Каждая группа работает с одним произведением.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Готовый учебный продукт (таблица сравнительного анализа) воспроизводится на доске. Обучающиеся сравнивают результаты своей деятельности и образец и делают выводы.

Гораций (Квинт Гораций Флакк) родился в 65 году до н.э. в Венузуи, на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб. Получил образование в Риме, участвовал в гражданской войне, начавшейся после убийства Цезаря. Командовал легионом в армии Брута.

После поражения и амнистии посвящает себя поэзии. Создает политические стихи, сатиры, оды, послания. Главным в произведении он считал идейность. Любимый поэт многих государственных деятелей Европы и России. Ода «Памятник» привлекала внимание многих поэтов. Первый перевод с латинского в России сделал Ломоносов.

Ломоносов (Гораций): поэт воздвигнул «знак бессмертия», ни бурный Аквилон, ни века не могут его разрушить; посмертная слава будет возрастать, пока великий Рим владеет миром. Свою заслугу видит в том, что греческие стихи внес в Италию.Ода переведена в 1747году.

Державин: воздвиг вечный памятник; слава возрастет, «доколь славянов род вселенна будет чтить»; заслуги видит в простоте и правдивости слога. Державин на основе текста Горация создал свое произведение. Стихотворение написано в 1795 году. Первоначальное название «К Музе. Подражание Горацию».

Белинский писал: «Хотя мысль этого превосходного стихотворения взята Державиным из Горация, но он умел выразить в такой оригинальной, одному ему свойственной форме, так хорошо применить ее к себе, что честь этой мысли принадлежит ему, как и Горацию».

Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» в 1836 году. Это и исповедь, и завещание, и манифест поэта. Эпиграф указывает на прямое продолжение традиций Горация. Для поэта главное в творчестве само творчество, «чувства добрые», свобода и «милость к падшим» возводят поэта в ранг пророка и учителя. Заключительная строфа – это духовная программа Пушкина: нужно подчиняться только Божьему велению.

10. Рефлексия деятельности (итог урока).

Что вы можете сказать о нашей работе на сегодняшнем уроке? Что понравилось в работе? Какой элемент урока стал самым ярким? Что можно было бы сделать по-другому?

Какие жизненные уроки мы извлекли?

Дополнительный демонстрационный материал:

Cтихотворение Пушкина в исполнении Владимира Яхонтова (видеоклип).



Домашнее задание рассчитано на то, что вы еще раз вернетесь к тексту стихотворений. Предлагаю три задания на выбор. Каждый из вас самостоятельно решит, что интереснее для дальнейших размышлений над строками стихотворений.

Домашнее задание.

1. Найти опечатку в тексте стихотворения Горация (пер. Ломоносова). Как эта опечатка изменяет смысл стихотворения?

2. Проанализируйте статью учебника литературы для 8 класса средней школы под редакцией А.Г. Алексина (1986), посвященную стихотворению А.С. Пушкина. С какими выводами автора статьи вы не согласны и почему?

3. К оде Горация обращались многие русские поэты (более 30). Почему идеи древнеримского поэта вызвали такой интерес у многих читателей и писателей?

Выберите одно из заданий и выполните его письменно.

Оценки за урок выставляют группы. Учитель предлагает и свои критерии оценивания, и баллы, используя таблицу наблюдений за работой обучающихся.

Остров Буян: Пушкин и география Трубе Лев Людвигович

«И друг степей калмык»

«И друг степей калмык»

Каждый народ самобытен. А. С. Пушкин пытался объяснить это влиянием климата, образа правления, верой, что дает «каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии». «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу», - писал он в статье «О народности в литературе».

В пушкинских произведениях встречаются имена многих народов как известных, так и малоизвестных; одни из этих народов фигурируют под названиями, сохраняющимися до сих пор, а другие - под старыми, бытовавшими в прежние времена. И прежде всего это имена народов, запечатленные в его прозорливом «Памятнике»:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Выбор поэтом приводимых в «Памятнике» имен народов не случаен, как бывает у иных поэтов для рифмы, а глубоко продуман. В четырех названиях народов, по существу, охвачена вся огромная территория России. «Гордый внук славян» представляет и русских, и украинцев, и белорусов; финн - представитель народов, живущих на обширной территории севера страны; тунгус - народов Сибири и калмык - юга и юго-востока, монголо-тюркских народов. Правда, работая над этим стихотворением, поэт не сразу определил четыре указанных народа. Как показывает черновик, бесспорным для него были только два имени, фигурирующие во всех вариантах стихотворения, - это «русский» и «финн». «Тунгус» и «калмык», включенные в начальный вариант, затем заменялись и намечались такие варианты: «и финн, грузинец, киргизец», и «финн, грузинец и ныне дикой черкес». Как видно, поэт остановился на именах наиболее представительных народов, точнее, на именах народов, населявших обширную территорию страны - от берегов Балтики до Охотского моря, от Северного Ледовитого океана до Каспия. Это лишь подчеркивает осведомленность А. С. Пушкина в вопросах народоведения, знание им истории разных народов, а историю калмыков он хорошо знал по рукописи Н. Я. Бичурина, о чем писал в примечаниях к «Истории Пугачева»: «С благодарностию помещаем сообщенный им (Бичуриным. - Л. Т. ) отрывок из неизданной еще его книги о калмыках». При этом Пушкин, как считает исследователь А. И. Суржок, «придерживается собственной, совершенно самостоятельной концепции по поводу трагического ухода калмыков из России» 1: притеснениями «выведенные из терпения, они решились оставить Россию…». Ушла на исконную родину, в Джунгарию, только часть калмыков. Потеряв на пути много соплеменников, они достигли Джунгарии. «Но пограничная цепь китайских караулов грозно преградила им вход в прежнее отечество, и калмыки не иначе могли проникнуть в оное, как с потерею своей независимости» (примечания к «Истории Пугачева»).

О «гордом внуке славян» много говорить не приходится: ему поэт посвятил немало строк в своих произведениях.

А. С. Пушкин гордился своим народом, русским человеком, прежде всего крестьянином, составлявшим основу русского народа. «Взгляните на русского крестьянина, - писал он, - есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud; никогда не заметите в нем ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому» («Путешествие из Москвы в Петербург»).

Финн у А. С. Пушкина явно собирательное имя, то есть относится не только к собственно финнам (суоми, как они сами себя называют), составляющим основное население Финляндии, но и к родственным им карелам, эстонцам и другим народам финской языковой группы. Раньше, в дореволюционное время, их также называли чухонцами (финское население в окружении Петербурга):

Твоя чухоночка, ей-ей,

Гречанок Байрона милей,

А твой зоил прямой чухонец.

«К Баратынскому»

В нашей стране народы финской группы (карелы, эстонцы, марийцы, мордва, удмурты, коми) составляют более 4 миллионов человек, а площадь республик, образуемых этими народами, 1375 тыс. кв. километров, то есть свыше 1/4 Европейской территории СССР.

Тунгусы , или, как теперь именуют по самоназванию народа, эвенки, хотя и представляют немногочисленный народ (всего 28 тыс. человек), образующий автономный округ в составе Красноярского края, но расселен он не только на территории округа, но и далеко за его пределами - на бо?льшей части Сибири, от Оби до Охотского моря. О широком расселении с давних времен эвенков свидетельствуют, в частности, многочисленные эвенкийские географические названия, прежде всего ряда крупных рек - Енисея, Лены, Яны, в основе которых лежит эвенкийское слово ене , означающее «большая река». Эвенк - действительно представитель народов всей Сибири, и давно уже не «дикой» ее представитель, а не менее просвещенный, чем другие народы.

А ведь в дореволюционном прошлом эвенки, как и многие другие малые народы, не имели своей письменности и были, можно прямо сказать, поголовно неграмотными, вели кочевой образ жизни, жилищем служили им конические чумы на стойбищах.

С калмыками поэт непосредственно общался, был гостем калмыцкой семьи в степной кибитке, отведывал национальное кушанье, правда, оно ему, привыкшему к русской кухне, не понравилось. Вот как описывает А. С. Пушкин свое посещение калмыцкой семьи по пути на Кавказ в 1829 году: «На днях посетил я калмыцкую кибитку (клетчатый плетень, обтянутый белым войлоком). Все семейство собиралось завтракать; котел варился посредине, и дым выходил в отверстие, сделанное в верху кибитки. Молодая калмычка, собою очень недурная, шила, куря табак. Я сел подле нее. «Как тебя зовут?» „***“ - «Сколько тебе лет?» - «Десять и восемь». - «Что ты шьешь?» - «Портка». - «Кому?» - «Себя». - Она подала мне свою трубку и стала завтракать. В котле варился чай с бараньим жиром и солью. Она предложила мне свой ковшик. Я не хотел отказаться и хлебнул, стараясь не перевести духа… Я попросил чем-нибудь это заесть. Мне дали кусочек сушеной кобылятины; я был и тому рад. Калмыцкое кокетство испугало меня; я поскорее выбрался из кибитки и поехал от степной Цирцеи» («Путешествие в Арзрум»).

Судя по черновой записи, конец этого визита в калмыцкую кибитку выглядел несколько иначе. Согласно первоначальному варианту записи, поданный кусок сушеной кобылятины поэт с большим удовольствием проглотил. «После сего подвига я думал, что имею право на некоторое вознаграждение. Но моя гордая красавица ударила меня по голове мусикийским орудием, подобным нашей балалайке. Вот к ней послание, которое, вероятно, никогда до нее не дойдет…»

Прощай, любезная калмычка!

Чуть-чуть, назло моих затей,

Меня похвальная привычка

Не увлекла среди степей

Вслед за кибиткою твоей.

Твои глаза, конечно, узки,

И плосок нос, и лоб широк,

Ты не лепечешь по-французски,

Ты шелком не сжимаешь ног,

По-английски пред самоваром

Узором хлеба не крошишь.

Не восхищаешься Сен-Маром,

Слегка Шекспира не ценишь,

Не погружаешься в мечтанье,

Когда нет мысли в голове,

Не распеваешь: Ma dov’?,

Галоп не прыгаешь в собранье…

Что нужды? - Ровно полчаса,

Пока коней мне запрягали,

Мне ум и сердце занимали

Твой взор и дикая краса.

Друзья! не все ль одно и то же:

Забыться праздною душой

В блестящей зале, в модной ложе,

Или в кибитке кочевой?

Интересно отметить, что от этого стихотворения «отталкивался» А. Блок, создавая портрет египтянки: «Все черты египтянки далеки от какого бы то ни было «канона» красоты. Лоб, кажется, слишком велик, она недаром закрывала его волосами. В овале щек что-то монгольское, едва ли не то, что заставляло Пушкина «забываться пылкою мечтою» в «кочевой кибитке» и мечтательно исчеркивать рукописи стихов профилями» 2 .

Кочевой в прошлом народ, калмыки ныне образуют свою автономную республику в составе Российской Федерации, в пределах которой живет 4/5 от более чем 170 тысяч их в стране. Теперь калмыкам, достигшим тех же высот в образовании, что и другие народы нашей многонациональной страны, не чужды все завоевания человеческой культуры. В столице республики Элисте воздвигнут памятник А. С. Пушкину, великому поэту-интернационалисту, к стихам которого обращается каждый калмык.

Многие народы фигурируют в его произведениях.

Целую поэму поэт посвятил цыганам , которые «…шумною толпой по Бессарабии кочуют». Он две недели провел в цыганском таборе.

«Живя в Бессарабии, - пишет В. А. Мануйлов, - Пушкин учился цыганскому языку, знакомился с цыганскими песнями, записывал старинные молдавские предания и песни… «Черная шаль» - художественная переработка молдавской песни…» 3 .

Необычность судьбы цыган побудила А. С. Пушкина дать примечания к поэме, в которых он пишет: «Долго не знали в Европе происхождения цыганов; считали их выходцами из Египта - доныне в некоторых землях и называют их египтянами. Английские путешественники разрешили наконец все недоумения - доказано, что цыгане принадлежат отверженной касте индейцев, называемых париа . Язык и то, что можно назвать их верою, - даже черты лица и образ жизни - верные тому свидетельства. Их привязанность к дикой вольности, обеспеченной бедностию, везде утомила меры, принятые правительством для преобразования праздной жизни сих бродяг - они кочуют в России, как и в Англии; мужчины занимаются ремеслами, необходимыми для первых потребностей, торгуют лошадьми, водят медведей, обманывают и крадут, женщины промышляют ворожбой, пеньем и плясками.

В Молдавии цыгане составляют большую часть народонаселения…»

Последнее утверждение поэта, не располагавшего статистическими данными, неправильно (цыгане не составляли большинства населения Молдавии). Не случайно к своему примечанию он сделал дополнение о Бессарабии: «Бессарабия, известная с самой глубокой древности, должна быть особенно любопытна для нас.

Она Державиным воспета

И славой русскою полна.

Но доныне область сия нам известна по ошибочным описаниям двух или трех путешественников» 5 .

По данным на 1833 год, в Бессарабии числилось населения 465 тыс. человек 6 . За последующие полвека оно возросло до 1, 6 миллиона человек, из которых в 1889 году около половины составляли молдаване и 18,8 тысячи - цыгане.

В настоящее время в Молдавии из 4 миллионов человек молдаване составляют около 2/3 ее населения, а цыган насчитывается немногим более десятка тысяч человек, и они среди других национальностей этой многонациональной республики по численности стоят на восьмом месте (после молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев, белорусов). В Молдавии живет лишь 1/20 часть от всех цыган в СССР (по переписи 1979 г. в стране их насчитывалось 209 тысяч).

А вот меткое замечание поэта о многочисленном старом кишиневском базаре:

Теснится средь толпы еврей сребролюбивый,

Под буркою казак, Кавказа властелин,

Болтливый грек и турок молчаливый,

И важный перс, и хитрый армянин.

«Теснится средь толпы…»

Не обойдены вниманием поэта и народы Кавказа. Посетив Грузию, он так отозвался о грузинах : «Грузины народ воинственный. Они доказали свою храбрость под нашими знаменами. Их умственные способности ожидают большей образованности. Они вообще нрава веселого и общительного» («Путешествие в Арзрум»). В четырех лаконичных фразах дана емкая характеристика народа с его потенциальными возможностями, которые в полной мере раскрылись лишь столетие спустя - в советское время.

Проезжая по земле древней Армении, А. С. Пушкин остановился на ночлег у совсем незнакомых ему людей, которые приняли его весьма приветливо, на что он обращает свое внимание: «Дождь ливмя лил на меня. Наконец из ближнего дома вышел молодой армянин и, переговорив с моим турком, позвал меня к себе, изъясняясь на довольно чистом русском языке. Он повел меня по узкой лестнице во второе жилье своего дома. В комнате, убранной низкими диванами и ветхими коврами, сидела старуха, его мать. Она подошла ко мне и поцеловала руку. Сын велел ей разложить огонь и приготовить мне ужин. Я разделся и сел перед огнем… Скоро старуха приготовила мне баранину с луком, которая показалась мне верхом поваренного искусства. Мы все легли спать в одной комнате; я разлегся противу угасающего камина и заснул…». Это маленькая этнографическая зарисовка, показывающая быт простых людей Армении.

Находясь в Прибалтике, герой незаконченного поэтом произведения («В 179 * году возвращался я…») отмечает: «Издали слышалась печальная песня молодой эстонки ».

Конечно, А. С. Пушкину были знакомы болдинские соседи - мордва , а также другие наши соседи - чуваши и черемисы (ныне марийцы). В «Истории Пугачева» он пишет: «Мордва, чуваши, черемисы перестали повиноваться русскому начальству». В войске Пугачева было «…тысяч до десяти калмыков, башкирцев, ясачных татар…». Выше говорилось о киргиз-кайсаках (казахах).

Более двух десятков имен народов нашей страны встречается в произведениях поэта.

Упоминаются в произведениях А. С. Пушкина и разные народы зарубежных стран: арнауты, бошняки, далматы, валахи, османы, адехи, сарацины (сарачины) и другие, что указывает на широкие географические познания поэта.

Арнауты - турецкое название албанцев, под которым они фигурируют в повести «Кирджали»: «…арнауты в своем оборванном и живописном наряде, стройные молдаванки с чернолицыми ребятами на руках окружили каруцу» (каруца - плетеная тележка).

Бошняки (боснийцы) - жители Боснии, в прошлом турецкой провинции, а ныне республики в составе Югославии: «Беглербей со своими бошняками против нас пришел…» («Битва у Зеницы-Великой» - из «Песен западных славян»).

Далматы - жители Далмации, в прошлом австрийской провинции у Адриатического моря, а ныне области в Югославии: «А далматы, завидя наше войско, свои длинные усы закрутили, набекрень надели свои шапки и сказали: „Возьмите нас с собою: Мы хотим воевать бусурманов“» («Битва у Зеницы-Великой» - из «Песен западных славян»).

Валахи - жители княжества Валахии, находившегося под властью Турции; затем, после освобождения, они вошли в состав румынской нации, и Валахия стала частью Румынии. Герой повести «Кирджали», по имени которого она названа, говорит: «Для турок, для молдаван, для валахов я, конечно, разбойник, но для русских я гость». А родом Кирджали «был булгар».

Османы - старинное название турок (по имени турецкого султана XVI века Османа I - основателя Османской империи).

Был и я среди донцов,

Гнал и я османов шайку;

В память битвы и шатров

Я домой привез нагайку -

так вспоминает поэт свое участие в сражении под Арзрумом, о чем умалчивает в «Путешествии в Арзрум», поместив только рисунок, на котором изобразил себя на коне с пикой. Этому есть свидетельство очевидца Н. А. Ушакова: «Перестрелка 14 июня 1829 года замечательна потому, что в ней участвовал славный поэт наш А. С. Пушкин… Схватив пику одного из убитых казаков, он устремился против неприятельских всадников. Можно поверить, что донцы наши были чрезвычайно изумлены, увидев перед собою незнакомого героя в круглой шляпе и бурке. Это был первый и последний дебют любимца муз на Кавказе» 7 . Между прочим, получив от автора книгу, в которой описан этот эпизод, А. С. Пушкин отвечал ему в июне 1836 года: «С изумлением увидел я, что Вы и мне даровали бессмертие - одною чертою Вашего пера».

Этот эпизод навеял Пушкину стихотворение «Делибаш». Вот его начало:

Перестрелка за холмами;

Смотрит лагерь их и наш;

На холме пред казаками

Вьется красный делибаш.

Адехи - от самоназвания «адыге» трех родственных народов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, которых раньше также называли черкесами.

Не для бесед и ликований,

Не для кровавых совещаний,

Не для расспросов кунака,

Не для разбойничей потехи

Так рано съехались адехи

На двор Гасуба-старика.

Сарачины (у поэта в форме сорочины), или сарацины, первоначально (у античных историков) название кочевых племен Аравии, а затем вообще всех арабов, а иногда и мусульман. Собственно сарачины - западные половцы.

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Примечательно еще пояснение А. С. Пушкина об «арабах» и «арапах» в письме к П. А. Вяземскому (вторая половина 1835-1836 гг.): «Араб (женского рода не имеет) житель или уроженец Аравии, аравитянин. Караван был разграблен степными арабами.

Арап , женск. арапки , так обыкновенно называют негров и мулатов. Дворцовые арапы , негры, служащие во дворце. Он выезжает с тремя нарядными арапами ».

Названия разных народов у А. С. Пушкина органично вплетаются в ткань произведений, в которых даются меткие характеристики и определения, одним-двумя словами создающие их зримые образы: «Молдаван в усах и бараньей шапке».

А. С. Пушкин был горячим поборником равноправия народов, их дружбы и, естественно, не считал зазорным принадлежность человека к тому или иному народу, лишь бы порядочным он был.

Не то беда, что ты поляк:

Костюшко лях, Мицкевич лях!

Пожалуй, будь себе татарин, -

И тут не вижу я стыда;

Будь жид - и это не беда;

Беда, что ты Видок Фиглярин.

«Не то беда…»

Поэт гордился своим предком (по материнской линии) - Ганнибалом, выходцем из Африки, «арапом» Петра Великого:

Решил Фиглярин, сидя дома,

Что черный дед мой Ганнибал

Был куплен за бутылку рома

И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двинулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен.

И сходно купленный арап

Возрос усерден, неподкупен,

Царю наперсник, а не раб.

И был отец он Ганнибала,

Пред кем средь чесменских пучин

Громада кораблей вспылала

И пал впервые Наварин…

«Моя родословная»

А. С. Пушкин как мыслитель задумывался о судьбах не только народов своей страны, но и мира. И эту необъятную широту интересов, глубину проникновения его гения во все стороны жизни современного ему мира по достоинству оценил великий польский поэт Адам Мицкевич: «…Никто не заменит Пушкина. Только однажды дается стране воспроизвести человека, который в такой высокой степени соединяет в себе столь различные и, по-видимому, друг друга исключающие качества. Пушкин, коего талант поэтический удивлял читателей, увлекал, изумлял слушателей живостью, тонкостью и ясностью ума своего, был одарен необыкновенной памятью, суждением верным, вкусом утонченным и превосходным. Когда говорил он о политике внешней и отечественной, можно было думать, что слушаешь человека, заматеревшего в государственных делах и пропитанного ежедневным чтением парламентских прений. Он нажил себе много врагов эпиграммами и колкими насмешками. Они мстили ему клеветой. Я довольно близко и довольно долго знал русского поэта; находил я в нем характер слишком впечатлительный, а иногда легкомысленный, но всегда искренний, благородный и способный к сердечным излияниям. Погрешности его казались плодами обстоятельств, среди которых он жил; все, что было в нем хорошего, вытекало из сердца» 8 .

А сердце поэта беспокойно билось в тревогах за судьбы больших и малых народов, за будущее человечества.

Дружба свободных народов - это мир на Земле, чего страстно желал А. С. Пушкин, предвидя его в грядущем. В заметке по поводу «Проекта вечного мира» аббата Сен-Пьера, относящейся ко времени пребывания в Кишиневе, он писал:

«1. Не может быть, чтобы людям со временем не стала ясна смешная жестокость войны, так же, как им стало ясно рабство, королевская власть и т. п… Они убедятся, что наше предназначение - есть, пить и быть свободными.

2. Так как конституции, - которые являются крупным шагом вперед человеческой мысли, шагом, который не будет единственным, - необходимо стремятся к сокращению численности войск, ибо принцип вооруженной силы прямо противоположен всякой конституционной идее, то возможно, что менее чем через 100 лет не будет уже постоянной армии.

3. Что касается великих страстей и великих воинских талантов, для этого останется гильотина, ибо общество вовсе не склонно любоваться великими замыслами победоносного генерала: у людей довольно других забот, и только ради этого они поставили себя под защиту законов» («О вечном мире»).

На развитие вольнолюбивых взглядов поэта в вопросе о «вечном мире», можно полагать, оказал влияние и наш земляк А. Д. Улыбышев. Академик М. П. Алексеев по этому поводу пишет: «Еще в Петербурге в кругу членов «Зеленой лампы» в конце 1819 года он мог услышать чтение небольшого произведения приятеля своего А. Д. Улыбышева под названием «Сон», эту раннюю декабристскую «утопию», в которой идет речь о будущей России, освобожденной после революционного переворота от гнета феодально-абсолютнейшего режима» 9 . Это был документ передовой политической мысли в России.

А. С. Пушкин вместе с великим польским поэтом А. Мицкевичем был убежден, что наступит время,

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

«Он между нами жил…»

«Будем надеяться, что Пушкин и на этот раз был прав» - так заканчивает свое исследование «Пушкин и проблема „вечного мира“» М. П. Алексеев.

Из книги Поединок крысы с мечтой автора Арбитман Роман Эмильевич

И не друг, и не враг, а так Вольфганг Хольбайн. Враг рода человеческого. Смоленск: Русич («Сокровищница боевой фантастики и приключений»)Хорошо подобранное название детектива – уже половина успеха. Немецкий писатель Вольфганг Хольбайн, придумав заголовок своему

Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил Аронович

Если друг оказался вдруг Посвящается Борису Парамонову Империя рухнула, похоронив под обломками Эриха Марию Ремарка. Ясно, что в этом году не будет отмечен ни один из «полукруглых» юбилеев, связанных с именем писателя: 95 лет (со дня рождения), 55 (со времени выхода в свет

Из книги Подлинная история Баскервильского Чудовища автора Щепетнёв Василий Павлович

Из книги Литературные портреты: По памяти, по записям автора Бахрах Александр Васильевич

Милый друг Баскервилей «Собака Баскервилей» - воистину гениальный детектив. Главный злодей предстает перед нами с первых страниц, а читатель остается в неведении и поныне.Но день настал!Итак, «что понадобилось человеку науки, доктору Джеймсу Мортимеру, от сыщика

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

«Иди, мой друг. Господь с тобою…» Иди, мой друг. Господь с тобою. Прости. Иди своим путем. Я с несговорчивой судьбою останусь. Долго ли теперь… Мелькнуло небо голубое улыбкою перед дождем и скрылось… Мне не счесть потерь. Не счесть надежд и вдохновений непостоянных, как

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

МОЙ СТАРЫЙ ДРУГ КИХОТ Мне суждено: уйти, потом вернуться, Уйти не радуясь, вернуться не скорбя. Я чуть устал от войн, от революций И, может быть, от самого себя. Уйти, от жизни милостыню клянча, Вернуться, не познав ее щедрот, Как возвращался рыцарь из Ламанча, Наивный дон,

Из книги ПО СТРАНЕ ЛИТЕРАТУРИИ автора Дмитриев Валентин Григорьевич

Из книги Шишков автора Еселев Николай Хрисанфович

Из книги Остров Буян: Пушкин и география автора Трубе Лев Людвигович

ДРУГ ПРОСВЕЩЕНИЯ Платон Петрович Бекетов (1761-1836) принадлежит к числу людей, сделавших немалый вклад в русскую культуру. Он был родом из старинной и богатой семьи восточного происхождения (фамилия - от титула «бек» - князь). После непродолжительной военной и гражданской

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

Наставник и друг писателей Сибири В конце XIX и начале XX века вступают в литературу писатели и поэты из областей и далеких окраин России. Особенно выделялась своими произведениями группа писателей-сибиряков, которая именовала себя «Молодая сибирская литература». В ее

Из книги На литературных тропах автора Шмаков Александр Андреевич

«И друг степей калмык» Каждый народ самобытен. А. С. Пушкин пытался объяснить это влиянием климата, образа правления, верой, что дает «каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии». «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма

Из книги автора

Друг детства Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком

Из книги автора

Друг мой! Знаете ли вы, сколько существует на свете книг? Клянусь вам, их даже больше, чем островов и подводных рифов в океанах. Ни один самый смелый капитан не поведет свой корабль в плавание, если не будет знать о всех островах, мелях и рифах на своем пути. Представьте себе

Сравнить стих Памятник Пушкина, Державина,Горация

СТИХ ПУШКИНА
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

СТИХ ДЕРЖАВИНА

1Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

СТИХ ГОРАЦИЯ

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.

И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый
Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества был славой я избран