Игумения Таисия (Солопова). Игумения таисия

Настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного женского монастыря игумения Таисия (в миру - Мария Васильевна Солопова) родилась в Санкт-Петербурге в 1842 году.

Родители ее происходили из древних дворянских фамилий: отец - Василий Васильевич - потомственный дворянин, мать - Виктория Дмитриевна - москвичка из рода Пушкиных, к которому принадлежал и великий русский поэт.

В браке Виктория Дмитриевна долго не имела утешения в детях - они умирали во младенчестве. Тогда она стала усердно молиться Божией Матери и совершать паломничества в московские храмы к Ее чудотворным иконам, прося о даровании младенца. Вскоре благочестивая мать родила дочь, которую назвала Марией, будущую игумению Таисию.

Мария Васильевна Солопова получила блестящее образование, окончив в 1860 году курс обучения в Павловском институте благородных девиц в Санкт-Петербурге (на ул. Знаменской). Здесь обнаружились ее незаурядные способности и духовное призвание. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный епископ Выборгский Иоанникий (Руднев) был весьма удивлен тем, что выпускница Института знала наизусть все Евангелие. На его изумленный вопрос девица Мария Солопова ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти».

В годы учебы произошло событие, которое изменило всю жизнь Марии Солоповой. В чудесном сне отроковица увидела Христа Спасителя с сонмом святых, который благословил ее, коснувшись десницей главы. Это видение она восприняла как призвание к служению Господу и благословение на монашеский путь.

Однако желание девицы встретило непонимание со стороны ее матери, ибо та не верила в серьезность принятого дочерью решения. После окончания Института последний год своей жизни в миру Мария Солопова провела в родительском поместье Абаконово близ Боровичей, а зиму в самих Боровичах в своем доме на улице Бежецкой, дом 1, доставшемся ей по наследству от деда. В это время она почти ежедневно бывала в Свято-Духовом Боровичском монастыре, где окормлялась у игумена Вениамина (Позднякова), познакомившего ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря. Известный и чтимый старец стал ее духовным отцом.

С любовью приняв чистую душу девицы под свое руководство, он еще более укрепил ее в избрании монашеского пути. Виктория Васильевна, вразумленная видением Божией Матери, преклонила свое сердце и дала материнское благословение на поступление дочери в монастырь.

Распродав имение, Мария в 1861 году поступила по благословению старца Лаврентия в Тихвинский Введенский монастырь, где безысходно провела почти 10 лет. 13 мая 1870 г. во Введенском соборе она была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г. также по благословению старца Лаврентия она перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента. В 1878 году инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Новгорода на должность казначеи. В этой обители 10 мая 1879 г. она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия.

В ночь на 03 февраля 1881 г. монахиня Таисия увидела необычный сон, в котором «вдруг сверху, как бы с неба упал прямо (ей) в правую руку настоятельский посох», и во вратах монастыря ее встретил крестный ход. На следующий день монахиня Таисия была вызвана в Санкт-Петербург для получения указа митрополита Исидора о назначении ее настоятельницей Леушинской общины.

Вся последующая жизнь матушки Таисии была связана с Леушино. Попав в водоворот скорбей, она вначале хотела навсегда оставить Леушино, но ей явилась Богородица со св. Иоанном Предтечей и повелела не оставлять эту обитель. Вразумленная этим откровением, матушка Таисия дала своего рода обет верности - никогда не оставлять Леушино: «Укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители», - писала она в своих «Келейных записках».

Уже через 4 года Леушинская община была обращена в монастырь, а матушка получила сан игуменьи. Трудами игумении Таисии Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь вскоре достиг необычайного духовного расцвета. В нем были воздвигнуты два каменных собора, открыты духовные школы, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. Всего в монастыре накануне революции подвизалось почти 700 насельниц. В Санкт-Петербурге, Череповце и Рыбинске были устроены подворья. Слава о благолепии и благочестивой жизни женской Лавры Русского Севера распространилась далеко за пределы Новгородской епархии.

С начала 1890-х гг. игумения Таисия во всех трудах руководствовалась советами и благословениями св. прав. Иоанна Кронштадтского, с которым была знакома 35 лет. Среди множества тысяч и тысяч духовных чад дорогого батюшки матушка Таисия была, пожалуй, самой близкой по духу и верной его духовной дочерью. По благословению о. Иоанна матушка трудилась над учреждением новых обителей и над возобновлением упраздненных. Ее трудами были устроены следующие монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине о. Иоанна, Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия, Парфеновский Богородицкий близ Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ Устюжны и другие монастыри.

В 1889 году Святейший Синод наградил матушку наперсным крестом. В 1892 году она была награждена золотым крестом с украшениями от Кабинета Его Императорского Величества. В 1904 году матушка Таисия была впервые представлена Государыне Императрице Александре Феодоровне, и с этого времени их связывали глубокие духовные отношения. В 1911 году игумения Таисия имела честь представляться Государю Императору Николаю II и всей Августейшей Семье. В том же году ей были подарены портреты Царственной Четы с собственноручными подписями, позднее - аметистовые четки. Игумения Таисия является автором множества духовных книг: «Письма к новоначальной инокине», «Духовные стихотворения», исследование об Иоанне Богослове. Записанные ею «Беседы с о. Иоанном Кронштадтским», а также переписка с ним, стали драгоценным памятником их духовной дружбы. Прочитав «Келейные записки» матушки Таисии, о. Иоанн написал на них: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание» (впервые изданы в 1915 году). До самой своей кончины матушка Таисия состояла в обществе памяти о. Иоанна Кронштадтского, печатала статьи о нем в журнале «Кронштадтский пастырь».

Помимо множества дарований игумения Таисия обладала еще и уникальным поэтическим даром и оставила богатое поэтическое наследие: ее стихи регулярно печатались в духовных журналах, были опубликованы отдельными книгами в 1906 году. Не будучи профессиональным поэтом, матушка изливала в стихах свои сокровенные духовные переживания, свой опыт богообщения. Ее поэтическое творчество необычайно многообразно: здесь и полные лиризма пейзажные зарисовки, и философские размышления, и боль скорбящего сердца, и сюжетные поэтические повествования. Ее стихи даже при некоторых технических шероховатостях отмечены неподдельным благодатным вдохновением. Во всех ее произведениях от четырехстиший до поэм поражает непридуманная простота, небесная ясность, чистота, подобная живой родниковой воде, и в то же время неотмирная глубина чувств и духовная точность образов, которые заставляют еще долго молчать в благоговейном внимании после того, как закончится последняя строка. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это духовная жизнь великой подвижницы, выраженная на доступном нам языке поэзии.

Духовные стихи матушки Таисии весьма высоко ценил о. Иоанн Кронштадтский, считая ее талант данным от Бога. Часто Матушка Таисия посылала отцу Иоанну новые стихи еще в рукописи до публикации. На одно из таких стихотворений, посланных к Рождеству Христову в 1898 г., батюшка отозвался: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возращаешь».

После многих подвижнических трудов Игумения Таисия преставилась 02/15 января 1915 года в Леушинском монастыре, где и была погребена в воздвигнутом ею величественном соборе Похвалы Божией Матери.

В советское время Леушино попало в зону затопления Рыбинского водохранилища. Могила игумении Таисии, пользовавшаяся народным почитанием и посещавшаяся многими паломниками, ныне пребывает под водами рукотворного моря.

Уже Иоанну Кронштадтскому было очевидно, что матушка Таисия — святая. Он очень высоко ценил ее. И если в начале их переписки святой Иоанн называл себя духовным отцом игумении, то в конце — духовным сыном.

В православии, как и в большинстве религий, мало известных женщин. Так сложилось, что они остаются в стороне от масштабной деятельности в вере, и лишь единичные имена на слуху: Дева Мария, Мария Магдалина, Мать Тереза и т.д. Матушка Таисия, кстати, тоже Мария, - одно из этих немногих исключений.

Эта игуменья внесла значительный вклад в развитие православия, а её история навсегда останется примером для верующего человека.

Мария Солопова - долгожданный ребёнок в знатной семье

Мария Васильевна Солопова родилась в знатной семье. Родители происходили из дворян и сложными генеалогическими ветвями соприкасались с родом А.С.Пушкина. Старшие дети в семье умерли, едва родившись.

Так что мать Виктория Дмитриевна и отец Василий Васильевич с большим страхом и трепетом ждали очередного ребёнка, молились Божьей Матери, дабы их нынешнее чадо смогло остаться в этом мире.

4 (16) октября 1842 года на свет появилась Мария Солопова - будущая монахиня Таисия. Её монашеский путь, возможно, был предопределён тем, что мать молитвенно обещала воспитать дочь в любви к Богу, хотя вряд ли предвидела последствия своего обета. Затем в семье родились и другие дети.

Ещё подростком Мария Васильевна отличалась безупречной памятью и набожностью

Мария Солопова в десятилетнем возрасте попала в Павловский институт благородных девиц. Там у неё начались мигрени, неправильное лечение которых лишило девочку зрения, из-за чего ей пришлось вернуться домой, где она вылечилась.

По возращении в институт она продемонстрировала талант, данный Господом: отличную память. Также она утверждала, что имела несколько видений. Например, на Пасху в состоянии между сном и бодрствованием она увидела ангела. Этот и другие случаи натолкнули её на мысль встать на путь монахини.

Игумения Таисия всю жизнь видела сны духовного содержания.

За религиозность прочие ученицы называли Марию Солопову монахиней, святошей и игуменьей, а за феноменальную память прозвали слепым мудрецом.

На экзамене по Закону Божию она наизусть цитировала Евангельский текст и поразила епископа Иоанникия глубоким пониманием Писания.

Пока мать не соглашалась отпустить дочь в монастырь, та жила отдельно и учила детей

Вдохновлённая этими событиями, она приехала к родным и рассказала о желании стать монахиней. Но мать этой новости не обрадовалась и не хотела для дочери подобной судьбы. Она пыталась отвлечь её и переубедить.

Но сердце Марии Солоповой оставалось неспокойным. Чтобы хоть как-то проявить себя, она выпросила у родителей разрешение переехать в принадлежащую им усадебку. Там она принялась ходить в храм и обучать детей.


Её духовником стал игумен Вениамин (Поздняков), который познакомил девушку с её будущим духовным отцом архимандритом Лаврентием (Макаровым).

Вскоре мать сообщила Марии, что больше не хочет удерживать её в мирской жизни. Накануне ей приснилась Богородица, и этот сон убедил Викторию Дмитриевну в том, что нужно уступить желанию дочери.

В первой обители Мария преподавала и постриглась в рясофор

Мария ушла в Свято-Введенский Тихвинский монастырь. Здесь девушку приняли охотно, ведь она, как образованный человек, могла принести обители большую пользу. Впоследствии так и оказалось, хотя первое время Марии её знания не пригодились, так как приходилось работать в поле.


Для других послушниц и монахинь это не составляло такого же труда, как для неё, происходящей из дворян и непривычной к подобного рода труду.

Но постепенно её деятельность сменилась на более привычную: сперва - пение в клиросе, затем - преподавание, в котором у Марии уже имелся достаточный опыт.

в этом году Мария постриглась в рясофор и получила имя Аркадия

За время учительской деятельности Мария обзавелась влиятельными и богатыми знакомыми - родителями учениц. Один из них профинансировал строительство целого корпуса монастыря, где одна из келий причиталась самой Марии.

Жизнь в Свято-Введенском Тихвинском монастыре стала невыносимой

Но не всё у Аркадии складывалось благополучно. Сперва умерла мать, так что пришлось улаживать дела младших сестры и брата, а также разбираться с имуществом.

Затем келью, в которой жила Аркадия, выкупили. Некогда она сама хотела это сделать, но по ряду причин не удалось, а теперь приходилось перебираться в единственное свободное помещение - угловое на нижнем этаже, где было влажно и темно.

Быть может, для другой монахини эти условия оказались бы более сносны, но Аркадия имела плохое зрение, так что чтение или любые другие занятия при таком освящении превращались из удовольствия в пытку.

Эти тяготы отразились на здоровье, обязанности в монастыре она тоже стала выполнять гораздо хуже, чем раньше.

Новгородская обитель стала ещё одним тяжёлым крестом

Наконец, когда Аркадия пребывала в обители уже девятый год, ей потребовалось по вопросам наследства посетить Новгород.

Она без сожаления покинула ужасную келью и пообещала себе, что никогда туда не возвратиться. Так и случилось. В новом городе она выбрала для себя Покровский Зверин монастырь. Шёл 1872 год.

Всё началось довольно радужно: Аркадию поставили руководить хором сестёр. Но очень быстро её положение вызвало у остальных зависть, так что за спиной говорили недоброе. Об этих событиях монахиня записала в дневниках, где рассматривала подобные неурядицы как свой крест.


Но вот с чем не могла смириться Аркадия - это с самым попранием христианских принципов в обители. Разве монастырь - не место, где все должны служить Господу с открытым сердцем? Зачем люди уходят туда, лицемерят и ведут себя хуже, чем не дававшие обетов миряне?

Ответ на эти вопросы пришёл в полусне на прогулке. Аркадия будто бы услышала, как бьют часы. Некий голос ей сообщил:

«Вот видишь: в монастыре-то хотя уже и тёмненько, но еще сумерки, вечер, а в миру давно уже полночь».

Услышанное стало откровением для Аркадии и дало ей силы на дальнейший монашеский путь. Она вдохновилась и написала акафист святому Симеону Богоприимцу. Этот текст изучил Святейший Синод и одобрил, а вскоре минуло шесть лет пребывания монахини в обители, и её перевели в Званский Знаменский Державин Монастырь.

После монашеского пострига Таисия увидела сон о том, что станет настоятельницей

В новой обители монахиня Аркадия стала казначей. Нельзя сказать, что здесь она нашла спасение от всех бед и напастей. Отношения с окружающими не ладились. На сей раз сама игуменья источала явную недоброжелательность к Аркадии и часто придиралась к ней. Но всё же именно здесь.

Аркадия приняла монашеский постриг, а с ним и новое имя - Таисия.

В те же годы ей приснилось, что идёт монахиня по местности с большим искусственным водоёмом. И тут к ней упал посох настоятельницы, а голос сообщил, что это поможет преодолеть преграду.

Так и случилось. За водоёмом ждали монастырские стены.

На следующий день ей прислали телеграмму. Матушку вызвали в Петербург, в Иоаннопредтеченский Леушинский монастырь, где ей поручили стать настоятельницей.

Матушка Таисия превратила Леушинскую общину в полноценный монастырь

После четырёх лет в прежней обители монахиня с удовольствием переехала в новую. Там матушка Таисия Солопова принялась основательно трудиться. Обитель находилась в упадке, и предыдущие настоятельницы не смогли исправить ситуацию.

Нельзя сказать, что сама матушка Таисия сразу же справлялась успешнее предшественниц. Монастырь был очень бедным. Его даже называли на тот момент просто общиной. Монахини не слушались, постоянно ввязывались в интриги, община вот-вот могла расколоться.

В какой-то момент настоятельница вообще хотела отказаться от своей миссии, но новый сон с участием Богородицы убедил её продолжать пробовать.


Местный купец Максимов приложил множество сил, чтобы навредить обитательницам общины. Он писал на них очерняющие доносы митрополиту, которые очень сильно заставляли переживать настоятельницу. Однажды её от нервов парализовало на два месяца.

И всё же, несмотря на все сложности, игуменья Таисия благоустроила обитель, и та получила статус монастыря. Сама матушка с этого момента получила новый сан, и отныне она - игуменья Таисия Солопова.

Хотя никаких богатых сторонников у матушки не было, ей удалось отстроить на территории обители собор в честь Похвалы Божией Матери. Это не единственное сооружение, которое возвели при ней. Вот и другие заслуги матушки:

  • часовни;
  • духовная школа;
  • сестринский корпус;
  • три подворья.

Игумения Таисия Леушинская увеличила количество насельниц до 700.

насельниц поселились в монастыре при игуменьи Таисии

Особенно заслуги настоятельницы отмечал святой Иоанн Кронштадтский, с которым её связывало тридцатилетнее знакомство.

Он знал не понаслышке, сколько усилий приложила игуменья Таисия для того, чтобы помочь не только своему, но и многим другим монастырям. Вместе с ним они возродили и открыли примерно десять обителей, это не считая подворий.

Не только святой, но даже царь отметил заслуги настоятельницы и вручил ей золотой наперсный крест.

За возрождение монастырей игуменью Таисию хотят канонизировать

Умерла игуменья Таисия 2 (15) января 1915 года в Леушинском монастыре, о чём знала заранее из сна. Ей похоронили в склепе Похвального собора, который она же сама и строила. А через тридцать лет всю территорию монастыря затопило искусственное водохранилище - что перекликается с другим её сном о нерукотворном водоёме.

И сегодня обитель остаётся под водой.

Но труды игуменьи Таисии не исчерпываются только этой обителью, а потому законы и традиции, которые она установила, продолжают существовать во многих других монастырях.

Сегодня игуменью Таисию пытаются причислить к лику святых.

Игуменья Таисия ещё при жизни многими почиталась как святая старица. Её смерть лишь усилила интерес к её личности. В память об этой выдающейся женщине регулярно проводят панихиды, а сама она стала образцом добродетели для верующего человека.

По сегодняшний день три епархии выступают с инициативой причислить игуменью Таисию к лику святых. Сбор информации для дополнения её жизнеописания - одна из главных задач комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии.

Игуменья Таисия - автор духовных трудов, самый известный - автобиография «Келейные записки»

Читать записки Игумении Таисии случалось даже Иоанну Кронштадтскому, который высоко их оценил. И это не удивительно, ведь в этом автобиографическом тексте игуменья Таисия запечатлела свой опыт общения с Богом, рассказала о встречах с подвижниками и различных происшествиях на своём духовном пути.

Эта книга может стать поддержкой для любого верующего человека. В нём можно найти много духовных откровений и назидательной информации. Центральное место в автобиографии матушки занимают её видения:

«Вдруг вдали, по направлению к св. воротам, на горизонте показалось как бы восходящее солнце, между тем как был яркий полдень, и солнце светило над головами. Мы стали вглядываться в это, и увидели, что оно не подымается как обычно солнцу, а, идя по земле, подвигается по направлению к нам.

Когда этот солнечный шар подошел ближе, то ясно можно было разглядеть, что он овальный, то есть продолговатый, и ядро света заключается в самой середине, в центре его. Когда оно подошло еще ближе к св. вратам, то уже ясно все увидели, что это Царица Небесная (во весь рост) шла к нам, Она-то и была ядро света солнечного, а круг, образовавшийся около Нее, были лучи.

Как только Она взошла в св. врата обители, над Ней в небе запели Невидимые Силы «Достойно есть». Эту же песнь запели и сестры, ожидавшие Ее, зазвонили все колокола, и произошло нечто необычное. Между тем я раздумывала: «Так вот какая Царица пришла, не земная, как я ожидала, а Небесная Царица; так подавать ли мне Ей свечу, приготовленную для Нее, или нет?»»

Большим почитанием среди прихожан кафедрального собора преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких пользуется местночтимая подвижница благочестия игумения Таисия (Солопова), настоятельница Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря.

Игумения Таисия (в миру – Мария Васильевна Солопова) родилась 17 октября 1842 года в городе Санкт-Петербурге. Родители её принадлежали к древним дворянским фамилиям: отец — Василий Васильевич — потомственный дворянин из Новгородской губернии Боровичского уезда, мать — Виктория Дмитриевна — представительница рода Пушкиных.

В браке Викторию Дмитриевну постигла печаль: все её дети умирали во младенчестве. Она усердно молилась Пресвятой Владычице Богородице о даровании и сохранении ей чада, дав обет вырастить ребенка истинным христианином, научить его любить Бога и ближних. По предстательству Божией Матери Виктория Дмитриевна родила дочь, которую в честь Пресвятой Богородицы назвала Марией. Крещена девочка была в честь преподобной Марии Константинопольской (память 26 января по старому стилю). Виктория Дмитриевна сдержала свое обещание, воспитав дочь в страхе Божием, с детства приучив Марию к молитве, милосердию, любви к бедным, пробудив в её сердце любовь к Богу.

19 декабря 1852 года Мария Солопова была зачислена в Павловский институт благородных девиц г. Санкт-Петербурга. Уже в то время современники отмечали в Марии глубокую религиозность, за что часто называли её «монахиней», «игуменией», «святошей» .

В годы учебы в институте Мария удостоилась от Господа благодатных видений, которые определили её выбор дальнейшего жизненного пути. В чудесном сне Иисус Христос благословил ее, коснувшись десницей главы. Это видение Мария восприняла как призвание к служению Господу и благословение на монашеский путь.

Мария Васильевна в 1861 году окончила курс обучения в Павловском институте благородных девиц в городе Санкт-Петербурге. На выпускном экзамене по Закону Божию ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Преосвященный Иоанникий (Руднев), епископ Выборгский, был удивлен: выпускница знала наизусть все Евангелие на церковно-славянском языке. На его изумленный вопрос Мария ответила: «Каждое слово Евангелия так приятно и отрадно для души, что мне хотелось его всегда иметь при себе, а так как с книгой не всегда удобно быть, то я вздумала заучить все, тогда всегда оно будет при мне в моей памяти».

После окончания института последний год своей жизни в миру Мария Солопова провела в родительском поместье Абаконово близ Боровичей, а зиму в самих Боровичах в своем доме на улице Бежецкой, дом 1, доставшемся ей по наследству от деда. В это время она почти ежедневно бывала в Свято-Духовом Боровичском монастыре, где окормлялась у игумена Вениамина (Позднякова), познакомившего ее с архимандритом Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря, который и стал ее духовным отцом. Старец еще более укрепил ее в избрании монашеского пути.

В 1860-х годах Мария по благословению старца Лаврентия поступила в Тихвинский Введенский монастырь, где подвизалась 9 лет. Здесь она удостоилась многих благодатных видений: Господа, Божией Матери, Пресвятой Троицы.

13 мая 1870 г. она была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г. также по благословению старца Лаврентия она перешла в Покровский Зверин монастырь в Новгороде, где подвизалась 6 лет, исполняя послушание регента.

В 1878 году инокиня Аркадия была переведена на должность казначеи в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове, в 70 верстах от Новгорода. В этой обители 10 мая 1879 г. она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия.

В ночь на 3 февраля 1881 г. монахиня Таисия увидела сон, в котором «вдруг сверху, как бы с неба упал прямо (ей) в правую руку настоятельский посох», и во вратах монастыря ее встретил крестный ход. На следующий день монахиня Таисия была вызвана в город Санкт-Петербург, где получила указ митрополита Исидора о назначении ее настоятельницей Леушинской женской общины Череповецкого уезда.

Попав в водоворот скорбей, она хотела навсегда оставить Леушино, но ей явилась Пресвятая Богородица со святым пророком и Крестителем Господним Иоанном Предтечей и велела не оставлять обитель. Вразумленная откровением, матушка Таисия дала обещание – никогда не оставлять Леушино: «Укрепившись верой, я твердо решилась все терпеть и трудиться для пользы святой обители, хотя бы и умереть пришлось для сего, но самовольно не оставлять обители», – писала она в своих «Келейных записках». Через 4 года Леушинская община превратилась в монастырь, а монахиня Таисия стала игуменией.

Несмотря на отсутствие крупных благотворителей, постоянных источников дохода, игумении Таисии удалось за короткое время устроить десятки храмов, часовен, подворий, келейных корпусов, что воспринималось современниками как настоящее чудо.

Трудами игумении Таисии Иоанно-Предтеченский Леушинский монастырь достиг необычайного духовного расцвета. В нем были воздвигнуты два каменных собора, открыты духовные школы, основаны иконописная и золотошвейная мастерские. В монастыре накануне революции подвизалось почти 700 насельниц. В городах Санкт-Петербурге, Череповце и Рыбинске были устроены подворья монастыря. Слава о благолепии и благочестивой жизни женской Лавры Русского Севера распространилась далеко за пределы Новгородской епархии.

Из глубокого смирения, которое являлось характерной чертой игумении Таисии, она никогда не приписывала себе успехи процветания обители. В ответ на похвалу в ее адрес на 20-летнем юбилее игуменства, она кротко ответила: «Все сделанное в Леушине, не я сделала, а совершил Господь через мою немощь».

С 1891 года игумения Таисия стала одним из самых близких духовных чад святого праведного Иоанна Кронштадтского. По благословению отца Иоанна матушка трудилась над учреждением новых обителей и возобновлением упраздненных. Ее трудами были устроены монастыри: Иоанно-Богословский Сурский на родине отца Иоанна, Благовещенский Воронцовский в Псковской губернии, древний Ферапонтов монастырь, Парфеновский Богородицкий близ города Череповца, Антониево-Черноезерский на Шексне, Троицкий Синезерский близ города Устюжны и другие монастыри. Праведный Иоанн Кронштадтский очень высоко отзывался о духовных дарованиях игумении Таисии, открыто называя ее «подвижницей», «угодницей Божией», «богопризванной», «избранницей Царицы Небесной», а себя часто именовал ее «духовным сыном» и «послушником». Общепринятое обращение к игумениям «Ваше Высокопреподобие» отец Иоанн переделал, называя свою духовную дочь не «высокопреподобием», а «высокопреподобной», то есть святой. Вот одно из характерных обращений к матушке: «Кланяюсь тебе, святой старице, и целую твою священную главу, мыслящую непрестанно, яже суть Божия».

В 1889 году Святейший Синод наградил матушку Таисию наперсным крестом. В 1892 году Кабинет Его Императорского Величества наградил её золотым крестом с украшениями. В 1904 году матушка Таисия была впервые представлена Государыне Императрице Александре Феодоровне. С этого времени их связали глубокие духовные отношения. В 1911 году игумения Таисия имела честь представляться Государю Императору Николаю II и всей Августейшей Семье. В том же году ей были подарены портреты Царственной Четы с собственноручными подписями, позднее – аметистовые четки.

Игумения Таисия оставила нам богатое духовное наследие. Она является автором множества духовных книг: «Письма к новоначальной инокине», «Духовные стихотворения», исследование об Иоанне Богослове, «Беседы с о. Иоанном Кронштадтским», а также переписка с ним. Прочитав «Келейные записки» матушки Таисии, отец Иоанн написал на них: «Дивно, прекрасно, божественно! Печатайте в общее назидание» (впервые изданы в 1915 году). До самой своей кончины матушка Таисия состояла в обществе памяти отца Иоанна Кронштадтского, печатала статьи о нем в журнале «Кронштадтский пастырь».

Игумения Таисия обладала редким поэтическим даром. Она оставила богатое поэтическое наследие: ее стихи регулярно печатались в духовных журналах, были опубликованы отдельными книгами в 1906 году. Матушка изливала в стихах свои сокровенные духовные переживания, свой опыт богообщения, богопознания. Ее поэтическое творчество многообразно: лиричные пейзажные зарисовки, философские размышления, сюжетные поэтические повествования. Во всех ее произведениях поражает простота, чистота, глубина чувств и духовная точность образов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это духовная жизнь великой подвижницы, выраженная на доступном нам языке поэзии. Духовные стихи матушки Таисии очень высоко ценил праведный Иоанн Кронштадтский, считая ее талант данным от Бога. Часто Матушка Таисия посылала отцу Иоанну новые стихи еще в рукописи до публикации. На одно из таких стихотворений, посланных к Рождеству Христову в 1898 году, батюшка отозвался: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возращаешь».

Игумения Таисия преставилась 15 января 1915 года в Леушинском монастыре, где была погребена в склепе в правом приделе собора в честь Похвалы Божией Матери. За три года до кончины во время тяжелой болезни она удостоилась видения праведного Иоанна Кронштадтского, показавшего особое попечение о ней святого и ставшего своеобразным предсказанием ее посмертной участи (быть рядом с ним).

В советское время Леушино попало в зону затопления Рыбинского водохранилища. Могила игумении Таисии, пользовавшаяся народным почитанием и посещавшаяся многими паломниками, ныне пребывает под водами рукотворного моря.

В истории женского монашества игумения Таисия (Солопова) осталась как замечательная устроительница храмов и монастырей, многие из которых сейчас возрождены. В их числе Сурский монастырь Архангельской области и Иоанновский монастырь г. Санкт-Петербурга, Новолеушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь с. Мякса Череповецкого района, Леушинское Санкт-Петербургское подворье.

Почитание игумении Таисии как святой старицы началось еще при ее жизни, свидетельством чему служат высказывания о ней духовного отца – святого праведного Иоанна Кронштадтского. Продолжилось оно и после блаженной кончины матушки, причем не только в России, но и за рубежом, где издаются ее сочинения. Так, в США изданы на английском языке «Келейные записки» и «Письма к новоначальной инокине». «Письма к новоначальной инокине» игумении Таисии напечатаны в Греции.

Память об игумении Таисии жила в народе всегда, но особенно широкое почитание матушки Таисии началось в конце 1990-х годов, после возвращения к русскому читателю ее сочинений. С 1999 года установилась традиция проведения Леушинских стояний близ села Мякса Череповецкого района на берегу Рыбинского водохранилища — молебнов и чтений акафистов в память о затопленном Леушинском монастыре и его настоятельнице. В селе Мякса Череповецкого района был построен храм, освященный в в честь Рождества Иоанна Предтечи в память о существовавшем некогда поблизости Леушинском монастыре.

Матушка Таисия является для верующих образцом смирения, милосердия, сострадания, неугасимой самоотверженной любви ко Господу и ближним. Своим личным примером она учит, как монашествующих, так и мирян жить со Христом в сердце и делах; показывает, как спасаться в миру и в монастыре, как достичь духовной чистоты, святости. Известны случаи оказания благодатной помощи по молитвам матушки Таисии: исцеление от тяжелых болезней, помощь в житейских бедах, скорбях, спасение на водах и др.

Несмотря на подвиги монашеского жития, создание множества обителей, воспитание в вере и благочестии сотен монахинь, духовные наставления, оставленные потомкам, известные случаи оказания матушкой благодатной помощи просящим, игумения Таисия до сих пор не прославлена.

Игумения Леушинского монастыря Таисия

Тихвинский Введенский монастырь (1910 год)

Игумения Таисия (в миру – Солопова Мария Васильевна) родилась в 1842 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье, в 1861 г. окончила столичный Павловский институт благородных девиц, во время учебы в котором удостоилась видения Господа, предопределившего ее дальнейший жизненный путь. В 1864 г. она поступила послушницей в Тихвинский Введенский монастырь, где в 1870 г. была пострижена в рясофор. В 1872 г. перешла в Новгородский Зверин Покровский монастырь, а в 1878 г. – в Званский Знаменский монастырь; здесь Мария в 1879 году приняла монашеский постриг с именем Таисия. В 1881 году ее определили начальницей крайне бедной предназначенной к упразднению Леушинской Иоанно-Предтеченской общины Череповецкого уезда, которую матушка за годы своего 34-летнего настоятельства превратила в процветающий первоклассный монастырь. Кроме того, при ее непосредственном участии были основаны и возобновлены: Благовещенский Воронцовский монастырь в Псковской губернии (1898); Иоанно-Богословский Сурский монастырь в Архангельской губернии (1899), на родине Иоанна Кронштадтского; Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге (1901), где ныне покоятся мощи этого угодника; Ферапонтов монастырь в Кирилловском уезде Новгородской губернии (1904); Парфеновский Богородицкий (1902) и Антониев Черноезерский монастырь (1911) в Череповецком уезде Новгородской губернии, Вауловский скит в Ярославской губернии (1903) и ряд других. Из Леушинского монастыря вышли 2 схиигумении и 10 игумений, большинство из которых стали первыми настоятельницами основанных матушкой же Таисией монастырей.

Такого история женского монашества ни до игумении Таисии, ни после не знала. Не случайно, святой праведный Иоанн Кронштадтский, характеризуя труды своей духовной дочери, смог подобрать только одно сравнение. 30 июня 1902 г. после освящения храма Парфеновской общины – очередного устроенного Таисией монастыря, он сказал: «Поздравляю тебя матушка с радостию и с новым великим делом возникновения новой обители. Ты подобна преподобному Сергию Радонежскому , изводишь из сестер своей обители настоятельниц и учредительниц других обителей, искусных инокинь, которые по слову апостола «довольны будут и других научити» – великая тебе за это награда от Господа».

Из писем Иоанна Кронштадтского к леушинской настоятельнице видно, что о. Иоанн еще при жизни почитал ее как святую, называя «Угодницей Божией» «Избранницей Царицы Небесной», «Высокопреподобной» и т.д. Вот характерное начало одного из посланий: «Кланяюсь тебе, святой старице, и целую твою священную главу, мыслящую непрестанно, яже суть Божия». В другом письме он писал: «Родная по духу, неоцененная Матушка Игумения Таисия!.. Не нарадуюсь я твоей любви о Христе и твоему усердию, выражающемуся столь разнообразно и так постоянно. По плодам их познаете их, говорит Сердцеведец Господь о людях, с коими мы живем и действуем в мире. По сладким плодам любви твоей и я знаю тебя вот уже около 35-ти лет. За все это время любовь твоя о Христе изливалась постоянно чистою струей – неоскудно везде и во всяких видах: то в приготовлении прекрасных риз, то – митр, то – тонкого белья, то – разных книг душеполезных, а главное – помогала мне в устроении всех моих обителей; да и не перечислишь всего. Но особенно ты утешала меня своею беззаветною преданностью Христу Спасителю, словесное стадо Которого ты собрала и пасла и пасешь доселе на пажити спасительной».

Игумения Таисия была замечательной духовной писательницей и поэтессой. Иоанн Кронштадтский так отзывался о ее стихах: «Дорогое письмо твое я получил и вместе с ним – прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь, и сторицею ты их возвращаешь». А на рукописи «Келейных записок» он оставил еще более знаменательные слова: «Дивно, прекрасно, божественно, печатайте в общее назидание».

До революции вышло 18 книг игумении Таисии, значительная часть которых выдержала несколько изданий, а также около двух десятков газетных и журнальных статей, отличавшихся замечательным литературным мастерством, глубиною и высокой духовностью содержания. Не удивительно, что литературные труды матушки продолжают пользоваться широкой популярностью и в настоящее время. Только за последние 20 лет вышло несколько десятков отдельных изданий ее сочинений и более сотни статей о ней.

Издаются труды леушинской настоятельницы и за рубежом. В частности, ее в 1989 году были выпущены в Америке под названием «Автобиография духовной дочери св. Иоанна Кронштадтского». Причем над переводом на английский язык этого сочинения трудился всемирно известный американский духовный писатель о. Серафим (Роуз). В Америке и Греции были выпущены переводы «Писем к новоначальной инокине». По воспоминаниям архимандрита Германа (Подмошенского), американские издания трудов русской игумении сыграли решающую роль в деле становления женского монашества на американском континенте. В 2005 году он докладывал: «Сейчас у нас уже пять женских маленьких монастырей. А началось все с Таисии». Как видим, влияние матушки на распространение женского иночества отнюдь не прекратилось с ее смертью.

Известно, что игумения Таисия по матери происходила из рода Пушкиных и, возможно, являлась родственницей великого поэта. Стоит ли удивляться, что она вошла в историю литературы не только как прозаик, но и как замечательная поэтесса. Ее поэтическое наследие пользуется широким вниманием композиторов и певцов, в том числе, народной артистки России Е. Смольяниновой, Ю. Бирюкова, И. Скорик, Н. Захарова и других. Широкую известность приобрела песня «Как хорошо в Твоем храме, Владычице…» в музыкальной обработке знаменитого старца Николая Гурьянова. Стало хорошей традицией проведение концертов в Петербурге, Новгороде, Боровичах и других городах, на которых исполняются песни на стихи игумении Таисии. По утверждению ее духовника, протопресвитера Александра Дернова, матушка и сама отличалась замечательными музыкальными способностями и была «композиторшей нескольких духовных песнопений».

Как видим, деятельность леушинской настоятельницы была очень многогранна. Рассказать обо всех ее заслугах не представляется возможным. Но на одной все же следует остановиться чуть подробнее. Анализ исторических документов позволяет утверждать с почти стопроцентной уверенностью, что именно игумении Таисии мы обязаны сохранением уникального памятника архитектуры, жемчужины русского зодчества – Ферапонтова монастыря с его знаменитыми фресками Дионисия, который единственный на Вологодчине включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1904 году, когда матушка приступила к возрождению этой обители, о ее архитектурных достоинствах практически никто не догадывался. Ферапонтов монастырь не был поставлен на учет как памятник старины и почти никто не знал, что собор Рождества Богородицы расписан знаменитым иконником Дионисием. Кроме того, монастырь находился на грани полного разрушения. В собор Рождества Богородицы даже входить было опасно, так как пол в нем провалился, а в сводах зияли глубокие трещины. Примерно такой же вид представляли и другие постройки. Святые врата полуразвалились, знаменитая казенная палата, по воспоминаниям очевидцев, «внутри представляла собою лишь груды развалин от упавших внутренних стен и совсем рухнувшего внутрь верхнего этажа, – к ней и подойти страшно, рискуя быть придавленным». На этом фоне относительно неплохо смотрелась только Благовещенская церковь, в которой совершались богослужения, но и она нуждалась в капитальном ремонте.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы монастырь, Вологодская епархия

Матушка сумела объединить в деле восстановления древней обители новгородских архиереев (архиепископа Гурия (Охотина) и сменившего его архиепископа Арсения (Стадницкого)); ведущих архитекторов и искусствоведов: П.П. Покрышкина, К.К. Романова, В.Т. Георгиевского, впервые описавшего фрески Ферапонтова монастыря (1911), и многих других неравнодушных людей, даже императора и императрицу. Известно, что настоятельница 7 раз представлялась императорской семье. Формальные поводы для этих встреч были разные, но главный оставался неизменным: заботы о восстановлении Ферапонтова монастыря. Напряженные усилия престарелой и тяжело больной матушки не пропали втуне. На восстановление монастыря были выделены крупные государственные и епархиальные суммы, организовано два всероссийских сбора, которые позволили к началу антицерковной кампании практически полностью восстановить монастырь. Кроме того, обитель получила всероссийскую известность, ее старинные постройки были взяты под охрану как ценные памятники архитектуры. Все перечисленное обеспечило передачу монастырского комплекса после выселения монахинь на баланс музея и сохранения целостности ее ансамбля.

Древняя роспись Ферапонтова монастыря. Иконописец Дионисий, 1502 год

Думаем, не ошибемся, если скажем, что игумения Таисия спасла Ферапонтов монастырь от разрушения. Ведь его постройки еще в 1904 году были очень ветхи и доживали, если не годы, то последние десятилетия своей жизни. В такой ситуации надеяться, что они переживут антицерковную кампанию, не приходилось. Ведь большевики сносили и лучшие по сохранности храмы, невзирая на их охранный статус. А Ферапонтов монастырь, как мы помним, первоначально в список памятников архитектуры включен не был.

15 января исполняется 100 лет со дня кончины игумении Таисии (Солоповой) , настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Ее когда-то знаменитое на всю Россию имя находилось в забвении в течение семидесяти советских лет. В водах Рыбинского водохранилища, как Китеж-град, скрылись и Леушинская обитель, и могила настоятельницы. Словно показавшаяся из вод вершина этого айсберга — Санкт-Петербургское подворье затопленного монастыря. Кто в нашем городе почитает матушку Таисию и где дорога память о ней?

Игумения Таисия (Мария Васильевна Солопова)

Игумения Таисия (Мария Васильевна Солопова) родилась в 1842 году в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Получила блестящее образование в Павловском институте благородных девиц. 13 мая 1870 года была пострижена в рясофор с именем Аркадия, а 10 мая 1873 года — в мантию с именем Таисия. В феврале 1881 года назначена настоятельницей Леушинской общины. Через четыре года община обращена в монастырь, матушка Таисия получила сан игумении. По благословению духовного отца — праведного Иоанна Кронштадтского, ею были устроены Сурский Иоанно-Богословский, Благовещенский Воронцовский, Ферапонтов монастыри и другие обители. Игумения Таисия — автор множества духовных книг, среди которых «Письма к новоначальной инокине», «Келейные записки», «Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским». Матушка обладала поэтическим даром. Преставилась 15 января 1915 года в Леушинском монастыре.

Первая координата: Павловский институт благородных девиц — 209-я гимназия на ул. Восстания

Улица Восстания, когда-то Знаменская, — шумное место. В самом ее начале, чуть в глубине за оградой и рядами деревьев, высится длинное коричневое здание с высокими арочными окнами — гимназия № 209, «Павловская», в прошлом — институт благородных девиц.

Сокровенная тишина: идут уроки, широкие рекреации отдыхают от переменок и готовятся к следующим. Раздается звонок, из классов выбегают дети. Мы с директором Дмитрием Георгиевичем Ефимовым поднимаемся по парадной лестнице на второй этаж. Каждый второй сорванец подбегает и здоровается. На форме замечаю эмблему — золотой круг с вышивкой «Павловская гимназия», это значит, что начало образования здесь положил император Павел. Дмитрий Георгиевич — кандидат исторических наук. Его интерес к истории повлиял на рост престижа школы.

— Мы стараемся действовать «через стены». Через них многое можно раскрыть, — на ходу говорит Дмитрий Георгиевич. — В неофициальной иерархии среди женских институтов Павловский занимал второе место после Смольного.

В учительской на столе лежат одинаковые школьные дневники с портретами исторических деятелей, среди них фотография игумении Таисии.

— Здесь учились дети военных, — продолжает директор. — Образование было на хорошем уровне. Об этом свидетельствует один факт: императрица Мария Александровна, супруга Александ­ра II, когда что-нибудь придумывала в сфере женского образования, апробировала сначала в Павловском институте, а затем вводила в остальных. Из наших стен вышли писательницы Лидия Чарская и Надежда Лухманова, но номер один среди выпускниц — игумения Таисия. Она ходила по этим коридорам, по этим лестницам, молилась в церкви святых Петра и Павла на третьем этаже, где у нас сейчас конференц-зал, в этих стенах ей было видение.

«После причащения, в ночь на 16 августа, я видела чудное видение, положившее решительный и окончательный переворот на всю мою жизнь, или, иначе сказать, составившее и указавшее мне мое призвание».

Из «Келейных записок» игумении Таисии. В год видения ей исполнилось 12 лет.


Вместе с игуменией Таисией, в миру Марией Солоповой, училась будущая писательница Надежда Лухманова. В повести «Двадцать лет назад. Рассказы институтки» Лухманова выводит образ Марии — усердной богомолки «не от мира сего»: «Салопова захворала. Болезненная, слабая девочка, она почти никогда не ложилась в лазарет; частые флюсы, лихорадку и мигрень переносила терпеливо и на всякий вопрос отвечала только: „Господь сколько терпел, а мы ничего снести не хотим, сейчас ропщем“». С долей юмора и непонимания девочки высмеивали товарку: «Салопова в полночь ходила, как привидение, по классам, дортуарам, коридорам и всюду с молитвой ставила мелом кресты».

Сама игумения о себе говорит в том же духе: «Много кличек присвоилось мне, как обычно во всех казенных заведениях дают их друг другу; меня называли еще „монахиней“, „игуменией“, а когда кому в чем-либо не угожу, то и „святошей“, но все эти наименования сводились к одной характеристике моего религиозного настроения».

Действительно, стены многое помнят. Дневниковые описания института игуменией Таисией оживают здесь. Сейчас в школе стараются чтить подвижницу: учителя рассказывают о ней в классах, на дневниках обязательно печатают ее портрет, на концертах читают ее стихи.

Вторая координата: Подворье на улице Некрасова

Заметить , не так-то просто. В плотной череде домов оно теряется, да и внутри — запутанные переходы, спуски-подъемы, обшарпанные стены. Здесь более 60 лет находился психоневрологический диспансер. Но вдруг на третьем этаже — островок тишины и молитвы, храм просторный, побеленный, пока без иконостаса. Пение знаменное. В этой аскетичной обстановке город со своим шумом и гомоном теряется где-то далеко внизу.

Игумения Таисия организовала подворье в 1894 году для своего разросшегося монастыря. В освящении участвовал ее духовный отец — праведный Иоанн Кронштадтский. По письмам можно установить, что отец Иоанн отслужил здесь около 150 Литургий, это в среднем одна Литургия в месяц. Чаще, чем на Леушинском подворье, праведный Иоанн служил только в Андреевском соборе.

В советские годы всё, касающееся Церкви, стиралось из народной памяти. «В забвение» был отнесен и Леушинский монастырь. Нет монастыря, нет игумении — «концы в воду». Так подворье стало психоневрологическим диспансером. А про игумению и вправду через пару поколений многие забыли.

В 1990-е годы в Центральном районе появился молодежный клуб, многие из участников которого интересовались православием. Они нашли информацию о бывшем монастырском храме и стали «распутывать нити». Ребята организовали приход и мечтали вернуть подворье Церкви, искали священника. После прославления всероссийского пастыря — отца Иоанна Кронштадтского, в продаже появились книги, беседы и переписка с батюшкой игумении Таисии. Кто она? Какое отношение имела к почитаемому старцу?.. Однажды дороги молодой общины сошлись с дорогами — тоже почитателя игумении Таисии и святого Иоанна Кронштадтского. В 1999 году общину зарегистрировали, а через год в храме святого Иоанна Богослова, тогда еще трудовом швейном цеху, была отслужена первая Литургия.


— Мы раздвинули швейные машины и сделали маленький престол, — вспоминает отец Геннадий. — Если в децибелах измерять благодать, то, по-моему, можно было тогда оглохнуть! И благочинный, решил ходатайствовать за меня как за настоятеля.

В 2007 году подворье полностью вернули Церкви, здесь закипела жизнь: помимо общины было организовано сестричество и издательство для возрож­дения литературного наследия игумении Таисии.

Координата третья: леушинское стояние

Одна из первых цветных фотографий в России — фотокарточка С. М. Прокудина-Горского «Сенокос в Леушинском монастыре». Яркая картина монастырской жизни: сестры стоят рядами на уборке сена, и, кажется, ощутим пряный запах травы, волжский ветер, вдали виднеется родная обитель. Трудовой летний день одного из самых больших женских монастырей России.

Эта фотография — отражение града Китежа, навеки ушедшего под воды Рыбинского водохранилища. Теперь здесь водная пустыня рукотворного моря.

Слово «затоплен» вселяло надежду, что монастырь под водой хотя бы частично сохранился. Эти мысли привели отца Геннадия с молодыми энтузиастами к Леушино. Приехав к селу Мякса, паломники обнаружили лишь безбрежную водную гладь. Но вода в водохранилище опустилась в тот год на 4,5 метра — оставался шанс увидеть монастырь.

Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь основан в 1875 году в местечке Леушино Новгородской губернии, в пойме Шексны, напротив села Мякса, которое теперь находится на берегу Рыбинского водохранилища.Община образовалась в 1860-х годах. Первое время жизнь в общине налаживалась трудно. Монахиня Званского Знаменского монастыря Таисия (Солопова) стала третьей начальницей молодой общины. За день до своего назначения матушка видела сон, в котором ей «вдруг сверху, как бы с неба, упал прямо в правую руку настоятельский посох». При игумении Таисии община получила статус первоклассного монастыря. Монастырь действовал до 1931 года, а к 1946-му был затоплен водами Рыбинского водохранилища.

— Мы ходили, воды было по щиколотку, — рассказывает отец Геннадий. — Видны следы фундаментов келейных корпусов, аллеи, святые врата. Ощущение Конца света, глубокое апокалиптическое переживание… И вдруг стало до слез обидно за труды игумении Таисии, отца Иоанна, ведь по описаниям это был цветущий монастырь: 11 престолов, огромный Похвальский собор, 700 насельниц, настоящая женская лавра! Нигде я не пережил такое чувство утраты, как там. Словно открывается язва в сердце и понимаешь, что болью навеки связываешься с этим местом.

Посещение в 1999 году затопленных святынь четырьмя петербургскими прихожанами и тогда еще сельским священником стало первым Леушинским стоянием — «бодрствованием памяти».

Чувство, которое они пережили на затопленном месте, требовало сделать что-то еще. Первое, что решили, — каждый год возвращаться. Во второй раз поехали уже двумя машинами, присоединились и местные жители. На третий год приехал целый автобус. Стояния стали расти, как на дрожжах. Их приурочили к престольному празднику монастыря — 6/7 июля. Постепенно возникали традиции: служили Всенощную праздничным чином, после читали акафисты: игумения Таисия в своей обители благословила читать «неусыпающий» акафист. Люди стояли с иконами, как живой иконостас. Эти стояния сыграли колоссальную роль, стали набатом о возрождении святыни.


Во время стояний прихожане подворья стали проводить вечера памяти игумении Таисии. Главным на них было поэтическое и музыкальное творчество матушки. Скорбь и утрата оказались мощным чувством, способным дать импульс к действию.

Четвертая координата: БДТ

Параллельно с вечерами памяти в Леушино возникла идея сделать наследие игумении известным в Петербурге.

Игумения Таисия была редкой личностью, которая сочетала в себе христианскую духовность и высокую светскую культуру. Родственница А. С. Пушкина, она в то же время была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского. Одной и той же рукой она писала стихи и перебирала четки.

— Игумения Таисия видится мне не властной настоятельницей давно ушедшего века, а наоборот, простым, очень близким человеком, — размышляет Мария Кирилловна Лаврова, заслуженная артистка России, озвучившая «Келейные записки» игумении Таисии на радиостанции. — Она человек, который рядом. Поэтому ее так интересно читать. Она свою историю описывает так просто и доходчиво, земно, по-человечески, по-доброму, очень скромно. Даже ее стихи, несмотря на стиль, сохраняют понятность. В ней высокая простота, а не примитивность. Но, — добавляет Мария Лаврова, — для меня важнее не ее мистические видения, а личный подвиг. Как она шла, падала, спотыкалась и всё равно шла.

Петербург требовал особенного формата. Отец Геннадий, в свое время учившийся на отделении режиссуры, начал действовать через «культурную составляющую» личности матушки.

По примеру Таисиинских вечеров на Леушинских стоя­ниях решили провести концерт в честь игумении Таисии и в Петербурге. Первые вечера проходили в Концертном зале у Финляндского вокзала. Ирина Скорик и Евгения Смольянинова переложили стихи игумении на музыку. А в музыкальном архиве Российской национальной библиотеки были найдены хоровые сборники на стихи матушки. Но о том, чтобы сделать такие концерты традицией, пока не было и речи.

Вдруг случилось событие, которое многое изменило. Оказалось, что народный артист России, художественный руководитель БДТ Кирилл Юрьевич Лавров в детстве был крещен на подворье Леушинского монастыря. Об этом он рассказал в одной из телевизионных передач, а внимательные прихожане сразу же поделились услышанным с отцом Геннадием.

Юмор — хорошее подспорье и в духовной жизни. При встрече с коллегой Кирилла Лаврова народным артистом России Валерием Ивченко отец Геннадий пошутил: если Кирилл Юрьевич не имеет свидетельства о Крещении, то пусть за ним зайдет. Непонятно, оценил ли Кирилл Юрьевич юмор, или сама ситуа­ция показалась ему забавной, но накануне его дня рождения, 15 сентября, в храме раздался звонок: Кирилл Лавров пожелал получить свидетельство о Крещении в день своего рождения. После того визита он стал заходить, а однажды (в храме было бедно и трудно) спросил: «Батюшка, как я могу помочь? У меня нет денег, но если вам нужна сцена БДТ — пожалуйста».

Так Таисиинские рождественские концерты «поселились» в БДТ. Актеры Петербурга и Москвы, барды, композиторы откликнулись на приглашение Большого драматического театра. На радио записали цикл передач, начали выпускать диски.

Координата по оси времени: сто лет

За минувший век имя игумении Таисии предавалось забвению и воскрешалось вновь, как многое в России XX столетия. Всё же главное в личности игумении — не ее поэзия, а то, что она, как заботливая подвижница, позволяет осуществиться особым качествам современных православных петербуржцев. Она по-настоящему связывает не только старую и новую Россию, не только Церковь и культуру, но и тех людей, которые почитают в городе на Неве ее имя. Кульминацией этого почитания станет юбилейный 2015 год, который, по традиции, откроется Таисиинским рождественским концертом в БДТ.
состоится 16 февраля 2015 года в БДТ в 18:00. Пригласительные билеты распространяются в свечной лавке Леушинского подворья на ул. Некрасова, дом 31

Главная тема встречи - 100-летие со дня кончины игумении Таисии (Солоповой) , которое отмечается 15 января.

Участники встречи: протоиерей Геннадий Беловолов, заслуженная артистка России Мария Лаврова, секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев, поэт Михаил Аникин, режиссер Сергей Левашов.

Начало в 19:00. Вход свободный.
Адрес: Невский пр., 177.