Как проявляется компьютерная зависимость у детей. Компьютерная зависимость у подростков

Слайд № 1
Не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.

Что такое игровая зависимость у детей? Болезненная предрасположенность или следствие воспитания? Как можно с этим бороться?

Игромания – причины внутри нас.
Сегодня игровая зависимость – одна из наиболее распространённых проблем детского воспитания, которая поражает, главным образом, детей от 8 до 16-18 лет.
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

Слайд № 2
Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.
Слайд № 3
Ребенок не чувствует разницы
До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В психологии есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли?
По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами.
В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики. Над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Откуда ноги растут.
Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы.
Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.
«Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».
Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Слайд № 4
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
В какой-то степени компьютерная зависимость, игровая зависимость может стать результатом влияния школьного окружения. Поскольку, когда другие дети активно обсуждают игры, то и ваш ребёнок хочет принимать участие в их разговорах, быть частью этого аспекта школьной, детской подростковой жизни.
6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Например, конфликты в семье, когда ребёнок убегает в интернет-клуб, в компьютерный мир от мира настоящего. Почему? Потому, что он там живёт в другой реальности, в такой, где нет ссор с родителями, где нет ссор между родителями, где его жизнь проста и понятна.

Слайд № 5

По статистике, каждый пятый – шестой ребенок, с наличием признаков компьютерной зависимости, излечивается от компьютерной игровой зависимости самостоятельно и без последствий.
Однако, не стоит надеяться на то, что зависимость от компьютерных игр у детей пройдет сама собой, неокрепшая детская психика может не справиться с влиянием возникшей зависимости.
Если долгие часы за монитором вызывают у вас тревогу за ребенка, обратите внимание на

Признаки компьютерной зависимости:
1.У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере (приставке, планшете и пр.) Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.
2. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.
3. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
4. Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва».

Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.

Слайд № 6
Опасности компьютерной зависимости.
1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
4. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.

Слайд № 7 (продолжение)

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
8.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
9.Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
10.Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.
11. Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.

Ребёнок, попавший в игровую зависимость, постепенно меняется и меняется довольно сильно.

Начинаются проблемы с учёбой в школе, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.
Мы наблюдаем в нашей школе (!), что ребенок зачастую не может оторваться от игры на уроке, на перемене, постоянно отвлекается во время урока, если в его телефоне или другом гаджете «живет» какой-то герой (например, «таблетка» или (прошу прощения) «какашка»), которого надо обслуживать, убрать за ней, покормить и пр., чтобы набрать необходимые баллы. Это приобретает характер повального увлечения, с катастрофическими масштабами вовлеченности. Учителя здесь порой бессильны что-либо изменить. Мы уже не говорим о морально-нравственной стороне «обслуживания» таких вот героев игр. До какого уровня мышления скатываются в этот момент наши дети???
Или игры-симуляторы, где дети имитируют совсем уже взрослые отношения с яркими интимными компонентами между парнем и девушкой. Конечно, после такого эмоционального потрясения ему уже не будет интересно заниматься учебой…

Слайд № 8
Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество научных исследований (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.).
С результатами одного из них мы хотим вас познакомить.

В исследовании принимали участие 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. Нижнего Новгорода, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет.
По результатам исследования было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели умственных способностей, чем их сверстники. Возможно, это связано с тем, что в отличие от реальных игр со сверстниками компьютерные игры несут деструктивную компоненту для полноценного развития младшего подростка. Компьютерные игры, разработанные по заданному (шаблонному) сценарию, не могут полноценно отобразить жизненные ситуации, упрощают способы решения различных задач, не содержат нравственные задачи и тем самым содействуют примитивизации мышления.
При исследовании самооценки мы рассматривали показатели по таким критериям, как: уверенный, способный, счастливый, общительный, трудолюбивый, сообразительный.
Было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности более уверены и менее общительны по сравнению с обычными сверстниками.
Расхождения уровня интеллекта младшего подростка с его самооценкой могут свидетельствовать о неадекватном отношение к себе в результате существенных расхождений «Я - реального» и «Я -виртуального». Во время игры психика младшего подростка образует свой собственный виртуальный мир, который имеет определенную степень устойчивости. Игровая реальность выступает своеобразным трансформатором сознания ребенка. При этом эмоции сконцентрированы вокруг персонажа компьютерной игры и действий, происходящих с ним. Измененное состояние сознания чутко реагирует на малейшие изменения в игровом пространстве. Победы виртуального персонажа воспринимаются как личные достижения, ребенок чувствует себя героем. Победа – это положительная самооценка и положительные эмоции. Игра становится средой формирования личностных качеств, показателем успешности. Подростки, не прошедшие ролевую идентификацию в социальной действительности, находят свой образ в игре.

Выявлено преобладание склонности к риску у младших подростков с высокой степенью
игровой компьютерной ориентированности по сравнению с младшими подростками с низкой степенью ориентированности на уровне значимости.
Компьютерная игра позволяет ребенку испытать особое возбуждение – ощущение собственной успешности и значимости.
Восторг от получения желаемого результата и возбуждение от его ожидания становятся привлекательнее, чем все остальные радости жизни.
У детей с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности низкие показатели по таким параметрам субъектности, как: способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Младшие подростки с высокой степенью компьютерной увлеченности отличаются в недостаточной степени развитым самообладанием и самоконтролем в процессе деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют о слабо сформированной у компьютерных игроков способности к рефлексии, являющейся средством самопознания, в жизненных ситуациях они затрудняются вариативно выбирать виды деятельности, круг общения и способы самовыражения.
Волевые качества у младших подростков первой группы значительно ниже, чем во второй группе.

При исследовании факторов социального окружения было выявлено, что в семьях, в которых родители часто покупают своим детям компьютерные игры, риск возникновения повышенной увлеченности подростками компьютерными играми значителен. У большинства родителей сформировано положительное отношение к тому, что их ребенок имеет данную форму увлечения, они не видят деструктивных функций компьютерных игр, специально покупают различные игры, чтобы ребенок больше времени находился дома под родительским присмотром.
Круг общения у младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности в основном сводится к общению с друзьями и героями компьютерных игр.
Весь досуг таких детей в основном сводится к игре за компьютером. Были получены низкие показатели общения с родственниками и литературными героями.
Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности младшего подростка, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Учитывая такие возрастные особенности младших подростков, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что компьютерные игры провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело - то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
Слайд № 9
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.
1.Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя.
Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
3. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
4. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Слайд № 10

Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключайте его внимание на реальные спортивные забавы.

«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.

Слайд № 11

Кто больше зависим от игр на компьютере?
1.Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
2.Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
3.Дети тех взрослых, которым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.
4.Дети родителей, которые сами зависимы от компьютера и интернета.

Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.

Слайд № 12

Как бороться с игровой зависимостью?
1.В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей, направленная на резкое, жёсткое запрещение игры, как правило, приведёт к установлению между родителями и ребёнком барьера. Причём ребёнок всё равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей, в интернет-клубах.
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
Следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада.
Как говорит русская народная мудрость: «Если пьянку нельзя предотвратить – её нужно возглавить». Так и здесь. Если игровая зависимость для вас уже реальность, постарайтесь разделить её с ребёнком. Обсуждайте с ним игры, отсеивайте те игры, которые содержат сцены насилия, побуждают в нём агрессию или служат источником излишнего драйва. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребёнком, понимая, что игровая зависимость, это, прежде всего, звонок, указывающий на то, что у нас есть проблемы во взаимопонимании с нашим ребёнком.

2. Другой важнейший аспект - формирование у ребёнка интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься каратэ, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.

И в результате это даст возможность обеспечить нормальный здоровый баланс интересов у нашего ребёнка.

3. Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите «вконтакте» или «одноклассниках», постоянно разговариваете по телефону, то, прежде всего, показываете ребёнку, что именно так нужно проводить время.

Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером.
Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.

Слайд № 13

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

1. Личный пример родителей - если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
2. Список совместных дел, игр, кружки, дополнительные занятия и пр.
Все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты.
3. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
4. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
5.Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
6. Лечение «красотой» реальности: познавать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
7. Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Слайд № 14
Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии есть понятие - идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.
Слайд № 15
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Слайд № 16
Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.

В 2014 году граждане России подали свыше 139 тысяч обращений с жалобами на контент в интернете, представляющий опасность для жизни и здоровья детей, из них 41,7 тысяч записей были признаны опасными и удалены из сети. Заблокирован доступ к шести тысячам опасных интернет-ресурсов. Однако, существуют игры, которые устанавливаются непосредственно на компьютер, и которые также несут вред психике и здоровью ребенка. Кроме того, само постоянное «зависание» за компьютером характеризуется как зависимость. Как же заметить, что ваш ребенок становится зависимым? И какие игры для него полезны, а какие опасны?

В каком возрасте знакомить ребенка с компьютером

Компьютерные игры, как, впрочем, и все остальное в жизни, имеет две стороны. И нет смысла насильно уводить детей от экрана, вызывая тем самым еще большее желание получить запретный плод. Анна Ларкина, старший контент-аналитик "Лаборатории Касперского", рассказала о том, какие игры предлагать ребенку в зависимости от его возраста:
5 - 6 лет. Знакомство с консолями

К 5 - 6 годам можно обратить внимание на игровые приставки, такие как Nintendo Wii и Wii U, Xbox 360 и One, Sony PlayStation-3 и 4, портативные PS Vita и Nintendo ds/3ds.

Они больше подходят для детей дошкольного возраста, чем игры на PC. Во-первых, втайне от родителей установить игру на PC куда проще, чем на консоль. Выбор игр для консоли полностью контролируется родителем. Во-вторых, на приставке можно играть вместе с ребенком, что станет еще одним видом общения. В-третьих, это дает возможность играть в подвижные игры всей семьей.

Есть игры, которые способствуют развитию творческого начала у ребенка. Например, игра Tearaway (по-русски - "Сорванец") на PS Vita предлагает собирать бумажных героев. Их можно распечатать на принтере, а потом склеить фигурки.

На Wii, Wii U, на Xbox 360 и One с Kinect есть масса спортивных игр. Например, серия игр Just Dance позволяет танцевать всей семьей. А Wii Sport Club - это набор игр, где необходимо оттачивать движения для игры в теннис или бейсбол.

После 6 лет. Персональный компьютер

Персональный компьютер (PC) хорош тем, что в нем можно настроить родительский контроль. Он ограничивает время игры и фильтрует интернет-сайты по разным тематикам.

Какие игры полезны, а какие вредны

Игра

Диски с играми, которые продаются в магазинах, маркируются специальными знаками: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+, где цифры соответствуют возрасту. Конечно, выбирайте обучающие или развивающие игры. На некоторых коробках так и написано: "Обучающая игра", например Let’s learn English. Существует много игр, в которых игровой процесс построен так, что нужно включать мозги.

Есть игры, которые учат писать, читать, считать, знакомят с природой, животным миром, географией. Есть игры, в которых можно собирать пазлы, игры на развитие внимания у ребенка. Развивающих игр много. Их можно купить в магазинах или через интернет.

Жанры

На игровых сайтах обычно есть специальный раздел "Игры для детей". Для маленьких лучше головоломки, пазлы, музыкальные игры и обучающие игры. Детям дошкольного и младшего школьного возраста подойдут спортивные игры и приключения. Для школьников постарше - стратегии. Шутеры (стрелялки), файтинги (драки) и слэшеры (истребление противников) вряд ли подойдут ребенку до 16 лет.

MMORPG? Ни в коем случае!

MMORPG - массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра. К этому жанру относятся такие игры, как знаменитые World of Warcraft и Lineage. Игровой процесс подразумевает взаимодействие с другими персонажами, прокачку своих персонажей, часто приходится тратить реальные деньги на игровые предметы. Игры эти не имеют логического сюжетного конца, в них можно играть бесконечно. И оторваться бывает крайне сложно.

Что еще в черном списке?

Есть игры, которые необходимо помечать не просто 18+, а еще и аннотацией про крайне жестокий сюжет. К таким играм относится, например, Manhunt и Manhunt-2. Игра полна насилия и ненависти, а атмосфера игры может довести до депрессии даже взрослого человека.

Многие игры страшны не столь количеством кровавых сцен, сколько самой атмосферой. Например, Pinumbra - здесь необходимо решать головоломки и убегать от ужасных существ с топором.

Как избежать игромании

Сформируйте у ребенка установку: компьютер - не игрушка, а инструмент для работы (детской работой является саморазвитие, поиск и отбор информации для пополнения багажа знаний, получение доступа в закрытые для реального посещения интересные объекты - музеи, выставки, концерты, страны и т. д.).

Строго регламентируйте время взаимодействия с компьютером.

Если вы замечаете признаки компьютерной зависимости, постарайтесь не устраивать сцен, а в выходные, в отпуске больше времени проводите с ребенком. И, главное, найдите интересное дело, которое заинтересует ребенка и явится альтернативой компьютерной игре! Это может быть все что угодно - запись в спортивную секцию, авиамоделирование или, в конце концов, участие в реальных боях пейнтбола.

Вас должно насторожить, если:

Ребенок проводит много времени за игрой, не в состоянии оторваться от нее даже ночью.
Разговоры с друзьями, знакомыми, родственниками сводятся к обсуждению игровой тематики.
Идентифицирует себя с игровым персонажем.
Использует игры для достижения эмоциональной разрядки и снятия напряжения.
Игра входит в привычку, ее отсутствие вызывает дискомфорт. Игровой наркоман проявляет тревожность, нервозность, эмоциональную зажатость (эти состояния могут выражаться в усиленной моторике ног, пальцев рук).
При просьбе родителей прекратить игру геймер проявляет резкий негативный отказ, агрессию.
Нарушается питание (вплоть до полного отсутствия аппетита).
Неряшливость, невыполнение необходимых гигиенических процедур, отсутствие внимания к себе.
При глубоких стадиях зависимости социальная действительность, окружающий мир становятся блеклыми, в то же время как за игрой рождается чувство полноценности жизненных впечатлений, яркости красок, личностного обогащения.
Перенос игровой действительности в реальный мир (неадекватные суждения о смерти, наличии сверхъес­тественных способностей).

Как преодолеть зависимость от компьютерных игр

Почему ребенок становится зависимым от компьютерных игр и вообще от интернета, объясняет психолог Надежда Теплякова:

— Компьютерная зависимость относится к аддитивному виду поведения. Это уход от реального мира в виртуальный. Причины разные, как у взрослых, так и у подростков. У детей основными предпосылками являются нарушение детско-родительских отношений и проблемы в школе. Неумение решать проблемы, с которыми столкнулся в реальном мире. Происходит уход в мир виртуальный, где все гораздо проще, где можно стать героем, менять роли, быть разным.

- Есть ведь интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр?

Это лишь виды, но знаменатель общий. Например, взрослые зачатую глубоко погружаются в информацию, изучают определенные сайты, переходят с одной странички на другую или находят себя в социальных сетях, бесконечно общаются. Таким образом уходят от бытовых, домашних или рабочих проблем. У детей более распространено увлечение играми, хотя и социальные сети тоже вызывают огромный интерес. Бывает, что люди сидят в трех метрах друг от друга и не могут наладить контакт, а через соцсети успешно переписываются. Взрослым игры также не чужды. Сейчас даже некоторые семьи из-за этого разваливаются, например, в связи с увлеченностью мужа «танчиками» или жены «зомбиками».

- Как бороться с компьютерной зависимостью у детей?

- Здесь главное, что каждый родитель ответственен за времяпровождение своего ребенка. Он должен понимать свою роль и проговаривать с ребенком время, отведенное компьютерной игре, общению в соцсетях. В школе педагог может только обозначить, что подросток стал плохо учиться, стал невнимательным, сидит, постоянно уткнувшись в телефон. А родители на своем уровне должны включать тактику сдерживания. Необходимо рассказать о своих чувствах детям, о переживаниях. В этом случае морали и жесткие, авторитарные запреты не помогут. Наоборот, у ребенка возникает сопротивление, он может назло искать другие способы доступа к компьютеру. Если разговоры по душам не дадут положительного результата, нужно обязательно обращаться к специалистам, ведь любая болезнь требует специализированного лечения, и зависимость от компьютерных игр не является исключением.

- Но ведь игра для ребенка считается естественным и даже полезным процессом.

Да, в жизни ребенка игра имеет большую роль. С самого маленького возраста, особый пик с 5 до 11 лет, когда дети должны просто играть. Очень многие родители увлекаются какими-то развивающими методиками, учат писать в два-три года, водят на какие-то курсы, тратят деньги, а на самом деле в этом возрасте надо с ребенком максимально играть. Он тянется к человеку, который с ним играет, держит его внимание. Родители совершают ошибку, когда ребенок, не наигравшись в детстве нормальными играми, в подростковом возрасте уходит с головой в компьютерную игру. В юном возрасте у него было максимально раннее развитие, а процесса проигрывания не было, а это и есть предпосылка к зависимости. Давно известно, что для ребенка на каждой стадии развития является максимально полезным. Часто эти стадии родителями не воспринимаются всерьез. Они думают, что сами смогут скорректировать развитие своего чада, но ошибаются. Игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Особенно полезны дворовые игры, сейчас они, к сожалению, не так популярны. В командной игре формируется умение взаимодействовать с партнерами, умение избегать конфликтов, есть возможность видеть реакции разных людей. Ведь где-то ребенок выигрывает, а где-то проигрывает, и на каждый момент он испытывает определенные эмоции, живые, а в компьютере это невозможно.

- Расскажите о каждой стадии и методах коррекции поведения ребенка.

Увлеченность на стадии освоения - ребенок подключается к процессу из-за огромного интереса. Это знакомство с возможностями компьютера, с игрой, это очень захватывающий процесс. Признаки: долгое сидение у компьютера, высокая концентрация внимания, игра захватывает, не привлекает ничто другое, присутствует эмоциональное возбуждение во время или после игры. Я даже по своему ребенку знаю (ему десять лет), что после игры у него идет бурное обсуждение того, что там происходит. Вроде со стороны взрослого игра совершенно нелепая, а у ребенка она вызывает столько эмоций! Но эмоции у ребенка реальные, а мир - виртуальный.

Когда у нас возникают эмоции, мы их в деятельности должны выразить. Если это игра со сверстниками, то ребенок двигается, играет, например, в войнушку, бегает, прячется, стреляет. Все эмоции выражаются тут же. Опасность компьютерной игры в том, что эмоций много, а выхода нет. Ребенок после игры весь накрученный. Если родитель видит, что у ребенка такое состояние, то нужно сходить погулять, сменить обстановку, вид деятельности. Если его оставлять в таком состоянии, то эмоции накапливаются. В случае такого увлечения компьютером необходимо настаивать на соблюдении временного режима, предлагать ребенку что-то более интересное, переключить его на другой вид деятельности (помощь по дому, выполнение важного поручения и другое).

Необходимо проводить ненавязчивую цензуру игр (сайтов в Интернете), чтобы оградить от жестоких, психологически тяжелых игр. Самое главное, подросток должен участвовать в обсуждении, почему нужно сократить время на игру, почему не во все игры можно играть. Он должен не просто получить указание, а еще и быть услышанным: почему ему эта игра нравится, какие друзья с ним играют, почему нужно столько-то времени на это. Нужно собрать максимум информации, а затем в реальной жизни направить его в какую-то секцию или подтолкнуть к кругу общения, которого ребенку не хватает.

- Что происходит с ребенком на стадии состояния возможной зависимости?

Это уже сильная погруженность либо в игру, либо в Интернет, либо в социальные сети. Как говорят, человек из компьютера просто не вылезает. Проводит за ним более трех часов в день, очень опасно, когда это три часа подряд. Ребенок сел и не отрывается от монитора. Обычно это происходит, когда он остается дома один. Происходит снижение интереса к учебе, падает успеваемость. Начинаются жалобы учителей на такое поведение. Они просят родителей принять меры.

Еще один признак - негативное реагирование на любые препятствия, мешающие компьютерной игре. Если ребенку запрещают помногу играть, то с его стороны начинается бурное реагирование, протесты. Он понимает, что его попросту лишают удовольствия. У ребенка сужается круг общения. Из друзей уходят те, кто не увлечен компьютером.

Физиологически признаки: пропадает аппетит, ухудшается сон, часто болит голова, начинаются проблемы с желудком, с позвоночником, со зрением, то есть целый комплекс медицинских проблем. В этом случае родителям необходимо проконтролировать, но ненавязчиво, другую деятельность ребенка. Как он ведет себя в школе, как посещает кружки или секции, нет ли прогулов. Уже желательно обращаться к психологу или специалисту по нехимическим зависимостям. Когда родитель сам не справляется с ситуацией, лучше не затягивать с привлечением специалистов.

- Как ведет себя ребенок на третьей стадии?

Ребенок себя уже не контролирует. Он явно эмоционально неустойчив и при нежелательном прекращении игры может очень бурно реагировать либо, наоборот, уходить в депрессию и не реагировать никак. Подросток выглядит так, словно погружен сам в себя. На этой стадии возможны уходы из дома, чтобы поиграть в компьютерные игры у друзей или в клубе, происходит угасание интереса к общению, компьютер полностью заменяет друзей. В таком состоянии ребенок нуждается в квалифицированной помощи специалиста. Третья стадия может быстро перейти в стадию клинической зависимости, при которой потребуется помощь врача-психиатра в стационаре. Чтобы таких состояний не было, необходима информированность, чтобы родители понимали, что такая проблема существует.

- Каков главный совет родителям?

На первом месте - родительская ответственность. Необходимо как можно больше вовлекать ребенка в игры реальные, на улице, с другими детьми. Если ребенок «зависает» у компьютера, то понять, почему это происходит, чего ему не хватает и где он может себя реализовать. Важно обсуждать это с подростком, делиться, чувствовать, узнавать, куда бы он хотел пойти в выходные. Может, ему что-то интересно, и он давно об этом говорил родителям, но его не услышали. Очень важно на уровне семьи друг с другом взаимодействовать. Бывает, что взрослые не слышат потребностей детей, разбегаются по углам, каждый уходит в свой виртуальный мир и там находит успокоение, удовольствие или же понимание. Нужно учиться слышать друг друга, тогда и зависимых от «железного интеллекта» будет меньше.

Считается, что это заболевание поражает преимущественно подростков и людей в возрасте до 35 лет, но известны данные, что от нее страдают и те, кому уже за 50. Психологи и социологи бьют тревогу, ведь данный недуг опасен, поэтому важно знать, какие симптомы говорят о его наличии и как избавиться от подобной проблемы.

Зависимость от компьютера

Специалисты утверждают, что вероятность пострадать от данного заболевания есть у всех, кто посвящает видеоиграм и интернет-развлечениям более 2-4 часов в день. от компьютера - это своеобразное рабство, человек перестает уделять внимание социальному общению, собственному развитию, не интересуется романтическими и дружескими отношениями. Все, что ему важно – пройти новый уровень, заработать виртуальные бонусы, стать лучшим в игре, изучить форумы.

Признаки зависимости от компьютера

На ранних стадиях сложно определить наличие проблемы, явно она еще не проявляется, но, есть признаки компьютерной зависимости, которые означают, что пора поговорить с человеком о его приоритетах или сориентировать его на обращение к психологу. К данным симптомам относятся:

  1. Наличие у больного человека сильного раздражения при попытках близких людей ограничить время игры или интернет-серфинга.
  2. Повышение настроения в периоды, которые он проводит за компьютером.
  3. Компьютерная зависимость проявляется в том, что человек избегает личного общения, предпочитает переписку через интернет или социальные сети.
  4. Больной отказывается выходить на улицу, не интересуется ничем, кроме игр или поиска чего-либо в сети, говорит только о своем увлечении или попросту игнорирует общение с родственниками и друзьями.

Перечисленные признаки являются основными, но даже их наличие не всегда является свидетельством, что стала развиваться зависимость. Иногда случается и так, что проявляются они у трудоголиков или гиперответственных людей, которые сидят за монитором, и стараются завершить важный проект. При подобной ситуации, симптомы исчезнут сразу после окончания сложного периода, связанного с большими объемами работ. Поэтому важно уточнять у близкого человека, с чем связанна его раздражительность, и наблюдать за развитием событий.

Причины компьютерной зависимости

Психологи и физиологи выделяют два основных фактора, влияющих на появление недуга. Согласно исследованиям, можно выделить следующие причины возникновения компьютерной зависимости:

  1. Недостаточная социальная адаптация, отсутствие чувства защищенности при личном общении с людьми. Это фактор психологический, компьютерная зависимость возникает у подростков, у которых нет близости с родителями, не сложились отношения со сверстниками, нет ощущения собственной значимости.
  2. Выделение гормона удовольствия. Данная причина уже физиологическая, при игре или общении в комфортной обстановке, организм синтезирует особое вещество, оно может вызвать привыкание и человек стремится сделать все, чтобы получить новую дозу. Сам по себе гормон удовольствия не плох, он выделяется и при занятиях спортом, и при употреблении шоколада, негативные последствия начинаются только тогда, когда люди отказываются от всего остального, в попытках стимулировать его появление.

Стадии компьютерной зависимости

Время лечения зависит от того, насколько сильно он проявился. Существуют такие стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, где каждая имеет свои отличительные особенности:

  1. Незначительная увлеченность . Человек начинает увлекаться игрой, но может от нее отказаться, если того требует ситуация. Раздражения и негативного отношения к другим сферам жизни еще не возникает.
  2. Нарастание увлеченности . Человек в собственной иерархии ценностей все больший приоритет отдает играм, он стремится проводить больше времени за компьютером, но еще не отрицает значимость других областей жизни.
  3. Стадия привязанности . Игра все больше увлекает, но еще и не является главной ценностью. Человек контролирует время, проведенное за компьютером, но делает это все менее охотно.
  4. Зависимость . Игра – становится самым важным в жизни человека, при попытках отстранить его от компьютера начинается истерика, проявляется агрессия. Он стремится сделать все, чтобы стимулировать выработку гормона удовольствия.

Стадии компьютерной зависимости от сетевого общения и интернет-серфинга точно такие же, но заметить развитие данного недуга сложнее, особенно, если речь идет о взрослом работающем человеке. Специалисты рекомендуют посмотреть историю запросов, при возникновении подозрений о наличие проблемы. Это поможет определить, тратит ли человек время на решение определенных, рабочих или личных вопросов, или просто проводит время в сети.

К чему приводит компьютерная зависимость?

Последствия возникновения этого заболевания самые печальные. Негативные изменения проявляются не только в социальной жизни, но и в карьере, физиологическом уровне. Вредная привычка компьютерная зависимость провоцирует появление , головных болей, неприятных ощущений в области лопаток и мышцах шеи. Болезнь способствует развитию комплексов неполноценности, неуверенности в себе, отказа от выполнения рабочих обязанностей. Все это приводит к тому, что человек теряет свою жизнь, включая перспективы и возможность завести семью, построить карьеру.


Как избавиться от компьютерной зависимости?

Справиться с проблемой поможет грамотный психотерапевт. Лечение компьютерной зависимости включает в себя сеансы гипноза, беседы со специалистом, направленные на выявление личностных проблем, групповые занятия и прохождение тренингов. Время избавление зависит от того, на какой стадии находится человек, как долго развивалось заболевание, какие комплексы и психологические особенности привели к его возникновению. Самостоятельно справиться с проблемой можно в самом начале, когда люди еще контролируют себя и расставляют приоритеты правильно.

Зависимость от компьютерных игр

Подобные проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, и у мужчин от 30 до 35 лет. Компьютерная игровая зависимость зачастую вызвана неудовлетворенностью собственной жизнью, отсутствием ярких впечатлений. На начальной стадии близкие еще не замечают проблемы, считают, что это временное увлечение, которое быстро пройдет. Насторожиться надо, если человек начинает тратить на игру все свободное время. Опасным признаком является и то, что он отказывается от других занятий, общения и игнорирует свои обязанности, рабочие и по дому.

Последствия зависимости от компьютерных игр

У подростков возникают проблемы с учебной успеваемостью, они отказываются выстраивать социальные отношения, в ряде случаев идут на совершение преступлений, не могут отличить виртуальность от реального мира. У взрослых игровая зависимость от компьютерных игр может привести к разрушению семьи и карьеры, жены часто уходят от партнеров с такими проблемами, ведь поведение парня нередко напоминают действия ребенка. Система ценностей мужчин меняется, в ней больше нет места детям, браку, материальным достижениям.

Как бороться с зависимостью от компьютерных игр?

На ранних стадиях поможет ограничение времени или полный отказ. В этот период человек еще способен воспринимать реальное положение дел адекватно. Начиная со стадии привязанности, психологическая зависимость от компьютерных игр лечится только с помощью специалиста. Все что могут сделать близкие, это отвести подростка к нему, или уговорить взрослого человека посетить данного врача.

Компьютерная зависимость - сетеголизм

Если близкий человек слишком много времени проводит в сети, заводит там знакомства и просто занимается интернет-серфингом, возможно, речь идет об этой проблеме. Сетеголизм характеризуется появлением неряшливости, невыполнением своих рабочих и домашних обязанностей, появлением позиции, что только в виртуальности интересно. Человек часто начинает тратить деньги на покупку дополнительной техники, выходить в интернет постоянно. На ранней стадии помогут программы ограничивающие время доступа к сети, действия, направленные на появление других удовольствий в жизни.


Профилактика компьютерной зависимости

Не допустить развития проблемы помогут простые действия. Борьба с компьютерной зависимостью начинается с того, что близкие люди должны делать все, чтобы человек чувствовал себя комфортно и счастливо не только он-лайн, совместные прогулки, занятия спортом, беседы и наличие семейных традиций – все это относится к профилактическим действиям. Не менее важно установить время ограничения использования интернета, делается это при помощи специальных программ или по договоренности между партнерами или детьми и родителями.

Интересные факты о компьютерной зависимости

Хоть проблема и возникла относительно недавно, уже появилось несколько шокирующих случаев, которые наглядно показывают ее важность. Факты о компьютерной зависимости свидетельствуют, что подростки и взрослые могут пойти из-за этой болезни даже на убийство. Известно что:

  1. В Китае запрещены игры, где происходит нанесение телесных повреждений виртуальным героям, по мнению специалистов это провоцирует рост преступлений среди подростков.
  2. Американский подросток, расстрелявший учителей и одноклассников, был зависим от компьютера. Он не осознавал, что совершает убийство в реальности.

Компьютерная зависимость опасна, поэтому важно отслеживать, не страдают ли он нее близкие и друзья, да и самоконтроль при использовании интернета не станет лишним. При возникновении подозрения о наличие подобной проблемы, незамедлительно обращайтесь к психотерапевту. Положительный эффект начинает проявляться сразу после первого сеанса, лечение помогает, но нужно своевременно начать его.

Подросток с игровой зависимостью недоволен реальной жизнью, у него наблюдаются проблемы с учебой, расстройства сна, изменение режима дня, агрессия, отказ от помощи. Психологи сравнивают игроманию с наркоманией и алкоголизмом, избавиться от нее крайне сложно. Чтобы вернуть подростка к нормальной жизни, родителям нужно действовать сообща и обратиться за помощью к специалистам.

Что делать родителям, если у подростка игровая зависимость?

Категорически запрещать компьютер нельзя. Отключить интернет или выкинуть игровую приставку, конечно, можно, но это только приведет к озлобленности подростка, он найдет место вне дома, где сможет поиграть.

Самый эффективный способ избавить подростка от игровой зависимости – как можно больше уделять ему внимания, проводить время вместе и разговаривать. Проанализируйте режим дня ребенка, вспомните, чем вся семья занимается в течение дня, вечером и по выходным. Введите ограничения на использование компьютера, но не запрещайте игры полностью. Обязательно объясните ребенку причину всех изменений.

Разнообразьте жизнь подростка и семьи: устраивайте совместные походы в кинотеатр, чаще выезжайте на природу, займитесь спортивным воспитанием ребенка. Если вы запрещаете постоянно сидеть за компьютером, сами не проводите много времени за монитором.

Помощь психолога при игровой зависимости

Если ребенок полностью погружен в виртуальный мир и не замечает ничего вокруг, исправить ситуацию родителям без помощи специалистов вряд ли получится. Вначале нужно обратиться к школьному психологу, а если он окажется бессилен, найти опытного психотерапевта. Психокоррекция, постоянное внимание и забота родителей помогут подростку избавиться от игровой зависимости.

Профилактика игровой зависимости

Основа профилактики – благополучная обстановка в семье. Ребенок не должен себя чувствовать одиноким и никому не нужным. Родители предупредят развитие игровой зависимости, если покажут своим детям, как прекрасна и разнообразна реальная жизнь. Проводите свободное время вместе: ходите в походы, гуляйте в парке, посещайте каток или бассейн. И самое главное – наладьте в семье дружеские и доверительные отношения.

Избавить подростка от игровой зависимости сложно. Это могут сделать только любящие родители и опытные психологи, а чтобы ребенок не вернулся в виртуальный мир, нельзя забывать о мерах профилактики.

Сегодня в каждом доме есть компьютер, а ещё и не один, конечно. Мы не представляем свою жизнь без интернета, каждый по сути зависит от компьютера и интернета, однако должны быть здоровые временные рамки пребывания в интернете и за компьютером. Проблема происходит ещё от родителей, которые и сами-то проводят немало времени в сети, выкладывая на всеобщее обозрение свою личную жизнь, не задумываясь даже, своих детей. К сожалению у детей временных рамок тем более нет , потому существует такая проблема, как компьютерная зависимость у детей. Соц сети, чаты, онлайн игры — сегодня это всё открыто для наших детей. И намного интереснее для современного среднестатистического ребёнка(как это не печально), проводить время не за игрой на улице с друзьями, а за компьютером, в интернете, погружаясь всё глубже и глубже в виртуальную реальность.

Итак как понять когда начинается зависимость детей от компьютерных игр и какие признаки зависимости от интернета?

Интернет и компьютерная зависимость у детей, признаки зависимости.

Эта реальная болезнь сегодня опаснее чем кажется и поражает именно молодых. Понятно, что это вовсе не инфекция, но скорость распространения по планете происходит именно с такой скоростью. Чтобы понимать всю серьёзность ситуации, вспомните события по всему миру связанные с детьми за компьютером, которые увлеклись настолько что умерли от истощения организма.

Специалисты борющиеся с данной проблемой утверждают, что вероятность стать зависимым увеличивается у людей, которые проводят за компьютеров более двух часов в сутки. Для борьбы с компьютерной зависимостью у детей, необходим комплексный подход.

Очень важно своевременно выявить зачатки зависимости ребёнка от компьютера. Ведь чем раньше вы обнаружите проблему, тем легче будет её решить. Итак самые основные пункты, как выявить компьютерную зависимость у ребёнка:

  • Конечно в первую очередь — это слишком длительное пребывание за компьютером : в соцсетях, за компьютерной игрой или просто слоняясь по всемирной паутине. Как правило тревогу нужно бить, если ребёнок проводит больше 4х часов за компьютером и его это совсем не напрягает.
  • Забывчивость и игнорирование. Вплоть до того, что ребёнок может забыть поесть, к примеру, или проигнорировать просьбы родителей о помощи по дому.
  • Нервное отрицание и отказ. Отказ от обязанностей, отказ от еды, от общения.
  • Резкая смена эмоционального состояния. Радость сменяется разочарованием, беспричинным горем или чувством вины. Хотя, для ребёнка, конечно, такая “депрессия” не будет, на его взгляд,беспричинной. Угнетённое состояние может быть связано с неудачной попыткой пройти очередной уровень в компьютерной игре. Погружение в виртуальную среду для ребёнка происходит настолько глубоко, что даже отойдя от монитора, он будет испытывать чувство разочарования.
  • Нарушение . Компьютерная зависимость у детей приводит к тому, что ваше чадо замыкается в себе и полностью избегает общения со сверстниками, или максимально ограничивает общение, предпочитая “общение” с компьютером.
  • Пассивность к окружающему миру во время нахождения за компьютером и не только.
  • Агрессия. Самый главный симптом, который наблюдается у всех детей зависимых от компьютера — это резко агрессивная реакция на попытки прекратить пребывание за компьютером. Конечно, если вы целенаправленно не раздражаете ребёнка, угрожая выключить компьютер посреди разгоревшейся баталии на мониторе. Лучше поставьте ребёнку рамки, например временные, через столько-то времени компьютер должен быть выключен и соблюдайте обещанное.

Не малоизвестная и печальная всем ситуация тяжёлой зависимости:

Как физиологически происходит формирование зависимости от компьютера.

По сути всё происходит по тому же принципу, что зависимость от азартных игр. В мозгу у человека есть область мозга, которая отвечает за удовольствие. Опыты на животных показали, что стимуляция этого отдела мозга приводит к тому, что несчастное животное умирает от удовольствия в буквальном смысле. Так как все другие потребности в мозгу атрофируются.

Также и человек забывает обо всём что вокруг него происходит, сконцентрировавшись только на игре. Если у человека, тем более ребёнка, компьютерная зависимость, то он подсознательно будет избегать даже употребления пищи в угоду удовольствию от игры. В конце концов это приводит к смерти от истощения.

Ребёнок зависим от компьютера что делать родителям?

Компьютерная зависимость у ребёнка, что делать? Чего Вам точно не нужно делать, так это паниковать и начинать давить на ребёнка в попытке отвадить его от компьютера. Не только в этой, но в любой ситуации такой в корне неверен. Успокойтесь и поймите, что борьба с детской компьютерной зависимостью в первую очередь требует от Вас эмоциональной выдержки, терпения и времени. Итак как помочь ребёнку побороть зависимость от компьютера?

  1. Наверное, Вы будете в шоке, но постарайтесь поиграть вместе с ребёнком. Не нужно непрестанно читать ребёнку лекции о том, что компьютер — это монстр, он очень вреден, сушит мозги и всё в таком духе. Наоборот — разузнайте что за игры у вашего или , поиграйте вместе, расположите ребёнка к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Ведь именно к этому привело сближение с компьютером вашего ребёнка — желание уединится. Такими методами вы потихоньку разобьёте одиночество и восстановите общение.
  2. Очень часто дети “уходят с головой в компьютер” именно из-за недостачи внимания, может быть вы совсем не уделяете внимание малышу? Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
  3. Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие-то поделки, например. Главное, чтобы тема была интересна. Спортивная секция, спортзал, бассейн, танцы, хор. Дайте ребёнку самому показать что ему наиболее интересно. Прививайте вашему чаду хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Постепенно ребёнок втянется и это станет интереснее компьютера.
  4. Добейтесь расположения ребёнка. Если видите, что всё-таки добились расположения, на партнёрских началах договоритесь ограничить время пребывания за компьютером во имя высшей цели — здоровья в первую очередь. Не стоит сразу же устраивать жёсткие ограничения, сокращайте время пребывания за компьютером постепенно.
  5. Найдите первопричину проблемы. Может быть, что уход в компьютер, это уход от реальности. От реальных проблем: проблем со сверстниками, неудачной первой любви или чего-то ещё? Постарайтесь выявить что не так. И помогите ребёнку как минимум разговором, сочувствием и передачей опыта в ситуации, с которой он столкнулся.
  6. Ещё раз стоит сделать ударение на том, что методы давления на ребёнка в данном случае, да и вообще в воспитании, чаще имеют полностью противоположный эффект. Не орите, не угрожайте, что разобьёте монитор, выкинете в окно компьютер, выдерните шнур и прочее прочее. На такой подход ребёнок ответит Вам истерикой, обидой и ещё больше замкнётся в себе. Намного эффективнее тактика замещения компьютера более полезными и интересными делами.

Компьютерная зависимость у детей — виды и признаки

Для того, чтобы знать как решать проблему, необходимо правильно диагностировать какая именно зависимость от компьютера у вашего ребёнка. Существует основных два вида компьютерной зависимости:

Зависимость от сети интернет — отсюда название сетеголизм.

Как проявляется сетеголизм? В виртуальной сети человек может находиться по 15 часов в сутки, непрерываясь, занимаясь при этом абсолюьно всё равно чем. Время может уходить на социальные сети, на общение в чатах, просмотры бесконецных сериалов и прочего. Как правило такие люди неуравновешены и неухожены. Если Вы не хотите для своего ребёнка такого будущего — проблему необходимо решать уже сегодня.

Зависимость от видеоигр — кибераддикция

В чём проявляется гипераддикция и какие виды бывают: подразделяется такое заболевание в зависимости от вида игры. В частности зависимость от ролевых игр, от неролевых игр, при этом у человека проявляется азарт к достижению цели(набор ачивментов, очков и прочего виртуального “успеха”).

Проявляется в следующих признаках:

  • Невозможность и нежелание оторваться от компьютера и виртуальной игры.
  • Повышенное неестественное настроение при нахождении за компьютером.
  • Возведение в приоритет игры за компьютером. При этом все остальные жизненные задачи страдают. Будь это учёба, работа, уборка по дому или ещё что-то, вплоть до личной гигиены.
  • Коммуникация ребёнка сводится всегда к одной теме: компьютерным играм. Также отдача приоритета виртуальному общению перед реальным общением с друзьями.

Физиологические недуги, связанные с компьютерной зависимостью:

  • Снижение защиты организма перед инфекционными заболеваниями
  • Постоянные головные боли от недостача кислорода в домашних условиях
  • Бессоница от перевозбуждения после игр
  • Сниженный энергетический ресурс организма
  • Боль в позвоночнике и запястьях

Помните, что компьютерная зависимость у детей — это настолько же серьёзная психологическая зависимость, как детский алкоголизм, например. Потому и относитесь к ребёнку мягко, вызывая доверие и расположение к себе, а не резко реагируя и угрожая. Будьте готовы, что на все ваши попытки вы будете получать неадекватную реакцию. Наберитесь терпения и спокойствия. Лучше проведите .