Кто такой ангел? Кто такие ангел-хранитель, ангел смерти, падший ангел? Качества ангела. Язык ангелов. Ангел-Хранитель: Библия об Ангелах-хранителях

Слово «Ангел» есть греческое, значит посланник. Это название получили Ангелы от служения своего спасению рода человеческого, для чего они употребляются Всеблагим Богом и что исполняют со святою ревностию и любовию. Апостол Павел сказал: «Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?» (Евр. 1:14).
Так «послан быст Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет» (Лк. 1:26) к Пресвятой Деве Марии возвестить Ей, что Она избирается в Матерь Слова Божия, приемлющего человечество для искупления человечества. Так, Ангел Господень ночью отверз двери темницы, в которую были заключены завистливыми иудеями двенадцать апостолов, и, выведши их, сказал; «Идите, и ставше глаголите в церкви людем вся глаголы жизни сея» (Деян. 5:20), т. е. учения Христова, которое - жизнь. В другой раз Ангел вывел из темницы апостола Петра, ввергнутого туда нечестивым царем Иродом, убившим уже апостола Иакова Зеведеева и хотевшего потешить богоубийственный народ иудейский второю приятною для него казнью. Чудесно избавленный из темницы Апостол, уверившись, что видит не видение, но самое дело, сказал: «Ныне вем воистинну, яко посла Бог Ангела Своего, и изъят мя из руки Иродовы и от всего чаяния людий Иудейских» (Деян. 12:11). Впрочем, не в одном содействии спасению рода человеческого заключается служение Ангелов: но от этого служения они получили название свое посреди человеков, и это название дано им Святым Духом в Священном Писании.

Время сотворения Ангелов не означено определительно в Священном Писании ; но, по учению, общепринятому Святою Церковью, сотворение Ангелов предшествовало сотворению вещественного мира и человека.

Ангелы сотворены из ничего . Внезапно увидев себя сотворенными в чудном изяществе и блаженстве; какую они ощутили благодарность, благоговение и любовь к Творцу, даровавшему им вместе бытие и духовное наслаждение! Их занятием непрерывным соделалось созерцание и славословие Создателя. Сам Господь сказал о них: «Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим еси Ангели Мои» (Иов. 38:7). Этими словами Священного Писания яснейшим образом доказывается, что Ангелы сотворены прежде видимого нами мира и, присутствуя при его сотворении, прославляли премудрость и силу Создателя. Они созданы были, подобно видимому миру, Словом Божиим: «Тем, - говорит святой апостол Павел, - создана быша всяческая, яже на небеса и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем содашася» (Кол. 1:16) .

Здесь Апостол под именем престолов, господствий, начал и властей разумеет различные чиноначалия Ангелов. Таких чиноначалии Святая Церковь признает три; каждое чиноначалие, или иерархия, состоит из трех чинов.

Первую иерархию составляют Серафимы, Херувимы и Престолы; вторую - Господствия, Силы и Власти; третью - Начала, Архангелы и Ангелы.

Учение о этом разделении Ангелов изложено святым Дионисием Ареопагитом, учеником святого апостола Павла, который и в своих писаниях, как мы видели, называет некоторые чины. Ближайшие к Престолу Божию суть шестокрылатые Серафимы, как видел в видении своем святой Исайя пророк. «Видех, - говорит он, - Господа седяща на престоле высоце и превознесение, и исполн дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6:1-3).

По Серафимах предстоят Престолу Божию Богомудрые, многоочитые Херувимы, потом Престолы и по порядку прочие Ангельские чины. Предстоят Ангелы Престолу Божию с великим благоговейным страхом, который изливается в них непостижимым величием Божества, не с тем страхом, который ощущают кающиеся грешники и который отъемлется любовью, но со страхом, пребывающим в века и составляющим один из даров Духа Святого, - страхом, которым страшен Бог для всех окрестных Его. От непрестанного созерцания безмерного величия Божия они находятся в непрестанном блаженном исступлении и упоении и выражают его непрестанным славословием. Они пламенеют любовью к Богу и в самозабвении, при котором они существуют в Боге, а уже не в себе, находят неисчерпаемое и бесконечное наслаждение. Сообразно чинам своим они наделены дарованиями Святого Духа - Духом мудрости и разума. Духом совета и крепости. Духом Страха Божия.

Это разнообразие духовных дарований и разные степени совершенства отнюдь не производят в Святых Ангелах соревнования или зависти: нет! У них одна воля, как сказал святой Арсений Великий, и все они преисполнены в Боге благодатного утешения и не чувствуют никакого недостатка. По этому благодатному единству воли Святые Ангелы низших чинов с любовью и ревностью оказывают повиновение Ангелам высших чинов, зная, что это повиновение - повиновение воле Божией. «Ясно видим, - говорит святитель Димитрий Ростовский, - в книге пророка Захарии, что в то время, как Ангел беседовал с Пророком, другой Ангел вышел навстречу этому Ангелу, повелевая ему идти к Пророку и возвестить долженствующее совершиться с Иерусалимом. Также и в Данииловом пророчестве читаем, что Ангел повелевает Ангелу истолковать видение Пророку».

Вообще все Ангелы называются иногда Небесными Силами и Небесным Воинством. Вождь Небесного Воинства есть Архистратиг Михаил, принадлежащий к семи духам, предстоящим Богу. Эти семь Ангелов суть: Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Уриил, Иегудиил и Варахиил: Эти семь духов называются иногда Ангелами, иногда Архангелами; Святой Димитрий Ростовский причисляет их к чину Серафимов.

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворен человек.

Образ Божий, как и в человеке, заключается в уме, от которого рождается, и в котором содержится мысль, и от которого исходит дух, содействующий мысли и оживляющий ее. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он невидим и в человеках.

Он управляет всем существом в Ангеле так, как и в человеке. Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством, следовательно, имеющие свой наружный вид. Безвидным может быть только ничто и бесконечное существо: бесконечное существо потому безвидно, что, ни в каком направлении не имея предела, не может иметь никакого очертания; а ничто безвидно, как не имеющее никакого бытия и никаких свойств. Напротив того, все существа ограниченные, самые великие и самые малые, как бы ни были тонки, имеют свои пределы. Эти-то пределы, или концы существа, составляют его очертание, а где очертание - там непременно вид, хотя бы мы нашими грубыми очами и не видели его. Мы не видим предела газов и большей части испарений, но эти пределы непременно существуют, потому что газы и пары не могут занимать беспредельного пространства, занимают пространство определенное, соответственное своей упругости, т. е. способности расширения и сжимания.

Безвиден един Бог, как существо бесконечное. По отношению к нам Ангелы называются бесплотными и духами. Но мы, человеки, в нашем состоянии падения, никак не можем быть приняты за основание для составления правильных понятий о видимом и невидимом мире. Мы не то, чем были сотворены; и опять обновляемые покаянием, мы делаемся не теми, какими бываем в обыкновенном положении страстном. Мерило мы непостоянное и неправильное. Но именно по этому-то мерилу Ангелы называются бестелесными, невещественными, духами. (Из книги святителя Игнатия Брянчинова )

Ангелы в Священном Писании

Что мы можем сказать об Ангелах? Каковы наши литературные источники? Естественно, Священное Писание. Само слово «Ангел» наше, русское, на самом деле вовсе не русское слово, а греческое «ἄγγελος», что в переводе буквально означает «вестник, посланник». Но это тоже не изначальная форма этого слова, а дословный перевод еврейского слова מלאך «малах». Это слово также обозначает «вестник, посланник» и происходит от древнееврейского корня, который означает глагол «посылать». Какой мы из этого можем сделать вывод? Слово «Ангел» не описывает нам природу этих существ. Что это за духи, какова их природа, сказать мы не можем. Мы можем только сказать об их служении, что они – «служебные духи».

На иврите вместо слова «Ангелы» используется слово «малахим». Если вы почитаете на иврите Ветхий Завет, там очень часто будет употребляться это слово. Причем слово «малахим», как «послание», может употребляться в двояком значении. С одной стороны, это послание Бога как таковое, безличное, адресованное человеку, с другой стороны, словом «малах» может обозначаться живое существо, дух, который это послание передает.

В Священном Писании, помимо всего прочего, словом «Ангел» могут называться не только бестелесные духи, но и пророки. Перед вами икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Иоанн Предтеча неслучайно изображен с крыльями, так как здесь идет прямая отсылка на текст Евангелия от Матфея (11:10), который цитирует еще более древний текст (Малахия 3:1): «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Вот, пожалуйста, Иоанн Предтеча у нас называется «Ангелом, посланником».

Другое слово, которое употребляется для обозначения небесных духов, это אלוהים «Элохим». Если вы откроете первую Книгу Священного Писания, Книгу Бытие, на иврите, в первой главе, первой строфе: «Вначале сотворил Бог небо и землю» будет употреблено слово «Элохим». Слово «Элохим» будет употребляться в Библии и для обозначения Бога, наравне с «Яхве», и для обозначения Ангелов.

Ангелы в Ветхом Завете

Важную роль в становлении учения об ангелах сыграл древний иудейский апокриф, который называется «Книга Еноха». Это сочинение III-II века до н.э. На данную книгу в частности ссылается апостол Иуда в своем послании (стих 14), цитируя ее: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих…». Этот же текст упоминается у древних писателей, у Оригена, у Тертуллиана, вплоть до позднего Средневековья Книга Еноха была очень популярна. Но что интересно, текст ее был нам неизвестен до XVIII века. Он сохранился в полном объеме только в каноне Эфиопской Библии, только на священном языке гыыз. Кстати, эфиопы считают, что изначально языком оригинала этой книги как раз и был язык гыыз. Напоминаю, это литургический язык эфиопской церкви.

Ангелы в Новом Завете

В Новом Завете имеется также много упоминаний об ангелах. Архангел Гавриил благовествует

Захарии о грядущем рождении Иоанна Предтечи, благовествует Деве Марии о грядущем рождении от Нее Спасителя мира. А также Воскресение, Вознесение и большинство других событий Священной истории происходит в присутствии Ангелов. В Книге деяний апостольских мы тоже встречаемся с Ангелами, например, Ангел выводит Петра из темницы. Об этом мы еще поговорим. Так вот, в Новом Завете, помимо упоминания самого слова «Ангел» впервые мы встречаем упоминание Архангелов. Архангел и на латинском, и на греческом языке обозначает «начальник Ангелов». О них тоже скажем чуть позже. Кроме того, апостол Павел в посланиях к римлянам, к ефесянам и к колоссянам упоминает еще такие Силы Небесные, как Престолы, Господства, Начала, Власти и Силы.

Ангельский мир

Об ангельском мире мы также знаем то, что было падение части ангелов. Подробности об этом мы можем прочитать только в апокрифах. Поскольку подробности падения части ангельского мира не имеют непосредственного отношения к делу нашего спасения, в Священном Писании мы практически не найдем упоминаний об этом. Апостол Иуда говорит (1:6): «Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд Великого дня». Господь, свидетельствует в Евангелии от Луки (10:18), что «Он (Господь) видел Сатану, спавшего с неба, как молния». Считается, что падение ангелов совершилось не одновременно, что сначала пал Денница и увлек за собой бесчисленное количество ангелов. Есть предание, что конец света настанет тогда, когда число праведников восполнит то число ангелов, которые отпали. Кстати говоря, святые отцы предполагают, что даже отпавшие ангелы сохранили свою иерархию, ввиду того, что иерархия изначально существовала в ангельском мире. О мире злых духов Священное Писание говорит, как о царстве, которое возглавляется Сатаной, что переводится как «противящийся», это не личное имя.

Природа ангелов

В Священном Писании ангелы предстают нам, как разумные и свободные существа, если бы они не были свободными существами, то часть ангелов в свое время не отпала бы от Господа, это было их свободное волеизъявление. Иоанн Дамаскин дает следующее определение ангела: «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей». О непостижимости ангельской природы свидетельствует тот же Иоанн Дамаскин: «Один только Творец знает вид и определение этой (ангельской) сущности». Но что мы можем точно о них сказать, это то, что они духовны и бестелесны. «Дух плоти и костей не имеет», читаем мы в Евангелии от Луки (24:39). По толкованию святых отцов, чувственные образы, в которых являются Ангелы (многочисленные явления описаны в Священной Истории, в Ветхом и Новом Завете), не являются отражением их природы, а только их временным состоянием.

Блаженный Феодорит объясняет: «знаем, что естество ангелов бесплотно; принимают же они на себя образы, сообразуясь с пользой видящих», ради того, чтобы смотрящий на них не убоялся, но при этом понял, что перед ними не простой человек, а действительно посланник Господа. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Ангелы, являясь, по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».

О соотношении Ангелов к пространству и времени мы тоже можем сказать, что они, словами Иоанна Дамаскина, «ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями не удерживаются… и пребывают в местах, постигаемых только умом». Многочисленные свидетельства и Священного Писания и более поздних описаний чудес, связанных с ангелами, повествуют нам, что ангелы мгновенно перемещаются из одной точки мироздания в другую, и ничто не удерживает их. Соответственно, они обладают большей свободой, чем люди, в отношении пространства и времени.

Совершенство Ангельской природы выражается в их особом приближении к Богу. Они наделены высочайшим ведением, разумением, но не всеведущи, как Господь Бог. Ангелам открыта лишь часть знания, которой они обладают, и благодаря которой, согласно апокрифическим текстам, управляют Вселенной. У святых отцов поднимается вопрос и о соотношении Ангела и человека: кто достойнее в своем призвании? Есть двоякая точка зрения на этот счет. С одной стороны мы можем сказать, что Ангел, безусловно, более величественен и природа его более совершенна, чем природа человеческая. С другой стороны, многие святые отцы утверждают, что Ангелы умалены перед человеком тем, что они, в отличие от него, не обладают способностью творить. В этом человек даже выше Ангелов, и более уподоблен Богу.

Бог – Творец, и человек может быть творцом, а Ангелы не творцы. И на этом принципиально настаивают многие святые отцы. Иоанн Дамаскин говорит о Господе: «Творец Ангелов, приведший из несущего в бытие и создавший их по образу Своему» и обличает тех, кто «называют ангелов творцами какой бы ни было сущности…Ибо… Ангелы не суть создатели».

О числе ангелов мы можем сказать только то, что оно ограничено, но очень велико. Пророк Даниил (7:10) описывает воинство ангельское как «тысячи тысяч и тьмы тем» (это миллионы и десятки миллионов). Кирилл Иерусалимский писал об этом так: «Представь людей, начиная от Адама до сего дня: велико множество их, но оно еще мало, в сравнении с Ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца». Здесь Кирилл Иерусалимский нас отсылает к притче, рассказанной Господом о том, что пастырь добрый ради одной потерянной овцы оставляет 99 овец, и отправляется на поиски ее, чтобы на плечах своих вынести заблудшую овцу и вернуть ее в стадо. В этом святые отцы с древнейших времен видели образ того, что Господь Иисус Христос, воплощаясь, покидает мир совершенный, мир Божественный, оставляет верный Ему Ангельский мир и спускается вниз за одной падшей овцой - за тем, чтобы спасти человечество. Перед вами монастырь Сучевица в Румынии, роспись на внешней стене храма, которая изображает Лествицу Иоанна Лествичника. Это наглядная попытка художника изобразить бесчисленное множество небесных сил.

В чем заключается служение ангелов? Это, естественно, служение Богу, воспевание Его величия и исполнение Его воли, т.к. ангелы – это служебные духи, и их назначение – служить Богу. Если мы вспомним книгу пророка Исайи (6:2-3), там говорится о его видении Господа, сидящего на престоле, а перед престолом стояли серафимы, непрестанно воспевая песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся Земля полна Славы Его!». Постоянное, непрестанное, вечное славословие. Аналогичные образы встречаются в книге Откровения, где говорится о животных, о тетраморфе, который тоже служит перед престолом Божиим. «Ангелы созерцают Бога… и имеют это пищею», – говорит Иоанн Дамаскин. Примеры служения Ангелов Богу в качестве орудия Промысла Божия по отношению к видимому миру и человеку мы читаем в Священном Писании. Это и разрушение Содома и Гоморры, спасение Лота с дочерями, которых Ангелы выводят из разрушенного города. Это и сон Иакова, когда Иакову снится лестница, по которой восходят и нисходят с неба многочисленные Ангелы. Это битва Иакова с Ангелом в ночи. Ангел освобождает апостола Петра из темницы.

Все это является проявлением служения Ангелов и исполнения ими воли Божией. Одним из видов косвенного служения ангелов Богу может быть служение Ангелов-хранителей. К каждому человеку после крещения приставляется Ангел-хранитель, который должен вести душу этого человека ко спасению. В этом тоже проявляется Промысел Божий, а значит это один из вариантов служения ангелов Богу. В древности считалось, что Ангелы-хранители есть также у городов, у царств, у народов. В частности, архангел Михаил считался покровителем еврейского народа. Кстати говоря, об Ангелах-хранителях частных лиц в Священном Писании упоминается в Евангелии от Матфея (18:10): «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». Когда Ангел выводит из темницы Петра, апостол приходит в дом, где находится собрание христиан, стоит у двери и стучит. Служанка увидев его, пошла и сообщила, что это Петр, но те не поверили ей, решив, что это Ангел Петра, а не сам Петр.

Как изображают ангелов

Классическое облачение ангела – это хитон, гиматий (плащ, переброшенный поверх хитона). Атрибутами являются крылья, как символ быстроты, молниеносности действий. Лента в волосах, которая в нашей традиции получила название тороки или слухи. Обязательно присутствует жезл, сфера или глобус, или зерцало (по-разному называют). Поскольку ангелы являются предводителями небесного воинства, поскольку они являются стражами при троне Господнем, они часто изображаются в придворных одеяниях.

Ангельские чины

Из Священного Писания следует, что существуют различные чины ангелов. В Священном Писании упоминается 9 Ангельских чинов.

Серафимы

Из всех чинов небесных Серафимы - самые ближайшие к Богу; они - первые участники божественного блаженства, первые осиявают светом велелепной божественной славы. И, что всего более поражает, изумляет их в Боге, так это любовь Его бесконечная, вечная, безмерная, неисследимая. Они во всей силе, во всей, непонятной нам глубине, воспринимают, ощущают Бога именно как Любовь, через это приступая как бы к самым дверям, к самому Святому Святых того «неприступного Света», в котором живет Бог (1 Тим. 6:16), через это входя в наитеснейшее, преискреннейшее общение с Богом, ибо Сам Бог - Любовь: «Бог любы есть» (1 Ин.4:8).
   Приходилось ли вам смотреть когда-либо на море? Смотришь, смотришь на его даль безграничную, на ширь его безбрежную, помышляешь о глубине его бездонной, и… мысль теряется, сердце замирает, все существо исполняется каким-то священным трепетом и ужасом; ниц пасть, закрыться хочется пред ясно чувствуемым, беспредельным величием Божиим, отображаемым безбрежностью моря. Вот вам некоторое, хотя самое слабое, подобие, едва заметная, тонкая тень того, что переживают Серафимы, непрестанно созерцая неизмеримое, неисследимое море любви Божественной.
   Бог-Любовь огнь есть поядаяй, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно перед всеми другими чинами. Серафимы- и самое слово означает: пламенный, огненный. Пламенногорящая Любовь Божественная, неисследимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а наипаче всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в ужас, заставляет содрогаться все существо их. Не могут сносить они великой этой Любви. Закрывают двумя крылами лица свои, двумя крылами ноги свои и двумя летают, в страхе и трепете, в благоговении глубочайшем поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф!»

   Сами горя любовью к Богу, шестокрылатые Серафимы воспламеняют огнь этой любви и в сердцах других, огнем божественным предочищая душу, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь - глаголом жечь сердца людей. Так, когда ветхозаветный пророк Исайя, увидя Господа сидящим на престоле высоком и превознесенном, окруженном Серафимами, стал сокрушаться о своей нечистоте, восклицая: «О, окаянный аз! Ибо я человек,с нечистыми устами… - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа!.. Тогда, - рассказывает сам пророк. Прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се, прикоснуся сие устом твоим, и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит» (Ис. 6:5-7).

Херувимы

Если для Серафимов Бог является, как пламенногорящая Любовь, то для Херувимов Бог - выну светящаяся Премудрость. Херувимы непрестанно углубляются в божественный разум, восхваляют, воспевают его в песнях своих, созерцают тайны божественные, с трепетом проникают в них. Вот почему, по свидетельству Слова Божия, в Ветхом завете Херувимы изображаются над Ковчегом Завета приникающими.
    «И сделай, - говорил Господь Моисею, - из золота двух Херувимов… Сделай их на обоих концах крышки (Ковчега). Сделай одного Херувима с одного края, а другого Херувима с другого края… И будут Херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу, к крышке будут лица Херувимов» (Исх. 25:18-20).
   Дивное изображение! Так и на небе: Херувимы с умилением, со страхом взирают на Премудрость Божественную, исследуют ее, поучаются в ней, и как бы покрывают крыльями своими ее тайны, хранят их, берегут, благоговеют пред ними. И это благоговение пред тайнами Божественной Премудрости столь велико у Херувимов, что всякая дерзновенная пытливость, всякое горделивое взирание на Разум Божий ими тут же отсекается огненным мечом.
   Вспомните грехопадение Адамово: прародители, вопреки заповеди Божией, дерзновенно приступили к древу познания добра и зла, возгордились умом своим, захотели все знать, как Бог; вознамерились как бы сорвать покров, скрывающий тайны Божественной Премудрости. И, смотрите, сейчас же снисходит с неба один из стражей-хранителей этих тайн, один из служителей Божией Премудрости - Херувим, с пламенным обращающимся мечом, изгоняет прародителей из рая. Так велика ревность Херувимов, так строги они к тем, кои посягают дерзновенно проникнуть в неведомые тайны небесные! Бойтесь же испытывать умом то, чему надо верить!
   Если, по словам св. Василия Великого, «одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль нашу рассмотрением искусства, с каким она произведена», то что же сказать о той бездне премудрости, которая открыта Херувимам? Премудрость Божия, как в зеркале отпечатлевшаяся в мире видимом, Премудрость Божия во всем строительстве искупления нашего, - вся «многоразличная Премудрость Божия, …в тайне сокровенная, юже предустави Бог прежде век в славу нашу» (Еф. 3:10; 1 Кор. 2:7)…

Престолы

Вы, конечно, знаете, что такое престол, с каким смыслом употребляется у нас часто это слово? Говорят, например, «Престол Царский» или «Трон Царский», «Царь сказал с высоты Престола». Всем этим хотят показать достоинство, величие царское.
   Престол, таким образом, является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, бездушные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы, преимущественно перед всеми чинами ангельскими, ощущают, созерцают Бога, как Царя Славы, Царя всего мироздания, Царя, творящего суд и правду, Царя Царствующих, как «Бога Великого, Крепкого и Страшного» (Втор. 10:17). «Господи, Господи, кто подобен Тебе?» (Пс. 34:10)… «Кто подобен Тебе в бозех. Господи, кто подобен Тебе: прославлен во святых, дивен во славе» (Исх. 15:11). «Велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца» (Пс. 144:3)… «Велико и не имат конца, высоко и безмерно» (Вар. 3:25)! Все эти гимны величию Божию, во всей их полноте, глубине и истинности, понятны и доступны одним лишь Престолам.
   Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают, как бы в сердца людские, преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.
   Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие: раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном большом храме - все это часто настолько захватывает душу, так ударяет по струнам сердца, что человек готов бывает слагать и петь хвалебные псалмы и песни; перед ощущаемым величием Божиим исчезает, теряется, падает ниц. Знайте, возлюбленные, такие святые минуты ясного ощущения величия Божия бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению, бросают в сердца наши блестки его.

Господствия

Бог называется Господом потому, что заботится о созданном Им мире, промышляет о нем, есть Верховный Хозяин его. «Он, - говорит блаженный Феодорит, - Сам и кораблестроитель, и садовник, возрастивший вещество. Он и вещество сотворил, и корабль построил, и постоянно управляет его кормилом». «От пастыря, - поучает св. Ефрем Сирин, - зависит стадо, а от Бога - все, что возрастает на земле. В воле земледелателя - отделение пшеницы от тернии, в воле Божией - благоразумие живущих на земле во взаимном их единении и единомыслии. В воле царя расположить полки воинов, в воле Божией - определенный устав для всего». Так что, замечает другой учитель Церкви, «ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла, но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и назначению». И «ни на один день не перестает Бог от дела управления тварями, дабы они тотчас бы не уклонились от своих естественных путей, которыми ведутся и направляются к тому, чтобы достигнуть полноты своего развития, и каждой оставаться в своем роде тем, что есть».
   Вот, в это-то господствование, в это управление Божие тварями, в это попечение, промышление Божие о всем невидимом и видимом, малом и великом, и вникают Господствия.
   Для Серафимов Бог - пламенногорящая Любовь; для Херувимов - выну светящаяся Премудрость; для Престолов Бог - Царь Славы; для Господств Бог есть Господь-Промыслитель. Преимущественно перед всеми другими чинами Господствия созерцают Бога именно как Промыслителя, воспевают Его попечение о мире: усматривают «и в мори путь, и в волнах стезю Его крепкую» (Прем. 14:3), со страхом взирают, как «Той променяет времена и лета, поставляет цари и проставляет» (Дан. 2:21). Полные священного восторга и умиления, приникают Господствия в многоразличные заботы Божий: одевает крины сельные, «яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» (Мф. 6:29), как одевает Он «небо облаки, уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву и злак на службу человеком: дает скотом пищу их, и птенцам врановым призывающим Его» (Пс. 146:7-9). Дивятся Господствия, как Бог, столь великий, обнимает всех и вся попечением Своим; хранит и бережет каждую былинку, каждую мошку, самую малейшую песчинку.
   Созерцая Бога как Промыслителя - Строителя мира, Господствия и людей научают устроять сами себя, свою душу; научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками, утеснять плоть, давая простор духу. Господствия нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли.

Силы

Преимущественно перед всеми другими чинами, этот чин ангельский созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог - Чудотворец. «Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76:15), - вот что составляет предмет постоянного их хваления и славословия. Силы вникают в то, как «идеже хощет Бог побеждается естества чин». О, как же восторженны, как торжественны, как дивны должны быть эти песни их! Если и мы, облеченные плотью и кровью, когда бываем свидетелями какого-либо явного чуда Божия, например, прозрения слепого, восстановления безнадежно больного, приходим в неописуемый восторг и трепет, поражаемся, умиляемся, то что же сказать о Силах, когда им дано видеть такие чудеса, которых наш ум и представить не может. Да при том, они могут вникать в самую глубину этих чудес, им открыта их цель высочайшая.

Власти

Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего, «всякую власть имущаго на небеси и на земли». Бога страшного, «Егоже зрение сушит бездны, и прещение растаевает горы, ходившаго, яко по суху, по плещу морскую, и запретившаго бури ветров; прикасающагося горам и дымятся; призывающаго воду морскую и проливающаго ю на лице всея земли».
   Ангелы шестого чина - самые ближайшие, постоянные свидетели Божия всемогущества, предпочтительно перед другими им дано ощущать его. От постоянного созерцания Божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею, эти ангелы исполняйте проникаются этой властью так, как раскаленное железо проникается огнем, почему и сами становятся носителями этой власти и именуются: Власти. Власть, которой они облечены и преисполнены, невыносима для дьявола и всех полчищ его, власть эта обращает дьявольские полчища в бегство, в преисподнюю, во тьму кромешную, в тартар.
   Вот почему все, мучимые от дьявола, должны молитвенно призывать в помощь Власти; о всех бесноватых, разных припадочных, кликушах, порченых - надо ежедневно молиться Властям: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его (или ее) мучающего!»

Начала

Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водой, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». «Творец и Строитель мира. Бог, - говорит учитель христианский Афинагор, - поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нем, и над их устройством». Гром, молния, буря… всем этим управляют Начала, и направляют, как угодно то воле Божией. Известно, например, что молния нередко попаляет кощунников; град одно поле побивает, другое оставляет невредимым… Кто бездушной, неразумной стихии дает такое разумное направление? Начала делают это.
    «Видел я, - говорит тайнозритель св. Иоанн Богослов, - Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце… И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, и воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими» (Откр. 10:1-3); видел и слышал апостол Иоанн и «ангела водного» (Откр. 16:5), и «ангела, имеющего начальство над огнем» (Откр. 14:18). «Видел я, - свидетельствует тот же св. Иоанн, - четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево… - им дано вредить земле и морю» (Откр. 7:1-2).
   Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими. В слове Божием есть, например, упоминание о князе или ангеле царства Персидского, царства Эллинского (Дан. 10:13, 20). Начала ведут, вверенные их начальству, народы к высшим благим целям, которые указывает и предначертывает Сам Господь; «возводят, - по словам св. Дионисия Ареопагита, - сколько могут тех, которые охотно повинуются им, к Богу, как к своему Началу». Они предстательствуют за свой народ перед Господом, «внушают, - замечает один святитель, - людям, особенно царям и другим властителям, мысли и намерения, относящиеся ко благу народов».

Архангелы

Этот чин, говорит св. Дионисий научения». Архангелы - это учители небесные. Чему же они учат? Учат они людей, как жизнь им свою устраивать пo-Божьи, т. е. согласно с волей Божией.
   Разные пути жизни предлежат человеку: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные роды службы. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Господь волю Свою о человеке. Архангелы знают, посему, что ожидает известного человека на том или другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны; поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный для него.
   Кто разбился жизнью, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно: «Архангелы Божьи, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумления, научите меня, какой мне выбрать путь, воньже пойду, да благоугожду Богу моему!»

Ангелы

Это - самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемые Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.
   Ангелы столь близки к нам, что отовсюду нас окружают, отовсюду на нас смотрят, за каждым шагом нашим наблюдают, и, по словам св. Иоанна Златоуста, «весь воздух наполнен ангелами»; Ангелы, по словам того же святителя, «предстоят священнику во время совершения страшной Жертвы».

Ангел-хранитель

Из числа ангелов Господь, с момента нашего крещения, приставляет к каждому из нас еще особого ангела, который называется Ангелом-Хранителем. Этот Ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Ангел-Хранитель - присный друг наш, незримый тихий собеседник, пресладостный утешитель. Одного лишь каждому из нас он желает - спасения души; к этому все заботы свои направляет он. И если видит нас также заботящимися о спасении, радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей, скорбит.
Хочешь всегда быть с Ангелом? Бегай греха, и Ангел с тобою пребудет. «Как, - говорит Василий Великий, - пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и Хранителя нашей жизни - Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Посему бойся грешить!
Можно ли распознать присутствие Ангела-Хранителя, когда он близ нас и когда отходит от нас? Можно, по внутреннему настроению души своей. Когда на душе у тебя светло, на сердце легко, тихо, мирно, когда ум твой занят богомыслием, когда ты каешься, умиляешься, тогда, значит, Ангел близ есть. «Когда, по свидетельству Иоанна Лествичника, при каком-нибудь изречении молитвы своей почувствуешь внутреннее услаждение или умиление, то остановись над оным. Ибо тогда Ангел-Хранитель молится с тобою». Когда же в душе у тебя буря, в сердце - страсти, ум кичливо надмевается, тогда знай, Ангел-Хранитель отошел от тебя, и вместо него бес подступил к тебе. Скорей, скорей зови тогда Ангела-Хранителя, становись на колени перед иконами, падай ниц, молись, осеняй себя крестным знамением, плачь. Верь, услышит молитву твою Ангел-Хранитель твой, придет, прогонит беса, скажет душе мятущейся, сердцу обуреваемому: «Молчи, престани». И настанет в тебе тишина велия. О, Ангел-Хранитель, храни же всегда нас от бури, в тишине Христовой!
Почему же, кто-либо спросит, нельзя Ангела видеть, нельзя говорить, беседовать с ним так, как беседуем мы друг с другом? Почему не может явиться Ангел видимым образом? Потому, чтобы не устрашить, не смутить нас своим явлением, ибо знает он, как малодушны, боязливы и робки мы перед всем таинственным.

День Ангела, именины

Каждый православный христианин носит имя святого, в честь которого он назван. Имя выбирается по церковному календарю, каждый день которого посвящен памяти того или иного святого. День памяти святого, имя которого носит православный христианин и называется: День ангела, или .

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем. Вы сами можете из нескольких святых выбрать того, кто Вам особенно близок. Если Вы ничего не знаете ни о ком из них, считайте своим небесным покровителем того, чей день памяти в календаре находится ближе всего к дню Вашего рождения.

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов ,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные.

Ангелы , будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в доброделании, стараются наполнить нас духовным созерцанием (по мере нашей восприимчивости) и содействуют нам во всяком добре».

«Святые, - писал преподобный Силуан Афонский, - в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется, кроме немногих, очень редких, случаев, как, например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы о упокоении его души.

Молитва Ангелу Хранителю, Канон Ангелу Хранителю

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Тропарь, глас 6-й

Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляемь, получу от Христа Бога велию милость.
Слава, и ныне:

Богородичен
Святая Владычице, Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая, моли благость Его всегда, со хранителем моим ангелом, спасти душу мою, страстьми одержимую, и оставление грехов даровати ми.

Канон, глас 8-й

Песнь 1
Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися.

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Aнгелу, наставнику и хранителю моему.
Припев: Святый Aнгеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.
Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене, погибающа.
Слава: Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.
И ныне: Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Aнгелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Песнь 3
Ты еси утверждение притекающих к Тебе, Господи, Ты еси свет омраченных, и поет Тя дух мой.
Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.
Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене погибающа.
Слава: Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе, благому Aнгелу хранителю моему: избавителю мой, изми мя от враг озлобляющих мя.
И ныне: Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.

Седален, глас 2-й
От любве душевныя вопию ти, хранителю моея души, всесвятый мой Aнгеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.
Слава, и ныне: Богородичен:
Богородице безневестная Пречистая, Яже без семени рождши всех Владыку, Того со Aнгелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.

Песнь 4
Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.
Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди и подаждь ми спасение необоримое.
Яко заступника и хранителя животу моему прием тя от Бога, Aнгеле, молю тя, святый, от всяких мя бед свободи.
Слава: Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.
И ныне: Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави мя от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.
Песнь 5
Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не вемы.
Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.
Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Aнгеле.
Слава: Спяща мя зле тяготою греховною, яко бдяща сохрани, Aнгеле Божий, и возстави мя на славословие молением твоим.
И ныне: Марие, Госпоже Богородице безневестная, надеждо верных, вражия возношения низложи, поющия же Тя возвесели.
Песнь 6
Ризу ми подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.
Всяких мя напастей свободи, и от печалей спаси, молюся ти, святый Aнгеле, данный ми от Бога, хранителю мой добрый.
Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Aнгеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя.
Слава: Устави сердце мое от настоящаго мятежа, и бдети укрепи мя во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней.
И ныне: Слово Божие в Тя вселися, Богородице, и человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть.
Кондак, глас 4-й
Явися мне милосерд, святый Aнгеле Господень, хранителю мой, и не отлучайся от мене, сквернаго, но просвети мя светом неприкосновенным и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.
Икос
Уничиженную душу мою многими соблазны, ты, святый предстателю, неизреченныя славы небесныя сподоби, и певец с лики безплотных сил Божиих, помилуй мя и сохрани, и помыслы добрыми душу мою просвети, да твоею славою, Aнгеле мой, обогащуся, и низложи зломыслящия мне враги, и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.
Песнь 7
От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
Милостив буди ми, и умоли Бога, Господень Aнгеле, имею бо тя заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованнаго ми во веки.
Не остави в путь шествующия души моея окаянныя убити разбойником, святый Aнгеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне; но настави ю на путь покаяния.
Слава: Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.
И ныне: Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.
Песнь 8
Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Aнгеле, и не остави мене во веки.
Ангела тя суща блага, души моея наставника и хранителя, преблаженне, воспеваю во веки.
Слава: Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.
И ныне: Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена быти Твоего владычества.
Песнь 9
Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.
Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.
Мыслити ми присно и творити, Господень Aнгеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.
Слава: Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя, окаяннаго.
И ныне: Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.

Молитва к Aнгелу Xранителю

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою пречистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением, и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным возбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение. О, злое мое произволение, егоже и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши воззрети на мя, или приступити ко мне, аки псу смердящему? Которыма очима, ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делех? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деянием, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойнаго раба твоего (имя)

Фильмы об ангелах

Ангелы и бесы. Кто они?

Православные рассказы. Н. Агафонов “Сказ о том, как ангелы упали с неба”

Ангелы и демоны (лекция преподавателя Сретенской духовной семинарии)

Православные рассказы. Рассказ об ангелах и бесах

Приветствует вас, друзья!

Ангел хранитель человека — существует или нет, верить в него или нет?…

В повседневной суете люди часто забывают о своём , для чего они пришли в этот мир, зачем живут, и что будет дальше. А многие просто не задумываются об этом.. И когда всё в их жизни хорошо, какое им дело до Заповедей Божьих или душевных раздумий?! (Конечно я не говорю абсолютно обо всех!) Но стоит грянуть беде, и человек чувствует себя слабым, беззащитным, вспоминает о Боге… А ведь то, что существует Сверхсознание, интуиция, Высшие Силы уже даже доказано наукой. Почему же в нашей жизни так много агрессии, жестокости, лжи? Почему многие из нас находятся на низших уровнях духовного развития?

Так верить в ангела хранителя или нет?

Сейчас я хочу поговорить об ангелах хранителях человека , о тех сведениях, которые мне известны. У каждого человека есть свой ангел. Исходя из этого, в мире существует их многомиллионная «армия». У них есть своя иерархия. Но не это главное. Главное то, что у каждого из нас есть , готовая в любую минуту вступиться за нас, за нашу жизнь. А мы порой об этом даже не подозреваем. Или просто забываем. А они молчаливо следуют за нами, ждут нашего пробуждения. Находятся на расстоянии, не смея приблизиться без особого разрешения. Кто же даёт это разрешение? Я не знаю. Но очень хочется верить, что во многом это зависит от нас самих. Именно наша вера в них наших защитников к нам, даёт невидимую, но прочную, связующую нить. Однажды я читала книгу «Беседы с Ангелом», автор Андрей Башурин. Меня тогда поразили ответы Ангела — всё просто, но с глубоким смыслом. Мог ли автор сам придумать весь текст? Думаю, нет. Человек получает все свои знания из . И почему не допустить, что это произошло посредством мысленного общения именно с неземным существом?

Мой ангел хранитель

Я такой же человек, как и Андрей. Только уровень моего духовного развития ещё не дошёл до той стадии, когда моему Ангелу разрешат со мной пообщаться. Или я ещё не подобрала вопросы, какие хотела бы задать ему… Однако я искренне верю, что однажды услышу голос, обращённый именно ко мне. И жду этой встречи в ожидании. А пока представляю, что мой всегда рядом, наблюдает за мной. Прошу

Ангелы-хранители - божественные существа, посредники между Богом и людьми, даются при рождении человека вне зависимости от того, крещенный он или нет.

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда кажется, будто какая-то невидимая сила уберегает от тех или иных действий и бережет при возникновении опасности. Быть может, не все верят в Бога или верят, но в совершенно разных Богов. Однако каждый надеется, что его бережет кто-то сильный, присматривающий за ним одним, тайный друг, к которому можно обратиться с любой просьбой.

Оберегающих нас духов или существ называют ангелами-хранителями человека. Человек каждый день сталкивается с ангелом-хранителем, обращаясь к внутреннему «я». Мысленная связь никогда не прерывается, помогая чувствовать себя под защитой. Сложные ли решения нам приходится принимать или простые, человека всегда рядом и готовы помочь.

В обыденном мире все события происходят настолько быстро и непредсказуемо, что порой интуиция ценится намного больше, чем просто ум. И именно интуиция приписывается к помощи ангела-хранителя человека, как невидимый толчок к правильному выбору.

Но среди множества голосов вокруг очень сложно определить именно тот, который принадлежит вашему невидимому другу (этот навык нужно развивать). Окружающая обстановка зачастую давит на человека и заставляет совершать опрометчивые действия. Именно поэтому мы так часто оступаемся и учимся именно на ошибках.

Ангелы-хранители человека способны творить чудеса

Сила ангела-хранителя становится более очевидной именно в непредвиденных ситуациях . Есть множество примеров чудеснейшего спасения от явной беды. Были случаи, когда человеку казалось, что его окликнули, он задержался на месте и обернулся, а в полуметре от него пролетел на бешеной скорости автомобиль. Несколько примеров:

1. Истории известно множество необычайных случаев спасения, одним из которых можно считать спасение герцога Жана II Алансонского Жанной д"Арк. Во время обстрела женщина предупредила герцога о том, что на место, где он стоит, упадет снаряд, тот послушался совета и ушел, однако на его место встал другой человек, который сразу же был убит. Это чудесное спасение вошло в историю, и герцог до последних своих дней был благодарен Жанне за сохранение жизни.

2. Известен случай, когда в октябре 2012 года на оживленной трассе под Калугой случилась авария. Водитель «Жигули» 7-ой модели шел на обгон и, не сумев справиться с управлением, на полной скорости врезался в КамАЗ, едущий по встречной полосе. Однако, в такой, казалось бы, обреченной ситуации катастрофы не произошло. Водитель самостоятельно сумел выбраться из груды железа, некогда бывшей его автомобилем, при этом не получив ни единой царапины. Такое не объясняют обычным везением, это настоящее чудо, которое под силу только неведомым нам силам. Смотрите это небольшое видео:

Есть и случаи, когда люди без особой на то причины просто сходили с борта самолета, а потом становилось известно, что этот самолет разбился. Эти удивительные события действительно происходили и происходят рядом с нами каждый день и объяснить это не под силу никому. Люди, чье единение с внутренним «я» достаточно тесно, слышат своего ангела-хранителя намного чаще остальных. Все потому, что они не отвлекаются на чужие голоса и доверяют самому себе и своим защитникам.

Кроме спасения от опасности сильные ангелы-хранители, могут вернуть человека с того света. И действительно известны события, при которых человек ну никак не мог остаться целым и невредимым. К примеру, от падения с высоты птичьего полета мало кто мог бы не пострадать, однако были такие случаи. Человек просто вставал и как ни в чем не бывало шел дальше по своим делам.

3. Была ситуация, когда на соревнованиях российский горнолыжник Валерий Кобелев в апреле 1999 года совершил неудачный прыжок с трамплина высотой в 185 метров. На подобных трамплинах скорость достигает до 100 км/ч и падение может реально стоить жизни. При ударе о землю такой силы, от человека обычно не остается и “мокрого„ следа, но сам Валерий не пострадал (не считая небольшого сотрясения головы), его состояние врачи оценили — как средней тяжести. Неужели есть научные объяснения случившегося?

4. Бывало, ангел-хранитель человека являлся и во плоти. Одного молодого человека, которого звали Роман, ни с того ни с сего начали преследовать неудачи: семья распалась, жена ушла к другому, умер близкий друг и с работой начались проблемы. Кроме того, часто происходили аварии, в которых он оказывался виновным. Из-за финансовых проблем пришлось подрабатывать извозом. Однажды ночью случилось подвозить пожилого мужчину, который назвал совершенно странный незнакомый адрес. Но путь как будто бы был известен, и молодой человек ехал, сам не зная куда, а мужчина всю дорогу рассказывал о бедах, происходящих в жизни парня. Достигнув места назначения, странный человек сказал, что с этого момента все неудачи покинут жизнь Романа. На вопрос, кто же он такой, мужчина ответил, что он ангел-хранитель, и исчез. С тех пор жизнь этого молодого человека и вправду наладилась, он стал бизнесменом и обзавелся новой крепкой семьей, но так и не забыл о той знаменательной ночи.

Такие случаи редки, но имеют место быть, особенно в очень тяжелых ситуациях. Ангел-хранитель человека оказывает заботу и поддержку всегда, главное, не забывать об этом и постараться услышать среди множества нужный голос.

Никто не задумывается о том, насколько хрупка человеческая жизнь. Ведь стоит маленькой песчинке попасть в глаз и можно лишиться зрения безвозвратно. Неудачный вывих, ушиб или вполне обычная рана могут привести к непоправимым последствиям, однако такие случаи являются редкостью и именно потому, что рядом невидимый защитник – ангел-хранитель человека.

5. Американский актер Кристофер Рив стал знаменит благодаря своей роли Супермена. В фильме он боролся со злом и ежедневно спасал людей от разных напастей, а в жизни лишь раз упал с лошади и остался прикован к инвалидному креслу на весь остаток дней. Сколько же существует в жизни каждого человека таких моментов, когда можно получить увечье или лишиться жизни?

Если с вами случилась беда, то, прежде всего, нужно искать свою ошибку, неправильные действия, попытаться понять, что хочет показать вам ваш ангел-хранитель. Выйдя на верный путь, ситуация поправится, а махнув на знак рукой, можно дойти и до катастрофы.

Ангел-хранитель обладает безграничной силой, но действует лишь во благо. Находящиеся на грани смерти люди часто вспоминают, как двигались по длинному тоннелю и встречали искрящуюся светом фигуру в конце него. Она направляла их назад к жизни, дав понять, что еще рано уходить. Это и был ангел-хранитель человека, решивший совершить чудо и вернуть утерянную жизнь. Такие случаи происходили чаще всего при потере пульса или когда человек впадал в кому.

Если не прислушиваться к своему ангелу-хранителю, он может просто махнуть рукой и уйти. Именно в такие моменты и начинаются волны неудач, болезней, боли, призванные научить человека понимать, что от него требуется.


Общение с ангелами-хранителями весьма своеобразно, и есть несколько основных положений, которыми следует для этого пользоваться (из личного опыта):

1 . Общаться стоит без скептицизма, искренне веря в то, что вы действительно общаетесь с ангелом-хранителем, используя некоего посредника.

2 . Не нужно задавать глупых вопросов и пытаться каким-то образом оскорбить, ангел-хранитель человека заслужил к себе уважение, не стоит об этом забывать.

3 . Само по себе будущее представляет собой множество вариантов, выбрать один из них очень сложно, поэтому ангел-хранитель человека приходит на помощь. Однако главный вопрос при выборе варианта в том, какие действия требуются от вас лично. Спросите об этом.

4 . Ангел-хранитель человека не причинит вреда, поэтому стоит избавиться от страха, смело протянув руку своему невидимому другу.

5 . Потусторонний мир таит в себе много неизвестного, не стоит с ним играть. Поэтому заранее приготовьтесь быть серьезным и не испытывайте способности своего ангела-хранителя. Он легко может прервать общение и затаить на вас обиду. Если ваш ангел решит (что для вас это необходимо), то он обязательно продемонстрирует свои способности.

6 . Благополучие в материальном плане, находится полностью во власти ангела-хранителя человека, поэтому просить о возврате своих денег и имущества совершенно бесполезное занятие. Если вас обокрали или вы потеряли каким-то образом дорогие вещи, это значит, что вас о чем-то предупреждают, обратите внимание на свою жизнь. Недаром говорят, что везет дуракам, ведь зачастую нежданная финансовая удача сваливается на человека, который вовсе не гонится за материальным благополучием.

Были случаи, когда люди всю жизнь откладывали деньги и прятали их от близких в надежном месте, отказывая себе во всем. А потом теряли все в один миг, не имея возможности повлиять на ситуацию. Ведь самый обычный пожар или затопление от соседей способны уничтожить дело всей жизни, не стоит гневить высшие силы своей бездушностью.

  • Никто не может быть застрахован от непредвиденных ситуаций, и бояться стоит не их, а того, почему Ангелы-хранители посылают их человеку. Поэтому чаще обращайте внимание на свои действия.

7. Искать преступников при помощи ангелов-хранителей – совершенно бесполезное занятие. Они никогда не выдадут преступника, если это им не нужно, а все потому, что люди не умеют наказывать объективно. Одни преступники отсиживают срок за буханку хлеба, украденную в магазине, а другие убивают людей и благодаря финансам получают тот же срок, что и за украденную буханку хлеба или вообще уходят от наказания.

Ангелы-хранители наказывают человека настолько, насколько тот заслужил, ведь они имеют доступ не только к видимым основаниям преступления, но и к , чувствам и всей жизни. Как научить провинившегося уму разуму они знают лучше всех.

Покровительство сверхъестественных сил всегда интересовало людей. Вопросы о бессмертии души, о том, как выглядят ангелы, как узнать своего ангела-хранителя и заручиться его поддержкой, волновали и продолжают волновать теологов и философов, молодых и пожилых, высокообразованных и самых простых верующих. Прихожане храмов возносят молитвы ангелам-хранителям и просят их о помощи, стараются угодить и расположить к себе. Однако свой ангел-хранитель есть у каждого человека, даже не посещающего церковь. Более того: ангелы покровительствуют не только христианам, но и приверженцам других религий. Существование ангелов признает ислам, иудаизм и даже растафарианство. Аналогичные ангелам сущности есть и во многих других верованиях.

Ангел-хранитель дается каждому человеку, независимо от вероисповедания, характера и поведения. Даже у преступников и атеистов есть ангелы-хранители, но эти покровители несчастны и зачастую бессильны. Чтобы не лишать своего ангела-хранителя энергии, нужно в первую очередь верить в него, а еще регулярно обращаться к нему и не забывать благодарить. Все это легко выполнить, если знать своего ангела-хранителя по имени. При желании вы можете даже вызвать своего ангела-хранителя, поговорить с ним, посоветоваться или просто ощутить его защиту. Наверняка в течение жизни вы неоднократно чувствовали его присутствие - пришло время познакомиться со своим ангелом-хранителем!

Ангел-хранитель – кто это? Зачем дается ангел-хранитель?
Обычно ангелов-хранителей представляют антропоморфными, миниатюрными или гигантами, осязаемыми или бесплотными – это не имеет значения и зависит исключительно от культурного опыта, фантазии и эстетических предпочтений верующего человека. По сути, ангел-хранитель – это дух, добрая сущность, наделенная разумом и чувствами, но лишенная земного тела и воплощающаяся в любую физическую форму при необходимости на ограниченный срок. Как правило, ангелов-покровителей воображают и изображают в произведениях искусства крылатыми: крылья нужны ангелам, чтобы летать и чтобы укрывать ими своих подопечных, оберегая их от невзгод.

Существование ангелов-хранителей невозможно доказать научными методами, но даже нерелигиозные люди признают, что хотя бы раз в жизни испытывали такое чувство, будто оказались под ангельским крылом ангела. Вы тоже наверняка переживали нечто подобное и могли почувствовать присутствие ангела-хранителя:

  • Вспомните тех, кто позитивно повлиял на вашу жизнь. Ангелы хранители часто действуют опосредованно, чужими руками. Зачастую они избирают своими «посредниками» родителей, любимых людей и близких друзей, но могут явиться и в образе незнакомого, но благосклонного к вам человека.
  • Пребывание на грани риска и последующее чудесное спасение напрямую связано с «работой» ангела-хранителя. Каждый из нас может вспомнить подобные обстоятельства: когда опоздал на самолет, попавший в аварию; когда прошел по улице в двух шагах от места падения сосульки; когда вдруг вспомнил о не выключенном утюге и вернулся домой или просто успел купить последний билет на концерт любимой группы.
  • Ангелы-хранители могут вселяться не только в людей, но и в животных. В СМИ периодически появляется информация о чудесных случаях, когда домашняя кошка или собака разбудили хозяина и буквально заставили его покинуть дом перед землетрясением, взрывом или другим бедствием. Эти происшествия – ни что иное как свидетельство защиты ангела-хранителя.
  • Зачастую ангел-хранитель не ищет физического воплощения и остается фантомом, незримо присутствующим поблизости и предоставляющим помощь в нужный момент. Это особенно важно, когда вас одолевает чувство одиночества, проблемы обрушиваются одна за другой – и вдруг, как будто ниоткуда, приходит решение, обстоятельства складываются наилучшим образом и жизни налаживается.
  • Современные люди теряют веру в ангелов-хранителей и заменяют их понятиями интуиции, подсознания и энергетических колебаний. По большому счету, нет принципиальной разница, как именно называть ангела-хранителя, если его поддержка помогает вам.
Единственное, что можно сказать наверняка – это то, что сила ангела-хранителя прямо пропорциональна силе нашей веры в него. Можно подпитывать, тренировать и укреплять возможности своего духовного защитника, если верить, мысленно взывать и благодарить его как можно чаще.

Кто мой ангел-хранитель? Как узнать ангела-хранителя по дате рождения?
Ангел-хранитель сопровождает каждого человека на протяжении всей жизни, от самого момента рождения. Именно дата рождения помогает узнать о своем ангеле-хранителе больше, например, выяснить его характер, пол и возраст. Это может показаться немного странным, ведь ангелы бесплотны. Но, тем не менее, категории возраста и пола им присущи, чтобы быть ближе и понятнее своим подопечным. Чтобы определить воплощение своего хранителя, суммируйте все цифры, составляющие дату вашего рождения, и сведите результат к однозначному числу. Например, если вы родились 30 июля 1986 года, то сложите 3+0+0+7+1+9+8+6=34; 3+4=7. Число «7» нечетное, значит, ваш ангел женского пола. Четные числа обозначают ангелов мужского пола.

Теперь найдите свое индивидуальное число в следующем списке, чтобы поближе узнать своего ангела, постичь его характерные особенности и черты поведения:

  • 1 – Святой ангел, считается наиболее быстрым защитником, приходящим на помощь еще до того, как об этом опросят.
  • 2 – Светлый ангел (или ангел света), имеет обыкновение являться во сне. Ангелы света оставляют своим подопечным родинки, зачастую на лице.
  • 3 – Воздушный ангел, сопровождает людей, склонных к авантюрам и риску. Оказываясь рядом, нередко выдает свое присутствие шорохом крыльев.
  • 4 – Мудрый ангел общается со своим подопечным с помощью подсказок и верных решений, что положительно сказывается на интеллекте и карьере человека.
  • 5 – Металлический ангел наделяет человека долгими годами жизни. Получает особую подпитку от слез, поэтому приходит на помощь, когда подопечный плачет.
  • 6 – Радужный ангел контактирует с людьми посредством творческой энергии, помогает раскрыть художественные способности и/или оригинальный взгляд на мир.
  • 7 – Энергетический ангел – самый обидчивый. Нуждается в постоянной благодарности, не терпит грубых слов и непризнания своих заслуг.
  • 8 – Милосердный ангел является воплощением души умерших предков, внимательно заботится, но испытывает потребности в воспоминаниях о нем.
  • 9 – Теплый ангел обеспечивает подопечного гармонией с миром и пониманием сути вещей. Именно ангелы Тепла чаще других воплощаются в животных.
Понимание характера вашего ангела-хранителя поможет установить с ним более близкую и прочную связь, не игнорируйте эти особенности. Помимо характера, у ангелов есть возраст, который не меняется, по крайней мере, для нас, людей. Возраст своего ангела узнают, прибавляя к числу рождения 4 (сакральное число). Для рожденных 30 числа это 30+4=34 года. Теперь вы знаете, что ваш ангел-хранитель – женщина 34 лет, и можете общаться и поддерживать связь эффективнее.

Как увидеть своего ангела-хранителя?
Для контакта с нами и передачи информации ангелы-хранители используют знаки – это единственный доступный им способ, чтобы не выдать себя посторонним людям и не испугать своего подопечного. Но мы можем сами, по своему желанию, наладить связь со своим ангелом и обращаться к нему, когда захотим. Для этого понадобится немного потренироваться:

  1. Выберите время, когда вы сможете остаться наедине с собой (и своим ангелом) в тишине, и никто не нарушит спокойствие. Это может быть раннее утро на рассвете или наоборот, перед отходом к сну
  2. Обустройте хотя бы небольшое пространство вокруг себя для уюта и комфорта: положите красивую и удобную подушку, зажгите свечу или небольшой ночник, включите тихую приятную музыку.
  3. Сядьте поудобнее и выпрямите спину. Можно подложить под спину подушку или распрямить плечи – ориентируйте на свои ощущения, которые должны быть вам по душе. Не зажимайте тело, не сгибайтесь и не сутультесь.
  4. Закройте глаза и спокойно, глубоко дышите. Не думайте ни о чем конкретном, а вместо суетных мыслей представьте, что от ваших ног к земле идут корни, а вокруг вас находится свет в форме яйца с золотым сиянием.
  5. Мысленно обратитесь к своему ангелу-хранителю и пригласите его присоединиться к вам в этой красивой и удобной обстановке. Золотой цвет – любимый для ангелов, поэтому хранителю наверняка будет очень приятно ваше внимание.
  6. Когда ангел появится рядом, вы почувствуете то по незримому дуновению, ощущению тепла и/или легкости – это индивидуально. После этого попросите ангела укрыть и обнять вас крыльями, прикоснуться к вам.
  7. Постарайтесь запомнить это ощущение, каждой клеточкой тела впитайте прикосновение ангела-хранителя и не забывайте это чувство, чтобы усилием воли воспроизводить его вновь. Спросите ангела, как его зовут.
  8. Обратитесь к ангелу по имени и искренне поблагодарите его за то, что он с вами и не оставляет вас на протяжении всех лет жизни. Если нужно, попросите его о помощи, поделитесь с ним своими мечтами и целями.
  9. Не задерживайте ангела долго, потому что пребывание в мире людей требует от него больших затрат энергии. Попрощайтесь с ангелом и пригласите возвращаться к вам почаще.
  10. Потянитесь всем телом и откройте глаза. Осмотритесь – мир вокруг вас остался прежним, но внутри вас теперь поселилось знание, которое позволит всегда и везде находить своего ангела-хранителя, обращаться к нему и получать его помощь.
Практикуйте такие встречи со своим ангелом хранителем регулярно, чтобы не терять связь с ним и укреплять взаимопонимание. Теперь, когда вы смогли узнать своего ангела-хранителя, не забывайте о нем, благодарите и подпитывайте энергией. Тогда ваш союз станет поистине крепким и защитит вас от любого зла. Пусть в вашей жизни случается как можно больше чудес и добра!