Кто такой, как выглядит и чем изгоняется бес — христианство, оккультизм, демонология. Демоны и диавол


Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что исключительно принадлежит сие... единой силе Божией, наедине сотворившей сердца наши; но по телесным движениям уловляет он душевные думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чужими красотами? Воспользовавшись его устремлением, тотчас возбуждает такого человека или к прелюбодеянию, или к блуду. Увидит ли гневливого и раздражительного? Тотчас изощряет меч и устремляет на убийства. Увидит ли корыстолюбивого? Поощряет к разбою и неправедному приобретению. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представляет ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Ибо почему не всех вовлекает в одни и те же страсти? Потому что каждый сам избирает, один то, а другой иное, и одному нравится то, а другому иное. Итак, по телесным движениям диавол угадывает душевные слабости, и таким образом соплетает сети.


Исидор Пелусиот

Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностью расслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборительна в брани.


Иоанн Карпафский

Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд или пойди, укради, ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас... одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам.


Авва Дорофей

Для сердца моего сколько сетей! Вижу сети грубые и сети тонкие. Которые из них назвать более опасными?.. Недоумеваю. Ловец искусен, - и кто ускользнет от сетей грубых, того он уловляет в сети тонкие. Конец ловитвы - один: погибель. Сети прикрыты всячески, с отличным искусством.


Игнатий Брянчанинов

Сколько мириад злых бесов, и сколь бесчисленны виды козней их! Они и после того как увидели, что мы, пришедши в познание своих страстей и своего посрамления, стараемся уже избегать злых дел, на которые они нас наводят, и уха своего не склоняем к злым советам, которые они нам внушают, - не отстали, но приступили к делу с отчаянным усилием, зная, что участь их уже окончательно решена и что наследие их есть ад, за их крайнюю злобу и отвращение <от Бога>. Да откроет Господь очи сердец ваших, чтоб вы видели, сколь многочисленны козни демонов и как много зла причиняют они нам каждый день, - и да дарует вам сердце бодренное и дух рассуждения, чтоб вы могли принести самих себя Богу в жертву живую и непорочную, остерегаясь зависти демонов во всякое время и их злых советов, их скрытых козней и прикровенной злобы, их обманчивой лжи и помышлений хульных, их тонких внушений, которые влагают они каждый день в сердце, гнева и клеветы, на которые подущают они нас, чтоб мы друг на друга клеветали, себя самих только оправдывая, других же осуждая, чтоб злословили друг друга или, сладким говоря языком, скрывали в сердцах наших горечь, чтоб осуждали внешность ближнего, внутри самих себя имея хищника, чтоб спорили между собою и шли наперекор друг другу в желании поставить на своем и показаться честнейшими. Всякий человек, который услаждается греховными помыслами, падает произвольно, когда рад бывает <сочувствует> тому, что в него влагаемо бывает от врагов, и когда думает оправдать себя только видимо совершаемыми делами, будучи внутри жилищем злого духа, который научает его всякому злу. Тело такого наполнится постыдными срамотами, - ибо кто таков, тем овладевают страсти демонские, которых он не отгоняет от себя. Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные, ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов и явными их делаем в теле.


Антоний Великий

Страшные явления бывают иногда в кельях иноков. У нас живут в отдельных кельях, но обязательно не менее двух человек в отдельном помещении, это для того, чтобы в случае каких-либо бесовских наваждений можно было постучать в келью соседа и попросить помощи.
Был у нас флигелек, где жил один монах, но теперь там не позволяют жить одному. С ним однажды был такой случай. После вечернего правила инок увидел, что в его келье сидит какой-то человек, уже преклонных лет, и говорит ему:
Что ты здесь только небо коптишь! Вернись к своим прежним занятиям, ты там принесешь гораздо больше пользы и, получая хорошее содержание, будешь жить в свое удовольствие.
Но как отсюда уйти? Двери скита хорошо заперты.
Ты об этом не беспокойся, только пожелай, и я мгновенно перенесу тебя. У ворот уже стоит тройка.
Но кто же ты? Верно, демон?
Да.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! – воскликнул пришедший в ужас инок, и злой дух исчез.
Было около двенадцати часов ночи, когда инок прибежал к батюшке о. Амвросию и рассказал ему о случившемся.
Да, страшное видение ты имел, – сказал старец, – у тебя был восьмилегионный бес, и кому он является, почти всегда того убивает.
Как же я-то спасся?
Господь известил меня, что ты в опасности, – ответил о. Амвросий, – и я встал на молитву, и тебе Господь напомнил о страшном и славном имени Своем, которого трепещут адские силы.
Да, страшные вещи бывают у нас иногда, но в монастыре легче победить диавола, в миру же несравненно труднее, и восьмилегионный бес, явившись, убивает. А является он людям, которые еще не начали жить, но только думают об исправлении жизни.


Варсонофий Оптинский (Плиханков)

Диавол ничего не может произвести для нашей погибели: ни произволения противного, ни изнеможения, ни неведения непроизвольного, ни отнюдь чего-либо иного к принуждению человека, а влагает только напоминание зла.


Петр Дамаскин

Диавол, как дух невещественный, со времени Адамова преступления заповеди Божией возымел некую власть и дерзость действовать на естество человеческое, и сделался очень опытным в воевании против людей, ибо люди, им боримые, умирая, преходят род за родом, а он все живет и живет один и тот же вот уже шесть тысяч шестьсот и более лет, и навык. Он всегда есть скрытный враг людей, всегда злокознствует и брани воздвигает против них, и особенно против тех из них, которые теперь рождаются, потому что теперешние не только не имеют никакой опытности в борьбе с диаволом, но совсем и понятия не имеют о брани диавольской и об искусности в ней диавола. Почему и когда явно он биет их, они того не видят, и когда скрытно их устреляет, не чувствуют; он является ангелом света, а покрывает их тьмою. Так сделался он... очень искусным в борьбе с человеком. Конец же и цель, для которой ведет он сию брань с человеком, велика и страшна. Вначале отделив и отдалив род человеческий от Бога, он теперь всячески напрягается и хлопочет о том, чтоб не допустить его опять возвратиться к Богу, но всегда удерживать в отдалении от Него. И если случится кому воззвану быть Иисусом Христом и возвратиться к Богу, он, искусный и многоопытный в делании зла, всячески старается опять отдалить его от Бога. По этой-то причине диавол сделался многоискусен в воевании с людьми и воюет с ними пятью кознями: еллинством, иудейством, ересями, противоправославным образом жизни и <неразумными> подвигами добрых деланий. Еллинством прельщает людей, любящих так называемую внешнюю мудрость; иудейством прельщает евреев, убеждая их думать, будто они добре веруют, так как чтут Единого Бога, чем прельщает он также и агарян; ересями прельщает суемудрых богочтецов, удаляя их от православия; православных удаляет от Бога худыми делами и жизнью противною православию, именно: сребролюбием, сластолюбием, славолюбием; опять и подвигами добрых дел и самоохотными лишениями самоумерщвления ввергает он подвижников в гордость, которая есть корень всякого зла, равно как в пристрастие к славе и чести людской. Этою прелестью гордыни, которая есть всех добродетелей истребительница, превращает он и в пропасть низвергает души бедных подвижников, живущих в преподобии и правде, и некоторых из них уговаривает показывать ревность Божию не по разуму и строгость жизни нерассудительную. Чрез это он делает их тиранами самих себя, и они мучат себя всякими лишениями и злостраданиями, да славимы будут от человек: что достойно крайних слез, потому что они лишаются за то и настоящих и будущих благ. Пагубность, которой подвергаются все другие люди, о коих мы сказали, ничто в сравнении с потерями, какие несут сии люди. Вот как велика и несравненна наша бедственность! Почему надлежит нам всячески изыскивать, каким бы способом могли мы избежать наветов диавола. Но никаким способом не можем мы избавиться от него, кроме как если прибегнем к Богочеловеку Иисусу Христу, со всем смирением души и крайним сокрушением сердца. Тогда Христос Сам будет воевать за нас чрез нас, и мы успокоимся: ибо противостояние и преодолевание этого врага нашего никаким другим способом не бывает, как только единым Христом Господом.


Симеон Новый Богослов

Диавол, как враг мира, ненавистник согласия и отец злобы, сколько радуется и торжествует, когда мы предаемся гневу, ссоримся и нападаем друг на друга, столько же скорбит и печалится, когда мы сохраняем мир и согласие и обуздываем гнев.


Иоанн Златоуст

Молясь, восплачем от глубины сердца, чтобы прогнать врага нашего в глубину пещи геенской. Ведь когда ты стенаешь, он подвергается ударам; когда ты ударяешь себя в грудь, он получает раны; когда ты принимаешь удары, он подвергается казни.


Иоанн Златоуст

Тебя ударил кто-нибудь - имей зло против диавола и никогда не прекращай вражды с ним. Если и не ударил - и в таком случае злобствуй против диавола за то, что он восстал против твоего Владыки, оскорбил Его, а также за то, что вредит братьям твоим и воюет на них. Всегда будь врагом, всегда гневным, всегда непримиримым с ним. От этого он сделается смиренным, неопасным, таким, что его можно будет одолеть. Если мы сильно разъяримся против него, он не будет нам страшен. А когда станем благосклонны, тогда он сделается жестоким, - не так <мы должны обращаться с ним>, как с нашими братьями. Он враг и гонитель жизни и спасения нашего и своего собственного. Если он не любит самого себя, то как может любить нас? Итак, ополчимся и повергнем его, имея союзником великого Господа Иисуса Христа, Который возможет соделать и нас неуловимыми для его сетей и удостоить вечных благ...


Иоанн Златоуст

Когда диавол держит кого в рабстве греху, то преимущественно заботится о том, чтоб все более и более омрачать его духовным ослеплением, отгоняя от него всякий добрый помысл, могущий привести его в сознание пагубности своей жизни. И не только добрые отгоняет от него помыслы, которые могли бы подвигнуть его на покаяние и обратить на путь добродетели, но вместо их влагает помыслы злые и развращенные, и тут же подстроивает подручные поводы к обычному ему греху и увлекает его часто падать в него или в другие более тяжкие грехи. От этого бедный грешник делается все более и более омраченным и ослепленным. Ослепление это укореняет в нем навык и непрестающий позыв все грешить и грешить, так что он, несчастный, влекомый от дела греховного к большему ослеплению и от ослепления в большие грехи, кружится как в водовороте, и прокружится так всю свою жизнь до самой смерти, если не привнидет особенная Божия благодать во спасение ему.
Кто находится в таком бедственном состоянии, тому, если он пожелает от сего избавиться, надлежит немедля, как только придет ему благое помышление, или, лучше сказать, внушение, зовущее его из тьмы во свет и от греха к добродетели, тотчас принять его со всем вниманием и желанием; тотчас усердно приступить и к делу, взывая из глубины сердца к щедрому Подателю всякого блага: «Помоги мне, Господи Боже мой, скоро помоги, и не оставляй меня более в этой тьме греховной». Пусть не знает утомления, взывая таким или иным каким словом; но вместе с тем да взыщет и земной помощи, обратясь к знающим дело за советом и руководством, как бы успешнее освободиться от томящих его вражеских уз рабства греховного. Если этого невозможно сделать тотчас, пусть исполнит это, как только откроется возможность, не переставая прибегать к распеншемуся за нас Господу Иисусу и к Пречистой Матери Его, Богородице Приснодеве, благоутробно смилостивиться над ним и не лишить его скорой подобающей помощи. Да ведает он, что в этом неотлагании дела и скорой готовности последовать доброму внушению - его победа и преодоление врага.

Отчитка (экзорцизм) – это специальный молебен во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу читает заклинательные молитвы на изгнание из человека падших духов. В это время могут происходить разные физические явления с бесноватыми: крик, страшная ругань и хула на Бога, лаяние по-собачьи и другие нечеловеческие проявления: судороги, падание в обморок и проч. А может вообще ничего видимого не происходить, что чаще и бывает.

В какой-то степени мы все подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у нас разная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когда злые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорят его устами.

Этот чин должен совершаться опытным священником над одним человеком, который явно одержим злым духом. Массовые «отчитки» появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.

Легко проверить, является ли человек одержимым. Если перед ним поставить несколько стаканов с водой, в одном из которых будет вода святая (естественно, больному об этом не говорить). Если человек действительно бесноватый, он этот стакан почувствует и будет бояться его взять, как бы мы не меняли стаканы.

Отчитка нужна при явных симптомах беснования. Для того чтобы быть недоступным действию каких-то злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии.

Священное Предание Церкви хранит рассказ о событиях, произошедших в ангельском мире еще до сотворения вселенной. Тогда самый одаренный и могущественный из ангелов Денница в порыве гордости и зависти к Творцу восстал против Бога и отпал от светлого ангельского мира.

В Писании также встречаются намеки на то, что с самого начала творения существует некая таинственная сила с самого начала противящаяся Богу. Это лишь намеки человек ничего не знает о трагедии произошедшей в мире духов. Но эти намеки вполне отчетливы: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездной » – читаем мы книгу Быт. Гл.1, Ст.2 Слово бездна, по-еврейски «техом» не раз встречается в Ветхом Завете и обозначает стихию хаоса, противящуюся воле Бога.

Об этом учили Святые отцы, утверждая, что именно мы, склоняясь ко греху, даем бесам возможность существовать и проявляться в мире. Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно, подсказывая все грязные желания.

Мы сами виноваты, что дьявол правит этим миром, что в нашем мире так много демонизма и страдания. Ведь по словам Антония Великого, демоны не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления. Мы становимся, если захотим, агентами демонического воздействия в этом мире, агентами зла.

В своих творениях Святые Отцы уделяли много внимания демоническим силам и их злому воздействию на человека. В этом Святые Отцы не были оригинальны, они лишь продолжали раскрывать учение, изложенное в Священном Писании, а в Священном Писании, особенно в Евангелии, очень много рассказов о бесноватых и об исцелении их Христом. Знать, кто такие бесы и как они искушают человека, нам просто необходимо, это не пустое умствование, ведь бесы – наши враги и мы должны знать их методы борьбы, чтоб противостоять искушениям.

Из личного опыта святые отцы знали о реальности действия темных сил, однако они никогда не боялись этих темных сил. Смертью на кресте и Воскресением Христос уничтожил власть сатаны. Не следует бояться бесов совершенно, ибо все их предприятия обращены в ничто Благодатью Христовой, пишет святой Афанасий Александрийский.

Все евангельские рассказы об изгнании бесов Христом говорят прежде всего об одном: о власти Христа над дьяволом. Теперь, с помощью Божией христиане могут побеждать бесов, дьявол потерял над ними власть. Однако, эта неспособность сатаны побеждать в открытой борьбе вынуждает сатану искать обходные пути, нападать незаметно, с помощью хитрости и обмана искушать людей. Именно поэтому святой Макарий Египетский, или как его еще называют, Макарий Великий сравнивает с действием дьявола на человека с вползанием в наш ум змеи. С вхождением в душу дьявола можно сравнить попадание в организм человека болезнетворных бактерий: если физически человек не защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов. Следствием такого попадания является болезнь, так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к этой душе. Что является защитой человеческой души, ее иммунитетом. Что является преградой для бесов, в силу чего душа может лишиться этой защиты. Пока человек пусть медленно совершенствуется, пока его дух устремлен к Богу, пока за падениями следует искренне покаяние, человек находится в сфере действия Бога и в безопасности. Но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластно какой-нибудь страсти, человек лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь убирает свои руки, наказывает провинившегося, Господь всегда любит человека, всегда хочет ему помочь. Но в этом-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, Творец уважает свободу своего творения. Человек сам должен выбрать с кем он хочет быть: с Богом или с дьяволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу сердцем и принять то, что Он предлагает.

Однако, если человек отворачивается от бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном, даже если это на первый взгляд привлекательно – дьявол. Грех – это наш выбор в пользу дьявола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. Это результат нашего свободного выбора, в грехе человек как когда-то Адам с Евой отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Бога и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, а дьявол имеет воздействие на человека, и теперь и дьявол проникает в его душу.

Итак, потакая своим страстям, мы позволяем бесам обитать и действовать в нас. Но иногда кажется, что уничтожив ту или иную страсть в себе, мы уничтожим особенность, неповторимость нашей личности, а Господь действительно, сотворил каждую личность не похожей на другие. Только неповторимость эта не в грехе, вот что следует помнить, а как раз наоборот! Подчиняясь одним и тем же страстям, люди становятся похожими, как все старые почерневшие иконы похожи друг на друга. И как икону необходимо очистить от пыли и копоти, чтобы увидеть ее истинный, прекрасный, сияющий лик, так и человек – чем более он очищает заложенный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и неповторимей становится его личность. Поэтому, начиная бороться со страстями, нужно, прежде всего, по словам святителя Феофана Затворника, осознать злые влечения дьявольским внушением. Не считать их своими, но всеянными нам от лукавого, это и позволит нам увидеть своего врага, встать к врагу лицом к лицу.

Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, пишет святой Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что эти кружения ума мои собственные. Действительно, у человека может быть горячая, страстная натура, или наоборот, спокойная склонная к созерцанию, но именно от человека зависит, направит ли он этот дар в задуманном Богом русле, или же поддавшись влиянию дьявола, исказит грехом. Так, горячий темперамент можно направить как на любовь к Богу и людям, так и гнев и на раздражительность. А спокойствие и уравновешенность могут способствовать развитию в душе лени и безразличия.

Теперь посмотрим, что говорит само Евангелие об отношениях в которые грешник вступает с дьяволом. Сам Спаситель однажды сказал иудеям вопрошавшим его: «Ваш отец дьявол » Ин. Гл.8,Ст.44 Что Спаситель имел в виду? Быть сынами божьими, значит принадлежать к горнему миру, значит быть в близости Бога. Быть же детьми дьявола, значит иметь не с Богом, а с дьяволом непосредственное общение. Известно, что дети от отца получают воспитание, черты характера, отношение к жизни. Но, прежде всего, они получают от отца и матери само бытие. Так, дети Божьи похожи на своего небесного Отца, они ведь живут его жизнью. Люди же обратившиеся ко злу в своих грехах тоже похожи на дьявола как на своего отца, ведь от него, от дьявола они получают свое грешное бытие и тоже живут его жизнью. В другом месте Новозаветных Писаний апостол Павел заостряет наше внимание на том, что «грешники попали в сети дьявола, что он уловил их в свою волю » 2 Тим. Гл.2, Ст. 26. Грешники как птицы, которых поймал ловец. Ловец может делать теперь с ними все, что он хочет, они в его власти. Так и человек, прельстившийся приманкой дьявола. Эта приманка – обманчивая сладость греха. Оказывается, человек в сетях, в зависимости от дьявола. «Только птицы , – расстраивается святитель Иннокентий Херсонский, – мечутся, стараясь вырваться из плена. А мы – редко ».

Наконец, сам Спаситель сравнивает пребывание дьявола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Такое сравнение очень о многом нам говорит. Что хозяин может сделать со своим домом? Да все, что захочет! Он может прибрать и починить его, а может разрушить. Сущность дьявола – зло, он не способен к созиданию. Не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит об этом святой Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели ».

А святой Василий Великий вот как интересно объясняет это страстное желание: «Понимая свое бессилие против Бога, дьявол склоняет ко греху образ Божий – человека ».

Однако человеку, попавшему в сети дьявола, ставшего его рабом, очень тяжело понять, что он не господин себе, что он выполняет чужую волю. Это не удивительно, что грешник не видит в себе бесовского действия: на белой одежде видно любое пятнышко, на черной и большое можно не заметить. Не случайно святые так остро чувствовали свою греховность, так каялись. В чистой душе даже самый малый дурной помысел виден лучше, чем огромные грехи в темной душе.

«Царство Божие внутри вас » 17 Глава Евангелия от Луки, так говорит нам Священное Писание, это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться небесному свету, создать его в собственном нашем сердце. Царство Божие внутри нас – это когда Бог бывает с нами в единении. Но как в нашей власти создать в себе Царство Божие, так же в нашей власти создать в себе и царство дьявола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях, через познание Бога, в царство дьявола через укоренение в пороках. И как в нашей власти раскрыть свою душу перед Богом и впустить в нее Божью благодать, так и в наших же силах либо впустить дьявола в сердце, либо воспрепятствовать ему.

«Поселяется дьявол в бесноватых людях потому что эти люди привлекли злых духов, они сами приготовили в себе жилище для дьяволов, выметенное и убранное, нераскаянными грехами. Вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого » – говорит преподобный Иоанн Дамаскин.

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник, цитирую: «Внутреннее наше всегда заключено, Господь сам стоит вне, и стучит, чтоб мы отворили душу ему и сердце. Чем же душа и сердце отворяется? Сочувствием, предрасположением к благодати, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того сатана и входит. Что входит сатана, а не Бог в этом виноват сам челове к».

Эта закономерность подтверждается конкретными случаями. Вот, например, история из практики известного священника Григория Дьяченко. Он рассказывает, что рядом с его домом жила одна крестьянская семья. Жена в этой семье была угрюмой и сварливой и вечно с кем-то ругалась. Не удивительно, что после одной такой ссоры, когда за ничтожную провинность эта женщина кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи. О чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что к ней страшно подступиться ». Священник Григорий Дьяченко пошел в этот дом, возложил епитрахиль на женщину. Женщина вырывалась, бросалась какими-то предметами, царапалась, кусалась, а когда священник возложил епитрахиль, потеряла сознание. А когда очнулась, была совершенно спокойной. Этот бес, который на секунду вошел в нее оставил ее. Здесь механизм проникновения дьявола в душу женщины очень понятен, через злобу, через грех сатана входит в эту женщину.

Героини другого случая вхождения сатаны в человека – это две на удивление поверхностные девушки. Представьте себе, они отправились гулять на кладбище, и балуясь, стали прыгать и играть на могиле одного недавно похороненного самоубийцы. Вселение, также как и единение с Господом, не может быть механическим действием, следующим за какими-то определенными событиями. Если бы так вот, как вели себя эти девушки, вели себя ничего не понимающие дети, им бы не было вреда. Но это были взрослые, сознательные люди. Вместо жалости к самоубийце, они стали смеяться и издеваться над ним, значит их сердце было злым. Когда девушки вернулись домой, в них проявились все признаки одержимости. Они кричали, издавали нечеловеческие звуки. Не зная как с ними поступить, их заперли в отдельной комнате. Об этом тоже нам сообщает в своей книге «Область таинственного» священник Григорий Дьяченко. Священник, придя и прочитав молитву, изгнал беса из этих девушек.

Я могу привести пример из своей недолгой священнической практики. Однажды ко мне пришла женщина и сказала, что ее муж очень странно себя ведет. Когда он злится и начинает ругаться, то нападает на нее и на ее детей. Я предложил мужу прийти и побеседовал с ним. Оказалось, что действительно, этот муж человек обычный, стандартный, спокойный. Но вот, он взял моду кидаться на свою жену и на детей, ругаться, топать ногами, и, может быть, бить их даже чем-то. Он описывает, что так все было несколько лет, и вот однажды, когда агрессия эта росла, и он стал топать ногами на свою жену и на своих детей, вдруг, на секунду он как будто отключился. И вот, представьте себе, он хватает топор и начинает бегать по квартире за своей женой и за своими детьми. Жена в ужасе бежит к соседям, сосед бьет этого человека, человек падает, теряет сознание. Приезжает скорая помощь, его приводят в чувство. Этот человек, бегающий с топором за своими родственниками, он ничего не помнит после того, как пришел в себя. Он не помнит, что бегал с топором за ними. Он просто помнит, что он жутко рассердился на свою жену и на своих детей и больше он ничего не помнит, очнулся он в больнице.

Вот видите, человек своим грехом, своей злобой он сам перекинул мост между человеческим и духовным миром. Он впустил в себя сатану. сатана не замедлил явиться вместе с легионом бесов и стал действовать в этом человеке.

Итак, люди, вставшие на путь греха, вступают в союз с сатаной и дьявол в большей или в меньшей степени обитает в их душах. Ведь совсем необязательно одержимость обретает крайние формы, когда все существо человека, за исключением самого глубинного, его духа поражено сатаной. Человек, живущий по законам сатанинского царства,сам до конца не понимает, чьи законы он воплощает в жизнь. Такой человек тоже по-своему одержим.

Однако существует интересная закономерность, на которой следует остановиться: 90 процентов людей, в собственном смысле одержимых, оказались во власти дьявола не просто так, а в результате занятия магией, спиритизмом, гаданием и так далее

Азбука Веры

Проповедь

Уроки святости:
искусство войны с демонами

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодня, в воскресный день, Святая Церковь предложила нам Евангелие от Матфея, в котором повествуется об изгнании беса из одного отрока Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом.

Это известное вам, надеюсь, повествование можно приложить к внутреннему человеку, если рассматривать конкретное историческое событие как образ для внутреннего делания.

Мф.17:
14 «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду»

Человек некий – это наше естество, которое осознало нужду в единственно способном исцелить нас Господе. Оно смиряется от обстоятельств, преклоняет колена пред Богом и смиренно умоляет об исцелении отрока, которым является наш беснующийся, тяжко страдающий дух, ибо он «часто бросается в огонь и часто в воду» . Огонь – это образ страстей, а вода – одолевающие нас во множестве греховные помыслы. Демон загоняет нас либо в обилие греховных мыслей, которые уносят нас как поток воды и мучают, либо в огонь разжения какой-либо конкретной страсти. Он пытается погубить нас тем либо иным способом.

Если мы усвоим это сейчас, то поймём и дальнейшее повествование: « 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» . То есть человек этот приводил своего страдающего от беса отрока к ученикам Христовым – скажем, в храм к священникам или к другим христианам – в надежде получить исцеление. Почему же ничего не получалось? – Потому что человек пытался через внешние действия получить внутреннее исцеление, что невозможно.

« 17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» . Исцеление нашего духа может быть произведено только в присутствии Господа и только Им Самим. Нужно было привести отрока именно туда, где реально находился Христос. И мы должны пригласить Господа к себе, чтобы Он исцелил нас. Ничто другое не поможет нам избавиться от бесовского воздействия. Именно отстранённость от Господа является основной причиной неверности и развращённости.

« 18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» . Вот что производит личное присутствие или участие Господа Иисуса Христа, Сына Божия – бесы подчиняются Ему и выходят, после чего исцеляется дух наш. Как же мы можем привлечь Господа Иисуса к нашему бедствующему духу? – Только непрестанным, покаянным, смиренным призыванием Его имени.

« 19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» . Этот вопрос интересовал учеников Господа, ведь они же изгоняли других бесов – им дана была такая власть. Поэтому возникло недоумение и встал вопрос почему же им не удалось изгнать беса из этого конкретного отрока. Они не понимали ещё, что отрок этот служит прообразом нашего внутреннего состояния, – нашего повреждённого и беснующегося духа, – а не просто представляет собой очередной случай телесного беснования.

Господь, вразумляя их, отвечает: « 20 … по неверию вашему;…» , т.е. ученики Господа не смогли сделать это по своему неверию. Конечно же Господь говорит здесь не об отсутствии веры у Апостолов в то, что Он Всемогущий Бог. Естественно, они верили в это, более того, получили от Господа власть и силу бесов изгонять. Не об этом неверии здесь речь.

« 20 … ибо истинно говорю вам: – продолжает Он – если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» . Вот о какой вере говорит Господь – не головной, не догматической, и даже не полученной из конкретного наблюдения или личного опыта, но глубоко духовной, внутренней вере – вере, происходящей от Божественного просвещения, от Божественного воздействия на человека, от великого дара ведения, благодаря которому человек опытно узнаёт силу Бога и то, как можно ею распоряжаться. Нет ничего невозможного для такого человека. По воле Божией он может творить всё, находясь в живом, реальном соединении с Богом, настолько неразрывном, что чего возжелает такой человек – того хочет Бог, и что Бог возжелает – начинает хотеть тот человек. Это великая совершенная вера, которую уже нельзя отделить от практического действия. И слово такого человека уже нельзя отделить от дела. Как слово, сказанное Богом немедленно становится делом, так и у человека, соединённого с Богом такой духовной верой, слова от дел неотделимы.

И завершает Господь Своё поучение и объяснение фразой: « 21 этот же род изгоняется только молитвою и постом» . Слова эти как раз и подчёркивают, что речь шла не просто о головной догматической вере, а об особого рода практике изгнания того вида демонов, которые держат наш дух в мёртвом, недееспособном состоянии.

В этих же словах указан единственный способ избавления от этого беса внутри нас. Нам не поможет никто из людей: ни Апостолы Христовы, ни епископы, ни священники, ни старцы, ни святые, чтобы изгнать его. В каком смысле не помогут? – В самом прямом: по их слову или молитве бес не выйдет из духа нашего. Из тела страдающего человека они могут изгнать беса, из духа – нет. Без нашего участия, без нашего собственного труда, усилий, скорбей, без нашего покаяния – это невозможно. Только постом и молитвой изгоняется бес из духа нашего. Под постом, конечно же, должно разуметь не только воздержание от определённых видов пищи, а прежде всего, наше сердечное сокрушение. Пост для ума – это очищение помыслов, а для сердца – сокрушение и плач – то единственное чувство, которое Бог только и принимает от кающегося человека. Именно о таком посте говорит Господь.

Прочитав это место из Святого Евангелия, приходится делать очень печальный для христиан нашего времени вывод. К сожалению, подавляющее большинство современных верующих во Христа людей или тех, кто считает себя таковыми, вспоминают о бесах только столкнувшись со страшными последствиями их деятельности, – когда кто-то из близких уже реально беснуется, например, – либо, видя их изображения на картинках или читая о них в Евангелии. И даже это воспоминание является поверхностным, отстранённым, не проникающим внутрь человека, будто это что-то внешнее, его самого не касающееся. Подавляющее большинство современных христиан живут как в реальном Богозабвении, так и в забвении факта действительного присутствия бесов. Закрыл человек книгу, отвернул глаза от картинки и забыл о существовании врагов рода человеческого. Прошёл случай беснования с кем-либо из его близких, – который первоначально произвёл на него такое впечатление, что он молиться даже стал по-другому – и всё: человек тут же угасает и опять начинает несерьёзно относится к одному из важнейших факторов, влияющих на нашу духовную жизнь и дело нашего спасения.

А промыслом Божиим и обстоятельствами, сложившимися после грехопадения, мы поставлены в такое положение, что демоны являются неотъемлемой частью нашей жизни. Независимо от того верим мы в это или нет, понимаем или нет, знаем об их существовании или нет, – они присутствуют в нашей жизни, воздействуя на неё самым злобным, погибельным, богоненавистническим способом. И великое их достижение состоит в том, что бесы уверили многих людей в своём полном отсутствии, – это, мол, только аллегория, а не реальность, – а на тех, которые по вере своей признают их бытие, наводят сонное забвение – это, мол, когда-то бесы свирепствовали, а сейчас, когда люди уверовали, они не имеют к ним никакого отношения. Этому способствует, в том числе, множество еретических мнений, учений, которые распространены сейчас среди людей, именующих себя христианами.

Например, все придерживающиеся протестантского убеждения, что каждый уверовавший уже спасён, никак не могут всерьёз относиться к бытию бесов, их реальному присутствию и воздействию на нас с целью погубления наших душ. Сама ложная установка (раз уверовал – уже спасён) не располагает считаться с бесами и принимать их в расчёт. Это погибельнейшее заблуждение.

Cреди именующих себя православными христианами, которые, по вере Церкви признают бытие бесов, распространена другая ложная установка: попал в какую-то церковную структуру – ты уже спасён только потому, что пребываешь в ней, выполняешь предписания, ходишь в храм, где есть священноначалие, которое там за тебя молится, – всё в порядке. Опять-таки, такой человек теоретически знает о бесах, читает даже жития святых, – как те с бесами боролись, – но он никак эти знания реально не прилагает к себе, к своей жизни, пока не произойдёт явное бесовское наваждение или нападение. Тогда человек вспоминает о прочитанном и бежит за одноразовой помощью. Как только наваждение проходит, человек опять забывается и начинает жить привычной жизнью, не думая о демоническом присутствии. И это является одним из важнейших факторов погубления современных христиан – они неправильно ведут себя в отношении демонов.

Мы должны чётко и ясно уяснить для себя, что с момента рождения мы вступаем в мир, наполненный злыми духами, которые не нуждаются ни в пищи, ни в питии, ни во сне, ни в отдохновении, единственным намерением которых является погубление как можно большего числа людей. Они только тем и занимаются, что строят планы и принимают все меры, какие только им будут попущены Богом, чтобы погубить каждого рождённого человека, независимо от его поведения, мнения, желания, верований и т.д. На каждого они находят свой метод воздействия: неверующего держат в его неверии, прелестника – в его прелести, еретика – в его ереси, верующего пытаются запутать и обмануть, создавая видимость полезности его действий и применяя все меры к тому, чтобы человек тот не следовал воле Божией: чтобы не той мерой, не тем весом или не вовремя выполнял он свои делания. У бесов множество оружий, средств и методов борьбы с нами.

Мы же не внимаем учению Святых Отцов о том, что должно вести конкретную каждодневную, ежечасную, ежеминутную борьбу с этими злыми духами. Мы призваны к войне с бесами. Из купели Крещения мы выходим не просто членами Церкви, а воинами Христовыми. В таинстве Крещения этот факт особенным образом подчёркивается. Кто такой воин? – Это человек, ставший членом воинства, противостоящего другому воинству. С кем же воюет христианин? – С демонами и с греховными страстями.

По учению Святых Отцов страсти – суть те же демоны. Мы понимаем, что за каждой греховной страстью стоит демон, который держит нас, будучи связан с нами через неё. Именно через страсти бесы, прежде всего, оказывают своё воздействие на нас. Греховные страсти насаждаются в нас через греховные помыслы, когда мы не контролируем свой ум.

Человек принимает помысел однажды, затем второй раз, третий – и в нём начинает насаждаться страсть. После безконтрольного принятия греховных помыслов одного страстного направления в человеке образуется страстный навык, страсть, которая становится уже тираном, поскольку человек попадает в полную зависимость от неё. И демоны потом через эту страсть – или через несколько страстей – крепко держат человека в своих погибельных объятиях, в плену, в рабстве у себя. В таком бедственном положении мы рождаемся.

Господь, Который пришёл на землю, чтобы разрушить дела дьявола, прежде всего, избавляет нас от прелести, т.е. ложного видения себя, которое не позволяет нам познать своё бедственное состояние. Он объясняет нам кем мы являемся, для чего пришли в этот мир и в каких условиях находимся. Господь Сам изгонял бесов и дал власть Апостолам изгонять их – это был Его первый духовный дар, в котором больше всего мы нуждаемся, учитывая наши условия и обстоятельства.

Поэтому и первым признаком истинно верующего человека Господь назвал изгнание бесов, прежде всего, из себя: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16,17) . Это первое, что должен сделать человек, действительно уверовавший в Господа.

Изгнавший бесов человек вступает в постоянную войну с ними, ибо демоны ему это не простят, не оставят его в покое. Мы знаем, что они приходили к Безгрешному, Святому Господу, искушая Его в течение жизни. Сам сатана искушал Его и в пустыне, и в Гефсиманском саду, и при Крестных страданиях. Мы знаем слова Господа: « ... идёт князь мира сего – т.е. сатана, – и во Мне не имеет ничего» (Ин.14,30) . Господь победил его. Дивным смирением Он победил сатану и всех бесов его. И этим, как Первенец, показал нам, последователям Его, что мы должны сделать.

И, читая Священное Писание, мы нигде не встретим такого указания, что уверовавшие во Христа, ходящие в храм, поющие церковные песнопения, постящиеся люди наследуют Царство Небесное, поскольку уже спасены, уже с Богом. Нет! Вышеперечисленные – это необходимые условия, но недостаточные.

А что же является самым главным условием наследования жизни вечной, примирения, соединения с Богом и получения от Него обетований и великих даров? – Писание прямо указывает – победа над злыми духами и греховными страстями: «Побеждающему дам сесть рядом со Мной» (Отк.3,21) , «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон» (Отк.3,13) . Поэтому важно не просто вступить в войну с демонами и стать одним из воинов Христовых, но выиграть свою личную битву, победить в личной войне с духами злобы и греховными страстями.

И война эта продолжается постоянно, в течение всей нашей земной жизни, в особенности с момента рождения в купели Крещения, когда мы плюём на сатану, дуем на него, отрекаемся от него и этим объявляем ему войну. Естественно, он этого не забудет. Поэтому после объявления войны, – конечно же если мы не забыли, что обещали в купели Крещения, – мы должны вступить в неё.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Войди в сердце своё и сотвори брань с древним змеем, призывая имя Иисуса Христа». Поэтому моление Иисусовой молитвой, призывание имени Господа нашего, является не просто каким-то внешним отстранённым деланием, а одним из видов самой решающей битвы внутри себя.

Почему так важно призывать имя Спасителя и Бога нашего Иисуса Христа? – Потому что люди, желающие спастись и считающие себя верующими, церковными, должны понимать, что их победа зависит не только от их собственного желания, усилий и подвига, но, прежде всего, от Бога Иисуса Христа и Его помощи. Без Божественной помощи мы не можем вообще ничего делать, а, тем более, вступить в битву со злыми духами и победить их и греховные страсти, через которые демоны на нас воздействуют.

Поэтому христианин должен всегда заботиться о присутствии Божьей помощи. Он должен призывать её постоянно – ежедневно и даже ежечасно. И помощь эта должна проситься именно для борьбы против духов злобы поднебесных. «Наша брань – говорит Апостол Павел – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12) . Вот с кем наша брань! И в этой брани мы, если нет помощи Божьей и покровительства святых Ангелов, заведомо проиграем. Потому что мы обложены тяжёлой плотью, которая нуждается во многих вещах: в пище, в питие, во сне, в отдохновении, в лечении и т.д. Мало того, что плоть сама по себе уступает лёгкости этих злых духов, так она ещё отягчена и всеми скорбными последствиями грехопадения, что не способствует обретению не только преимущества, но даже равенства в борьбе с духами злобы. Мы одержим сокрушительное поражение в битве даже с одним самым младшим из бесов, если не будет с нами Божьей помощи.

Поэтому, человек, серьёзно относящийся к своему спасению, должен проявлять это ежедневно в своей жизни и взывать в своих молитвах к Богу, к святым Ангелам, к святым людям о помощи именно против коварства демонов, против их ухищрений и нападок. Должна быть постоянная молитва для защиты от злых духов, входящая в наше утреннее и вечернее правило.

Теперь мы понимаем почему Святая Церковь благословляет призывать Ангела-хранителя. Ведь если он нам дарован, зачем просить: «Ангела мирна, верна хранителя, наставника душ и телес наших, даруй нам, Господи»? За каждым Богослужением мы просим об этом, кроме того, ещё утром и вечером обращаемся к Ангелу-хранителю.

Мы понимаем теперь, что это не формальное установление, а насущная необходимость для фронтовых, боевых условий. Осознание своей ничтожности, неспособности сопротивляться бесовскому воздействию приводит к истинному смирению. Из этого состояния человек говорит: «Я немощен. Господи! Помоги, защити меня от духов злобы – я не могу им противостоять. Пошли мне Ангела, – верного наставника, который бы хранил бы меня». От кого? – Прежде всего, от злых духов и всяческих их воздействий, напастей, коварств.

Затем и к Самому Богу обращаемся: «Господи! И Ты храни меня в путях моих!». Но чаще всего Господь сохраняет нас через Ангелов и только в особых случаях непосредственно участвует в защите от демонов и их напастей.

Это важнейшее делание для христианина, члена Церкви Христовой. Находясь на войне, мы должны дать трезвую, реальную оценку происходящему, а также собственным силам. Если сами по себе мы слабы, немощны, то должны компенсировать это молитвой, привлекая, тем самым, на свою сторону Того, Кто гораздо сильнее нашего противника – только тогда мы можем рассчитывать на победу. Более того, если будут успехи в этой войне, то мы будем уже не себе их приписывать, а Божьей помощи и покровительству святых Ангелов, понимая, что без помощи свыше мы бы никогда не одержали победу даже в самой небольшой локальной битве.

Для того, чтобы преуспеть в войне с духами злобы, нам необходимо очень хорошо изучить своего врага. Мы должны знать методы, которые он против нас используют, стратегию, тактику, все способы бесовского воздействия. Потому что, воюя с противником, которого не знаем, мы заведомо проиграем. Демоны имеют то преимущество, что они для нас, для нашего обыденного состояния невидимы и неуловимы.

Представьте себе такую ситуацию: выходят на состязание в единоборстве два борца, один из которых видимый, а другой – безтелесный невидимый дух, который, к тому же, несравненно сильнее видимого противника. И вот они выходят один на один. Каков будет результат? – Очевидно, что в таком единоборстве демон мгновенно победил бы любого самого сильного человека.

Само естество демонов даёт им преимущество. Они легко подвижные духи – злые, тёмные, но легко подвижные. Они невидимы обыкновенному нашему взору. Поэтому, прежде всего, мы должны прозреть, получить духовное зрение. Мы должны научиться их видеть. Способ видения демонов один – тот, о котором пишут Святые Отцы, – вести внимательную жизнь, наблюдать за своим умом, за помыслами. Ибо демоны, прежде всего и чаще всего, действуют через наши греховные помыслы и ощущения, которые они всевают в наше сердце, оказывая тонкое воздействие на наши нервы и кровь. И если мы научимся отслеживать эти воздействия, то через них будем наблюдать и демонов. Нам не нужно их видеть визуально. Они мерзкие, отвратительные, гнусные – кроме ужаса или погибели это видение ничего нам не даст. А вот духовно их видеть – очень важно для нас: как они к нам подходят, воздействуют на нас, устреляют нас, втягивают в грех. Нам необходимо это отслеживать, потому что именно здесь мы должны одержать победу.

И поэтому Господь сказал: «Царство Небесное нудится, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12) . Что Он назвал «Царством Небесным»? – Благодать Духа Святаго, которую, – хоть это и дар Божий, – мы не просто так получаем, а лишь употребляя усилие. Но между этим даром Божиим и нами стоит целое воинство злых духов. Всё небо занято полками демонов. И чтобы душа по смерти – после разлучения с телом – попала в Царство Небесное, она должна пройти так называемые воздушные мытарства, на которых всё это воинство истязает душу за грехи, соделанные в земной жизни. И это прохождение реального неба, которое отделяет землю от Царства Небесного, является одновременно и образом нашего внутреннего достижения Царства Божия в виде благодати Духа Святаго.

Между каждым из нас, – уверовавшим и желающим спастись, – и Царством Небесным, т.е. реальным достижением благодати Духа Святаго, находится то же самое полчище, которое потом, по смерти, будет уже в пространстве стоять. Сейчас оно стоит духовно, но точно так же воюет с нами, чтобы не допустить к соединению с Духом Святым, к полноте Царства, которое в нас может раскрыться. Ибо тогда бесам не будет места в нас и они проиграют. Поэтому наша задача – уже здесь, на земле, ещё до прохождения мытарств вступить в эту битву и победить в ней. Тогда по смерти нам нечего будет бояться. Мы, как победители, будем увенчаны и пройдём беспрепятственно.

В этой битве решается судьба и вечная участь каждого из нас. Поэтому, если мы хотим реально победить бесов, то должны принимать меры – призывать на помощь Бога, осознанно молиться Ангелу-хранителю, с пониманием, почему мы это делаем. И всегда, а особенно во время бесовских напастей, упреждать молитвой козни демонов, которые будут пытаться ввергнуть нас в прелесть, в ересь, в заблуждение или в любое страстное движение, чтобы уклонить от воли Божией, лишить нас мира, привести ко вражде по отношению к ближнему или к Богу и, таким образом, лишить нас Его помощи. Таким образом вся наша борьба сводится к тому, чтобы не лишиться помощи Божией. Потому что демоны знают, что самое главное – отсечь от нас Его помощь. Тогда они несомненно победят и смогут сделать с нами всё, что им только будет попущено Богом. Когда Бог лишает нас Своей помощи, Он как бы оставляет нас один на один с демонами, битву с которыми мы заведомо проиграем и погибнем.

Поэтому так важно постоянно подвизаться о помощи Бога и Его присутствии с нами. Это приводит нас к необходимости стяжания смирения. Ибо только смиренный, богобоязненный, кающийся, осознающий и свою греховность, и своё ничтожество, и великую силу противостоящих духов злобы, смиренноходящий пред Богом человек, который стяжал страх Божий, – что и есть выражение смирения пред Ним, – может рассчитывать на Божию помощь. Именно из осознания своего ничтожества – с одной стороны – и силы духов злобы – с другой, рождается смирение и благоговейный страх пред Богом: «Господи, если только Ты отнимешь Свою помощь – всё, меня разтерзают». Должна быть постоянная, каждодневная память о присутствии бесов и о том, что мы находимся на войне. Забыли – значит проиграли тот день или то время, пока мы были в беспамятстве. И опять-таки, необходимо тщательное изучение врага – лютых духов злобы.

Каким образом мы должны изучать своего врага? – Во-первых, теоретически, по письменным источникам, оставленных для нас Святыми Отцами Церкви, которые выиграли эту войну у духов злобы. Они оставили после себя очень много свидетельств об этой невидимой духовной брани. Они донесли до нас указания о том, как научиться видеть, различать врага, какие он использует методики против нас, какие нам применять средства в этой войне, как воевать и побеждать.

Но вы прекрасно понимаете, что одной теоретической подготовки недостаточно. Сколько ни читай книг, скажем, о боевых действиях в обычных наших современных условиях, сколько ни смотри картинок и фильмов о войне – это, конечно, может послужить источником информации, но не даст реальной подготовки к непосредственному вступлению с оружием в руках в битву и победе в ней.

Поэтому теоретическое усвоение – это необходимая база, от которой мы должны отталкиваться в своей каждодневной практической деятельности. Но нам нужно самим вступить в эту битву, вести её, стяжевая опыт борьбы с духами злобы в своей повседневной жизни.

Господь милостиво и очень премудро вводит нас в эту войну. Он не попускает испытаний сверх наших сил, иначе первый встречный бес сразу же растерзал бы нас. Он учитывает все наши немощи, наше неведение, нашу неспособность вести самостоятельные боевые действия. Всё, что у нас есть – это желание спастись и вера, которая движет нами, и Господь, кладя нашу веру в основание нашего же спасения, начинает нас образовывать. Тогда мы понимаем слова из Псалтири: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани» (Пс.143,1) , «Бог... научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук» (Пс. 17,35) . Как понимать слова « ... научающий... персты мои брани» ? Это значит, что Господь подготавливает нас к духовному бою, научая всем тонкостям искусства владения духовным мечом. И как в обычных битвах, во множестве происходивших на земле, от действий пальцев зависело очень многое – правильное владение копьём или луком со стрелами, например, – так и в духовной битве есть много тонкостей, которым Бог научает нас. Он всегда будет нам помогать.

Изучая Святых Отцов и применяя их учение в своей жизни, мы будем наблюдать как эта теория работает в нашей ежедневной практике. Вначале мы будем часто проигрывать. Но каждое падение, каждый проигрыш, каждое преткновение будет служить нам источником назидания и получения драгоценнейшего опыта.

Господь, научая нас, будет постоянно попускать смиряющие действия от демонов, которые будут нас повергать, вызывая недоумение и пытаясь довести нас до отчаяния. Но мы никогда не должны отчаиваться! Вступив в эту битву и ведя её, мы постоянно взираем и уповаем не на себя, а на того, Кто с нами – на Великого, Всемогущего Бога, Который обязательно победит. Лишь бы мы от Него не отпали, лишь бы мы не расстались с Ним и не изгнали Его своими не Богоугодными действиями. Если мы, находясь в покаянии, будем всё время приближаться к Богу и быть с Ним или Его приближать к себе, чтобы Он пребывал в нас, то, конечно же, победа будет за Богом – Он дарует нам её.

Очень важно учиться на практике искусству войны с демонами в каждом конкретном случае. Мы должны понимать, что всякий пришедший к нам человек, постучавшийся в двери, позвонивший или встретившийся нам на улице – это не просто случайное явление, но элемент нашей войны. Это проверка, испытание, искушение, как мы отнесёмся к нему, каким образом вступим в общение, что произойдёт. За развитием событий наблюдает Господь со святыми Ангелами, но за этим же наблюдают и демоны. И каждая из противоборствующих сил, со своей стороны, пытается нас привлечь либо к Богоугодному действию, либо наоборот, выставить нас врагами Божиими и презрителями Его заповедей. Если скорбное обстоятельство приходит – это тоже фрагмент невидимой битвы, потому что от нашего отношения к нему зависит исход. Мы победим в маленьком этом эпизоде, если отношение к нему будет Богоугодным, или проиграем, сдадим позиции, понесём урон и, может быть, только милостью Божией, вынесем опыт для последующих сражений.

Поэтому мы должны помнить, что всякое с нами случающееся событие обязательно внимательным образом разсматривается демонами. За всяким человеком стоит демон, следящий за каждым его действием. За всякой страстью, за каждым помыслом стоит демон. Он обязательно примешивается к каждому нашему действию, не только к явно греховному и не Богоугодному, но и к каждой попытке благочестивого действия. Он либо пытается отвести от Богоугодного, спасительного, либо, если видит, что не успевает в этом, то, хотя бы, по ходу действия извратить его, чтобы оно потеряло своё значение и ценность и, по возможности, превратилось в противоположное – в не Богоугодное. Если и это не удаётся, он пытается сделать его не Богоугодным через несвоевременность либо неправильный выбор меры или веса. Мы знаем, что для каждого человека есть своё ограничение в поднятии тяжестей. И бес знает эти ограничения в духовной сфере и пытается внушить человеку, что он может понести большее. Когда же человек – по внушению демона – берёт на себя сверх меры, – хоть и благого, как пост, число поклонов и т.д., – то этим он помогает бесу достичь погибельной цели, потому что человек заведомо обречён на поражение, поднимая вес, превышающий его возможности. Бесы знают это. Поэтому они очень лукаво и хитро поступают в ситуациях, когда нельзя человека ввести в явный грех, уловляя его на этих – казалось бы – деталях, тонкостях: «молись-молись, только не вовремя и не той мерой». И всё – человек проигрывает.

Существует огромное количество хитростей и тонкостей, которые сразу-то и постичь невозможно, не то что усвоить и правильно употребить в борьбе с демонами. Они лживые, лукавые, лицемерные, клеветнические духи, которые пользуются этим арсеналом постоянно – лгут, обманывают, клевещут на всех, даже на Бога, выдавая Его нам суровым, требовательным Судьёй, Который никогда, сколько бы мы не подвизались, нас не услышит, не помилует; поэтому нужно насладиться хоть этой жизнью, раз Блаженной Вечности нам всё равно не достигнуть. Если им не удаётся поймать человека на эти уловки и тот всё равно занимается своим спасением, тогда они начинают тешить его тщеславие, ублажая похвалами: «О, молодец! Смотри как пошёл! В наши времена!!! Да никто сейчас так не подвизается – ты вообще всех превзошёл!». Человек попадается на эту удочку и тут же теряет всё. В бесовском арсенале есть множество различных средств. И мы должны их все – по каждой страсти – изучить, чтобы знать какими способами они воздействуют конкретно на нас. Тогда мы сможем реально противостоять им.

Если мы будем вслепую, ничего не понимая и не зная, бороться – как же мы сможем победить? Даже в обыденной битве противников, располагающих приблизительно равными силами, употребляется либо хитрость, либо особое мужество, чтобы натиском пробить брешь в стане врага и преодолеть его. А если мы закроем глаза, бросим оружие и, вслепую, будем сражаться – как же мы можем рассчитывать на победу?

Поэтому посмотрите на свою духовную жизнь. Зрячи ли мы? Вооружены ли мы? Имеем ли мы сильнейшее оружие имени Божия и другие вспомоществующие средства? Не зря Апостол Павел часто сравнивает делание молитвы с воинской службой: « ... возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6,16-17) .

Перейдите к практической деятельности, отталкиваясь от познания, которое я донёс вам сегодня. Внесите его в свою жизнь и в молитву. Займитесь изучением врагов нашего спасения – их действий, хитростей, лукавств. Следите за их действиями именно по своей жизни. Она для того вам и дана, чтобы перевести её из греховной, бесозависимой в новое качество – Боголюбезное, Богоугодное, спасительное; чтобы примириться с Богом, и, имея Его своим Помощником, бороться с демонами до победного конца. Бог вменит вам эту победу и дарует побеждающему все те благие обетования, о которых мы знаем по слову Его.

И да будет это Его милостью и помощью с нами – с каждым, кто произволяет спастись в наше страшное время.

«И БЕСЫ ВЕРУЮТ, И ТРЕПЕЩУТ»

(Иак. 2, 19) .

У лет я пел в церковном хоре, старался соблюдать все заповеди Христа и уставы Церкви. По благословению я не вкушал мяса и ничего мясного, не пил вина, избегал общения с женщинами. На исповеди открывал священнику даже невольные помыслы свои, которых избежать труднее, чем греха делом и словом. Я исполнял свое молитвенное правило, знал наизусть утренние и вечерние молитвы, на память поминал сотни людей, живых и усопших. Упражнялся в непрестанной молитве, Иисусовой, и иногда она сама ночью действовала во мне. Кроме среды и пятницы постился еще и в понедельник. Первую еду вкушал в 15 часов дня, не ранее. Так что певческую, чтецкую службу в храме совершал натощак. Так поступали и многие наши певчие (кроме артистов, которые тоже пели в нашем храме, на другом клиросе, но не исполняли церковных правил). Просфору и освященную воду мы принимали до еды.

Все это говорю не в похвалу себег а для предостережения. Ибо я считал и считаю себя православным христианином, принадлежащим единой святой соборной и апостольской Церкви, которая истинно исповедует Отца и Сына и Святаго Духа, которая живет по Евангелию Иисуса, Христа и соблюдает правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов. А все прочие (так называемые конфессии, точнее, лжеисповедания), католические и протестантские, неправославные церкви, церковки, молитвенные дома, толки, секты, отделения суть ереси и химеры (не говоря уже об иудаизме, исламе, язычестве и прочей тьме духовной).
Однажды вечером я лег отдохнуть после службы в храме и домашней молитвы. В комнате было полутемно. Пред иконой горела лампада.

Неожиданно явился бес В каком образе? Бесы не всегда являются в образе. Бесы безобразны и им более свойственно являться без образа. Впрочем, они могут принять любой образ или видимость образа. Явившийся бес сказал мне: «Ты - верующий, и я - верующий».

Я подумал: «Какой же он верующий?! Ведь он против Бога. Хотя... в Евангелии сказано, что бесы верят в Бога, «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Но эта вера не спасает».
Я перекрестился и помолился Господу Богу моему Иисусу Христу со Отцом и Святым Духом об избавлении от искушения. Я знал, что бесы нападают и на святых и на грешников, и сами, и через людей. Я не испугался. Они и прежде досаждали мне, но всегда по молитве Бог прогонял их. Но этот бес отличался от других; он сказал:

Я знаю, что ты думаешь. Ты думаешь, что я не такой верующий, как ты. Ошибаешься:- Ты читал у святых отцов и слышал от знакомых батюшек, что бесы по темноте своей не могут читать мыслей в человеке. Можем, мы видим мысли и чувства. Потому что мы сами и внушаем эти мысли и чувства, строим образы, особенно в тех, кто любит пофантазировать.

Ты - православный, и я - православный.

«Какой же он православный? - подумал я. - Ведь бесы не исповедуют православного символа веры, не любят молитв и духовных песнопений, особенно «Отче наш» и «Живый в помощи Вышняго», не могут терпеть пения «Иже херувимы» и выбегают из храма при этом. А православный осмиконечный крест опаляет их как огнем».

Нет, ты ошибаешься, - продолжал бес. - Хочешь, я спою тебе «Отче наш» и символ веры?

Я не выразил желания. Но бес спел мне всю молитву «Отче наш», как поют ее в храме на литургии. Спел басом, красивым, но чуть охрипшим (голос беса был похож на голос похабного певца, артиста Высоцкого) . Потом он спел символ веры.

«Ну, уж «Иже херувимы» ему не спеть, - подумал я, продолжая мысленно творить молитву Иисусу Христу, - ведь отцы Церкви писали, что бесы не могут этого спеть и даже слышать».

Думаешь, не могу спеть херувимскую? - продолжал нечистый. - Да ведь мы в храме всегда поем ее, там наши артисты поют на правом клиросе.

Нужно пояснить, что у нас было два хора: левый, где пели верующие, и я в том числе; и правый, где пели наемные артисты, нецерковные люди, которых любил наш настоятель, но которые не исполняли церковных правил (курили, жили в блуде, вне брака, не соблюдали постов и прочего).

И бес спел «Иже херувимы» от начала до конца, не запнувшись нигде и не ошибившись. Спел всю литургию верных. Более того, он прочитал наизусть все мои вечерние молитвы, без единой ошибки. Признаюсь, я был внутренне удивлен, я никогда не ожидал этого. Во время этого явления я старался не общаться с бесом, не участвовать в разговоре, но он читал все мои мысли, как в книге.

Я подумал:

«Ну, произнести или пропеть чужой текст он может, - ведь всякий актер говорит чужой текст несвоим голосом; а вот изобразить крест, крестное знамение, он не может. Отцы говорят, что крест опаляет бесов».

Думаешь, не могу изобразить крестного знамения? - спросил лукавый. - На, смотри!

И он изобразил в воздухе, светлыми линиями, православный осмиконечный крест, одну из величайших святынь православной веры.

Не знаю, тогда или после пения «Иже херувимы», я подумал: «А не ангел ли это Божий, не чистый ли это дух, который только притворяется бесом? Ведь он явил столько православного...».

Нет, я не ангел Божий, - услышав мои мысли, отвечал бес и в доказательство скверно выругался.

Потом он сказал, что «есть бесы православные, бесы католики, бесы сектанты, бесы язычники (в зависимости от места работы)».

Разумеется, бесы не могут быть поистине православными, но они могут делать все православное, что делают люди. Ведь изображают же актеры святых, монахов, священников, апостолов, Матерь Божию, Иисуса Христа. Все, кто смотрели эти фильмы о Христе и Божией Матери, должны понять, что они видели работу бесов, бесов во плоти. Актеры курят, ругаются матом, блудят, прелюбодействуют, делают аборты и при этом изображают из себя Христа или Богородицу - это кощунство, поругание веры, насмешка сатаны над Богом. Так и антихриста, еврея из колена Данова, примут за Христа. Подмена уже совершилась.

Не напрасно святые отцы установили правило (оно есть в Номоканоне и в писаниях Иоанна Златоуста): если колдун, или волхв, то есть, маг, или обаятель (экстрасенс, говоря по-современному, или гипнотизер) при колдовстве употребляют имена святых мучеников, или Богородицы, или имя Святой Троицы, или крестное знамение наводят, то должно бежать от таковых и отвращаться. Слуги сатаны могут использовать святыню, но она не спасает их, а губит.

Святыня не освящает вора, укравшего ее, а будет ему в суд и осуждение.