Последование вседневной службы. Схемы богослужений


Вечерня великая (в соединении с утреней)

Отверзаются царские врата.
Каждение алтаря.
Диакон: Востаните. Господи, благослови .
Священник: Слава Святей ...
Приидите, поклонимся ... (трижды).
Каждение всего храма.
Хор: Благослови, душе моя, Господа ... (псалом 103-й).
Закрываются царские врата.
Светильничные молитвы (тайно читает священник).
Ектения великая: Миром Господу помолимся .
Яко подобает Тебе ... (возглас).
Пение 1-го антифона 1-й кафизмы.
Ектения малая: Паки и паки ...
Яко Твоя держава ...
Господи, воззвах и стихиры на Господи, воззвах. (Каждение всего храма.)
И ныне. Богородичен догматик или стихира.
Отверзаются царские врата.
Вход с кадилом.
Свете Тихий
Прокимен.
Закрываются царские врата.
Паримии (если есть).
Ектения сугубая: Рцем вси ...
Яко Милостив и Человеколюбец ...
Сподоби, Господи ...
Ектения просительная: Исполним вечернюю молитву ...
Яко Благ и Человеколюбец ...
Лития (если есть).
Стихиры на стиховне.
Ныне отпущаеши... Трисвятое. Отче наш ...
Яко Твое есть Царство ...
Отверзаются царские врата.
Тропарь. (Каждение хлебов, если была лития.)
Благословение хлебов (если была лития).
Буди Имя Господне ...
Благословлю Господа ... (Псалом 33-й), кончая словами: ...не лишатся всякого блага .
Благословение Господне на вас ...
Аминь .
Закрываются царские врата.

Утреня (с полиелеем)

Шестопсалмие (псалмы: 3, 37, 62, 87, 102 и 142).
Утренние молитвы (священник читает тайно).
Ектения великая.
Яко подобает Тебе всякая слава ...
Бог Господь, и явися нам ...
Тропари.
Кафизмы.
Малая ектения.
Отверзаются царские врата.
Полиелей. Хвалите Имя Господне ...
Величание (если есть).
Каждение всего храма.
На воскресной всенощной тропари: Ангельский собор удивися ...
Ектения малая.
Яко благословися Имя Твое ...
Степенны (антифоны).
Вынос Евангелия.
Прокимен.
Чтение Евангелия.
На воскресной всенощной: Воскресение Христово видевше ...
50-й псалом.
Слава. Молитвами Апостолов ...
И ныне. Молитвами Богородицы ...
Помилуй мя, Боже ... (1-й стих 50-го псалма)
Стихира (праздника или воскресная)
Спаси, Боже, люди Твоя ...
Милостию и щедротами ...
Закрываются царские врата.
Канон.
После 3-й песни канона малая ектения.
Яко Ты ecu Бог наш ...
После 6-й песни канона малая ектения.
Ты бо еси Царь мира ...
По 8-й песни канона:
Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим .
Каждение всего храма.
Величит душа Моя Господа ...
По 9-й песни канона малая ектения
Яко Тя хвалят вся Силы небесныя ...
Эксапостиларий (светилен).
Всякое дыхание ...
Стихиры на хвалитех.
И ныне. Богородичен.
Отверзаются царские врата.
Слава Тебе, показавшему нам свет .
Славословие великое.
Тропарь отпустительный и Богородичен.
Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже ...
Яко Милостив и Человеколюбец ...
Ектения просительная: Исполним утреннюю молитву ...
Яко Бог милости и щедрот ...
Премудрость. Благослови. Сый благословен ...
Утверди, Боже ...
Пресвятая Богородице, спаси нас .
Честнейшую Херувим ...
Слава Тебе, Христе Боже... Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Отпуст великий.
Многолетие.
Закрываются царские врата. Чтение 1-го часа.

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда нет возможности придти в храм на богослужение вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня.

Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ».

Если литургической темой вечерни является история Ветхого Завета – сотворение мира, грехопадение, чаяние искупления, то утреня – это Новый Завет, явление Мессии.

В случае, когда вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…»

Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуия»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

Краткая схема вседневной утрени

Шестопсалмие – Ч, неизменяемое

Великая ектения – Сл

«Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, неизменяемое , М, изменяемое

Кафизмы – Пс

Канон – О, М, изменяемое

Хвалитные псалмы – Ч, неизменяемое

Славословие будничное – Ч, неизменяемое

Просительная ектения – Сл

Стихиры на стиховне – О, изменяемое

Тропари – М, изменяемое

Сугубая ектения – Сл

Подробная схема вседневной (будничной) утрени

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" со стихами

Тропарь святому Минеи дважды

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

* Если служба 2 святым, то: тропарь 1-му святому поется дважды, «Слава…» тропарь 2-му святому, «И ныне…» Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения)

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха)

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха и один канон Минеи

* Если служба двум святым, то : один канон Октоиха и два канона Минеи

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., Слава, и ныне: Богородичен

по 6-й песни ектения малая, кондак и икос святому Минеи

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

Слава, и ныне: Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен Октоиха, Слава: светилен святому в Минее, И ныне: Богородичен в Минее (в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха)

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха)

Слава, и ныне: Богородичен (Октоиха)

* Если святому есть Слава на стиховне, то: после 3-х стихир Октоиха - Слава: святому Минеи, И ныне: Богородичен (по гласу Славы из 2-го приложения Минеи)

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш:

тропарь святому Минеи,

Слава, и ныне: Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи)

* Если служба двум святым, то: тропарь 1-му святому,Слава: 2-му святому,И ныне: Богородичен (по гласу последнего тропаря из 4-го приложения Минеи)

Ектения сугубая

покровами .
  • Каждение приготовленных Агнца и частиц.
  • Чтение молитвы о принятии Св. Даров и отпуст .
  • Часть II. Схема Литургии оглашенных
    1. Начинательные возгласы диакона и священника.
    2. Великая ектения .
    3. Псалом 1-й изобразительный «Благослови, душе моя, Господа» (102) (первый антифон).
    4. Малая ектения.
    5. Второй изобразительный псалом (145) - «Хвали, душе моя, Господа» (второй антифон).
    6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
    7. Малая ектения.
    8. Пение Евангельских заповедей блаженств и тропарей «блаженны» (третий антифон).
    9. Малый вход с Евангелием.
    10. Пение «Приидите Поклонимся».
    11. Пение тропаря и кондака .
    12. Возглас дьякона: «Господи, спаси благочестивыя».
    13. Пение Трисвятого .
    14. Пение прокимна .
    15. Чтение Апостола . Пение алиллуария .
    16. Чтение Евангелия .
    17. Сугубая ектения.
    18. Ектения об оглашенных .
    19. Ектения с повелением оглашенным оставить храм.
    Часть III. Схема Литургии верных
    1. Сокращенная великая ектения.
    2. Пение 1-й части Херувимской песни и чтение священником молитвы Великого входа.
    3. Великий вход и перенос Св. Даров.
    4. Пение 2-й части Херувимской песни и поставление Св. Сосудов на Престол.
    5. 1-я просительная ектения (О предложенных, честных Дарех): приготовление молящихся к освящению Даров.
    6. Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
    7. Возглас: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».
    8. Пение Символа веры . (после возгласа «Двери, двери премудростию вонмем»).
    9. Возглас «Станем добре…».
    10. Евхаристическая молитва (3 части).
    11. Освящение Св. Даров (во время пения: «Тебе поем…»).
    12. Прославление Божией Матери («Достойно есть…»).
    13. Поминовение живых и умерших («И всех, и вся…»).
    14. 2-я просительная ектения (Об освященных честных Дарах).
    15. Пение «Отче наш ».
    16. Возношение Св. Даров. («Святая Святым…»).
    17. Причащение священнослужителей в алтаре и «причастный» стих.
    18. Предпоследнее явление Св. Даров и Причащение мирян.
    19. Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и песнопение «Видехом Свет Истинный».
    20. Последнее явление Св. Даров и песнопение «Да исполнятся уста наша».
    21. Благодарственная ектения за Причащение.
    22. Заамвонная молитва.
    23. «Буди имя Господне» и 33-й псалом.

    Схема Литургии Преждеосвященных Даров (служится только в Великий пост)

    1. Возглас диакона и священника: «Благословенно царство»…
    2. Чтение псалма 103: «Благослови, душе моя, Господа».
    3. Великая ектения.
    4. Кафизмы.
    5. Малая ектения, или три малых ектении (после каждой из трех кафизм), во время которых совершается перенесение Св. Агнца с Престола на жертвенник.
    6. «Господи воззвах».
    7. Стихиры «на Господи воззвах».
    8. Вечерний вход с кадилом (или с Евангелием, если положено по Уставу).
    9. «Свете тихий»…
    10. Чтение первой паремии.
    11. Возгласы: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех».
    12. Чтение второй паремии.
    13. Пение: «Да исправится молитва моя».
    14. Чтение Евангелия (если положено по Уставу).
    15. Сугубая ектения.
    16. Молитва за Государя.
    17. Ектения об оглашенных.
    18. Ектения о просвещаемых. Возглас: «Яко Ты еси просвещение наше» (С 4 недели Великого поста).
    19. Малая ектения о верных. Возглас «Яко подобает»…
    20. Вторая малая ектения о верных.
    21. «Ныне силы небесныя».
    22. Великий вход с Преждеосвященными Дарами.
    23. Вторая часть молитвы: «Верою и любовию приступим».
    24. Молитва Св. Ефрема Сирина.
    25. Просительная ектения.
    26. Молитва Господня «Отче наш».
    27. Возглас: «Преждеосвященная Святая Святым».
    28. Предпоследнее явление Св. Даров («Благословлю Господа»).
    29. Последнее явление Св. Даров.
    30. Благодарение за Причащение.
    31. Заамвонная молитва («Владыко Вседержителю»).
    32. «Буди имя Господне благословенно» (трижды) и псалом 33.
    33. Последнее благословение священника.
    34. Отпуст.

    Схема вечерни на всенощном бдении

    1. Возглас диакона и священника.
    2. Предначинательный псалом 103 «Благослови душе моя Господа».
    3. Великая ектения.
    4. Псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых».
    5. Малая ектения.
    6. «Господи воззвах».
    7. Стихиры на «Господи воззвах»…
    8. Догматик или Богородичен.
    9. Вечерний вход (с кадилом).
    10. Пение гимна: «Свете тихий».
    11. Прокимен дня.
    12. Чтение паримий (3 паремии). (Накануне великих и храмовых праздников).
    13. Сугубая ектения.
    14. Молитва: «Сподоби Господи»…
    15. Просительная ектения.
    16. Стихиры на литии.
    17. Лития. (Накануне великих и храмовых праздников).
    18. Стихиры на стиховне,
    19. «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш».
    20. Тропарь или (в воскресные дни) «Богородице Дево».
    21. Благословение хлебов. (Накануне великих и храмовых праздн.).
    22. «Буди Имя Господне благословенно» и псалом 33.
    23. Благословение священника.

    Схема утрени на всенощном бдении

    1. Шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142).
    2. Великая ектения.
    3. «Бог Господь и явися нам».
    4. Тропарь воскресный или празднику или Святому.
    5. Чтение кафизм .
    6. Малая ектения.
    7. Полиелей («Хвалите имя Господне»).
    8. Воскресные «непорочны» тропари («Благословен еси, Господи»).
    9. Величание (под великие праздники).
    10. Малая ектения.
    11. Степенны (под великие праздники антифон 4 гласа: «От юности моея»)…
    12. Чтение Евангелия.
    13. «Воскресение Христово видевше».
    14. Возглас диакона «Спаси, Боже, люди Твоя»…
    15. Канон (малые ектении на 3-й и 6-й песнях).
    16. «Величит душа моя Господа».
    17. «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на хвалитех.
    18. Богородичен: «Преблагословенна еси Богородице Дево» (учеб. Часосл.).
    19. Великое славословие .
    20. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника.
    21. Сугубая ектения.
    22. Просительная ектения.
    23. Отпуст.
    24. Первый Час (см. схему Часов).

    Схема великого повечерия

    Часть I.
    1. Обычное начало.
    2. «Приидите поклонимся» и Псалом 69 (См. Уч. Часосл.).
    3. Канон св. Андрея Критского (в первые 4 дня Великого поста).
    4. Шесть псалмов: 4, 6, 12, 24, 30, 90.
    5. «С нами Бог».
    6. Тропари: «День прешед, благодарю Тя, Господи».
    7. Символ веры.
    8. Молитва: «Пресвятая Владычице».
    9. Трисвятое по «Отче наш».
    10. Тропари и Богородичны (Различные по дням недели).
    11. «Господи помилуй» 40 раз; отпустительные молитвы: «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим» и др.
    12. Молитва «Господи, избавляй нас от всякия стрелы, летящия во дни».
    Часть II.
    1. «Приидите поклонимся» (трижды), псалмы 50 и 101;
    2. Молитва Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших».
    3. Трисвятое по «Отче наш».
    4. Тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».
    5. «Господи помилуй» 40 раз и те же отпустительные молитвы.
    6. Молитва: «Владыко Боже, Отче вседержителю»…
    Часть III.
    1. «Приидите поклонимся» (трижды).
    2. Псалмы 69 и 142 и Великое славословие.
    3. Трисвятое по «Отче наш».
    4. Канон рядовой.
    5. Пение: «Господи сил с нами буди».
    6. «Господи помилуй» 40 раз. Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час» и те же отпустительные молитвы.
    7. «Господи и Владыко живота моего»…
    8. Молитва: «Нескверная, неблазная»…
    9. «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим»…, «Преславная Приснодево», «Упование мое отец».
    10. Великий отпуст. Чтение свящ. мол. «Владыко многомилостиве».
    11. Сугубая ектения.

    Образец составления будничной вечерни см. в Приложении – Схема № 2а.

    Самостоятельно составить службу – вседневную вечерню на 29-е июля, глас 8-й, понедельник вечер.

    ВСЕДНЕВНАЯ (БУДНИЧНАЯ) УТРЕНЯ

    По своему строю утреня может быть 2 видов – вседневная или будничная и праздничная.

    Вседневная утреня по Уставу должна совершаться утром. В современной практике ее (с 1-ым часом) служат вечером. Утреню присоединяют к вседневной вечерне после «Утверди, Боже…», и начинается она сразу с Шестопсалмия G. Такая практика вызвана условиями современной жизни, когда у рядового христианина больше возможности придти в храм на богослужение есть вечером. В монастырях и храмах, ревнующих об исполнении Устава, возвращаются к древней практике, так как содержание и характер песнопений и молитв действительно соответствуют началу дня, когда человек еще полон сил, бодр и может приложить больше усердия и трудов в восхвалении, благодарении и умилостивлении Творца. Митрополит Вениамин об этом говорит так: «Еще свежий человек, потому и службы длиннее, и псалмы больше: нужно набраться запаса духовного на целый день. Утром ведь и птички поют, а к вечеру смолкают. И человек хвалит Господа. И с ним хвалит вся тварь: солнце, облака, рыбы, … звери, птицы, цари и простой народ, старые и молодые. А подвижники готовятся на молитву, и на борьбу с врагом. …О той же борьбе, с перемежающимся воплем к Богу и надеждой на Его помощь и славой Ему, говорит и шестопсалмие. …Итак, утреня – служба радостного подвига ». i 8., с.58-59; 10., с.65-67.

    Если вседневная утреня служится утром , то начинается несколько иначе, чем, если совершается вечером в соединении с вечерней:

    & Ч.с.38-43 После возгласа священника «Благословен Бог наш…» чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй 12 раз, Приидите, поклонимся…» (если перед утреней служилась полунощница, то после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»). Затем читается двупсалмие – псалмы 19-й и 20-й (X в это время священник совершает каждение алтаря и храма), «Слава, и ныне… Трисвятое по Отче наш», читается тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…, Слава… Вознесыйся на Крест…, И ныне… Предстательство страшное…», затем сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», возглас «Яко Милостив…», хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче», затем возглас утрени «Слава Святей…». i 1., с.95-96; 2., с.266-268 ; 6., Лекция 6, с.83-84; 8., с.59-60.

    Порядок совершения вседневной утрени изложен в 9-й главе Типикона, где, так же как и в последовании вечерни, перемежаются указания для службы не постовой (с «Бог Господь») и постовой (с «Аллилуйя»). Также этот порядок можно проследить по Часослову и Октоиху.

    Краткая схема вседневной утрени

    Шестопсалмие – Ч

    Великая ектения – Сл

    «Бог Господь…» и тропари – Сл, Ч, М

    Кафизмы – Пс

    Канон – О, М

    Хвалитные псалмы – Ч

    Славословие будничное – Ч

    Просительная ектения – Сл

    Стихиры на стиховне – О

    Тропари – М

    Сугубая ектения – Сл

    Подробную схему вседневной (будничной) утрени см. в Приложении – схема № 3.

    Пояснения к схеме вседневной утрени.

    X Вседневная утреня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

    X Священник в алтаре, начертывая кадилом крест перед престолом, возглашает возглас утрени: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» , хор: «Аминь»,

    Шестопсалмие , & Ч.с.43-55, по традиции читается на середине храма. Пред шестопсалмием читается «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» трижды и «Господи, устне́ мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» дважды. i 4., вып.2, с.197-198.

    Древнейшие упоминания о шестопсалмии в его теперешнем составе относятся к 7 веку. В нескольких местах Октоиха именуется греческим словом «эксапсалмы». Шестопсалмие составляют 6 псалмов – 3, 37, 62, 87, 102, 142, основной мыслью которых является преследование праведника врагами, его надежда на Бога, конечное упокоение в Боге. Псалмы 3, 62, 102 – более радостные, а 37, 87, 142 – более печальные. Во время шестопсалмия гасятся свечи, чтобы человек мог, незаметно для окружающих, поплакать о своих грехах. Стоять в храме во время чтения шестопсалмия нужно тихо, а читать его необходимо очень благоговейно, «не борзясь», потому что, по выражению Типикона, в это время беседуем с Самим Богом. i 1., с.96; 2., с.268-269; 4., вып.2, с.198-203; 8., с.60-61.

    После 3-х первых псалмов читается «Слава, и ныне…», «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды (даже без поясных поклонов для соблюдения особой тишины и внимания!), «Господи, помилуй» трижды, «Слава, и ныне…» и оставшиеся три псалма. X Во время чтения последующих 3-х псалмов священник перед царскими вратами с непокрытой головой про себя читает т.н. утренние молитвы, числом 12, в которых вкратце изложено содержание песнопений и молитвословий утрени. В конце шестопсалмия читается «Слава, и ныне…» «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». i 1., с.96; 2., с.269-270; 4., вып.2, с.203-208; 6., Лекция 6, с.84.

    Великая ектения

    «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» со стихами – это стихи 117 псалма (& Ч с.56). Диакон возглашает «Глас …, Бог Господь и явися…» и стих «Исповедайтеся Господеви…», хор поет «Бог Господь…». ! «Бог Господь…» поется на глас 1-го тропаря , который будет петься после «Бог Господь…» со стихами. Далее диакон читает стихи, а хор после каждого поет «Бог Господь…». Интересно отметить, что по Типикону «Бог Господь…» со стихами возглашает не священник или диакон, а канонарх. i 1., с.96; 2., с.270-271; 4., вып.2, с.209-213.

    Тропарь. На «Бог Господь» (т.е. после «Бог Господь») поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что и в конце вечерни) дважды, «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому (тот же, что и в конце вечерни). i 1., с.96; 2., с.273; 7., Лекция 6, с.63-64.

    Кафизма рядовая.

    Кафизмы

    В богослужебных книгах чтение псалмов называется «стихословие Псалтири». Псалмы в Псалтири разделены на 20 отделов - кафизм . Каждая кафизма содержит несколько псалмов и делится на 3 части – так называемые Славы .