Апостол петр предал. Отречение Петра

Глава 18

ОТРЕКСЯ ЛИ ПЕТР ОТ ИИСУСА?

И Вельзевул, отец и повелитель всех дьяволов, был встревожен. Он ясно видел, что власть его над людьми кончится навсегда, если только Христос не отречётся от своей проповеди. Он был встревожен, но не унывал и подстрекал покорных ему фарисеев и книжников как можно сильнее оскорблять и мучать Христа, а ученикам Христа советовал бежать и оставить его одного.

Лев Толстой, «Разрушение ада и восстановление его», 1903 г. {169}.

Что Петру принадлежит особое, притом первенствующее, место среди других апостолов, против этого, конечно, не может быть честного и разумного спора. Можно спорить о смысле и значении этого факта, но не о самом факте, спорить о нём - значит противиться воле самого Господа и Его избранию.

Протоиерей Сергий Булгаков, «Два первоапостола», 1923 г. {170}.

С арестом Иисуса связана одна мрачная легенда, берущая начало с древнейших времён. Речь идёт о так называемом «отречении Петра». Напомню вкратце суть этого происшествия. Во время Тайной вечери Пётр уверял Иисуса, что «душу положит» за него, на что Иисус возразил:«Душу твою за меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды» (Ин. 13:37-38).

Произошло всё, как и предсказывал Иисус. Во дворе дома Анана, куда арестованного Христа доставили на допрос, Пётр, пришедший туда же и едва не разоблачённый слугами первосвященника, действительно, три раза заявлял, что не знает никакого Иисуса. Этот эпизод благочестивые толкователи Евангелий впоследствии раздули до размеров самого настоящего преступления, почти уравняв Петра с Иудой.

«Великая измена заключается в его малодушии» - говорит Ренан {171}.

«Малодушный ученик» - заключает Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический {172}.

«Оказался слаб» - блаженный Феофилакт {173}.

«Предательство» - венгерский философ Густав Гече {174}.

«Поразительная трусость» - Веддиг Фрикке, немецкий доктор юриспруденции и по совместительству исследователь Библии {175}.

Вот как сурово и непреклонно судят о Петре люди, сами никогда не попадавшие в подобную ситуацию и даже понаслышке не знающие, что это такое - игра со смертью!

Вздорность всех обвинений, выдвигаемых против Петра, хорошо видна, если внимательно проанализировать события, непосредственно последовавшие за арестом Христа.

Вот «группа захвата», ведомая Иудой Искариотом, показалась между деревьями Гефсиманского сада. Намерения пришедших очевидны - силой увести Иисуса с собой. «Видя, к чему идёт дело», ученики сказали Иисусу: «Господи! не ударить ли нам мечом?» (Лк. 22:49), а Пётр, не дожидаясь ответа, выхватил спрятанный под одеждой меч и, размахнувшись, ударил одного из слуг первосвященника по голове, отрубив ухо (Ин. 18:10).

Где в этом поступке Петра слабость, нерешительность или трусость? Не обращая внимания на численное превосходство противника, Петр как лев бросился на защиту любимого учителя, и можно не сомневаться, что бился бы он до последнего, бился бы до тех пор, пока сам не упал, бездыханный, подле Христа на землю.

Но Иисус не желал этой жертвы. Погибая сам, и зная это, он хотел, чтобы ученики продолжили его Великое Дело. Ещё во время своей последней молитвы он просил за учеников: «Я передал им слово Твоё, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:14-15). И вот теперь, когда вспыхнула потасовка, готовая мгновенно перерасти в большое кровопролитие, Иисус словами «Оставьте, довольно!» - приказал своим ученикам остановиться (Ин. 16:11-15).

Что должен был делать в этой ситуации Петр? Продолжать бой? Но ведь Иисус ясно дал понять ему, что не нуждается в этой жертве. Дать арестовать себя вместе с учителем? Но Иисус вовсе не хотел, чтобы вместе с ним были схвачены и апостолы, это видно из его слов, обращённых к слугам первосвященника: «Если Меня ищете, оставьте их (апостолов. - А. Л.), пусть идут» (Ин. 18:8). А если и драться было нельзя, и сдаваться тоже нельзя, то что же в таком случае оставалось делать несчастному Петру? Только одно - ретироваться в темноту!

Тот, кто плюётся по адресу апостолов, якобы перетрусивших и разбежавшихся по кустам, не способен понять элементарную вещь: это сам Иисус из лучших побуждений погасил в них волю к сопротивлению. В драке, в бою чрезвычайно важен эмоциональный настрой. А если любого, даже самого храброго и сильного человека предупредить заранее, что сопротивление бессмысленно и что лучше всего сложить оружие, то сомнения закрадутся в его душу, и он уже будет не в состоянии сражаться.

Посмотрим, однако, как разворачивались события дальше. Когда враги повели связанного Иисуса в город, «Петр издали следовал за Ним» (Мк. 14:54). Нужно было обладать немалым мужеством, чтобы даже «издали» идти за толпой врагов. А в том, что они шутить не намерены, Пётр мог убедиться, когда у него на глазах был схвачен какой-то юноша из ближайших домов, который, видимо, разбуженный шумом борьбы, выскочил на улицу и, «завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним» (Мк. 14:51). Спасся он только тем, что вырвавшись из рук воинов, «оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:52). Попадись Пётр стражникам, и, конечно же, ему было бы не сдобровать!

Следуя за арестованным Иисусом, Пётр прошёл во двор Анана и сел возле костра между людьми первосвященника. Тут уж надо говорить даже не о мужестве Петра, а о самом настоящем героизме с его стороны! Сильно взволнованный и, вероятно, потрёпанный в недавней драке в Гефсиманском саду, с неправильным галилейским выговором (уроженцы Галилеи по-особому произносили некоторые гласные звуки, поэтому в разговоре их легко можно было отличить от жителей Иудеи), известный чуть ли ни всему Иерусалиму как один из главных учеников Иисуса, Пётр смертельно рисковал, забираясь в самое вражеское логово. Мало того, он не уходил со двора, даже когда слуги первосвященника трижды приступали к нему с каверзными вопросами, желая узнать, не ученик ли он только что арестованного Галилеянина! Будь на месте Петра малодушный человек, то сбежал бы уже после первого вопроса, а Пётр оставался на месте и после второго, и даже после третьего, и только когда где-то за городом вдруг прокричал петух, напомнив о недавнем пророчестве Иисуса, натянутые до предела нервы Петра не выдержали, и он, рыдая, встал и побрёл прочь. И завершающий штрих к его психологическому портрету. Если бы он был трусом, как нередко его пытаются представить иные досужие писаки, то уходил бы со двора, скорее всего, с показным равнодушием, стараясь ничем не выдать себя, и только потом, может быть, дал волю чувствам. А у Пётра всё наоборот! Сначала «начал плакать» (Мк. 14:72), и лишь затем покинул двор первосвященника.

Итак, из нашего анализа следует, что Пётр в момент ареста и вскоре после него отважился на гораздо большее, нежели мог требовать от него учитель. Иисус хотел, чтобы он всего лишь сохранил себе жизнь, а Пётр, отчаянно рискуя, по собственному почину отправился за ним в самое логово врагов. С какой целью? Очевидно, для того, чтобы подробнее разузнать о дальнейшей судьбе любимого учителя. Вполне возможно, что многие важные подробности допроса Иисуса Ананом и Каиафой дошли до нас лишь благодаря самоотверженности Петра, который сумел выведать их, находясь среди челяди первосвященника. Пётр фактически взял на себя роль разведчика, и, не побоимся этого слова, как настоящий разведчик должен был не выдавать себя ни единым словом и ни единым жестом. Тот, кто называет апостола трусом, наверное, полагает, что на вопрос слуг первосвященника - «Не тебя ли мы видели с Ним?» - он должен был вскочить с криком: «Да, я! Я был с Ним!» И тут же отправиться в темницу, а затем и на смерть.

Ну, допустим, назвался бы Петр учеником Христа, ну, умер бы вместе с ним на Голгофе, и что, принесло бы это хоть какую-то пользу движению, основанному Иисусом? Абсолютно никакой! Более того, не исключено даже, что без Петра это движение вообще никогда бы не состоялось!

Роль апостола Петра в последующем становлении христианства невозможно переоценить. После смерти Иисуса он был одним из главных организаторов общины первых последователей Христа в Иерусалиме. Именно по его настоянию вместо выбывшего из числа Двенадцати Иуды Искариота был выбран по жребию новый апостол - Матфий (Деян. 1:15-26). Пётр начал первым проповедовать после Пятидесятницы (Деян. 2:14-36). Не довольствуясь проповедью учения Христа в Иерусалиме, Пётр предпринял ряд миссионерских путешествий по странам Ближнего Востока. В 37 году он встречался в Иерусалиме с Савлом - будущим апостолом Павлом, непосредственно преподав последнему Евангелие Христа (Гал. 1:18). В 49 или 50 году Пётр участвовал в подготовке Апостольского Собора в Иерусалиме и открыл его речью (Деян. 15:4-14). Возобновив после этого свои путешествия, Петр посетил различные области Малой Азии и, возможно, Коринф, а позднее обосновался в Риме, основав христианскую общину. Там же, согласно Преданию, он был казнён между 64 и 68 годами. По свидетельству Оригена, Пётр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как умер Христос.

Любой непредвзято мыслящий читатель, надеюсь, согласится с тем, что никакого, в сущности, «отречения», а уж тем более «предательства» с его стороны не было и в помине. А что же тогда было? А было обусловленное обстоятельствами единственно возможное в той драматической ситуации поведение. Пётр в полном соответствии с пожеланиями Христа старался сохранить свою жизнь, необходимую для будущих свершений. Вскочить с криком «Это я!» и бездарно погибнуть всякий дурак может, а встать у руля величайшего в истории общественного движения, - это, знаете ли, дано не каждому!

В этом месте я предвижу возмущённый вопль критиков Петра: да ведь Иисус сам сказал, что Пётр от него отречётся! Произносил он эти ужасные слова или не произносил?!

Произносил. Ну и что с того? Иисус вообще любил яркую, афористичную, даже можно сказать, парадоксальную речь. Когда он тому же Петру сказал, что сделает их с братом Андреем «ловцами человеков» , то что имел в виду? Что Пётр и в самом деле будет ходить по улицам с верёвкой в руках и вязать людей? То же самое и с «отречением». Сказав это, Иисус подразумевал, что Пётр только для виду, только для того, чтобы обмануть врагов, будет отказываться от знакомства с ним, а в душе, конечно же, сохранит верность учителю. Можно лишь поражаться самообладанию Христа, который даже накануне катастрофы не удержался от того, чтобы добродушно не поддеть Петра, не подтрунить над ним в своей привычной манере!

Неужели критики Петра думают, что апостол хоть на мгновение пожалел о совместной деятельности с Иисусом? Если так, то зачем он оставался во дворе у первосвященника после первого опасного вопроса? Взял бы, да и ушёл, плюнув на всё! А зачем остался после второго? Да зачем он вообще полез в этот двор, если был таким малодушным?!

И ещё. Тех апостолов, которые остались в Гефсиманском саду и не пошли вслед за арестованным Иисусом, никто в предательстве почему-то не обвиняет, а вот Петра - обвиняют. Получается, что если бы и он не пошёл за Иисусом, то, как и все, остался бы незапятнанным, а раз пошёл - то, значит, трус и предатель! Странная какая-то логика!

Так что, друзья, что бы вы там ни говорили, а не вяжется, не состыковывается что-то в этой тёмной истории с мнимым отречением первоверховного апостола! Ой, не состыковывается!

И вот что ещё интересно. Самые яростные критики Петра - это всегда те, кто меньше всего рискует собственной жизнью. Первые христиане, всё время существовавшие под дамокловым мечом жесточайших гонений за веру, не слишком заостряли внимание на этом, скажем прямо, не таком уж и важном эпизоде из евангельской истории. Например, Ориген, полемизируя с Цельсом, говорит о «слабости» Петра, нисколько его за это не осуждая и даже оправдывая {177}. И Павел никогда не упоминает об этом эпизоде, хотя временами бывал зол на Петра и, вероятно, мог бы при случае попрекнуть его этим. Но чем дальше от евангельских событий - тем непреклоннее становились критики. А когда христианство превратилось в господствующую религию, и возможность пострадать за веру стала лишь гипотетической, вот тут-то и посыпались самые суровые обвинения! И не удивительно! Как во время войны самые отчаянные храбрецы и стратеги обретаются не в окопах, а в глубоком тылу, так и самые принципиальные судьи апостола Петра нашли себе пристанище за письменными столами в тиши уютных и безопасных кабинетов.

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Как апостол Петр по слову Иисуса находит монету Вы знаете, что у нас собирают деньги на построение и украшение храмов. Так было и в Палестине, где была на это даже определенная подать. Однажды в Капернауме собиратели податей на украшение храма пришли за деньгами и к Иисусу.

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим (Матф. 16:13-20; Марк. 8:27-30; Луки 9:18-21). Из Вифсаиды-Юлии Господь направился со Своими учениками в пределы Кесарии Филипповой. Город этот (называвшийся ранее Панеей и находившийся на северной границе колена Нефалимова, у

Из книги Партия, которую создал Иисус автора Лазаренков Андрей

Глава 18 ОТРЕКСЯ ЛИ ПЕТР ОТ ИИСУСА? И Вельзевул, отец и повелитель всех дьяволов, был встревожен. Он ясно видел, что власть его над людьми кончится навсегда, если только Христос не отречётся от своей проповеди. Он был встревожен, но не унывал и подстрекал покорных ему

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

3) Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа Когда Иисус омыл ноги Своим ученикам, Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник (apostolos) не больше пославшего его» (Ин. 13:16). Причина, по которой фигура Петра для нас сегодня так важна и

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

7. Петр отрекается от Иисуса (14:66–72) Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67 И, увидевши Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. 68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

22. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

«Напрасно Николай отрекся…» Знала все матушка заранее о том, что ждет Россию, о тяготах грядущих лет, об ужасе революционных времен. Пыталась предупредить, как могла, да не все ей верили. Да и как было поверить в такое? Не могли люди представить себе, что разрушены будут

Из книги Петр, Павел и Мария Магдалина [Последователи Иисуса в истории и легендах] автора Эрман Барт Д.

Твердокаменное начало: Петр в период служения Иисуса Трудно сказать, сколько людей, которых зовут Петр, действительно проявляют твердокаменный характер. Однако ясно, что настоящий Петр таковым не был. Вовсе не камень, Петр гораздо больше был похож на зыбкий песок, по

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Петр - посланник Иисуса Мы уже видели, что в новозаветных Евангелиях версии первого знакомства Симона с Иисусом и того, как он получил свое прозвище, заметно расходятся (ср.: Мк. 1:16–18, Ин. 1:35–42 и Лк. 5:1–11). Но они сходятся в том, что вскоре после их первой встречи Иисус обрел

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Петр во время ареста Иисуса Мы уже отмечали, что характер Петра окончательно проявился в решающий момент ареста Иисуса. Несмотря на то что он был одним из трех доверенных учеников «внутреннего круга», которых Иисус взял с собой, когда пошел помолиться в одиночестве, Петр,

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Петр во время распятия Иисуса на кресте Согласно самому раннему евангельскому тексту, единственными последователями Иисуса, которые издали видели, как его распяли, были несколько женщин, сопровождавших его во время странствия из Галилеи в Иерусалим для ежегодного

Из книги автора

Петр признает Иисуса Мессией 13 Придя в окрестности Кесарии Филипповой, Иисус стал спрашивать учеников Своих: «За кого принимают люди Сына Человеческого?»14 И они сказали: «Одни - за Иоанна Крестителя, другие - за Илию, а иные - за Иеремию или одного из пророков».15 «А вы? -

Из книги автора

Петр признает Иисуса Мессией (Мк. 8:27–30; Лк. 9:18–21)13 Когда Иисус пришел в окрестности Кесарии Филипповой, Он спросил Своих учеников:- За кого люди принимают Сына Человеческого?14 Ученики ответили:- Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель, другие - что Илия, а третьи - что

Из книги автора

Петр признает Иисуса Христом (Мат. 16:13–16; Мк. 8:27–29)18 Однажды, когда Иисус молился в одиночестве и недалеко от Него были Его ученики, Он спросил их:- За кого принимает Меня народ?19 Они ответили:- За Иоанна Крестителя; другие же говорят, что Ты Илия, а третьи - что один из

Из книги автора

ГЛАВА 23. Путешествие Иисуса в Иерусалим на праздник кущей. Толки о Нем. Речь Иисуса о Себе. Приказ первосвященников и фарисеев схватить Иисуса Приближался праздник Иудейский - поставление кущей, установленный в воспоминание сорокалетнего странствования евреев в

; Лк. ; Ин. , ).

В Новом Завете

Предсказание

О том, что Пётр от него отречётся, Иисус Христос сказал своим ученикам заранее, во время Тайной Вечери :

Все четыре канонических Евангелия отмечают этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды.

Три отречения

  1. После ареста Иисуса его привели во двор первосвященника Каифы. Пётр последовал за ним, но остался снаружи во дворе, сидя вместе со служителями (по Марку и Луке - у огня). Тут к нему подошла одна служанка (по Марку - служанка первосвященника) и сказала «и ты был с Иисусом Галилеянином». (По Иоанну Пётр еще был снаружи, не входя во двор, и узнала его раба придверница , мимо которой его пытался провести знакомый Каифе апостол, как принято считать - рассказчик, апостол Иоанн). Тут Пётр отрёкся от Учителя перед всеми в первый раз. По Марку (но не во всех списках рукописи) тут запел петух в первый раз.
  2. Затем его опять опознала служанка (по Матфею - другая, увидевшая его после того, как он вышел за ворота; по Марку - та же самая) либо же некий мужчина (по Луке и Иоанну, согласно последнему они вместе стояли у огня). Тут Пётр отрекается второй раз.
  3. Потом к Пётру подошли и сказали, что он точно был с Иисусом, потому что говорит как галилеянин (по Матфею, Марку и Луке). Иоанн не упоминает акцент, зато говорит, что к нему подошел один из рабов первосвященника, который был родственником Малху , которому апостол в Гефсиманском саду отсёк ухо, и опознал его. Пётр отрекся в третий раз и тут запел петух (по Марку - во второй раз).

Описание отречений у евангелистов

Первое отречение Второе отречение Третье отречение

«Пётр и служанка»

«Пётр у костра»

«Пётр слышит пение петуха»
От Матфея
(Мф. )
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. (…) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
От Марка
(Мк. )
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. (…) Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
От Луки
(Лк. )
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
От Иоанна
(Ин. )
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. (…) Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Раскаяние Петра

Апостол Пётр и петух , Четвероевангелие из Мокви, 1300

Согласно трем евангелистам, Пётр вспомнил о пророчестве как только запел петух, а Лука добавляет, что Иисус посмотрел в этот момент в глаза Пётру.

Любопытно, что Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что посмертно явившийся ученикам Иисус Христос требует трижды от апостола Петра подтвердить его любовь к себе:

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих
  • агапэ - «общечеловеческая любовь», в первых двух вопросах Христа;
  • филия - «личная, дружеская любовь», лишь в последнем вопросе.

Отсюда Флоренский делает вывод, что отрывок касается сугубо межличностных отношений Христа и Петра, который своим отречением предал Его дружескую любовь, но в итоге был прощён .

Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент , его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось ещё древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача . Петух стал одним из узнаваемых его атрибутов в христианском искусстве.

Писание на своих страницах открывает нам удивительные тонкости духовного мира. Наша жизнь только кажется простой. В действительности, каждый человек представляет собой сложнейшее переплетение мыслей, эмоций, оценок, желаний, мотиваций и решений. Когда-то внутренний мир человека был гармоничен и красив. Абсолютно все внутри него было наполнено покоем и удовлетворением. Но эта картина резко поменялась после грехопадения.

Внутренний мир человека как будто перемешался, порядок превратился в хаос, гармония - в диссонанс. Чувства покоя и удовлетворения сменились неуверенностью, страхами и ожиданиями нападок и подвохов со стороны людей. Это - последствия греха. Обращение ко Христу радикально изменяет это положение. Когда человек принимает Христа своим Господом и Спасителем, его внутренний мир приобретает прочное основание, делая возможным строительство новой, гармоничной и уверенной жизни в Нем. Это строительство не происходит мгновенно. Оно представляет собой постепенный процесс духовного роста, связанный с серьезным трудом, дисциплиной, настойчивостью и посвящением. В процессе этого строительства, или созидания, возникает достаточно много трудностей. Часто нагрузки оказываются тяжелее, чем мы предполагали: неблагоприятные обстоятельства, сложные люди...

Но, пожалуй, самые большие трудности в жизни христиан связаны с кризисами, которые внезапно вскрывают слабость и нищету нашего внутреннего мира. Писание не скрывает этой реальности, детально описывая кризисы, возникавшие в жизни, практически всех духовных лидеров, упоминаемых в нем. В жизни апостола Петра тоже был кризис. Речь идет о его отречении. Это печальное событие в жизни великого апостола, пожалуй, было самой трудной и болезненной точкой в процессе его духовного роста. Тем не менее, несмотря на всю тяжесть того, что произошло в ту ночь в Гефсиманском саду и позже во дворе дома Каиафы, этот глубокий кризис не разрушил жизнь и служение Петра, а, наоборот, сделал его сильнее. Именно так переносят кризисы истинные дети Божьи, в отличии от тех, кто веруют только формально.

История отречения Петра преподает важный урок каждому, кто честен к своей жизни и кто серьезно относится к своему следованию за Христом. Эта история такова. После неудачной попытки защитить своего Учителя в Гефсиманском саду, Петр был одним из немногих учеников, кто решился следовать за Христом в дом Каиафы.

Мф 26:57-58
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.

Глядя на происходившее, Петр не верил своим глазам и поэтому, не смотря на опасность, решил следовать за толпой издали, чтобы видеть, чем все это закончится. В тот момент, он не думал об опасности, не помнил о предупреждении Христа о том, что в эту ночь он отречется от Него. Он просто не мог примирить в своем уме факты происходящего. Почему Тот, в кого он поверил как к Мессию, позволил Себя арестовать?

Неужели идея восстановления Царствия Божьего, которая была там близка к осуществлению, и на которую он возлагал такие большие надежды, рухнула в один момент? Воспользовавшись знакомством Иоанна с кем-то из живших в дома Каиафы, апостол Петр, эмоционально раздавленный, в состоянии полного замешательства, пришел все-таки туда, где происходил первый суд над его Учителем. Смешавшись с многочисленными слугами и воинами, Петр грелся вместе с ними у костра, в подавленности и смущении ожидая конца. В этот момент и возникла маленькая еприятность. Одна из служанок невзначай отметила, что ей кажется, что Петр может быть одним из последователей находящегося под судом Галилеянина.

Мф 26:69
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

Евангелист Лука говорит об этом немного подробней, рисуя картину у костра, который развели посреди двора, и группу людей вокруг него.

Лук 22:55-56
Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

По всей видимости эта служанка когда-то была свидетельницей проповеди Иисуса Христа, и обратила внимание на Петра, бывшего в числе учеников. Реакция Петра на столь неожиданный вопрос была суетливой и совершенно нетипичной для этого смелого по своей натуре человека.

Мф 26:70
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.

Неизвестно какие мысли проносились в этот момент в голове Петра, но он явно понял, что ему лучше уйти и начал продвигаться к выходу. Но неудачи преследовали его. Теперь придверница видит в нем ученика Подсудимого.

Мф 26:71
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.

Петр, реагируя на него с еще большей паникой, стал не просто отказываться. Для большей убедительности, он отрекся с клятвою, возможно даже упомянув имя Бога, что, впрочем, было обычным в то время.

Мф 26:72
И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.

На этом, к сожалению, его мытарства не закончились. Смешавшись с толпой слуг и рабов у ворот, через некоторое время Петр опять услышал вопрос:

Мф 26:73
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. На этот раз Петра заподозрили в связях со Христом по его речи.

Люди, жившие в Галилее, по всей видимости, говорили с небольшим акцентом, отличаясь от тех, кто жил в Иудее. Это было последней каплей в возрастающем давлении на Петра. Апостол отказываться от Иисуса Христа еще более активно. В этот момент произошло то, что внезапно напомнило Петру о словах его Учителя.

Мф 26:74-75
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Весьма печальная история. Петр сокрушен не только тем, что все его планы рухнули, не только тем, что его любимый Учитель поруган и неправедно осужден, но, более всего тем, что в этот момент он сам оказался настолько слабым и трусливым, что не смог открыто стать на Его сторону. «Плакал горько...» - Петр плачет от безнадежности, от жалости к своему Учителю и от ненависти к самому себе. Читая эти строки, трудно поверить, что речь идет об одном из наиболее выдающихся апостолов Иисуса Христа. Примечательно, что Петр был лидером среди апостолов не только до этого момента, но и после того. Буквально через несколько недель после этого, Иисус Христос доверил Петру самое дорогое, сказав ему - «паси овец Моих». Петр действительно стал одним из великих основателей Церкви. История отречения апостола Петра может научить нас очень многому. Она открывает нам, как возникают кризисы, почему Бог допускает кризисы, а также, как правильно подходить к кризисам, чтобы они превращались в благословение. Об этом читайте в дальнейших блогах.

Страстная Седмица особенна не только строгостью постового воздержания, продолжительностью и практически непрерываемой чередой богослужений. Это дни сопереживания всех перипетий Евангельской истории. Вместе с Христом мы вступаем в Иерусалим, слышим последние притчи Христа, раскрывающие цели Его воплощения, присутствуем на Тайной Вечерне и наблюдаем развитие мерзостного решения Иуды Искариотского о предательстве своего Учителя. Казалось бы предсказанное Спасителем отречение бывшего апостола уже показало всю глубину падения человека в сердце которого вселился грех, но то, что завершает ночь на Страстную Пятницу до сегодняшнего дня вводит нас в смущение…

Отречение Петра. Того, кого Христос назвал «камнем», кто первый исповедал Христа, как Бога; на вере которого Господь обещал создать Церковь, которую не одолеют врата адовы мы видим слабым духом и говорящим ложь. Сердце отказывается сравнивать отречение Петра с предательством Иуды, мы невольно ищем оправдания апостолу, но рациональный ум все же стучит в душу молоточками сомнений: неужели падение, отречение и предательство стали неотъемлемой частью нашего земного бытия? Неужто, в наших душах царствует только зло этой ночи и все стремления к Богу, любви, спасению тщетны и иллюзорны?

Несколько лет назад пришлось мне служить в «чистый Четверг» вместе с нашим Владыкой. Проповедь на ней говорил молодой священник, недавно окончивший Академию. Он несколько раз, рассказывая о евангельских событиях страстной Седмицы, сказал о «предательстве апостола Петра». Никогда ранее не видел гневающегося Владыку. Здесь же грозно застучал архиерейский посох по мраморным алтарным плитам, резко прозвучала и была всеми услышана его реплика: « Не предавал Петр! Он не Иуда!»

Так в чем же различие поступков Иуды и Петра? Почему Иуда Искариотский стал бывшим апостолом, символом окончательного и бесповоротного падения, а апостол Петр не только пребывает в орбите любви Божьей, но и является первоверховным апостолом?

Давайте ретроспективно посмотрим на евангельские события и оценим их не с точки зрения логического и беспристрастного смысла, а с изначальным пониманием человеческой греховности и немощи. И самое главное, обратим внимание на последствия проступка Петра и преступления Иуды.

Есть несколько моментов, позволяющих сопоставить поведение Иуды и апостола Петра. Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом, приближены к Нему, отмечены Его любовью, удостоены Его даров, научены Им тайнам Царства Небесного, призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго. “Устами апостолов” назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. Кроме того, после усмирения бури все ученики исповедали Его Сыном Божиим: Воистину Сын Божий еси (Мф. 14, 33). И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы.

Это то, что объединяет апостола Петра с бывшим апостолом Иудой, но есть и отличие. Апостол Петр борется с искушениями, искренне кается в своей человеческой немощи и сомнениях, Иуда Искариот разрешает греху поселиться в его сердце. Он начинает соработничество с диаволом.

К предательству Иуду приводит личный нравственный порок – сребролюбие. Вспомните то евангельское событие, когда Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром. Иуду данный факт расстроил: «Для чего бы не продать это миро за 300 динариев и не раздать нищим? Сказал он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор».

Далее идет эволюция греха от воровства к предательству. Иначе и быть не может, так как нераскаянный грех имеет свойство преумножаться. Примеры, когда малое прегрешение ведет к большому греху, наверное, может привести каждый из нас.

Сребролюбие Иуды превзошло все апостольские дары, которые дал ему Христос. В беседе «О предательстве Иуды» Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Посмотри, сколько сделал Христос, чтобы склонить его на свою сторону и спасти его: научил его всякому любомудрию и делами, и словами поставил его выше бесов [т.е. дал власть 12 апостолам над нечистыми духами: (Мф.10:1)], сделал способным совершать многие чудеса, устрашал угрозою геенны, вразумлял обетованием Царства, постоянно обличал тайные его помышления, но обличая, не выставлял на вид всем, омыл ноги его с прочими учениками, сделал участником Своей вечери и трапезы, не опустил ничего – ни малого, ни великого; но Иуда добровольно остался неисправимым».

Еще одна существенная деталь отличающая Иуду от Петра. Иуда, находясь все время рядом с Христом, остается не чистосердечен. Сребролюбие обязательно приведет ко лжи, к отсутствию симфонии между словом, мыслью и делом. Поэтому, не удивительно, что когда первосвященники стали искали возможность, «чтоб погубить Иисуса, вошел сатана в Иуду, и он пошел, и говорил с ними, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег » (Лк.22:2-5). 30 сребренников становятся и финалом падения, и конкретной характеристикой бывшего апостола.

Предательство – итог падения бывшего апостола. Развитие греховных склонностей привело к потере Иудой веры в Иисуса как Бога. Гордыня, сатана, деньги привели к тому, что Иуда перестал верить в Бога Иисуса и Он, Христос, стал для него еретиком, самозванцем и богохульником. Дальнейшие действия бывшего апостола стали вполне предсказуемы и понятны.

Искать оправдание преступления Иуды Искариотского в слове «раскаявшись» из третьего стиха 27 главы Евангелия от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам » неправомочно. Это не раскаяние апостола Петра, где Петр плача и проклиная себя за слабохарактерность, идет к апостолам, а осознание того, что теперь предатель остался абсолютно один. Он не нужен никому. Он презираем всеми. Ему более не во что и некому верить и, по существу, некуда идти. Косвенным подтверждением этого вывода являются и причины самоубийств в день нынешний. Это одиночество и разочарование при отсутствии веры. Иуда убил Бога в сердце своем, разочаровался в своем поступке и остался в полной изоляции.

Практически все отцы Церкви не расходятся в оценке Иуды-предателя. Хотя в толковании на Евангелие у блаженного Феофилакта и говориться, что Иуда, получая за предательство сребреники, надеялся, что Учитель, творивший чудеса, сверхъестественным образом уйдет от Своих врагов, величина предательства не умоляется. Более того, сам способ предательства кощунственен и низок. Символ любви – поцелуй, Иуда использует с низменной целью. В сердце бывшего апостола не остается Божьего начала и недаром еще до предательства Иисус говорит: но один из вас диавол ; (Ин.6,70)

Совершенно по иному воспринимается падение апостола Петра.

Ведь оно, отречение Петрово, по существу живет в каждом человеке, в каждом из нас. Это грех человеческой немощи и слабости, причем проявленные в неожиданной и напряженной ситуации. Он несопоставим с грехом предательства за «что-то». Иудой руководил свободный выбор, апостол Петр проявляет слабохарактерность по человеческому несовершенству. В этом принципиальное различие. Грехи похожи, но они ведут к противоположным результатам.

Более того, проступок апостола Петра был и необходим. Господь его попускает, что бы будущий первоверховный апостол, каким станет Петр, понял всю глубину несовершенства человека и опытно познал на сколь глубоко повреждена человеческая природа.

Мы внутренне понимаем, даже без этих объяснений, что апостол Петр не хотел и не думал отрекаться от Христа. В его «измене» проявляется лишь греховная немощь человеческого естества, о которой так часто и столь много говорит Господь. Как сказал один из священников пишущих в Интернете: «Петр спонтанно отрекся страха ради человеческого». И это верное определение.

Наверное, каждый из нас слышал частое повторение на проповедях и беседах нашими священниками определение, что мы своими поступками предаем Христа. Это действительно так, но это предательство не отречение Иуды, который «предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…» (митр. Антоний Сурожский).

Апостол Петр никогда не попускал мысли о том, что Бог его оставил, что Христос не простит. Именно поэтому он – камень веры, а Иуда, отказавшийся от Бога, символ низменного предательства.

ОТРЕЧЕНИЕ И РАСКАЯНИЕ ПЕТРА

(Матфей, 26:69-75; Марк, 14:66-72; Лука, 22:55-62; Иоанн, 18:25-27)

(69) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (70) Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. (71) Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. (72) И онопятьотрексясклятвою,чтонезнаетСегоЧеловека.(73) Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (74) Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. (75) И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

(Мф. 26:69-75)

Прежде чем комментировать то, как художники изображали отречение (или все три отречения) Петра, необходимо уяснить себе, как это событие описали все четыре евангелиста и как оно было предсказано Христом. Отречение Петра, это свидетельство слабости человеческой, быть может, и не имело бы большого значения, если бы не являло собою осуществление пророчества Христа, причем не просто предсказания того, что Петр отречется, но и того, когда и при каких обстоятельствах это произойдет. Предсказание это описано всеми евангелиста­ми, но с некоторым отличием рассказа Матфея, Луки и Иоанна от свидетель­ства Марка. Богословы не придают особого значения различиям этих рассказов в том, что касается места происшествия и вовлеченных в него персонажей, считая их «небольшими различиями, не переходящими в противоречия» (Тол­кование четырех Евангелий..., с. 190). В живописи, однако, можно встретить примеры скрупулезного следования рассказу того или иного евангелиста. Пото­му приведем свидетельства каждого из них:

Матфей: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 16:34).

Марк: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк.14:30).

Лука: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34).

Иоанн: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Ин.13:38).

Как быстро произошли перемены в этом преданном ученике Христа! Проро­чество сбылось. Только что, в Гефсиманском саду, он вступился за Учителя, выхватив свой меч и отсеча ухо слуге первосвященника. Но уже этой ночью, до первого крика петуха - крик петуха (за отсутствием указания на стражу, в час которой произошло это событие) символизирует окончание ночи и наступле­ние утра - Петр трижды отрекся от Него.

Само отречение Петра каждый евангелист описывает в соответствии с тем, как он приводит предсказание. Иными словами, по Матфею, Луке и Иоанну петух пропел после третьего отречения Петра; по Марку, петух прокричал дважды - после первого и третьего отречений. По поводу этого разногласия евангелистов д-р Джон Д. Грассмик пишет: «Почти во всех основных греческих манускриптах содержатся в конце ст. 68 слова «и запел петух». Это, а также то обстоятельство, что в ст. 72 говорится о том, что «петух запел во второй раз», свидетельствует о подлинности упомянутых слов «и запел петух». Но поскольку в параллельных местах других Евангелий о пении петуха упоминается лишь однажды (ср. Мф. 26:74; Лк. 22:60; Ин. 18:27), некоторые из ранних переписчиков Евангелия от Марка могли выпустить их «в целях согласованно­сти» с другими Евангелиями. Между тем описание Марка просто могло быть более точным и подробным, так как строилось на непосредственном свидетель­стве Апостола Петра; он же первому крику петуха мог не придать значения (ведь это случалось каждое утро!), и только при втором - вздрогнуть, вспомнив...» (Толкование четырех Евангелий..., с. 191).

Для верного понимания момента, который избрал художник, чтобы проил­люстрировать отречение Петра, необходимо также представлять себе последова­тельность событий, которую можно восстановить только при сведении воедино рассказов евангелистов.

Итак, поскольку Христос из Гефсиманского сада был доставлен, согласно Иоанну, в дом первосвященника Анны, то первое отречение, описанное также Иоанном, произошло именно в доме этого первосвященника. Иоанн даже точно называет ту прислужницу, которая опознала Петра, когда тот грелся у костра в ожидании, чем кончится допрос у Анны: «Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека?» (Ин. 18:17). В полном соответствии с этим рассказом изображает первое отречение Петра Дуччо на оборотной стороне своего алтарного образа «Маэста». (Дуччо): это клеймо делится на две половины - в верхней половине изображен допрос Христа у Анны (именно у Анны, а не у Каиафы - от апартаментов последнего интерьер Анны отличается своими характерными архитектурными деталями, креслом первосвященника, его местом слева, в отличие от кресла Каиафы, установленного в сценах с ним справа; на этом первом допросе Христа еще нет созванных членов Синедриона - только Каиафа, который в данном случае, поскольку допрос ведет Анна, стоит у него за спиной; именно на допросе у Анны Христа ударил «один из служителей, стоявший близко» (Ин. 18:22), что и изображено у Дуччо); в нижней половине - двор дома Анны, где собравшиеся, и в их числе Петр (с нимбом), греются у костра (из других евангелистов о костре упоминает только Лука); к Петру обращается «раба придверница». В данном случае это клеймо иллюстрирует одновременно происходящие действия - внутри дома первосвященника и во дворе, причем нельзя не признать у художника известного дара архитектора, позволившего ему так остроумно соединить эти два пространства (связующим звеном здесь является лестница).

В соседнем (слева от предыдущего) клейме, также разделенном на верхнюю и нижнюю половины, Дуччо изобразил - в качестве дополнительных сюжетов к Христос перед Каиафой и Поругание Христа - второе и третье отречения Петра.

Дуччо.Сцены из жизни Христа (оборотная сторона алтарного образа «Маэста»)

(1308-1311). Сиена. Музей собора.

В трактовке этого клейма возникают определенные трудности. Основные сюжеты обеих половин заставляют читать это клеймо, как и большинство (хотя далеко не все), снизу вверх, то есть сначала, естественно, нижняя половина - сцена Христа перед Каиафой, когда этот «первосвященник разодрал одежды свои» (Мф. 26:65; подробнее см. СУД НАД ХРИСТОМ , Христос перед Каиафой), а затем - верхняя половина - Поругание Христа. Единство интерьера (кстати, такое же, как и единство интерьера в трех сценах Тайной Вечери или в шести сценах во дворце Пилата, где о римской власти говорит не только облачение прокуратора, в частности типично римский лавровый венок у него на голове, но также и архитектурные детали, например колонны коринфского ордена) однозначно доказывает, что место действия этих двух сюжетов - резиденция Каиафы.

Но как быть с эпизодами отречения Петра? Во-первых, необходимо ответить на вопрос, какое из Евангелий лежит в основе этих иллюстраций? Воспользу­емся методом определения «от противного».

Это не Евангелие от Марка, поскольку из его рассказа ясно, что женщина, обличавшая Петра во второй раз, была та же, что и в первый раз. Между тем, Дуччо облачает эту служанку в другую одежду, тем самым явно указывая, что он не ставит знака равенства между ними. Программой для этого клейма не мог быть и рассказ Луки, поскольку, согласно его повествованию, во второй раз Петра уличал один мужчина («Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!» - Лк. 22:58), у Дуччо же изображены двое мужчин (внизу) и одна женщина (вверху). Что касается Иоанна, то и его рассказ не подходит, поскольку, согласно ему, второй и третий раз Петра уличают одни лишь мужчины.

Остается свидетельство Матфея, по которому, как уже было отмечено, изображены основные сцены этого клейма. Второе и третье отречения Петра, взятые сами по себе, вполне согласуются с описанием Матфея: второй раз его узнала «другая служанка», когда он выходил за ворота (так это и изображено в верхней половине клейма). Затем, как можно догадаться, к Христу подошли еще несколько мужчин («подошли стоявшие там» - Мф. 26:73) - в сцене нижней половины Дуччо изображает двух мужчин, обращающихся к Петру.

Итак, источник программы, по-видимому, установлен. Но остается без ответа вопрос: почему второе (у Матфея) обличение Христа («другой женщи­ной») Дуччо связал с Поруганием Христа (то, что это, в представлении художника, является третьим отречением Петра, доказывается тем фактом, что Дуччо именно здесь изобразил петуха, пение которого напомнило Петру о пророчестве Христа), тогда как третье отречение он связал с допросом Каиафы. Ответ на этот вопрос, по-видимому, еще только предстоит найти иконографам.

Жорж де Ла Тур. Отречение Петра (1650). Нант. Музей изящных искусств.


В живописи эпохи Контрреформации часто можно встретить изображения раскаивающегося Петра, проливающего слезы - Петр «плачет горько» (Жорж де Ла Тур , «Слезы Петра»; несколько тонких деталей указывают на литератур­ный первоисточник - рассказ Луки, согласно которому - и только ему - третье отречение Петра произошло в присутствии Христа: «(61) Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слова Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. (62) И, выйдя вон, горько заплакал» - Лк. 22:61-62; взгляд Петра устремлен в невидимую для зрителя точку и выражает богатую гамму чувств Петра - восторг, скорбь, изумление, которые могла вызвать лишь реакция Христа на слова отречения Петра; с поразительным мастерством художник изобразил слезу в уголке глаза Петра; петух молчит; сцена происходит ночью, что караваджист де Ла Тур мастерски передает в изображении фонаря и льющегося от него света).

Жорж де Ла Тур. Слезы Петра (1645). Кливленд. Художественный музей .

Петух в этом сюжете почти всегда фигурирует на видном месте, обращая на себя внимание зрителя с явным намерением быть узнанной аллюзией. В качестве одного из символов Страстей он фигурирует в изображениях инструментов Страстей Господних.

Известный рост популярности сюжета Раскаяние Петра, как и других христианских сюжетов, связанных с покаянием, например Кающаяся Мария Магдалина, объясняется усилением значимости Св.Таинств, в частности Таин­ства Покаяния в эпоху Контрреформации, что явилось реакцией на протестан­тизм, который отрицал сакраментальную сущность Покаяния.

© Александр МАЙКАПАР