Что нас ждет после смерти

Вера в Судный день является одним из основных столпов имана в исламе, то есть каждый верующий должен быть убеждён в том, что этот момент рано или поздно наступит. В тот день все люди воскреснут и будут собраны в одном месте перед Аллахом, который рассудит рабов Своих по их делам в земной жизни.

О наступлении Судного дня в суре «Землетрясение» сказано:

«Когда земля содрогнётся от сотрясений, когда земля извергнет свою ношу, и человек спросит, что же с нею, в тот день она поведает свой рассказ, потому что Господь твой внушит ей это. В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Коран, сура 99)

Точная дата наступления Дня воздаяния известна лишь Всевышнему, и наступит она лишь с позволения Господа миров, о чём говорится в одном из аятов Писания:

«Скажи: "Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу» (7:187)

Однако в коранических аятах и хадисах содержится информация о признаках наступления Судного дня , на некоторых из них остановимся подробнее.

1. Восход солнца не на востоке, а на западе

Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Не наступит Час, пока не взойдёт солнце на западе» (Бухари).

2. Появление Даджаля

Перед Судным днём на земле появится человек, имя которого будет (в библейской традиции Антихрист). Даджаль - это лжемессия, который явится на Землю перед наступлением Судного дня. За ним последуют грешники всего мира и станут превозносить его. Мухаммад (с.г.в.) говорил о том, что наиболее страшным явлением за всю историю человечества станет появление Даджаля.

3. Второе пришествие Пророка Исы (а.с.)

После появления Даджаля для противостояния силам зла на Землю спустится настоящий Мессия - Пророк Иса (Иисус, мир ему), которого Аллах направит для уничтожения Даджаля и его сторонников. В хадисе повествуется: «Всевышний направит к людям Ису, сына Марйам, который возложит ладони на крылья двух ангелов и спустится на землю» (Муслим).

4. Нашествие племён Йаджудж и Маджудж

После того как Пророк Иса (а.с.) одолеет Даджаля на Землю вторгнутся племена , с которыми не в силах будут справиться верующие во главе с Пророком Исой (а.с.). Аллах скажет Исе (а.с.), чтобы тот укрыл мусульман от этих племён, которые будут уничтожать всё на своем пути. После того, как верующим удастся укрыться, Господь уничтожит Йаджудж и Маджудж.

5. Исчезновение морали и нравственности

После пришествия Пророка Исы (а.с.), он проживёт на Земле сорок лет, а затем скончается. После его смерти на Земле наступят тяжёлые времена, о чём говорится в следующем хадисе: «И останутся наихудшие из людей, которые будут совокупляться на виду у всех подобно ослам, и при них наступит Час» (Муслим).

6. Появление дыма, зверя, гигантских провалов земли и огня в Йемене

В одном из хадисов выделяется ряд признаков, среди которых и были названы вышеуказанные события.

Перечисленные здесь признаки, как правило, относят к основным (большим) признакам Дня воздаяния. Наряду с ними также выделяются и малые признаки:

1) Появление Пророка Мухаммада (с.г.в.)

В одном из хадисов сказано: «Я был послан в то время, когда Судный день стал близок к ним, как близки два пальца» (Тирмизи).

2) Появление лжепророков

Хадис повествует: «Судный час не наступит до тех пор, пока среди моих последователей не появятся тридцать лжецов, каждый из которых будет заявлять, что является пророком» (Тирмизи, Абу Дауд). Напомним, что после кончины Посланника Всевышнего (с.г.в.) в Аравии появились лжепророки, выдававшие себя за Посланника Господа миров, наиболее известными среди которых являются Мусайлима, Тулайха, Саджах.

3) Распространение прелюбодеяния

Заключительный Божий посланник (с.г.в.) говорил о том, что перед Судным днём в мусульманской умме появятся люди, которые станут усердствовать в совершении прелюбодеяния.

4) Превращение пустынь Аравии в плодоносные сады

В одном из хадисов сказано: «Судный час не наступит до тех пор, пока арабская земля вновь не преобразится в пастбища, по которым текут реки» (Муслим).

5) Чрезмерное украшение зданий мечетей

Пророк (с.г.в.) сказал, что перед Днём воздаяния люди начнут соревноваться не в своей богобоязненности и нравственности, а в украшении построенных ими мечетей.

6) Дети начнут командовать своими родителями

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Рабыня родит себе госпожу» (Бухари). Мусульманские учёные истолковывают данный хадис, утверждая, что перед наступлением Дня воздаяния дети перестанут слушаться и даже начнут руководить своими родителями.

7) Резкий дисбаланс между мужчинами и женщинами

Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) сказал о том, что одним из признаков Часа станет резкое увеличение числа женщин и резкое уменьшение количества мужчин. «Дело дойдёт до того, что у пятидесяти женщин будет лишь один попечитель» (Бухари, Муслим).

8) Ускорение времени

Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «День Суда не наступит до тех пор, пока не ускорится время» (Ахмад). В данном случае подразумевается, что люди перестанут ценить имеющееся у них время.

9) Разрушение Каабы

Перед наступлением Судного дня произойдёт разрушение в Мекке. Божий Пророк (с.г.в.) говорил: «Каабу разрушит коротконогий эфиоп» (Ахмад).

10) Исчезновение религиозных знаний

Ещё одним признаком наступления Дня воздаяния станет исчезновение знаний, касающихся религии, о чём сказано в следующем хадисе: «Перед наступлением Судного часа исчезнет религиозное знание, распространится невежество» (Бухари, Муслим).

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Гордость, самообольщение и показуха хуже, чем употребление опьяняющих напитков. Смиренный человек, страшащийся своего Господа, употребляющий опьяняющие напитки, ближе к Его милости, чем постящийся, который возгордился, самообольстился и занимается показухой».

Под большими грехами имеются в виду не только физические, которые видны внешне, совершаемые различными частями тела, но и духовные, которые являются более серьёзными и опасными. Духовная покорность Всевышнему имеет высокую степень. Точно так же и духовные грехи имеют очень серьёзные последствия.

Зависть и ненависть

В истории детей Адама мы видим, что именно зависть была той причиной, которая побудила одного из братьев убить другого. Это было первое убийство на Земле. В Коране по этому поводу говорится: «Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя». Он ответил: «Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я всё равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам». Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: «Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?» Так он оказался одним из сожалеющих. По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьёт человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого преступили границы дозволенного на земле» (сура «Трапеза», аяты 27–31).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал зависть «болезнью народов», которая больше всего влияет на человека.

В хадисах говорится: «Будьте бдительны к болезням предыдущих народов: зависти и ненависти, ибо они уничтожают религию» (Аль-Баззар , Аль-Хейсами ); «Никогда не объединится в душе человека вера и зависть» (Ан-Насаи , Ибн Хиббан ); «С людьми всё будет в порядке, пока они не начнут завидовать» (Ат-Табарани ).

Три губительных греха

Также к большим грехам сердца (духовным грехам) относятся три губительных качества: скупость, тщеславие и покорность своим страстям. Порицание этих качеств передаётся в ряде хадисов.

Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Никогда не объединится скупость и вера в сердце верующего» (Ахмад , Ан-Насаи, Аль-Хаким ); «Наихудшее, что может быть в мужчине – скупость и трусость» (Ахмад, Аль-Байхаки ); «Бойтесь скупости, ибо она погубила тех, кто был до вас. Она побудила их проливать кровь друг друга» (Абу Дауд ).

Не менее сурово в текстах Корана и Сунны говорится и о потакании своим страстям. Аллах говорит (смысл): «…и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (сура «Пещера», аят 28).

Ибн Аббас говорил: «Самое худшее божество человека на этой земле – его собственные страсти».

Третье же из губительных качеств – тщеславие и самолюбие. Это качество является губительным, потому что такой человек не замечает своих грехов, даже если они будут великими, и вместе с этим он чрезмерно преувеличивает свои достоинства и гордится ими.

В Коране повествуется о том, как это качество привело к поражению мусульман в битве при Хунейн: «Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на её просторы, и вы повернули вспять. Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых вы не видите» (сура «Покаяние»; аяты 25, 26).

Ибн Ата’ говорил: «Грех, за которым следует стыд, лучше, чем покорность, за которой следуют тщеславие и гордыня».

Показуха

Ещё одним из больших губительных грехов является показуха. Она лишает человека награды Всевышнего Аллаха и делает тщетными совершённые поступки, несмотря на то что они являются благими и полезными для людей.

Всевышний Аллах говорит в Коране о качествах лицемеров следующее (смысл): «Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (сура «Женщины», аят 142).

Аллах также говорит (смысл): «Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам, которые лицемерят и отказывают даже в мелочи!» (Сура «Подаяние», аяты 4–7).

В хадисах же говорится о том, что показуха – это часть многобожия. Потому что человек, совершая что-либо напоказ, не стремится этими действиями к довольству Аллаха и вместо этого желает похвалы и мирских выгод.

В известном хадисе, который приводит имам Муслим , рассказывается о трёх людях, которые в Судный день по приказу Всевышнего Аллаха будут первыми брошены в огонь Ада: один из них сражался и погиб на пути Всевышнего, второй выучил Коран наизусть и обучал ему других, а третий – расходовал своё имущества ради Аллаха. Но Всевышний знает наши намерения и тайные помыслы. Он отверг их дела, так как они были совершены не ради довольства Аллаха, а ради мирских целей и выгод.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым из людей, кого будут отчитывать в Судный день, будет мужчина, погибший смертью шахида (сражаясь на джихаде). Его приведут и напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом. Он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. (Мужчина) ответит: «Я сражался на твоём пути, пока не стал шахидом». (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, который получал знание, передавал его другим и изучал Коран. Ему напомнят о милостях, оказанных Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Он ответит: «Я получал знание, обучал ему других и изучал Твою Книгу, стремясь к Твоему довольству». Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты приобретал знание, чтобы о тебе сказали: «Учёный», ты читал Коран, чтобы о тебе сказали: «Чтец», и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, которому Аллах дал большое состояние, все виды имущества и благ. Ему напомнят о милостях (оказанных Всевышним Аллахом), он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. (Мужчина) ответит: «Я не оставил ни одного способа потратить имущество на Твоём пути». (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты делал это, чтобы о тебе сказали: «Щедрый», и это было сказано». После чего его потащат лицом по земле и бросят в огонь» (Муслим).

Привязанность к богатству и положению

К большим духовным грехам также можно отнести любовь к мирской жизни и предпочтение её над жизнью будущей. Это является причиной многих грехов. Опасность не в самой мирской жизни, а в её предпочтении и сильной привязанности к ней. Это приводит к утрате как самой мирской жизни, так и жизни будущей. Аллах говорит в Коране (смысл): «Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они – те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (сура «Худ»; аяты 15, 16).

Любовь к мирской жизни воплощается в любви к богатству и положению: когда человек проявляет в этом чрезмерное стремление, игнорируя при этом нормы морали и ценности, теряя веру и честь. В хадисе говорится: «Два голодных волка, напавших на стадо овец, не вреднее, чем любовь человека к богатству и положению» (Ахмад, Ат-Тирмизи ).

Любовь к богатству и положению допустимы для верующего, но в законных рамках. Если же у этой любви нет предела и человек переступает через закон и все моральные нормы и ценности, то он наносит вред, в первую очередь самому себе. Аллах говорит (смысл): «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (сура «Рассказ», аят 83). А в хадисе говорится: «Среди вас будут люди, стремящиеся к положению и власти, но это станет для них причиной сожаления и потерь в Судный день» (Ан-Насаи).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

«И приблизится к ним солнце. И пот достигнет уровня уздечки. И будут установлены весы, на которых будут взвешены деяния рабов: «И у кого тяжелы, будут его весы — те счастливые. А у кого легки его весы, — те, которые нанесли убыток самим себе. Они пребудут вечно в аду». («Верующие»? 102-103). И раздадут книги — и это будут свитки деяний. И эти свитки будут брать с правой стороны, с левой стороны, или из-за спины — как сказал об этом Всевышний: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит открытой: «Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!» («Перенес ночью», 13-14) . И Аллах возьмет расчет с созданий и уединится с верующим рабом, и он признает свои грехи, как это описывается в Коране и в сунне. А что касается неверного, то их расчет не будет в виде взвешивания благих и греховных дел, поскольку у них нет благих дел. Однако будут подсчитаны их деяния счетом, и они остановятся на них и признают их».

Объяснение:

Шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул в этих словах немного из того, что произойдет в Судный день. Из того, что упоминается в Коране и в сунне. Поистине, подробное описание всех событий этого дня является недоступным для познания нашими умами. Поистине, они познаются лишь с помощью достоверных передач от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который не говорит по пристрастию: «Поистине, это лишь озарение внушаемое». Из мудрости в отчете созданий за их деяния, взвешивания, и явной записи их в свитки, вместе с охватыванием знания Аллаха всего этого, есть то, чтобы рабы видели полноту Его Славы, совершенство Его справедливости, безграничность Его милости и величие Его царства. И шейх упомянул о том, что произойдет в этот величественный день с рабами:

1. «К ним приблизится солнце». То есть: подступиться близко к их головам. Как приводит, Муслим от Микдада, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Когда настанет час Судный, то солнце приблизиться к рабам и станет на величину одной, или двух миль». Его слова: «И пот достигнет уровня уздечки». То есть достигнет их ртов и станет для них в роли уздечки. Поскольку воспрепятствует разговорам. И это в результате близости от них солнца. И это произойдет в отношении большинства творений. И исключением из этого будут пророки и те, кому пожелает того Аллах.

2. Из событий этого дня его слова: «И будут установлены весы, на которых будут взвешены деяния». Весы — это создание, на котором будут взвешены благие и греховные деяния. И это истинные весы, у которых будет язык и две чаши. И они из установок жизни дальней. Мы должны верить в них так, как об этом говорится и не искать их образ, кроме как в свете того, что встречается в источниках. И мудрость во взвешивании дел, выявлении их величины, дабы воздаяние было бы заслуженным. «И у кого тяжелы, будут его весы» , то есть: его благие деяния перевесят греховные. «Те счастливые». То есть: успешные и спасшиеся от огня. Достойные войти в рай. «А у кого легки его весы» , то есть: перевесят греховные деяния над благими. «Те, которые нанесли убыток самим себе». То есть, нанесли себе урон и ущерб, и стали обитателями огня. «Они пребудут вечно в аду» . То есть местом их пребывания станет огонь.

Данный аят свидетельствует об установлении весов и взвешивания дел в Судный день. Так же упоминание о весах и о взвешивании встречается во многих аятах Корана. И все источники указывают, что взвешены, будут делающий, само дело и свитки. И нет в этом никакого противоречия, в том, что все это будет взвешено. Однако внимание будет уделено в отношении тяжести и легкости самого деяния. А не в отношении делающего, и не в отношении свитка. А Аллах об этом знает лучше. И уже исказили мугтазилиты источники относительно этого, говоря, что под весами и взвешиванием подразумевается справедливость. И это искажение является ложным, противоречащим источникам и единому мнению праведных предшественников общины и ее ученых.

Шаукани сказал: «И причиною их упорства является использование только лишь разума. А это ни для кого не представляется доказательством. И если этого не признают их умы, то ведь это уже признали умы тех людей, кто обладал еще более сильным, нежели они разумом. Из числа сподвижников, последователей и их сторонников. До той поры, пока не пришло нововведение, как темная ночь. И каждый начал говорить что пожелает. И оставили шариат за своими спинами». И деяния Последнего дня из числа тех, которые не познаются разумом. А Аллах об этом знает лучше.

3. Из числа событий этого величественного дня, упомянутых шейхом, его слова: «И раздадут книги — и это будут свитки деяний». То есть свитки, на которых будут записаны деяния рабов, которые они совершали в этом мире. И будут сохранены для них. Поскольку они сложатся при смерти и раскроются перед отчетом, что бы каждый человек встал бы перед своим свитком и знал бы, что там записано. «И эти свитки будут брать с правой стороны, с левой стороны, или из-за спины». Это объяснение того, каким образом люди будут брать свои свитки. Как говорится об этом в священном Коране. И это получение делится на два вида: получение своей книги правой рукой. Это относительно верующего. И получение своей книги левой рукой, или из-за спины. Это в отношении неверного. Поскольку он вытянет свою левую руку за спину и получит ею свою книгу. Как говорится об этом в аятах. И нет в них никакого противоречия, поскольку правая рука неверного привяжется к его шее, а левая будет за спиной, и ею он возьмет свою книгу.

Затем шейх приводит в качестве доказательства слова Всевышнего: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее». И птица: что летит от него из его деяний: хороших и плохих. «К его шее». То есть: привязали к нему, и будем воздавать ему согласно ею. Нет ему от нее избавления. И она обязательна для него, так же, как обязательно ожерелье на шее. «И выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит открытой». То есть: соберем ему все его деяния в книге, которую он получит в Судный день. Или своей правой рукой, если он счастливый, или своей левой рукой, если он несчастен. «Открытой» , то есть раскрытой. И ее сможет прочесть и он сам, и другие. И поистине, Всевышний сказал: «Встретит открытой». Для ускорения радости своим благим деяниям и упреку за совершение порицаемых дел. «Прочти твою книгу!» То есть ему скажут эти слова. До того, как начнут читать эту книгу те, кто был грамотным, и те, кто был неграмотным. «Довольно для тебя в самом себе счетчика!» То есть: считающего. И это самая великая справедливость. Поскольку самого человека сделают подсчитывающим, чтобы он видел все свои дела и ничего не смог бы отрицать.

И свидетельством благородного аята является установление получения каждым человеком свитка с записями дел в Судный день. Который он будет читать сам. И сам же будет считать, а не при помощи другого.

4. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает о расчете, и говорит: «И Аллах возьмет расчет с созданий». Расчет: это показ Всевышним Аллахом воздаяния за деяния и напоминание о тех из них, которые были забыты. Или же другое определение: это задержка Аллахом Его рабов перед их удалением с места сбора для выявления их деяний: праведных и не праведных. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что расчет бывает двух видов:

Первый вид: расчет верующего. По этому поводу он сказал: «и уединится (Аллах), с верующим рабом, и он признает свои грехи, как это описывается в Коране и в сунне». Как сказал Всевышний Аллах: «И кому будет принесена его книга в правую руку, тот будет рассчитан расчетом легким и вернется к своей семье в радости». («Раскалывание», 7-9). И в обоих сборниках «Сахих» от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах приблизит верующего настолько, что он окажется под Его покровом, и закроет его от людей, и он признает грехи свои. Аллах спросит его: «Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех?» И когда он признает все свои грехи и подумает, что уже обречен на погибель, то ему скажут: «Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!» А затем ему будут даны записи его благих дел». И значение: признает свои грехи: то есть осознает и подтвердит. Как в этом хадисе: «Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех?» Из верующих будут те, кто войдут в рай без расчета. Как это установлено в хадисе о семидесяти тысячах, которые войдут в рай без расчета и наказания.

И расчет делится на несколько видов. Есть легкий расчет, и это называется предстоянием, и есть расчет в виде препирательств. В обоих сборниках «Сахих» передается хадис, передаваемый со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, у кого потребуют серьезного отчета, будет, подвергнут мучениям». Я спросила: «О посланник Аллаха! Разве Всевышний Аллах не говорит: «А кому Мы дадим его книгу в правую руку, то расчет его будет легким». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Таким будет предстояние. И никто не сможет избежать препирательств расчета без того, чтобы не подвергнуться мучениям».

Второй вид: расчет неверного. Он объясняет его словами: «А что касается неверного, то их расчет не будет в виде взвешивания благих и греховных дел, поскольку у них нет благих дел». То есть: у них не окажется благих дел, которые можно было бы взвесить вместе с их греховными делами. Поскольку их благие деяния по причине их неверия не сохранятся для них в мире следующим, и останутся у них одни лишь греховные дела. Аллах Всевышний сказал: «Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!» («Различение», 23). И под их расчетом подразумевается, что: «будут подсчитаны их деяния счетом, и они остановятся на них и признают их и воздастся им согласно их деяниям». То есть: их известят об их деяниях и они признают их, затем наступит их воздаяние, согласно их делам. Как сказал об этом Всевышний: «Мы обязательно сообщим тем, которые не веровали, что они совершили и непременно дадим вкусить им суровое наказание». («Разъяснены», 50). И слова Всевышнего: «И засвидетельствуют против самих себя, что они были неверными». («Преграды», 37). И Его слова: «И они признались в своем грехе. Прочь же, обитатели огня!» («Власть», 11).

Водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его местоположение и его описание

«И в площадях предстояния водоем, приготовленный для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Его вода белее молока и слаще меда. Кувшины, стоящие на берегу его, (по своей численности) подобны небесным звездам. Его длина равна месяцу пути и его ширина так же равна месяцу пути. Каждый из испивших его воды уже никогда не ощутит жажды».

Объяснение:

1. Из того, что есть в Судный день — водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И автор упоминает здесь о нем и объясняет его описания словами: «И в площадях предстояния водоем, приготовленный для пророка, да благословит его Аллах и приветствует». Как установлено это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Имам ибн Кайюм говорил: «Хадисы, повествующие о водоеме, передаются от сорока сподвижников. И множество, или большинство этих сообщений достоверны».

Водоем дословно: хранилище воды. Приверженцы сунны и согласия единодушны в установление водоема. Этому противоречат мугтазилиты. Они не признают установление водоема. И изменяют источники, упоминающие о нем, искажая их явный смысл. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает описания водоема, сказав: «Его вода белее молока… и т.д.» . Эти описания установлены в хадисах. Как, например, хадис Абдуллы ибн Амра, который передают Бухари и Муслим, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того чтобы обойти мой водоем, потребуется месяц пути. Его углы равны между собой. Его вода белее молока, его благоухание приятнее аромата мускуса. А кувшины, стоящие на его берегах подобны небесным звездам. Каждый из испивших его воды уже никогда не ощутит жажды».

Ас-Сират, его значение, его местоположение и описание. Прохождение людей по нему

«Ас-Сират протянут над адом. И это мост, который между раем и адом. Люди будут проходить по нему по мере своих деяний. Среди них будут те, кто пройдут его в мгновении ока. Среди них будут те, кто пройдут его подобно молнии. Из них, кто пройдет его, как ветер. Из них, кто пройдет его, как породистый скакун. Из них, кто пройдет как оседлавший верблюда. Из них, как встретивший врага. Из них, как идущий пешком. Из них, как ползущий ползком. Из них, кто сорвется и полетит в огонь. И поистине, на этом мосту будут крючья, которые будут схватывать людей за их деяния».

Объяснение:

2. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает здесь о том, что из событий Судного дня — прохождение людей по Ас-Сирату. И Ас-Сират дословно означает ясный путь. А по законоположению шариата это то, как объяснял шейх своими словами: «И это мост, который между раем и адом». И объяснил его местоположение: «Ас-Сират протянут над адом». Затем он объяснил описание прохождения по нему людей, своими словами: «Люди будут проходить по нему по мере своих деяний». И время прохождения по нему после расхождения людей от места сбора, предстояния и расчета. Поистине, Сиратом спасется верующий от огня и попадет в рай. И упадут с него обитатели огня, попав в ад, как это установлено в хадисах.

Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, объяснил положения людей, проходящих по Сирату, сказав: «Среди них будут те, кто пройдут его в мгновении ока». И так далее. То есть: по своей быстроте и медленности прохождения люди будут разнятся из-за разности их веры и праведных деяний, которые они приготовили в этом мире. Так же по причине следования человеком религии Ислама и его уверенности и убежденности в ней будет его уверенность в прохождение сирата. И кто твердо стоит на сирате смысловом, а это и есть Ислам, тот тверд в прохождение сирата, протянутого над пропастью ада. А кто потерял смысловой сират, тот потеряет и настоящий сират. Его слова: «Как встретивший врага». То есть: бегущий бегом. Его слова: «ползущий ползком». То есть: идущий на четвереньках, вместо ног. Его слова: «на этом мостубудут крючья». Множественное число от слова «крюк». И это железо, покрывающее голову.

Его слово: «схватывать» , означает быстрое взятие чего-либо. Его слово: «По их деяниям» , то есть: по причине их греховных дел будет схватывание их этими крючьями на мосту ада. По причине того, что они были схвачены страстью и сомнением в этом мире, и удалились от верного пути. (Дословно: сиратуль мустакым).

Приверженцы сунны и согласия верят в сират, протянутый над адом. И в прохождении по нему людей, согласно достоверным хадисам, установленных от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этому противоречит Аль-Кади Абдуджабар Аль-Мугтазили и множество его последователей. Они говорят, что под упомянутым сиратом подразумевается путь рая, упомянутый в словах Всевышнего: «Он поведет их и сохранит в порядке их состояние». («Мухаммад», 5). И путь огня, упомянутый в словах Всевышнего: «И отведите их на путь ада». («Стоящие в ряд», 23).

Это мнение ложно и отвергает правдивые источники без предъявления каких-либо доказательств. А обязанностью является принимать источники и их прямые указания.

Мост между раем и адом

«И кто пройдет по Сирату, тот войдет в рай. И если пройдут по нему, то будут остановлены на мосту между раем и адом, где обиженные воздадут равное своим обидчикам. А когда они очистятся, им будет позволено войти в рай».

Объяснение:

3. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает, что из событий Судного дня — стояние на мосту. Так, он говорит: «И кто пройдет по Сирату» , то есть преодолеет его и будет в безопасности от падения в пропасть ада. «Тот войдет в рай» . Потому что кто спасется от огня, тот войдет в рай. Всевышний сказал: «И кто будет удален от огня и введен в рай, тот получит успех». («Семейство Имрана», 185). И сказал Всевышний: «Часть в раю и часть в аду». («Совет», 7).

Однако перед вхождением в рай необходимо воздать за обиды между верующими, дабы они вошли бы в рай в наиболее совершенном виде, очищенными от обид. На это указывает шейх своими словами: «И если пройдут по нему». То есть: преодолеют сират и спасутся от падения в огонь. «То будут остановлены на мосту». Это мост и что превозносится над строениями. И говорят, что этот мост является продолжением сирата, который углубляется в рай. И говорят, что это другой сират, обособленный для верующих.

«Где обиженные воздадут равное своим обидчикам». То есть: между ними произойдет воздаяние за обиды. И обиженный сможет восстановить свои права с обидчика. «А когда они очистятся». То есть освободятся от упреков и восстановят права. «Им будет позволено войти в рай». С их сердец удалится ненависть и злоба по отношению друг к другу. Как сказал об этом Всевышний: «И изъяли Мы злобу, что в их груди. Братьями они на седалищах обращены друг к другу». («Аль-Хиджр», 47).

Первый, кому откроются врата рая, и первый, кто войдет в него и заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует

«И первый, кому откроются врата рая, будет Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и первой кто войдет в него из общин, будет его община. И ему, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день принадлежат три заступничества: а что касается первого заступничества, то оно касается людей предстояния, чтобы начался над ними суд. После того, как пророки Адам, Нух, Ибрахим, Мусса и Иса сын Маръям отвергнут предложение людей о заступничестве и обратятся с этим предложением к нему. А что касается по поводу второго заступничества, то он заступится за обитателей рая, чтобы они вошли в рай. И эти два вида заступничества обособленны для него. А что касается по поводу третьего заступничества, то он заступится за тех, кто был достоин огня. И этот вид заступничества определен для него и для всех пророков, правдивых и других. И он заступится за обитателей огня, чтобы они не вошли бы в него. И заступится за тех, кто попадет в огонь, чтобы они вышли бы из него».

Объяснение:

4. Шейх, да смилуется над ним Аллах, объясняет то положение верующих в Судный день, на котором они остановятся после прохождения этих величайших событий, упоминание наиважнейших частей которых предшествовало ранее. И говорит: «А когда они очистятся, им будет позволено войти в рай». И они не смогут войти в рай, кроме как после разрешения Всевышнего Аллаха и просьбы открыть его ворота. «И первый, кому откроются врата рая, будет Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует». В «Сахих» Муслим, упоминается хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я приду к двери рая в Судный день и попрошу ее открыть. Охраняющий ее спросит у меня: «Кто ты?» И я отвечу: «Мухаммад». Он скажет: «Мне было велено открыть эту дверь тебе, и никому до тебя». И в этом проявляется почет и уважение по отношению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и проявление его предпочтения. «И первой кто войдет в него из общин, будет его община». И это из-за ее предпочтения перед другими общинами. И доказательства этому мы находим в хадисе Абу Хурайры, который приводит, Муслим со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «И мы первые, кто войдет в рай» . Его слова: Заступничества — множественное число от слова «заступничество». И дословно это обозначает: посредничество. По законоположению шариата: пожелание добра другому. Оно образовано, от слова «ходатайствовать», что является противоположностью слова «обижать». И, как будто бы заступающийся прибавляет свою просьбу к просьбе заступаемого, после того, как он был одинок в своей просьбе.

И слова шейха, да смилуется над ним Аллах: «И ему, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день принадлежат три заступничества». Объяснения заступничества, с которыми пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться в Судный день с разрешения Всевышнего Аллаха. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул их здесь в сокращенном виде. Если же перечислить их в полном виде, то получится восемь видов заступничества. Из них есть те, которые обособлены для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А есть те, которые являются общими между ним и другими.

Первое заступничество: великое заступничество. (И это есть достохвальное место). Оно выражается в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заступится перед Всевышним Аллахом, чтобы Он начал суд над Своими рабами, после длительного предстояния перед Ним. И после того, как все пророки откажутся этот сделать. И тогда с этим видом заступничества обратится к Аллаху с Его позволения наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Второе заступничество: его заступничество за обитателей рая, чтобы они вошли в рай после окончания расчета.

Третье заступничество: заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба, чтобы ему облегчили бы наказание в аду. И это является его особенностью. Потому что Аллах известил, что по отношению к неверным не поможет заступничество заступающихся. И наш пророк известил, что его заступничество действительно лишь по отношению к единобожникам. И его заступничество дяде Абу Талибу является особенностью по отношению к нему и по отношению к Абу Талибу. Эти три вида заступничества особенны нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

Четвертое заступничество: его заступничество, чтобы в аду не оказались те из согрешивших единобожников, которые достойны подобного наказания.

Пятое заступничество: заступничество, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы такие грешники, уже оказавшиеся в аду, были выведены оттуда.

Шестое заступничество: его заступничество, чтобы некоторые из вошедших в рай заняли более высокое положение.

Седьмое заступничество: заступничество посланника, да благословит его Аллах и приветствует, относительно тех, благие и греховные дела которых будут равны, дабы они вошли бы в рай. И есть мнение, что это обитатели преграды.

Восьмое заступничество: заступничество посланника, да благословит его Аллах и приветствует, во вхождении некоторых верующих в рай без расчета и наказания. Как, например, заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к Гукаше ибн Мухсину, да будет доволен им Аллах. Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал его, чтобы он был одним из семидесяти тысяч, которые войдут в рай без расчета и наказания. И в этих последних пяти видах заступничества кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимают участие и другие пророки, ангелы, правдивые и шахиды.

Приверженцы сунны и согласия убеждены во все эти виды заступничества, поскольку есть доказательства, утверждающие их. И что для их осуществления необходимо, чтобы они соответствовали двум условиям:

  1. Разрешение Аллаха заступнику обратиться с заступничеством. Как сказал Всевышний : «Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?» («Корова», 255). И Его слова: «Нет заступника иначе, как после Его позволения». («Юнус», 3).
  2. Благоволение Аллаха по отношению к тому, за кого заступаются другие. Как сказал Всевышний: «И они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит». («Пророки», 28).

И оба условия объединены в словах Всевышнего: «Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит. Если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!» («Звезда», 26).

Мугтазилиты противоречат по отношению к заступничеству совершившим большие грехи из числа верующих, и кто достоин по этой причине огня, чтобы они не вошли бы в него. И в отношении тех, кто уже вошел в огонь, чтобы они вышли бы из него. То есть по отношению к пятому и шестому виду заступничества. В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего: «И не помогает им заступничество заступников». («Завернувшийся», 48). В ответ на это можно сказать, что этот аят повествует о неверных. И им действительно не помогает заступничество заступников. А что касается верующих, то заступничество относительно них действенно, если соблюдены все его условия. И люди по отношению к заступничеству разделились на три группы:

  1. Первая группа: которые преувеличили в установление заступничества. И это христиане, многобожники, большинство суфиев и кубуритов. Поскольку они отнесли право заступничества каждому приближенному у Аллаха. Как заступничество и ходатайство при помощи посредников в этом мире у царей и правителей. И они начали обращаться за этим заступничеством не к Аллаху. Как повествует об этом Аллах, говоря о многобожниках.
  2. Вторая группа: и это мугтазилиты и хавариджы, которые преувеличивают отрицание заступничества. И отрицают даже заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и заступничества других по отношению к грешным единобожникам.
  3. Третья группа: это приверженцы сунны и согласия, которые устанавливают заступничество в соответствии с источниками Корана и хадисов. И устанавливают заступничество с его условиями.

Выход некоторых грешников из ада по милости Аллаха без заступничества и простор рая над его обитателями

«И выведет Аллах из ада народы без заступничества, а по Своей щедрости и милости. И останется в раю место после того, как в него войдут обитатели этого мира. И тогда Аллах создаст народы и введет их в рай. И разделы, которые включает в себя дальний мир из расчета, вознаграждения, наказания, рая и ада, и пояснение всего этого упомянуты в небесных писаниях. И следы этого знания оставлены пророками. И в знаниях, унаследованных от пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в этой области достаточное множество. И кто стремится к его познанию, тот сможет его достичь и приобрести».

Объяснение:

5. После того, как шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что из видов заступничества, которые произойдут по разрешению Аллаха, есть заступничество по вызволению некоторых грешников, попавших в ад из ада. Он упоминает здесь, что выходу людей из ада будет способствовать и другая причина, кроме заступничества. И это есть милость Всевышнего Аллаха, Его щедрость и благодеяние. И Он выведет из ада тех грешных единобожников, в сердце которых будет хотя бы с горчичного зерна веры. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей. Но прощает, что меньше этого, кому пожелает». («Женщины», 48). И в согласованном хадисе: «Скажет Аллах: «Заступались ангелы, заступались пророки и заступались верующие. И не осталось ни кого, Кроме Милостивейшего из милостивейших». И тогда Он возьмет одной хваткою ад и выведет оттуда народы, которые никогда не совершали благого». Хадис.

Его слова: «И останется в раю место» , то есть свободное место. «После того, как в него войдут обитатели этого мира» . Потому что Аллах описывает рай как широкое и просторное создание, сказав: «Ширина которого — небеса и земля». («Семейство Имрана», 133). «И тогда Аллах создаст». То есть сотворит заново. «Народы» , общества. «И введет их в рай». По Своей милости и щедрости. Потому что рай является Его милостью, которой Он облагодетельствует, кого пожелает. А огнем не наказывает никого, кроме как если против него есть доказательства его неверия, или противоречия Его посланникам.

Его слова: «И разделы, которые включает в себя дальний мир….» И так далее. После того, как автор, да смилуется над ним Аллах, упомянул о различных событиях последнего дня, и что будет в нем происходить, он указывает на Коран и сунну тем, кто желает узнать остальные, не упомянутые им разделы. Потому, что это из сокровенных знаний, которых не возможно достичь, кроме как при помощи озарений.

Тайны Всемирного потопа и апокалипсиса Баландин Рудольф Константинович

Когда настанет Судный день?

Когда настанет Судный день?

На этот сакраментальный вопрос Иоанн Богослов, как мы знаем, ответил без точного указания даты: «время близко».

Понимать такие слова можно по-разному. В историческом аспекте они относятся к тому конкретному моменту, когда писалось послание. Вне событий той эпохи в плане индивидуальном они касаются каждого из нас (ибо окончание жизни каждого человека постоянно приближается), а в плане общечеловеческом - к любому историческому периоду.

В Евангелии от Луки приведен ответ Иисуса Христа на вопрос фарисеев: «не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть».

Великая мысль. Да, прежде всего человеку следует помнить, что в душе его Царство Божие (хотя и бесовские помыслы тоже скрываются во многих душах, и нередко побеждают).

Но разве во Вселенной не царствует Бог, олицетворяющий гармонию мироздания, вечность разума и жизни? Разве не предрекает Апокалипсис кару свыше, которая сметет с лица земли погрязшее в грехах человечество?

И на этот вопрос ответил Христос, по свидетельству святого Луки. «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится».

Выходит, Судный день может последовать в любое время, и нам не дано знать точную его дату. А многое из того, что происходит на Земле, говорит о том, что он неминуемо приближается.

В контексте геологической истории в этом нет ничего удивительного. Напротив, как свидетельствуют неопровержимые данные палеонтологии, вымирают все виды высших животных, к которым относится и человек современного облика. И чем более сложно организованы существа, тем быстрее сходят они с арены жизни.

Дольше всех пребывают и процветают на планете самые примитивные одноклеточные - цианобактерии, сине-зеленые водоросли. Их геологический возраст превышает 4,5 миллиардолетий. Из млекопитающих один из самых долгоживущих видов - крысы. А непосредственные предки и близкие родственники нашего вида (человек разумный - так гордо и не вполне справедливо мы нарекли себя) вымирали чрезвычайно быстро, в течение сотен, а то и десятков тысячелетий.

Цивилизации бренны. Это тоже неумолимый закон истории. Сколько их было на Земле! И где они? Дольше других существовал Древний Египет: не менее четырех тысячелетий. Но и ему пришел срок. Только колоссальные каменные сооружения того времени да великолепные произведения искусств продолжают восхищать нас.

Ныне сформировалась всепланетная техническая цивилизация. Не эту ли победу Антихриста предрекал Иоанн Богослов? Он не мог предвидеть появления современной техники и создания техносферы. Но чувствовал, что подобное единообразие и погоня за низменными благами обрекут на угасание духовную культуру. Ведь одно из ее необходимых качеств (подобно природе, экосистемам) - разнообразие.

Итак, наука не опровергает, а подтверждает мысль о неизбежности краха однообразной земной цивилизации, не имеющей высоких идеалов и устремленной не к духовным вершинам, а к материальным благам и низменным удовольствиям. И глобальные модели, о которых мы упоминали в связи с деятельностью Римского клуба, тоже не дают оптимистических научных прогнозов на будущее.

Из книги Солдаты последней империи (Записки недисциплинированного офицера) автора Чечило Виталий Иванович

Судный день Трубный глас заменяла сирена. В роли архангела Михаила выступал помдеж, прапорщик, который с остервенением крутил ручку. Собакам на площадке очень нравилось, они дружно подвывали. В этот момент свора ангелов-посредников с секундомерами влетела в казарму и,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

автора

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен --

Из книги Потерянные царства [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги 1941, 22 июня автора Некрич Александр Моисеевич

День, когда началась война В 00 ч. 30 мин. в ночь на 22 июня наркомом обороны наконец-то издана директива о приведении в боевую готовность вооруженных сил (всего 180 мин. остается у войск после предупреждения). Но в некоторых округах о содержании директивы № 1 узнали уже после

Из книги Русский код развития автора Нарочницкая Наталия Алексеевна

Когда же придёт настоящий день? Век и Тысячелетие Россия переступила, утратив едва ли не все свершения десяти поколений. Под флагом прощания с тоталитаризмом обрушена трехсотлетняя русская история - Ясский и Кючук-Кайнарджийский договоры, Ништатский мир и Полтава.

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

18. Судный день и время конца. Исполнимость и неисполнимое в истории - Бытие конца - странное словосочетание, правда? Поскольку бытие - это жизнь, а конец - ее прекращение. Жизнь, заключенная в прекращении, как-то не вяжется? На самом деле мы возвращаемся к той первичной

Из книги В окружении Гитлера автора Подковиньский Мариан

«Когда настанет час расплаты…» С тех пор прошло много лет, однако не все еще выяснено до конца, белые пятна незнания либо догадок заменяют несуществующие или преднамеренно уничтоженные документы, а каждые новые мемуары непосредственных свидетелей тех событий истории

Из книги Феномен ростовщичества автора Пасынков Александр

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОГДА НАСТУПИТ ССУДНЫЙ ДЕНЬ? «Вам случалось любоваться матрицей и ее гениальностью? Миллиарды людей живут полноценной жизнью во сне. Знаете, ведь первая матрица создавалась как идеальный мир, где нет страданий, где все люди будут счастливы... Я считаю, что

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

И наступил судный день… По свидетельству автора - очевидца обороны Константинополя, жителям византийской столицы явилось страшное знамение: в куполе великой церкви Премудрости Божьей из окон взметнулось огромное пламя, и объялся пламенем весь церковный купол.

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Судный день» 1973 год, 5–6 октября, суббота, ночь. В Израиле иудеи празднуют «Йом Кипур» («Судный день»), а арабы – «Рамадан». Начинается так называемая четвёртая арабо-израильская война. В течение 24 часов египетские войска сминают «линию Бар Лева» и разбивают танковую

Из книги Ислам и Абхазия автора Кварацхелия Салих

Вера в Судный день Подразумевается основанная на священных текстах вера в то, что будет происходить с человеком после смерти.Каждой культуре свойственны определённые взгляды на вопросы, касающиеся жизни и бессмертия человека. Развиваясь под влиянием религиозных

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

День, когда пришли наши В то утро я проснулась с ощущением, что уже ничего не может случиться плохого.Было тихо, на стене сияло солнечное пятно, точно так же, как два с половиной года назад, до оккупации. Мы жили теперь, удрав из Алушты, в совхозе «Большевик», и вчера еще наше

Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что допросы в могиле, воскрешение из мёртвых в Судный день, Рог Исрафила, в который он вострубит, сбор всех людей на местности Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники - слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и плохих деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нём, Рай и все блага в нём, хавз Пророка (мир ему и благословение) (источник, вода которого утоляет жажду навечно) и т. д., - всё это является истиной.

В потустороннем мире не бывает смерти, то есть люди после воскрешения никогда не умрут. Ахират является вечным и непреходящим пристанищем человека.

Когда наступит Судный день?

Мы убеждены в том, что существует Всевышний Аллах - Творец всего сущего, также мы знаем, что в Его Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержится только истина. О наступлении Судного дня и о потусторонней жизни мы знаем из Корана и хадисов.

Когда этот день наступит - известно только Всевышнему Аллаху. Но в достоверных хадисах рассказывается о признаках, предшествующих этому дню.

Малые признаки приближения Судного дня

Малыми признаками приближения Судного дня являются: послание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение); появление его уммы; строительство высотных домов; украшение мечетей; увеличение невежества; ослабление веры; увеличение пьянства, прелюбодеяния и притеснения (зульму); неуважение родителей детьми и младшими старших; увеличение количества женщин и уменьшение числа мужчин; увеличение раздоров между мусульманами; частые песнопенья; хождение женщин в полуголом виде; увеличение количества женщин, занимающихся торговлей, и т. д.

Большие признаки приближения Конца Света

Объявление имама Махди, а также Даджала; сошествие Пророка Исы (мир ему); появление Яъджудж-Маъджуджа (Гог и Могог); появление говорящего животного Даббатуль-арзи; восход солнца с запада; появление дыма, заполняющего весь мир; пожар на стороне Ади, гонящий людей к Шаму; исчезновение Корана с Земли, то есть из книг и из памяти людей; разрушение эфиопами Каабы.

Махди является потомком рода Фатимы - дочери Пророка (мир ему и благословение). Когда он объявится, благодаря ему весь мир будет объят его справедливым правлением.

Даджал - это неверный, сбивающий людей, одноглазый (слепой на один глаз), имеющий надпись между глазами, что он неверный (кяфир). Эту надпись заметят только истинно верующие люди. Он будет подвергать мукам тех, кто не последовал ему. Несчастные люди перейдут на его сторону, а счастливые воспротивятся ему. Он может повелевать дождями. Пророк Иса (мир ему) снизойдёт на белый минарет в Дамаске на крыльях двух ангелов. Он совершит намаз за имамом Махди, будет выносить решения согласно Шариату Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Он убьёт Даджала, и увеличатся блага. Он женится, и у них родятся дети. Когда имам Махди после сорокалетнего правления умрёт, Иса (мир ему) его похоронит в Байт аль-Мукаддасе (в Иерусалиме), сам Иса (мир ему) умрёт в Медине, и похоронят его возле Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Яъджудж-Маъджудж - это многочисленное племя, которое будет спускаться толпами с гор и холмов и губить всё на земле, убивать людей. Они окружат Пророка Ису (мир ему) и его последователей на горе Тур, возьмут Байт аль-Мукаддас, будут пускать в воздух стрелы, мол, мы полонили тех, кто на Земле, полоним и тех, кто на небе. По мольбе Исы (мир ему) и его общины Аллах впустит в их ноздри мошек, и все Яъджудж-Маъджудж погибнут. Затем Господь направит на них птиц с шеями, подобно верблюжьим, которые их вынесут, куда захочет Всевышний.

Животное Даббатуль-арзи - это существо, от которого невозможно убежать, все народы его увидят на своей стороне, оно осветит лицо верующего (мумина) и затемнит лицо неверующего (кяфира). Мусульманина оно окликнет: «Эй, мусульманин!», неверующего - «Эй, кяфир!» Одному оно скажет, что он из обитателей Рая, другому - что он из обитателей Ада.

Солнце взойдёт с Запада, и случится это после смерти Пророка Исы (мир ему). Оно дойдёт до зенита и вернётся назад. Будет в закате (т. е. не взойдёт) в течение трёх дней, и тогда закроются врата покаяния.

Появится дым, который заполнит весь мир. Дым останется на Земле сорок дней, войдёт в утробу кяфирам и будет выходить из всех отверстий. А мусульманин будет чувствовать лёгкое недомогание (подобное предгриппозному).

Огонь, который появится в Адне, всех людей погонит в Шам (Сирию), всюду с ними (и в ночёвке, и в остановке) будет этот огонь.

Коран очистят с языков, с листа и из сердца. На Земле ничего не останется от Корана. Когда люди из Эфиопии станут разрушать Каабу, наступит Судный день.

О муках и благах в могиле

Достоверно, что в могиле плохого подвергнут каре, а праведного одарят благами. Могила бывает или садом из садов Рая, или ямой из ям Ада. Могила праведного освещается и расширяется настолько, сколько охватывает взор. Могила неверующего и плохого становится мрачной и тесной. Это всё человеческий глаз не может видеть, ибо это относится к потустороннему миру. Кара неверным бывает постоянной, а для грешных мусульман кара заканчивается через определённое время.

Главными аргументами в пользу сказанного являются Коран и хадисы, а в них, как известно, бывает только истина.

О сжимании могилы

Могила сжимается настолько, что обе её стороны соприкасаются друг с другом. После этого для праведных расширяется, а для неверных - остаётся в сжатом виде. Сжимается она для всех: для маленьких и взрослых, для хороших и плохих. Не сжимается могила только для пророков, матери халифа Али Фатимат бинт Асад и для того, кто на смертном одре 200 раз прочёл суру «Аль-Ихлас».

О допросе в могиле

Когда похоронят раба Божьего, к нему в могилу явятся два ангела - Мункар и Накир. Они спросят, что он думает о человеке по имени Мухаммад (мир ему и благословение). Если усопший верующий, то он ответит: «Он является рабом и Посланником Аллаха ». Тогда скажут ангелы: «Ты посмотри на место, которое тебе было уготовано в Аду, но Всевышний Аллах даровал тебе Рай ». И покажут ему Ад, потом Рай. Если же умерший был безбожником, то он ответит: «Я не знаю, люди что-то говорили о нём ». Тогда ангелы ударят его железной кувалдой. Кроме людей и джиннов все услышат этот звук. (Бухари, Муслим)

В другом хадисе сказано, что его спросят: кто твой Господь, какова твоя вера и кто был послан к вам? Верующий ответит, что его Господь - Аллах, а религия - Ислам, и посланный к ним человек есть Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение). Неверующий не сможет ответить на эти вопросы.

Некоторые говорят, что когда они посмотрели в могилу, то не увидели там ничего удивительного. Как им ответить?

Во-первых, если какое-то явление не поддаётся зрительному восприятию, это не означает, что такое явление не существует вовсе. Во-вторых, глаза и уши даны нам для земного восприятия, а всё, что происходит в могиле, относится к потустороннему миру. Наши органы, предназначенные для восприятия материального мира, не могут видеть и слышать то, что происходит в могиле. Когда человек спит, он может видеть и слышать во сне многое, может видеть, что принимает еду, что его кусает змея, радуется, плачет и т. д. Но тот, кто стоит рядом и смотрит на спящего, ничего не знает о его состоянии, не видит и не слышит ничего. Спящий же испытывает мучения и радость во сне, несмотря на то, что другие этого не видят. Этот пример показывает, что невидение чего-то не отрицает его существования.

Кто и когда протрубит в Сур (рог)?

В Сур протрубит ангел Исрафил (мир ему). И сделает он это дважды. Первый раз - погибнет всё, что находится на Земле и Небесах, кроме Джабраила, Микаила, Израила и Исрафила (мир им), ангелов, несущих Арш и охраняющих Рай и Ад. Они умрут после. Погибнет всё, кроме Арша, Курса, Лавха, Калама (Перо), Рая, Ада и душ. Второй раз Исрафил (мир ему) протрубит в рог по прошествии сорока лет. Тогда умершие будут воскрешены.

Воскрешение людей в День Суда

После того, как ангел Исрафил (мир ему) протрубит в рог во второй раз, за короткое время все умершие воскреснут, и их поведут в долину Арасат (на Махшар). На Махшар придут по-разному, в зависимости от деяний: одни придут пешком, другие приедут верхом, а третьи скользя лицом вниз - это будут неверные.

Первым из могилы поднимется и выйдет на Махшар Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Отчёт на Махшаре в День Суда

В этот день некоторых без отчёта отправят в Рай, а от других потребуют отчёт. Отчёт тоже проводится по-разному: легко или трудно, скрытно или открыто. Т. е. Всевышний сам выявит деяния каждого, будь то совершённые языком, телом и т. д. Кого захочет - помилует, смоет грехи, кого захочет - накажет. Первым отчёт будут принимать у общины Мухаммада (мир ему и благословение).

О том, как в Судный день подаётся список деяний человеческих

Запись наших деяний ангелы хранят под Аршем. В День Суда, когда народ соберётся на Махшаре, по воле Всевышнего подует ветер, и подобно снежинкам к каждому подлетят записи о нём. Мумин эту запись примет правой рукой, неверный же возьмёт левой (его рука будет завёрнута за спину). Письма муминов бывают написаны буквами из нура, и, когда их прочтут, лица праведных осветятся.

Письма неверного будут написаны тёмными буквами, и, когда их прочтут, лица безбожников омрачатся. Мумин от радости покажет другим свои письма. Кяфир же скажет: «Лучше бы мне не давали их». К пророкам, ангелам и к тем, кто без допроса отправятся в Рай, в тот день письма не подадут.

В Судный день каждое плохое деяние, которое было совершено в этой жизни, оценят как одно деяние и накажут за него. Хорошие дела увеличатся от десяти до семисот раз (в зависимости от намерений).

О грехах, которые прощаются и не прощаются Аллахом в Судный день

В Судный день Всевышний не прощает грехи неверным. У мусульман смываются малые грехи их хорошими деяниями, большие грехи смываются покаянием. А долги и грехи человека перед людьми смываются только путём прощения или возмещения его в этой жизни, и искренним покаянием. У человека, умершего в вере, есть шанс на прощение Аллахом любых грехов.

О тех, кого накажут и не накажут в Судный день

Если люди были неверными, то их ждёт постоянная кара. Если всё время были покорны Аллаху, то их ждёт Рай. Верующим, покаявшимся в грехах, тоже уготован Рай. А верующих, которые грешили и умерли, не покаявшись, если Аллах захочет, то простит и отправит в Рай, если нет - накажет. Верующий, которого отправили в Ад, навечно там не останется. После завершения наказания, соответствующего его грехам, его выведут оттуда и поселят в Раю. Только неверующий останется вечно в Аду.

Трудности Судного дня

В этот день людей ждёт много трудностей: в соответствии со своими деяниями они будут погружены в противный пот; жара будет невыносимой; человеку запечатают рот, и его части тела заставят говорить о грехах, совершённых ими; от величия кары люди будут как пьяные. В этот день люди забудут отца, мать, сестру, брата, детей. Каждого будет беспокоить своя участь. Все люди будут там голыми, но они не заметят этого из-за переживаний и занятости своими проблемами и трудностями. Лица праведников будут белыми, а грешников - чёрными.

Кто является защищённым от кары в Судный день?

Трудности этого дня не испытают пророки и авлия. В этот день под тенью Арша будут находиться: справедливый правитель; юноша, который провёл жизнь в поклонении Аллаху; верующий, чьё сердце связано с мечетью; верующие, полюбившие друг друга ради Аллаха; тот, кто в одиночестве лил слёзы, вспомнив Аллаха и боясь Его; верующий, отказавшийся от соблазна, боясь Аллаха, когда его к этому толкала красивая женщина; верующий, который тайно ради Аллаха давал милостыню (садака).

О взвешивании деяний в День Суда и о весах

В Судный день установят весы с двумя чашами и язычком. На правой стороне будет светлая чаша, заполняющаяся добрыми делами. Вторая, чёрная чаша, будет заполняться плохими деяниями. На эти весы поставят бумаги с записями наших деяний. Тот, у кого светлая чаша окажется тяжелее, попадёт в Рай, а у кого чёрная, окажется в Аду. Эти весы не похожи на обычные весы, которыми мы пользуемся, они особые.

Хавз (водоём) Пророка (мир ему и благословение).

Этот хавз (водоём) имеет ширину, равную пути в месяц; вода в нём белее молока, ароматнее миска и слаще мёда; блюдец на нём больше, чем звёзд на небе; тот, кто один раз выпьет оттуда, никогда больше не будет испытывать жажду. Из этого хавза выпьют те верующие, которые искренне соблюдали Сунну Пророка (мир ему и благословение). У других пророков тоже будут свои хавзы.

Мост Сират

Сират - это мост, перекинутый через Ад и ведущий в Рай. Для одних он будет подобен просторной дороге, для других - тоньше волоса и острее лезвия сабли. Длина этого моста равна расстоянию в три тысячи лет. Всех людей пропустят через него. После перехода через этот мост попадают в Рай. Первыми этот мост перейдут Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его община. В этот день мольбой пророков будет: «О Аллах, саллим, саллим (т. е. спаси)». Переход по мосту тоже будет согласно деяниям. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие - со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком, ползком; другие - пешком, изодрав ноги, держась руками, еле-еле. Неверные и грешники, которые отправлены в Ад, не смогут перейти его и упадут в Ад. На этом мосту бывают колючки, щипцы, которые препятствуют неверным. Чем правильнее человек будет жить на этом свете, тем легче будет ему перейти Сират. Насколько мы собьёмся с пути Аллаха, настолько нам будет трудно перейти через него.

Заступничество (шафаат)

Шафаат - означает помощь. В Судный день заступничество делают пророки, ангелы, авлия, алимы и т. д. Шафаат имеет восемь уровней:

1. Заступничество о начале допроса в Судный день.

2. Об отправлении одной общины в Рай без допроса.

3. Неотправление в Ад тех, кто заслуживают его.

4. Вызволение из Ада тех, кто уверовали в Единобожие.

5. Об увеличении благ уровней в Раю.

6. Прощение грехов, совершённых хорошими людьми.

7. Облегчение наказания неверующим, попавшим в Ад.

8. Ненаказывание детей язычников.

Заступничество Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Заступничество у Пророка (мир ему и благословение) будет самым большим, и его шафаат получит большинство. Самое большое заступничество принадлежит Мухаммаду (мир ему и благословение). В Судный день, находясь в безвыходном и тяжелейшем состоянии, к пророкам Адаму, Нуху, Мусе, Исе (мир им) придут люди с просьбой о том, чтобы они просили Аллаха о начале Суда. Они из-за страха перед величием Аллаха и ужасами этого великого дня не смогут просить о заступничестве и отправят их к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) же, подойдя под Арш и упав в земной поклон, воздавая никем ещё не возданную хвалу Аллаху, попросит о начале допроса для тех, кто находится на Махшаре. Всевышний Аллах примет его заступничество. Тогда те, кто были раньше, позже, джинны и люди - все воздадут хвалу Мухаммаду (мир ему и благословение). Это есть степень, которую Аллах обещал Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в Коране - «Макамунмахмуд».

Кроме этого, есть ещё и другие заступничества, свойственные нашему Пророку (мир ему и благословение).

Ад

Ад - это место, созданное Всевышним Аллахом для наказания и мучения неверных и непослушных рабов из числа людей и джиннов. Огонь, что на земле, не сравним с огнем Ада. В Аду находятся змеи, яд - закум, хамим - напиток настолько отвратительный и горячий, что при поднесении ко рту обжигает всё лицо. У того, кого подвергают каре в Аду, один зуб бывает размером с гору Ухуд. Кожа бывает толще в 70 раз обычной, с каждым разом после прожигания вновь восстанавливается, чтобы подвергнуть человека каре ещё и ещё. Под ногами у того, у которого самое слабое наказание, бывает огонь такой силы, что он заставит кипеть его мозг. Ад имеет семь ступеней. В самый верхний Ад бросают верующих грешников, которым Аллах не простил грехи. В других ступенях Ада бывают неверные и останутся там навсегда.

Самый верхний слой называется «Джаханнам», ниже - «Лазза», «Хутамат», «Саир», «Сакар», «Джахил». Самый нижний - «Хавият» - предназначен лицемерам. В Коране и хадисах рассказано об Аде. В Аду подвергнут наказанию сильным морозом, и эта кара будет более мучительна, чем наказание огнём. Да убережёт Всевышний от него всех мусульман!

Река Кавсар

Кавсар - это особая река Пророка (мир ему и благословение), которая находится в Раю, у которой берега из жемчугов и драгоценных камней, дно из мускуса, вода вкуснее мёда, белее молока, запах тоже приятнее мускуса.

Рай

Рай - это дом благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай останутся навсегда в нём. Рай - это вечный дом, который не имеет конца существования. Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слыхал и не мог даже думать. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там бывает всё, что пожелает человек. Там радость бывает без печали, отдых без устали, богатство без нужды, красота без изъянов, молодость без старости.

Рай имеет различные уровни: «Джаннатуль-маъва», «Джаннатуль-хульди», «Джаннату‘адн», «Дару-ссалям», «Дару джаннат», «Дару-нна‘им». Самый высший уровень Рая называется Фирдавс. На каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям, крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст - 33 года и одинаковый рост - приблизительно 37,5 метров. Невозможно передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе от аль-Бухари и Муслима сказано, что если одна женщина из женщин Рая (гурия) появится на Земле, то она своим нуром осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Её головной убор (платок) лучше, чем весь мир, всё, что в нём. Жёны, которые вели себя правильно в миру, бывают лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.

Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете, и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит всё это в десять раз (Муслим). Да одарит Аллах всех мусульман Раем!

О лицезрении верующими Всевышнего Аллаха в Раю

В Раю верующий увидит Аллаха. Об этом сказано в Коране. Но невозможно в миру узнать полностью истину о Его лицезрении. Нет ничего лучше, чем лицезрение Всевышнего. Лицезрение Его является самым большим благом в Раю. Некоторые удостоятся лицезрения Его только один раз, а другие, более почётные и самые вознаграждаемые рабы, смогут лицезреть Его многократно. Да сделает Аллах всех мусульман из числа тех, которые многократно смогут созерцать Его!

Канонический отдел сайта islam.ru