Экстрасенс: Дату рождения и смерти изменить нельзя, всё остальное - можно

Для того, кто умеет хорошо использовать свою жизнь, она не коротка.

Сенека Младший

Желать смерти, когда живется, столь же малодушно, как сокрушаться о жизни, когда настала пора умирать.

А. Франс

Бояться надо не смерти, а пустой жизни.

Б. Брехт

Не надо бояться смерти

То, что люди называют смертью, – это всего лишь переход из одного состояния в другое. Фактически смерти нет. Есть переход из земного мира в небесный. Истинная родина души – это именно мир небесный. Бытие на Земле – лишь малая частица всего вашего существования. Смерть не что иное, как возвращение на родину, возвращение домой. Если вы это поймете, то перестанете бояться смерти. Жизнь, смерть – это лишь вехи на долгом пути бытия души. Смена времен года показывает нам, что все повторяется, все возрождается снова и снова. Зима – это не конец существования природы. Потом наступит весна, и природа возродится. Точно так же и смерть – это не конец вашего существования . Это лишь одна из его вех.

Очень часто для души смерть – это освобождение, облегчение. Это горе для родных и близких, это профессиональная неудача для врачей. А для души это просто возвращение домой. Так плачьте, если вы потеряли близкого человека, но помните, что на самом деле смерть не разлучает вас, потому что вы все равно остались в одном мире, в одной Вселенной, а значит, рядом, близко, и вы все равно можете общаться и можете встретиться в будущем. Смерть не разлучает. Она отнимает тело, но не отменяет близости душ.

Когда человек умирает, близкие часто борются за его жизнь до последнего, буквально умоляют его остаться здесь, не покидать их. Бороться за жизнь, конечно, надо – пока ее можно спасти. Но если человек уже обречен умереть, самое лучшее, что можно сделать, – это позволить ему уйти спокойно, с миром, не плача, не причитая и не умоляя остаться. Смерть приходит, когда пора сбросить тело, как сбрасывают изношенный костюм, и освободить душу для дальнейшего бытия. Это момент важнейшего перехода из одного качества в другое, и не заставляйте умирающего страдать, отягощая его уход своими слезами и страданиями.

Если вы поймете, что вы – это не только тело, не только ваш разум, что вы – это прежде всего душа, тогда смерть не будет страшна. Душа ваша понимает, что нет трагедии в том, чтобы покинуть тело. Душе во многих отношениях тяжелее в теле, чем вне его.

Страх смерти отравляет всю вашу жизнь

Вы боитесь смерти каждый миг своей жизни и оттого не можете наслаждаться жизнью во всей ее полноте. Вы жалеете умирающих, не зная, что эта жалость лишь замаскированный страх собственной смерти . Вы видите, как кто-то умирает, и это напоминает вам о том, что и вы тоже умрете.

Когда вы поймете, что смерть призрачна, что она не конец, что у души в запасе вечность, только тогда вы сможете постичь радость бытия. Радость земного бытия становится лишь полнее от осознания того, что она не вечна. Не вечна радость, не вечны и земные страдания – так стоит ли особо страдать, раз впереди счастливое возвращение домой?

Да, скажете вы, это моя душа вечна, но я ведь человек, со своей плотью и кровью, и моя жизнь все же конечна. Когда моя душа придет на Землю в другом воплощении – это буду уже не я, это будет другой человек.

Да, это так – но от вас зависит, сохраните ли вы свою личность, свое сознание и после физической смерти. Если вы живете осознанно – вы и после смерти будете помнить себя, свою личность, вы сохраните себя в неизменном состоянии. А в следующем воплощении душа ваша будет помнить все. Не надо разделять понятия «душа» и «человек». Станьте одним целым со своей душой – и бессмертие вашей души превратится в ваше личное бессмертие.

А в том, что жизнь человека в данном теле конечна, тоже есть большой смысл. Каждое воплощение имеет свою задачу, и у человека ограниченное время на Земле, чтобы решить ее. Об этом надо помнить. Помнить, чтобы не откладывать на неопределенное время свои дела, решение своих задач, свое развитие. Многие люди живут так, как будто их земное существование будет длиться вечно. Они откладывают и откладывают решение важнейших задач души, а потом выясняется, что короткое земное время потрачено впустую, душа напрасно приходила на Землю: она ничего не успела здесь сделать. Помня о том, что земное существование конечно, вы осознаете великий смысл каждого мгновения на Земле, вы обретете смысл своей жизни, которая перестанет быть бесцельным существованием в неопределенном времени и пространстве.

Смерть не случайна, но и не предопределена

Многие думают, что смерть зависит от слепого рока, от случая, от какой-то нелепости. Так и говорят:

«нелепая случайность», «нелепая смерть» . На самом деле никаких случайностей не бывает. Человек сам своей жизнью зарабатывает то или иное время своей смерти. Этот выбор – когда умереть – делает сама душа человека. Тело может еще сопротивляться, а душа уже знает, что час пришел. Многие считают, что дата смерти предопределена уже от рождения. Это не так. Дата смерти определяется по итогам прожитой жизни. Существуют вехи в жизни человека, когда он должен сдать своеобразный «экзамен», чтобы получить право на дальнейшую жизнь. Самые известные из таких вех – 37 лет, 42 года и 49 лет.

По каким «параметрам» определяется, жить человеку дальше или уйти? Главная задача души на Земле – раскрыть себя, реализовать себя, воплотить себя во всей полноте. Если человек дает душе все возможности для этого – он развивается всю жизнь, душа раскрывает себя все полнее и полнее, и такой человек может жить очень, очень долго, пока тело совсем не одряхлеет и душа не решит сменить «костюм».

А вот если душа видит, что в этом теле ее возможности исчерпаны, если человек не дает ей развиваться и проявлять себя, если он уходит на ложные пути или останавливается в развитии – душа может решить, что в этом теле ей больше нечего делать. Тогда душа уходит, потому что для нее нет дальнейшего пути в этом воплощении. Но и долгая жизнь не всегда благо. Она благо лишь тогда, когда, несмотря на возраст, есть и молодость души, и здоровье тела, и сила, и активность. Долгая жизнь в дряхлости, болезнях и немощи – такая пытка, что смерть предпочтительнее.

Дать возможность реализации своей душе – значит продлить свою молодость и активную жизнь. Продлить жизнь могут и незаконченные дела на Земле, например необходимость поставить на ноги детей. Но если душа видит, что в этом теле ее ждет тупиковый путь, ее главные потребности не осуществляются, то такая отсрочка дается лишь ненадолго.

Смерть: до и после

Смерть никогда не приходит внезапно. Она всегда предупреждает о своем приходе. Предупреждают и ангелы-хранители, чтобы смерть не застала врасплох ни самого человека, ни его близких.

Иногда предупреждения приходят в виде дурного предчувствия, просто какого-то тревожного ощущения. Иногда они приходят в виде так называемых «дурных знаков» – то есть каких-либо внешних событий, явлений, случаев. Например, группа людей отправляется в путешествие, и их сопровождают неприятности, которые постепенно становятся все серьезнее: сначала у одного человека украли багаж, затем другой сломал ногу, третий чуть не утонул, четвертого едва не убило молнией и т. д. Не исключено, что, прислушавшись к этим предупреждениям и повернув назад, отказавшись от дальнейшего путешествия, можно еще избежать трагического исхода. Если же не внимать таким предупреждениям, путешествие может закончиться гибелью всех его участников.

Сам умирающий на уровне подсознания, а иногда и сознания знает, что он умрет. Чувствуют это, хоть могут и не осознавать, и его близкие. Это знание может проявляться в якобы случайных фразах, оговорках. Например, дочь говорит уезжающему в командировку отцу: «Папочка, как же мы будем жить без тебя?» Мать тут же ее одергивает: «Ну что ты говоришь, папа через неделю вернется». А отец не возвращается – он погибает в командировке. Человек, готовящийся к смерти, сам может начать прощаться со своими близкими. К тем, с кем он не может увидеться лично, он может прийти во сне. Близким снится тревожный сон – и они просыпаются с предчувствием, что что-то должно случиться. А потом узнают, что умер приснившийся им человек.

Перед смертью самому человеку могут сниться умершие родные и друзья. Он может видеть их и в предсмертных видениях. Это их души пришли, чтобы помочь совершить ему переход в иное бытие.

Предупреждения о том, что в дом придет смерть , могут быть различными. У людей существует множество примет на этот счет. Многие из них совершенно правильны. Люди воспринимают эти приметы как нечто зловещее, как будто какие-то силы хотят напугать их и для этого посылают эти приметы. На самом деле приметы существуют не для того, чтобы пугать людей, а для того, чтобы предупредить их о грядущем событии, дать время подготовиться, смириться с неизбежным, чтобы это неизбежное не стало слишком большим шоком. Природа не пугает – она вместе с ангелами-хранителями заботится о людях, стараясь облегчить их боль и страдания.

Вот некоторые из примет-предупреждений, которые действительно являются правдивыми.

Ветром сорвало конек с крыши – к смерти хозяина.

В комнату влетела птица, либо птица бьется клювом в стекло – к смерти в доме. Птица предупреждает людей о том, что в дом скоро войдет смерть, так как за несколько дней до смерти человеческое тело меняет свое излучение, а птицы это чувствуют.

Если в доме вы боковым зрением видите, что мелькают какие-то черные тени, или слышите какие-то непонятные стуки – это может быть предупреждением, хотя не обязательно о смерти, но, как правило, о какой-то беде или неприятности.

Если ночью вы просыпаетесь от ощущения, что какая-то тяжесть давит на грудь или кто-то вас душит, – надо спросить: «К добру или к худу?» А затем постараться почувствовать, каков был ответ. Избавиться от тяжести или ощущения, что душат, помогает молитва.

А вот то, что разбитое зеркало сулит смерть, – неправда.

В момент смерти умирающий ощущает неимоверное облегчение. Уходит физическая боль, уходят телесные муки и страдания. Душа выходит из тела и может видеть тело со стороны. При этом это тело воспринимается как чужое, незнакомое, даже неприятное. Душа ощущает к нему полнейшее безразличие и совершенно не хочет туда возвращаться. Напротив, душа наслаждается обретенной свободой и хочет улететь от тела подальше. Душа не понимает, почему над этим телом плачут люди, что и зачем с ним делают врачи. Умерший человек может не сразу понять, что он умер. Он пытается обращаться к живым, говорить с ними – но обнаруживает, что его не видят и не слышат. Он пытается двигаться и обнаруживает, что легко проходит сквозь стены, сквозь предметы, сквозь других людей, не встречая никаких препятствий.

Видя все, что происходит на Земле после его смерти, человек просматривает и всю свою жизнь до мельчайших подробностей, причем видит ее в истинном свете: какие ошибки он совершал, какой вред принес людям, как относились к нему на самом деле другие люди. То есть перед ним раскрывается весь скрытый смысл его поступков, мыслей, поведения, он видит истинные причины и следствия всех событий и явлений жизни, он осознает то, что не понимал раньше. Человек может от этого страдать и сокрушаться – от того, как он был слеп и как много бед принес и себе, и окружающим, когда можно было этого избежать.

На девятый день душа уходит в более высокие слои, отрывается от Земли. У всех это происходит по-разному. Душа, менее отягощенная негативными мыслями, чувствами и поступками, просто сливается со столбом яркого света, спускающегося к ней сверху. Отягощенные души обычно летят по узкой черной трубе, в конце которой маячит свет. На сороковой день душа воспаряет еще выше, окончательно отделяясь от Земли и земного бытия и уходя в другие слои Вселенной. Очень важно для души, чтобы она вовремя покинула земное бытие, не зацепилась здесь, иначе она будет очень мучиться. Помочь душе оторваться от земного бытия призваны поминки на девятый и сороковой дни. Но надо иметь в виду, что горе, страдания, слезы родственников лишь приковывают душу умершего к земному миру, не дают ей уйти. Энергия страдания родственников усиливает отягощение души умершего и осложняет начало его иного бытия. Очень сильно привязывает умершего и могила – она буквально тянет душу вниз, особенно если родные бывают там слишком часто и много плачут и страдают. Поэтому не надо слишком часто ходить на кладбище. Облегчает участь умершего отпевание – оно как бы перекрывает притягивающую силу могилы, не позволяет ей тянуть человека вниз.

После смерти душа вовсе не попадает, как многие думают, в ад или в рай . Эти слова – лишь образы, придуманные людьми для определения состояния души. Но это вовсе не какие-то определенные места, которые находятся под землей или на небесах, – никаких таких мест нет. Просто душа после смерти либо страдает, либо блаженствует. Это происходит потому что душа видит всю свою жизнь, осознает смысл своих поступков и либо страдает от того, что была отягощена и не смогла раскрыть, реализовать себя, либо испытывает умиротворение от того, что выполнила свое предназначение в этом воплощении, решила все задачи, освободилась от отягощений. Первое состояние и называется адом, второе – раем. Это лишь внутреннее состояние души, зависящее от качества земной жизни, а вовсе не наказание или поощрение от Бога, как думают многие. Бог не посылает вас в ад или в рай, и не Бог причина тому, что вы попадаете в соответствующие состояния. Вы сами становитесь причиной этого опыта – вы готовите его всей своей жизнью.

Но даже самая темная, отягощенная душа не обречена на вечные муки – это люди, ведомые своими страхами, создали сказку про ад, где души грешников горят вечно. Ничего такого нет и быть не может. Даже самая мрачная душа рано или поздно придет к необходимости вернуться к свету, избавиться от отягощений. И тогда, конечно, Бог примет ее и поможет освободиться от страданий.

Случай из практики

Варваре Ивановне 65 лет, она недавно похоронила мужа. Пережила потерю очень тяжело, никак не могла смириться со смертью близкого человека. По прошествии 40 дней после смерти муж продолжал ей сниться каждую ночь и во сне жаловался на то, что он ощущает себя в тупике, что ему очень тяжело. После таких снов Варвара Ивановна бежала на кладбище и проводила там в слезах целый день. От этого ей не становилось легче, и муж продолжал сниться, причем сны становились все тяжелее, они буквально изматывали Варвару Ивановну. Муж в этих снах начал говорить, что он не хочет уходить с Земли, начал ругать Варвару Ивановну за то, что она его якобы напрасно похоронила, потому что он вовсе не хотел умирать.

На сеансе связи с ангелом-хранителем Варвара Ивановна узнала, что, поскольку ее муж был довольно эгоистичный человек и слишком привязанный к материальным благам, ему даже по прошествии 40 дней после смерти не удалось вознестись в иные, далекие от Земли сферы бытия, и душа продолжает мучиться – как говорят, «мытарствовать» в непосредственной близости от Земли, не находя себе покоя, не имея возможности найти себе пристанище ни на Земле, ни на небесах. Кроме того, Варвара Ивановна своими слезами, горем и частыми визитами на кладбище только осложняет положение души мужа, вновь и вновь привязывая его к Земле. Ангел-хранитель посоветовал провести заочное отпевание мужа (похороны прошли без отпевания) и ставить за упокой души свечи в церкви, а на кладбище ходить лишь раз в год – в день смерти. Кроме того, Варваре Ивановне на канале порекомендовали отвлечь свои мысли от утраты, найдя себе какое-то занятие, расширив круг общения. Она так и сделала: устроилась на работу, начала встречаться со своими старыми подругами, обзавелась новыми знакомыми среди прихожан церкви, которую она начала регулярно посещать. Муж стал приходить во сне все реже, потом эти мучительные сновидения и вовсе прекратились, и состояние Варвары Ивановны значительно улучшилось.

по материалам из книги: Агеева Ольга - "Беседы с Ангелом-Хранителем".

Можно ли предугадать дату своей смерти, почувствовать, что конец близок? Возможно ли избежать «случайной» гибели? Парапсихологу и лауреату премии «Лучший эзотерик» Антон Малинор отвечает на этот вопрос.

Можно ли предугадать дату своей смерти, почувствовать, что конец близок и изменить ход судьбы? Возможно ли избежать «случайной» гибели? Корреспонденты iReactor задали этот волнующий вопрос магу, экстрасенсу, доктору метафизических наук, парапсихологу и

«Феномен предчувствия смерти известен с давних времен. Многие великие люди предсказывали срок своей жизни незадолго до его окончания, а большинство эзотериков специально узнают эту дату заблаговременно, как например известный гипнотизёр и телепат Вольф Мессинг. Однако, этой способностью обладают и простые люди, если их сознание в достаточной степени открыто ощущению вероятностей во времени. И способность эта распространяется не только на себя любимых, но и на предчувствие расставания с близкими людьми - многие заранее ощущают уход родных и друзей, когда еще ни что не предвещает...

Задолго до того, как человек закончит свой земной путь, его высшее, духовное Я начинает покидать материальную реальность, обрывая с ней энергетические связи, что очень заметно для ясновидящих и экстрасенсорно чувствующих людей. Развить способность магического восприятия будущего и его коррекции можно в авторитетных школах магии, например в семинариях при Церкви Магии и ее экзархатах в РФ и разных странах. Однако, никому не рекомендовал бы развиваться однобоко, стараясь только узнавать сроки жизни людей - те, кто обладает таким даром от природы, считают его проклятием! Всегда учитесь воспринимать как поток времени, так и неизбежность перехода из материального состояния существования, к истинному свободному состоянию жизни духовной.

Кроме того, стоит добавить, что очень часто, обладая предвидением, можно избавить человека от случайной смерти (момент энтропии, при котором не происходит осознанного выбора покинуть материальный мир, а решение принимается иными силами), а так же, обладая определёнными знаниями, при желании самого человека, которому грозит опасность, можно не только отодвинуть момент физической смерти, но и даже вернуть душу обратно к земному существованию.

Часто спрашивают о том, существуют ли предвестники смерти, какие либо знаки и приметы. Однозначный ответ - да, существуют. Вот только известны они как правило только посвященным, и являются тайной оккультных орденов. Хотя, в истории не мало свидетельств различных предупреждений о неожиданных смертях - от возвещений ангелами и вещих снов, до самых простых. Например перед домом будущего покойника воет собака. Но эти приметы не очень точны, и должны подтверждаться другими знаками, та же собака может своим воем извещать не о визите демонов смерти, а о присутствии просто зловредных существ из потустороннего мира.

Предчувствие смерти близких людей проявляется как правило в виде ощущения тоски, боли утраты, желания защитить от неведомой угрозы любой ценой, ощущения возникшей резко холодной отчужденности, при внешне не изменившихся отношениях (рвутся энергетические каналы). Если такие ощущения повторяются часто и на протяжении некоторого периода времени, то в это время бросаться учиться экстрасенсорному восприятию уже поздно, необходимо обращаться к опытному магу за предсказанием и помощью».

Тема нашего ухода из жизни - одна из самых загадочных и сакральных. На протяжении многих веков человечество пыталось постичь эту тайну. Существует ли судьба? Насколько мы вольны создавать собственный сценарий жизни? Может ли человек непроизвольно или осознанно притянуть («накаркать») свой уход или, наоборот, усилием воли отодвинуть роковую дату?

Смерть - это просто переход

Две даты

Экстрасенсы и маги говорят о многовариантности будущего и обещают на своих сеансах любое развитие событий. Психологи уверяют нас, что с помощью особых психотехник возможно даже угадать «черный день» и передвинуть его как можно дальше.
Бесспорно, у каждого человека есть выбор направлений, по которым жизненный путь может меняться в одну или другую сторону. Но… как свидетельствуют многочисленные факты и древние трактаты, эти изменения касаются только основы жизни и могут происходить в пределах двух изначально запрограммированных дат - дня прихода в этот мир и дня ухода. Мы можем влиять на качество нашей жизни, но изменить самые важные даты нам не под силу.
Исследователи из Стэнфорда (штат Калифорния, США) недавно закончили эксперимент под названием «Продолжительность жизни», начатый… 90 лет назад, в 1921 году. В эксперименте участвовали более полутора тысяч детей, за которыми наблюдали в течение всей их жизни. Анализ результатов удивил ученых. Оказалось, что люди с хорошим чувством юмора, имевшие за плечами счастливое детство, в среднем жили меньше остальных. Выяснилось также, что любовь к домашним животным, вопреки общепринятому мнению, жизни не продлевает. А брак, как и развод, никак не сказываются на здоровье. Те, кого любят и о ком заботятся, чувствуют себя счастливее в течение жизни, но на ее продолжительность это тоже не влияет.


Слепая ясновидящая Ванга считала, что никто не избежит предписанного судьбой.

Свой путь
Обратимся к великой ясновидящей и прорицательнице Ванге. Племянница и личный биограф болгарской предсказательницы Красимира Стоянова в своей книге «Ванга: исповедь слепой ясновидящей» приводит вот такой диалог:

Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-то предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не сможет.

А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-то заблаговременно подготовить?

Это бесполезно.

Зависит ли судьба человека от его внутренней, моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

Нельзя. Каждый пройдет свой, и только свой путь».


Сатья Саи Баба ошибся в предсказании даты собственной смерти.

Мрачные предвидения

Некоторые люди подспудно чувствуют приближение своей смерти. У каждого это проявляется по-разному. Кто-то старается привести в порядок все свои дела. Кто-то начинает интересоваться устройством мироздания, задумываться о смысле жизни, Боге, душе. А кто-то впадает в уныние, теряет интерес к жизни, как бы физически и психологически подготавливая себя к переходу в иную форму существования.
Способности предугадывать свою смерть наиболее ярко проявлены в творчестве поэтов и писателей. Более того, зачастую авторы в своих произведениях не только предчувствовали приближение своего конца, но и подробно, в деталях описывали обстоятельства своей гибели.


Николай Рубцов предугадал, что умрет зимой.

Николай Рубцов в одном из своих стихотворений пророчески написал:

«Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы».

Хотя тогда ничто не предвещало трагедии, он погиб 19 января, в Крещение.
Федор Сологуб в стихотворении 1913 года, за 14 лет до смерти, предсказал сам себе:

«Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить».

«В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я».

Произошло так, как и предвидел поэт. Он умер на дуэли после выстрела Мартынова.
И вот здесь остается спорным вопрос: то ли писатели действительно «увидели» что-то из будущего благодаря интуиции, то ли, опять же, благодаря дару воображения и умению создавать свои миры они сформировали собственную модель ухода.
По всей вероятности, поэты каким-то образом получают знания о будущем из своего подсознания, прислушиваясь к внутреннему «я», которое тесно связано с Высшим Разумом - хранилищем, где есть ответы на все существующие вопросы.
Удивителен и такой факт: многие люди, не обладающие даром предвидения и не ведающие, когда закончится их земной путь, легко могут ответить, как это произойдет.


Джон Леннон незадолго до гибели сделался отшельником.

А бывает и так, что человек чего-то боится и своими страхами притягивает трагические события. Не зря древние говорили: «Мы сами зовем гостей на пир наших мыслей».
Писатель Венедикт Ерофеев всю жизнь кутался в шарфы, застегивал наглухо воротник, как будто оберегал себя от будущей неизлечимой болезни, которая впоследствии и настигла его. Писатель умер от рака горла.
Легендарный музыкант Джон Леннон незадолго до своей гибели вдруг сделался отшельником, спрятавшись в своем доме. Словно предчувствуя предстоящее покушение, прекратил общение с миром, перестал выходить на улицу. Более того, по воспоминаниям близких, он начал интересоваться темой убийств, со страхом представляя, что чувствует человек, в тело которого входит пуля.
Замечено, что люди, которым судьбой предначертана короткая жизнь, проживают ее очень ярко и плодотворно, стараются все успеть. Про них говорят: торопились жить. Сколько гениальных поэтов покинули наш мир в молодом возрасте, оставив потомкам величайшее творческое наследие (М.Ю. Лермонтов погиб в возрасте 26 лет, Сергей Есенин умер в 30 лет). В то время как другие таланты-долгожители - только после 40-50 лет начинали реализовывать свои великие замыслы. Есть много художников, которые создали свои произведения в возрасте старше 70 лет. Тициан написал самые лучшие картины почти в 100 лет. Верди, Штраус и многие другие композиторы сочиняли музыку до 80 лет.

«Время пришло»

Есть предположение, что наша душа знает об отведенном нам времени, и когда это время приходит, подталкивает человека к критической ситуации. Можно вспомнить историю гибели замечательного поэта и певца Игоря Талькова. Трагедия произошла за кулисами Дворца спорта «Юбилейный». Певица Азиза попросила Талькова через своего знакомого Игоря Малахова выступить перед ней, так как не успевала подготовиться. Но певец не согласился. Возник конфликт, во время которого выстрелом из пистолета Тальков был убит. В непреднамеренном убийстве был обвинен директор певца Валерий Шляфман, попытавшийся вырвать пистолет из рук другого человека и случайно нажавший на курок. Но случайностей, как известно, не бывает.
По воспоминаниям вдовы Талькова Татьяны, певец никогда не носил с собой оружие, но в тот день зачем-то взял на концерт газовый пистолет. И когда разгорелся в общем-то безобидный спор, первым достал оружие и начал стрелять в воздух, тем самым спровоцировав Малахова схватиться за свой пистолет, заряженный боевыми патронами. И, кто знает, может, если бы Тальков не взял с собой оружие, все бы обошлось. Но, скорее всего, в тот день сработала внутренняя команда души - «время пришло», и в соответствии с этим выстроился весь последующий сценарий.
Древние восточные тексты содержат знания о том, что человек приходит в этот мир именно тогда, когда в этом возникает необходимость для всеобщего эволюционного развития, и покидает его в тот час, когда миссия выполнена. Не раньше и не позже. И очень важно осознать, что смерть не только неизбежна и является частью вселенского мироустройства, но и то, что смерть - это не конец, а переход сознания на более высокий духовный уровень.

Мне довольно часто приходится отпевать после совершения Литургии в кладбищенском храме. Сталкиваешься с разными ситуациями, встречаешься с людским горем, подчас безутешным, по крайней мере, в тот момент, когда они прощаются с усопшим, жизнь которого прервалась в расцвете сил неожиданным образом. Сказать, что в этой смерти явилась воля Божия, у меня язык никак не поворачивается.
Один погибает в автомобильной катастрофе. Другой от врачебной ошибки при операции или установлении диагноза (не от того начали лечить, от чего нужно было). Третьего убивают неожиданным образом, во дворе собственного дома, когда он выходит прогуляться с собачкой, совершенно не знакомые люди, обкуренные, под наркотическим дурманом (чем-то тот 26-летний парень им не приглянулся).
Семилетняя отроковица, не заметив приближающейся электрички и оторвавшись от своей мамы, при переходе через железнодорожные пути прямиком попадает под поезд. Ну и так далее, и так далее (все реальные случаи).
Есть в подобных ситуациях трагическая случайность. И хоть множество верующих говорят, что в мире ничего случайного не бывает, ну никак я с этим утверждением не могу согласиться.

А не могу потому, что если нет случайностей, то все выходит предопределенным и запрограммированным. Если же мир действительно создан по принципу свободы, то в нем непременно будут непредвиденные случайности. Другое дело, что все эти случайности в нашем случае как раз являются следствием падшего его состояния, где господствует грех, время и смерть. И если на грех человека, на любое зло, творимое им, воли Божией нет однозначно, то как можно утверждать, что смерть человека, случившаяся от насилия или от несчастного случая, будет по воле Божией?

Прекрасно, на мой взгляд, написал о. Сергий Желудков в «Литургических заметках»:

«Особая и несравненно более трудная проблема - огласительное слово на погребение младенца, крещеного или некрещеного. Смерть ребенка - в этом событии как нельзя остро ставится вопрос о Промысле Божием. Правильно, православно ли поступаем, когда все, что ни случится, приписываем благой воле Божией? А может быть следует думать, что в бесмысленной смерти ребенка проявилось действие Мирового Зла, Диавола - что это (не без нашей общей вины) есть поражение доброго Промысла? Вот - "нерешаемость" , вечное наше недоумение, на которое мы никогда не получим ответа, ни у какой схоластики. Думается, что только под таким знаком вопроса и может быть сказано слово на Погребение младенца».

Это касается не только детских смертей, но гибели людей вообще от войн и всякого другого рода насилий.
Мне уже приходилось писать о том, что во многих случаях то, что казалось сперва случайностью, впоследствии может осознаться как вовсе не случайный, а даже подчас и ключевой момент или перелом в жизни человека. И это бесспорный и непреложный опыт самых разных людей. Осознанная случайность перестает быть случайностью. Но всякая ли случайность может быть осмыслена таким образом? Нет, далеко не всякая, хотя здесь можно легко впасть в субъективизм в оценках. Который, впрочем, будет неизбежен в подобных ситуациях. Допустим, меня можно здесь упрекнуть в рационализме. Но мне кажется еще более худшим и примитивным рационализмом как раз утверждение, что всякая смерть непременно случается с ведома и по воле Божией. Во всяком случае, из неисповедимости путей Господних данное утверждение вовсе не следует.

Нет одинаковых жизней, но и нет одинаковых смертей. Причины последних могут быть самыми различными. Смерть от болезни, в результате которой человек просветляется и раскаивается в своих прошлых грехах, вполне можно расценить как промыслительную. Смерть внезапную и непредвиденную – скорее как результат случайного стечения обстоятельств или не без влияния злых сил, их временной победы.

Ну и в любом случае, в каком бы возрасте смерть ни случалась и какие бы причины ей ни предшествовали, дух человеческий в целом так или иначе ей противится и до конца ее не принимает.

Только вот сегодня прочитал у архимандрита Виктора Мамонтова:
«Человеческая жизнь возникла в любви. Свойство любви – не стоять на месте, но общаться с другими, распространяться вглубь и вширь. Как писал французский философ Альбер Камю, каждый раз, когда один говорит другому: «Я люблю тебя», он тем самым возвещает: «Я хочу, чтобы ты никогда не умирал, чтобы ты жил вечно». Поэтому в человеке заложено неистребимое желание – жить всегда. Но мы живем под законом земной природы, который не дает нам вечной жизни. Нам остается только желание такой жизни. Два врага нашей высшей природы – грех и смерть – держат человека в своей власти… Две жизни даны нам – временная и вечная. Господь обращается к каждому из нас: «Жизнь и смерть предложил Я тебе… Избери жизнь» (Втор. 30, 19). Предложение смерти не означает, что Бог желает нам плохого. Он этим как бы говорит: «Ты живешь в мире разлияния зла, оно всегда провоцирует, но ты не поддавайся ему. На зло не отвечай злом, а стремись устоять в любви. На всякое понижение нравственного, духовного уровня вокруг тебя старайся отвечать не понижением его, а повышением. Если устоишь – будешь жить, нет – будешь умирать телесно и духовно» .

Это весьма интересная и важная мысль, которую можно продолжить применительно к нашей теме: вокруг нас случается множество разных непредвиденных и нелепых смертей, которые могут сбивать нас с толку, ввергaть в уныние и отчаяние. Мы не можем хотя бы временно таким настроениям не поддаться. Но если остаемся в таком состоянии долго, то лишь даем злу или той же смерти вокруг себя распространиться еще больше, когда они овладевают нами самими, парализуя нашу волю. А Бог нас призывает все-таки быть Его соработниками и дерзновенными служителями, поскольку у Него в этом тварном мире нет других рук, кроме наших…

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге) . И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,