Евангелие. Притча о злых виноградарях. Библия онлайн

Притча о злых виноградарях

В Великий Вторник Господь произнес три притчи, обличающие духовных вождей Израиля. Одна из них – притча о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф. 21.33–40).

Старейшины иудейские поняли, что эта притча о них – обязанных заботиться о духовном благополучии Израиля, как виноградника Божия, но решивших присвоить его себе и ради этой борьбы за власть над народом Божиим готовых даже на убийство и слуг Божиих – пророков и Единородного Сына Божия Иисуса Христа.

Суд над этими злыми виноградарями был произнесен самим народом, ответившим на вопрос Христа об участи виноградарей: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои » (Мф. 21.41).

Из книги Из глубин греха в отчий дом: Проповеди, интервью, доклады автора Малин Игорь

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о злых виноградарях Несколько сходна по своему содержанию и смыслу с предыдущей притчей и притча о злых виноградарях. Вот она:«Один хозяин насадил виноградник, обнес его оградою, устроил в нем точило, поставил башню, отдал его виноградарям, а сам отлучился. Когда

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о злых виноградарях Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии - Христа.Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Как страшно бывает священнику, когда он обращается к Божиему народу, к людям, которых так возлюбил Господь, что Свою жизнь отдал для них, – с этими словами. Как страшно, что он,

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о злых виноградарях (Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19). Притчу эту передают нам все три синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой,

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

4. Притча о злых виноградарях (12:1–12) И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

33. Притча о злых виноградарях 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. (Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 - Послушайте ещё одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни k и построил сторожевую башню. l Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. 34 Когда

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Лк. 20:9-19)1 И Он стал говорить с ними притчами.- Один человек посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни a и построил сторожевую башню. b Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. 2 Когда

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:- Один человек посадил виноградник. c Он отдал его внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал раба к виноградарям, чтобы они дали

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 Послушайте еще одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни g и построил сторожевую башню h. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну. 34 Когда

Из книги автора

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Лк. 20:9-19)1 И Он стал говорить с ними притчами.- Один человек посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни a и построил сторожевую башню b. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края. 2 Когда

Из книги автора

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:- Один человек посадил виноградник a. Он отдал его внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы они дали

Из книги автора

Притча о злых виноградарях В Великий Вторник Господь произнес три притчи, обличающие духовных вождей Израиля. Одна из них – притча о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и,

Из книги автора

33. Притча о злых виноградарях. 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.(Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Одна из притч Иисуса Христа, приведённая в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, повествует о злых виноградарях. В изложении всех трёх авторов она звучит практически одинаково, лишь с незначительной разницей в деталях. Рассказал эту притчу Иисус Христос в храме, находясь там на следующий день после Своего триумфального вступления в Иерусалим. Вспомним её текст, поскольку в нём заложен глубокий смысл, не утративший своей актуальности и в наши дни.

Притча, пережившая время

В притче о виноградарях говорится, что некий хозяин, насадив виноградник, позаботился обнести его оградой, возвести башню и устроить точило ─ резервуар для получения виноградного сока. Поручив дальнейшие труды своим работникам ─ виноградарям, он удалился. Когда же настало время собирать урожай, хозяин послал в виноградник слуг, чтобы те принесли ему плоды трудов его работников.

Но виноградари, по словам Иисуса, побили их камнями и с бесчестьем выгнали. Пытался хозяин послать и других слуг, но с ними повторилась та же история. Наконец, он отправил в виноградник своего любимого сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся, поступят должным образом. Однако вместо этого злые виноградари убили его, надеясь, что, расправившись с наследником, сами станут хозяевами виноградника.

Завершив притчу о злых виноградарях, Иисус обратился с вопросом к собравшемуся вокруг Него народу, среди которого находились первосвященники и старейшины. Он спросил о том, что, по их мнению, сделает хозяин с этими работниками, и получил ответ, что злодеев он предаст лютой смерти, а попечение о винограднике поручит более достойным своим слугам.

Толкование образов хозяина, виноградника и ограды

Многие христианские богословы и святые отцы церкви посвятили свои труды толкованию изложенной выше притче о виноградарях. На основании их работ вошло в традицию наделять используемые в ней образы значениями, раскрытыми ниже.

Под хозяином виноградника Иисус подразумевает Бога ─ Творца мира и всего сущего в нём. Виноградник ─ это не что иное, как сам еврейский народ, на которого возложено сохранение веры. В дальнейшем образ виноградной грозди или лозы прочно утвердился в христианской символике, став олицетворением общности людей, составивших земную Церковь Господню.

Оградой является Закон Божий, полученный избранным народом через Моисея. В самом начале сороколетнего странствия по пустыне Господь на горе Синай сообщил Своему пророку, возглавившему исход евреев из Египта, свод предписаний, касающихся религиозной и общественной жизни.

Образ точила, башни и виноградарей

Точило ─ это жертвенник, а виноградный сок ─ пролитая на нём кровь. У древних евреев традиционно приносились в жертву различные животные и птицы, кровь которых, как считалось, способствовала очищению людей от совершённых прегрешений. В данном же случае толкователи притчи видят пророческое предсказание о крови, пролитой Самим Иисусом на кресте.

Башня ─ не что иное, как храм, построенный в Иерусалиме. На момент, когда Иисус произносил притчу о виноградарях, в столице Иудейского государства стоял Второй храм, возведение которого началось в период, последовавший после возвращения евреев из вавилонского пленения (516 г. до н. э.), и завершившееся лишь за два десятилетия до Рождества Христова. Первый храм был построен царём Соломоном в 950 году до н. э. Его разрушение в 598 году до н. э. стало началом вавилонского пленения евреев, продлившегося почти 60 лет.

Под виноградарями Христос имеет в виду первосвященников и всех старейшин еврейского народа. Именно к ним Он обращает свою обличительную речь. На страницах Евангелия они именуются книжниками и фарисеями и характеризуются как люди, хоть и обладавшие знанием Закона Моисеева, но в угоду собственным интересам сводившие служение Богу лишь к формальному исполнению предписаний, игнорируя при этом сущность учения. Впоследствии слово «фарисейство» стало нарицательным, означающим лицемерие и ханжество.

Символическое значение отлучки хозяина, его слуг и плодов

Отлучка же хозяина, по мнению толкователей, ─ время прошедшее с тех пор, как Господь вывел избранный Им народ из египетского рабства. Согласно Священному Писанию, это историческое событие относится примерно к 1400 году до н. э. Следовательно, в притче Господь имеет в виду срок, охватывающий собой почти полтора тысячелетия.

Слуги, посылаемые к виноградарям ─ пророки, которые, как известно, были гонимы первосвященниками или убиты. На протяжении своей истории еврейский народ и его правители многократно отступали от исполнения Закона, данного им Богом, и даже не раз впадали в язычество. В этих случаях Господь выделял из их среды наиболее достойных людей (пророков), устами которых обличал творимые беззакония. Многие из них были убиты или претерпели различные гонения.

Плоды, которые хозяин ожидал получить от своих работников, суть духовное возрастание народа и его богопознание. Выйдя из египетского плена, народ израильский был полон пережитков язычества, и обязанностью священников было воспитать его в духе Законов Моисеевых.

Образ сына хозяина, его убийство и последующее возмездие

Под сыном и наследником Иисус, несомненно, имеет в виду Самого Себя, посланного Отцом небесным для спасения людей. Одним из основополагающих догматов христианства является учение о Святой Троице, представляющей Собой три ипостаси Единого Божества. В ней неслитно и нераздельно соединились Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Воплощением второй ипостаси и является Иисус Христос.

Убийство сына ─ это пророчество о Его собственной грядущей казни на кресте, которое Ему предстояло претерпеть во искупление всех людей мира, поражённых первородным грехом и в результате обречённым на вечную смерть.

Приход самого хозяина истолковывается как Второе пришествие Христово, когда каждому человеку воздастся по его делам. В этот день вострубят архангелы Божьи и призовут людей на Страшный Суд Отца Небесного.

Смысл притчи о виноградарях

Как уже говорилось выше, этому евангельскому сюжету посвящали свои труды многие богословы. Из толкования образов, приведённых в притче о злых виноградарях, становится понятно, что своими словами Иисус Христос обличал развратившихся и не радевших о своих обязанностях первосвященников, старейшин и всех тех, на кого было возложено Богом попечение о сохранении и приумножении веры. Выдавая собственные слова за якобы открытую им волю Божью, эти люди избивали и убивали пророков, посланных Господом для их вразумления. Сделав же своё чёрное дело, они замыслили расправу и над Самим Сыном Божьим.

Характерно, что, услышав из уст Иисуса притчу о виноградарях, присутствовавшие при этом священники и старейшины поняли её смысл, и тем не менее невольно сами себя обличили восклицаниями о том, что работники, которым был доверен виноградник, ─ злодеи. Тем самым они сами себе вынесли приговор, говоря о неминуемом возмездии, которое обрушит на них Господь.

Отметим, что в большинстве толкований притчи о злых виноградарях содержится указание на то, что говоря о гневе, который обрушит хозяин на злых своих работников, Иисус иносказательно предсказывает разрушение Иерусалима, совершённое в 70 году римскими войсками, и ставшие его следствием неисчислимые бедствия еврейского народа.

Проповеди в праздник Пятидесятницы

Как и все прочие отрывки из Евангелия, эта притча звучит во время богослужений, а затем разъясняется с церковных амвонов. Согласно традиции, установившейся ещё много веков назад, проповедь о злых виноградарях принято читать в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

Чтобы не возникло ошибок в понимании этой датировки, отметим, что на церковнославянском языке словом «неделя» обозначается не семидневный период с понедельника по воскресенье (он именуется «седмицей), а лишь воскресный день. Он седьмой по счёту, и его порядковое число, как известно, ни на что без остатка не делится, кроме как на само себя или на единицу. Отсюда и пошло слово «неделя». Поэтому следует понимать, что проповедь о злых виноградарях звучит с церковных амвонов в 13-е воскресенье после Троицы ─ праздника, именуемого также Пятидесятницей.

Рождение Церкви Христовой

Праздник был установлен в честь сошествия на апостолов Святого Духа в пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. Поскольку именно это событие традиционно считается рождением на земле Церкви Христовой, то для всех её членов важно в этот день ещё раз вдуматься в смысл притчи о злых виноградарях.

Картины и гравюры, созданные на данный сюжет различными художниками, помогают более наглядно представить рассказанное Иисусом Христом в стенах храма на следующий день после Его Вхождения в Иерусалим. Некоторые из них представлены в нашей статье.

Поскольку я тут в каком-то смысле заделался толмачом Библии, то "на волне" выскажу еще несколько толкований общеизвестных библейских притч.

Вот, скажем, притча "О виноградаре и работниках", понимание смысла которой поможет избежать очень многих проблем по жизни. (Мф, гл. 20) Важные места для дальнейшего толкования выделю жирным шрифтом.

...Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день , послал их в виноградник свой.
Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам . Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал тó же.
Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полýчите .
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше , но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною ? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тó же, чтó и тебе; разве я не властен в своем делать, чтó хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр ?
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Одна из главных ошибок, совершаемых людьми во взаимоотношениях друг с другом, это отождествление таких понятий, как добро и справедливость . В чем же между ними разница?
Вот представьте, работаете вы в конторе. Хорошо работаете, не халявите. Есть оклад, есть премии. Оклад твердый, постоянный, согласно договора. Ну, а премия, так сказать, - за качество труда, на усмотрение работодателя. Напарник у вас на работе - раздолбай еще тот, опаздыватель, перекурщик, кофеман, болтун по телефону, чатник и бюллетенщик (наполовину мнимый, разумеется, бюллетенщик). Постоянно вас подставляет, вынуждает часто доделывать и даже переделывать за него. А вы его покрываете (пока что) и тихо ропщете в ожидании переполнения чаши терпения. И тут неожиданно вы узнаёте страшную тайну о его зарплате: что за свою работу он получает оклад больше вашего, да и премий ему отваливают больше. Ё-маё, где же тут, блин, справедливость?!! Набравшись смелости, идете к начальнику и заводите с ним не очень приятный для него разговор (разумеется, не сообщая о своей осведомленности о зарплате напарника, но просто, мол, неплохо бы поднять окладик), намекая: инфляция, мол, цены растут, работы ощутимо прибавилось... Начальник кряхтит, но обещает подумать. Действительно, в следующем квартале ваш оклад сравнялся с окладом напарника, договор пересмотрен в вашу пользу, однако в сумме с премией ваша зарплата все равно заметно уступает тому, что получает ваш коллега (вернее - получал; а вдруг и ему оклад тоже добавили?).
Несправедливость? Не спешите с выводами. Работодатель заключенный с вами договор выполняет? Выполняет. Значит - все справедливо? Формально - да, но как же премии? А премия - это такая вещь: хочу - плачу, хочу - не плачу, в чем проблема? Дали премию - хорошо, не дали - это нормально, не так ли? А у нас в какой-то момент произошел перекос: дали премию - нормально, а не дали - плохо, как будто бы начальник обязан ее выплачивать. Внешне ситуация одна и та же, а по внутреннему отношению к ней - диаметрально противоположна. В первом случае человек живет между позитивом и нейтралом, во втором - между негативом и нейтралом.
Я бы назвал этот эффект эффектом инфляции добра , что ли... Наверное, замечали: если вы делаете какому-то человеку регулярно добро, то он постепенно к этому привыкает и принимает его как должное. Так человек, которому вы регулярно даете денег, постепенно с просьбы переходит на требование. А когда вы набираетесь смелости и отказываете ему, он может даже возмутиться и "наехать", словно вы уже стали обязанными давать ему деньги по первому запросу. Или какую-либо другую услугу оказывать. И кто виноват в том, что он сел вам на шею? Давайте честно признаемся: не только он...
Точно так же обыватель относится к благам, которые ему предоставляет государство. Ну да, конечно, он же платит налоги... хотя, признаться, не очень-то и добросовестно. Зарплату в конверте получаем? А? А налоги с этих денег платим? Тогда - какие претензии к государству?
Эффект "инфляции добра" заключается в том, что понятие добра у эгоистичного человека постепенно трансформируется в понятие "справедливости", и поэтому отсутствие добра начинает представляться как отсутствие справедливости. Об этом как раз и говорится в библейской притче о виноградаре и работниках. Разве виноградарь совершил несправедливость по отношению к тем, кто у него работал с самого утра? Нет, всё согласно договора, какие к нему претензии? А остальным работникам, которые работали неполный день, он просто дал премию, как жест доброй воли. Мог бы не давать, но решил дать. Просто настроение было хорошее, весь урожай собрали. Или пожалел тех, кто нанялся поздновато: у них ведь тоже есть семьи, которые хочут кушать... Но эгоистичный человек, не ценящий добро и заглянувший в чужой карман, почему-то узрел в этом несправедливость и возмутился (возроптал). К тому же мы не владеем всей информацией и не знаем доподлинно о причинах, почему виноградарь решил не премировать этих работников. А они могли быть очень даже уважительными... Ну, не суть.
Как же быть в таких ситуациях? Очень просто. Учиться быть благодарным и ценить добрые поступки в ваш адрес, не давая себе привыкать к ним и рассматривать их как должное.

Помню когда-то давно, в середине 80-х, проходил курсы повышения квалификации по черт-те какой специальности, уже не помню... Но вот там одна женщина прочитала нам лекцию о трудовой дисциплине и привела такой любопытный пример.
Работника предприятия застали за нарушением трудовой дисциплины, скажем, в стельку пьяного у станка. А ведь это еще и грубейшее нарушение техники безопасности! В те советские, "теперь почти былинные", времена рядовой рабочий был лишь "началом большого конца": за производственную травму вставляли глубокий втык не только ему, но и бригадиру, и мастеру участка, и начальнику цеха, и даже могли директору предприятия пальцем погрозить и поставить на вид в качестве предупреждения. Да, так было в те времена. Работнику, вместо того чтобы давать очередное "китайское" порицание, припомнили еще и привод в вытрезвитель полгода назад и влепили, наконец, выговор с занесениеим в трудовую книжку. Ну, резонно, заслужил. Все справедливо.
А дальше начинается следующее. Вот там от профсоюза раздают бесплатные путевки в санаторий в Крым. Этого работника обошли мимо: ведь у него выговор. Дальше - премии за текущий месяц не дали - с этим понятно, уже разобрались. Ну, а лишение премии за месяц автоматически лишает премии за год (знаменитой "тринадцатой зарплаты"). А тут от завода дом жилой сдали, квартиры распределяют... Этому опять не досталось, прокатили. Извиняй, братец, очередь очередью, но у тебя выговор, а тут надо семью передовика многодетного уважить, у них с жильем туго. Так что - жди когда сдадут следующий дом...
Далее женщина-лектор задает вопрос: сколько раз наказали этого пьянчугу за нарушение ТД и ТБ? Правильный ответ: всего один раз , когда влепили выговор. А все остальное - не наказание, а отсутствие поощрения. Ибо поощрять не за что. Так что - всё справедливо.

Именно поэтому отсутствие добра не есть несправедливость, но напротив, есть норма. Это - нормально , когда нет ни плюсов, ни минусов. Но чтобы это осознать, необходимо научиться видеть и ценить добро по отношению к себе и быть благодарным. Справедливость подразумевает принцип "Ты - мне, я - тебе" , а добро - принцип "Это - мне? Спасибо! Тогда вот это - вам!" Ответная плата за "добро" - опять-таки, не есть обязательство, но жест доброй воли. Собственно, в этом и заключен смысл данной библейской притчи.

PS. Это - вам!

Примечание по картинкам. Картинки взяты из мультика моего детства под названием "Сладкая сказка ", который, как и 99% советских мультиков того времени, учил детей "добру", а не "справедливости". Очень поучителен, и не только для детей.

Дополнение от 30.06.2015.
Удивительно синхронный с этой темой отрывок прочитал сегодня у Нила Доналда Уолша в его 3-м томе "Бесед с Богом" (гл.13) Излагает ту же самую мысль, но просто другими словами. Для лучшего понимания темы решился его процитировать.

Ты действительно думаешь, что, заставив другого сдержать обещание, ты избежишь вреда?
...
Да, если говорить о ближайшем времени, может показаться, что, отпустив другого человека «с крючка» данного тебе обещания или взятого им обязательства, ты пострадаешь, но это никогда не случится, если рассматривать более или менее длительный промежуток времени, потому что, давая свободу другому человеку, ты также даешь свободу себе. Ты освобождаешь себя от грусти и страданий, от уязвленного чувства собственного достоинства и собственной самооценки, что неизбежно следует, когда ты заставляешь другого человека сдержать данное тебе обещание, которого он не хочет сдерживать.

Это справедливо и для бизнеса? Как мог бы существовать мир бизнеса, придерживаясь этого правила?
На самом деле это единственный разумный способ ведения бизнеса.
...
Вы еще не научились использовать искусство убеждения.

Если бы не юридическая сила – «сила закона», применяемая с помощью судов, – как могли бы мы «убеждать» людей, занимающихся бизнесом, соблюдать сроки своих контрактов и придерживаться своих соглашений?
Учитывая вашу нынешнюю этику, другого пути может и не быть. Но с изменением этики способ, с немощью которого вы сейчас пытаетесь уберечь бизнес – и людей – от нарушения соглашений, покажется вам очень примитивным.

Объясни, пожалуйста.
Сейчас, чтобы гарантировать соблюдение соглашений, вы используете силу. Когда ваша этика изменится, включив понимание того, что все вы – Одно, вы никогда не станете применять силу, потому что этим вы только принесете вред своему Я. Вы не станете своей правой рукой наносить удары по левой.

Даже если левая рука душит тебя?
Это другая вещь, которая тоже станет невозможной. Вы перестанете душить свое Я. Вы перестанете кусать себя за нос назло своему лицу. Вы перестанете нарушать свои соглашения. И, конечно, сами ваши соглашения станут совсем другими.
Отдавая что-то ценное другому человеку, вы больше не будете требовать что-то ценное взамен. Когда вы будете что-то давать или чем-то делиться, вас больше не будет останавливать отсутствие того, что вы называете непосредственным возвратом.
Вы будете давать и делиться автоматически, и в результате значительно реже придется разрывать контракты, потому что контракт связан с обменом вещами и услугами, тогда как ваша жизнь будет связана с дарением вещей и услуг независимо от того, получите вы что-то взамен или нет.

И в таком одностороннем «дарении» вы найдете свое спасение, потому что вы откроете для себя то, что испытывает Бог: то, что ты даешь другому, ты даешь своему Я. Что уходит наружу, снаружи приходит.

Все, что исходит от Тебя, к Тебе возвращается.
В семикратном размере. Так что нет необходимости беспокоиться о том, что ты собираешься «получить обратно». Беспокоиться следует только о том, что ты собираешься «отдать». Жизнь требует достижения самого высокого качества давания, а не самого высокого качества получения. Вы продолжаете это забывать. Но жизнь не для того, чтобы «получать». Жизнь для того, чтобы «отдавать», и, чтобы это делать, вы должны проявлять великодушие по отношению к другим – особенно к тем, кто не дал вам того, что, как вы считали, вы должны получить ! Такой поворот приведет к полному изменению вашей культуры . Сегодня то, что вы называете «успехом», в вашей культуре измеряется в значительной степени тем, сколько вы «получили», сколько славы, денег, власти и собственности вы приобрели. В Новой Культуре «успех» будет измеряться тем, сколько благодаря вам приобрели другие .
Ирония будет заключаться в том, что чем больше, благодаря вам, получат другие, тем больше, без всяких усилий, получите вы. Без всяких «контрактов», «соглашений», «сделок», «ведения переговоров» или судебных процессов, которые заставляют вас отдавать другому то, что было «обещано».
В экономике будущего в своих делах вы будете руководствоваться не личной выгодой, а личным ростом, который и будет вашей выгодой. А «выгода» в материальном смысле придет, когда вы станете большей и более грандиозной версией того, Кто Вы Есть в Действительности.
Когда наступит это время, вам будет казаться слишком примитивной возможность использовать силу для того, чтобы принудить кого-то отдать вам что-либо только потому, что он «пообещал» это сделать. Если другой человек не будет соблюдать договоренность, вы просто позволите ему идти своим путем, делать свой выбор и получать собственный опыт. А то, что он не отдал вам, не будет потеряно, потому что вы будете знать, что «то, что уходит, умножается» – и что не он ваш источник всего этого, а вы сами.

Притча о злых виноградарях

Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии - Христа.

Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.

"Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.

Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.

Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: "постыдятся они Сына Моего".

Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: "это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его". И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили".

Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: "итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?"

Они ответили Ему: "злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои".

Ответ Спасителя фарисеям о подати кесарю

Господь Иисус Христос подтвердил ответ их, сказав: "Потому говорю вам, что отнимется от вас Царство Божие, и отдано будет народу, приносящему плоды его".

Тогда первосвященники и фарисеи с книжниками поняли, что Спаситель говорил про них. В ярости они хотели Его схватить, но побоялись народа, потому что народ почитал Его за пророка.

Объясняется эта притча так. Хозяин дома , это Бог. Виноградник это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника - Закон Божий, данный через Моисея; Точило , куда стекал сок винограда - жертвы (в Ветхом завете, прообразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня - храм иерусалимский. Виноградари - первосвященники, книжники, начальники еврейского народа. Слуги Хозяина - Св. Пророки. Сын Хозяина - Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников.

Из книги Из глубин греха в отчий дом: Проповеди, интервью, доклады автора Малин Игорь

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Притча о злых виноградарях Несколько сходна по своему содержанию и смыслу с предыдущей притчей и притча о злых виноградарях. Вот она:«Один хозяин насадил виноградник, обнес его оградою, устроил в нем точило, поставил башню, отдал его виноградарям, а сам отлучился. Когда

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Притча о злых виноградарях Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии - Христа.Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Как страшно бывает священнику, когда он обращается к Божиему народу, к людям, которых так возлюбил Господь, что Свою жизнь отдал для них, – с этими словами. Как страшно, что он,

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Притча о злых виноградарях (Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19). Притчу эту передают нам все три синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой,

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

4. Притча о злых виноградарях (12:1–12) И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

33. Притча о злых виноградарях 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. (Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 - Послушайте ещё одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни k и построил сторожевую башню. l Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. 34 Когда

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Лк. 20:9-19)1 И Он стал говорить с ними притчами.- Один человек посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни a и построил сторожевую башню. b Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. 2 Когда

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:- Один человек посадил виноградник. c Он отдал его внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал раба к виноградарям, чтобы они дали

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Притча о злых виноградарях (Мк. 12:1-12; Лк. 20:9-19)33 Послушайте еще одну притчу: один землевладелец посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни g и построил сторожевую башню h. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну. 34 Когда

Из книги автора

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Лк. 20:9-19)1 И Он стал говорить с ними притчами.- Один человек посадил виноградник, обнес его забором, выкопал яму для давильни a и построил сторожевую башню b. Он отдал виноградник внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края. 2 Когда

Из книги автора

Притча о злых виноградарях (Мат. 21:33–46; Мк. 12:1-12)9 Он начал рассказывать народу притчу:- Один человек посадил виноградник a. Он отдал его внаем виноградарям, а сам уехал в далекую страну на долгое время. 10 Когда пришло время, он послал слугу к виноградарям, чтобы они дали

Из книги автора

Притча о злых виноградарях В Великий Вторник Господь произнес три притчи, обличающие духовных вождей Израиля. Одна из них – притча о злых виноградарях: «Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и,

Из книги автора

33. Притча о злых виноградарях. 33. Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.(Мк. 12:1; Лк. 20:9). Не только мысли этой притчи, но и самые выражения

Мф. XXI, 33 — 46: 33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Мк. XII, 1-12: 1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. 3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. 4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. 5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. 6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. 7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. 10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11 это от Господа, и есть дивно в очах наших. 12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Лк. XX, 9-19: 9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. 11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. 12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. 13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? 16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! 17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? 18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.

Притча о злых виноградарях

(Мф. XXI, 1-17; Мк. XI, 1-19; Лк. XIX, 29-48; Ин. XII, 12-19)

Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.

«Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.

Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.

Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: «постыдятся они Сына Моего».

Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: «это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили».

Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

Они ответили Ему: «злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои».

Господь Иисус Христос подтвердил ответ их, сказав: «Потому говорю вам, что отнимется от вас Царство Божие, и отдано будет народу, приносящему плоды его».

Тогда первосвященники и фарисеи с книжниками поняли, что Спаситель говорил про них. В ярости они хотели Его схватить, но побоялись народа, потому что народ почитал Его за пророка.

Объясняется эта притча так. Хозяин дома, это Бог. Виноградник это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника – Закон Божий, данный через Моисея; Точило, куда стекал сок винограда – жертвы (в Ветхом завете, прообразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня – храм иерусалимский. Виноградари – первосвященники, книжники, начальники еврейского народа. Слуги Хозяина – Св. Пророки. Сын Хозяина – Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

8. Притча о злых виноградарях

(Мф. XXI, 33-46; Мк. XII, 1-12; Лк. XX, 9-19)

Притчу эту передают нам все три синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его «оградой», под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранять избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества; выкопал в нем «точило» – бассейн или яма, в которой выжимался сок, построил «башню», назначавшуюся для сторожей, которые охраняли виноградник от воров и животных. Под «точилом» и «башней» свв. отцы разумеют алтарь и храм. Сделав все нужное для благоустроения виноградника, хозяин «отдал его виноградарям», как было в обычае, с тем, чтобы они уродившиеся плоды сполна и в известном условленном количестве доставляли хозяину. Под «виноградарями» разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Затем хозяин отлучился: это значит, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления – показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия. Через некоторое время хозяин послал своих «слуг», под которыми надо понимать пророков. Но злые виноградари, «емше рабов Его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша» – так поступали начальники иудейского народа с посланниками Божиими пророками. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Об этом свидетельствует вся ветхозаветная священная история (Иерем. 44:4-б; 2 Пар. 24:20-21; 36:16; Нем. 9:26 и др.). Наконец, хозяин послал к ним «сына своего» (по Марку, единственного и возлюбленного); последним чрезвычайным посланником Божиим к Иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос. «Сей есть наследник», сказали злые виноградари: «приидите, убием Его, и удержим достояние Его». Господь Иисус Христос называется «наследником» в том смысле, что все предано Ему Отцем Его (Матф. 11:27). Первосвященники и старейшины Иудейские решили убить Его, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом («Емше Его изведоша вон из винограда, и убиша» – так начальники Иудейские убили Господа Иисуса Христа, выведши Его из Иерусалима, который был священным средоточием ветхозаветной церкви, за стенами его. Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собою приговор, что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, с Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, Первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: «Да не будет», этого с нами. Под «пришествием» хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, т.е. Бог, «виноград предаст иным делателем» (следовательно, земная жизнь людей еще будет продолжаться), а разрушение Иерусалима, отмену первосвященнического служения и власти синедриона, и значения книжников и фарисеев. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия «иные делатели» – Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви. В заключение притчи Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, т.е. вожди Иудейского народа, но Который сделался «Главою угла» – стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви. Пришествие в мир Самого Сына Божия было «от Господа» и «есть дивно» в очах человеческих, с точки зрения человеческой. Называя Себя камнем, Господь указывает на два вида людей, которые не уверуют в Него и которые подвергнутся за это наказанию: одни, для которых Он будет Камнем претыкания, т.е. соблазна, другие, которые, оставаясь нераскаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства. Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, сотрение же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых. В результате такого непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божиим, «Отъимется от них царствие Божие, и дастся языку творящему плоды Его», т.е. новому народу Божию – всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляются здесь, как один народ – новый Израиль. Поняв весь глубокий смысл притчи до конца «первосвященники и фарисеи… старались схватить Его, но побоялись народа», т.е. возможности народного возмущения, которое могло бы быть вызвано в защиту Господа, почитавшегося пророком.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Ответ Иисуса Христа первосвященникам и притчи к ним

(Мф. 21:23-46; 22:1-14; Мк. 11:27-33; 12:1-12; Лк. 19:47,48; 20:1-19)

… В другой притче Иисус Христос ещё нагляднее представил вождям Иудейскаго народа их нравственное состояние и отношение к идее Царства Божия, на которое они считают себя в праве. Господин, насадивший виноградник, устроивший всё необходимое в нём и обнёсший его оградою, поручает его виноградарям, и когда пришло время собирания плодов, посылает к ним одного за другим слуг для сбора прибыли от плодов; но виноградари прогоняют посланных, оскорбляют, бьют и даже убивают. Долготерпеливый хозяин посылает к ним своего сына, разсчитывая, что они хотя его постыдятся; но они сговариваются и убивают самого сына его, в надежде завладеть его наследством. Притча оканчивается вопросом к фарисеям, что должен будет сделать со злыми делателями хозяин винограда, когда придёт. Фарисеи отвечали: злых зле погубит, а виноградник отдаст другим делателям, которые отдадут ему плоды в своё время. После сего, прибавляют Евангелисты, первосвященники и книжники искали схватить Его, но не осмелились наложить на Него руку, боясь народа.

В этой притче Господь, подобно древним пророкам, под знакомыми народу образами, представил народ Иудейский, заботу Божию о нём, духовныя дарования и преимущества его, преступное отношение руководителей народа к Богу и к народу, предсказал их величайшее, вскоре имеющее совершиться, преступление над Ним Самим и Суд Божий над Иудеями, произнесённый против себя устами самих преступников. Виноград, насаждённый Самим Господином, это народ Иудейский, избранный Господом и ограждённый Законом и другими учреждениями Ветхаго Завета: обрезанием, священством, пророчеством, обетованиями и откровениями; ограда - Закон; башня и точило - другия учреждения Ветхаго Завета; виноградари - руководители народа, в руках которых остался виноградник в то время, когда Господь отлучился, то есть перестал открывать народу Свою волю непосредственно через пророков. Плоды, которых требовал от них Господин, покаяние и исполнение Закона. Слуги, посылаемые хозяином для сбора плодов, есть пророки и избранники Божии, проповедники покаяния, обличители неправд народа, часто подвергавшиеся оскорблениям, гонениям, страданиям и даже смерти. Той же участи подвергся и возлюбленный Сын Божий, Котораго послал к ним Господь, Владыка виноградника. Его убили виноградари не потому только, что не хотели отдать должных плодов, но убили со злым намерением завладеть тем наследством, которое Ему должно было принадлежать по праву.

Отвергая правду и милость, проповеданныя Сыном Божиим, и поставляя вместо них и выше них исполнение мелочных требований Закона и преданий старцев; не умея и не будучи в состоянии возвыситься до любви и самоотвержения, представители и руководители Иудейскаго народа думали, что они войдут в Царство Мессии и сделаются наследниками Его; они думали, что если они официально не признают учение Христово и силы Его за Божественныя, что если они запретят народу следовать за Галилейским Πророком, а Самого Пророка убьют, то указанный Им путь к достижению Царства Божия потеряет значение, и останутся только их пути и их право на это Царство.

Но убив Христа, они привлекли только на себя суд великаго Домовладыки, Который действительно не замедлил приити и злых зле погубить. Самая притча тотчас была понята фарисеями и первосвященниками, тем более, что Спаситель в дополнение притчи привёл изречение Псалмопевца: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей быстъ во главу угла (Псал. 117:22), явно указывая в этом камне Самого Себя, отвергаемаго зиждущими дом Божий на Земле, то есть руководителями народа израильскаго, и ставшаго краеугольным Камнем новой Церкви, новаго дивнаго здания Божия на Земле.

Господь далее присоединяет, что кто упадёт на тот Камень, сам разобьётся, а на кого Камень упадёт, того раздавит. То есть кто соблазняется о Нём, не признаёт Его за Христа, тот естественно лишается прав на Царство Мессии, разбивает все свои верования и надежды на Него. Но кто, далее, упорствует в своих расчётах и требованиях и противопоставляет свои мечты и убеждения учению Христа; на того падёт Христос Своими Судом и обличением.

2) В притче о виноградарях говорится, что хозяин послал к ним своего возлюбленнаго сына, наследника своего Царства; но как это наследство ещё не в руках сего сына, а только уготовано для него, и так как сего наследника убивают злые делатели, то очевидно здесь разумеется наследник по-человечеству, потому что по Божеству, как Творец всего созданнаго, Он есть Господь всяческих и Домовладыка, а не наследник только в будущем. Ариане же хотели на основании сего места отвергать Божественность Иисуса Христа.

3) При убиении посланнаго к злым делателям наследника, они выводят его вон из виноградника и там убивают его. И Спаситель был распят вне града, стало быть вне того виноградника, где сосредоточивались главныя учреждения Иудейскаго народа, в предзнаменование того, что и мы должны выходить вне градов земных и взыскивать Небеснаго (Евр. 13:12-14).

4) Евангелист Лука (20:16) после слов осуждения виноградарей, которыя вместе с Марком относит к Самому Спасителю, замечает, что фарисеи при этом сказали: да не будет, то есть «не бывать тому, чтобы наши права и Царство Божие были отняты от нас». Это было, конечно, выражением не столько страха перед угрожающим им Судом, сколько неверия в саму угрозу Спасителя. Почему Иисус Христос и указал им на то, что это было предсказано ещё у пророков и предложил им притчу о краеугольном камне.

5) Притча о краеугольном камне, повторяя то же, что высказано и в притче о виноградарях, указывает, что злые деятели действительно зле погибнут за отвержение камня Христова: они или сами разобьются своим неверием или будут сокрушены Судом отверженнаго ими Мессии. Камень (ή λίθος - драгоценный камень), отброшенный строителями здания, по усмотрению Божию и к удивлению строителей сделался таким, что стал креугольным камнем новаго здания - Церкви.