Краткое житие. Преподобный никон оптинский, исповедник

(1888-10-08 )
Москва

Ни́кон О́птинский (в миру Николай Митрофанович Беляев ; 26 сентября (8 октября) , Москва - 8 августа , Архангельская область) - священнослужитель Русской православной церкви , иеромонах . Был последним духовником Оптиной пустыни , ему суждено было пережить закрытие и разорение обители.

Биография

Николай Митрофанович Беляев родился в Москве, в благочестивой купеческой семье; особым благочестием отличался его дед, Лаврентий Иванович Швецов, бывший церковным старостой в кремлёвском храме Святых Константина и Елены . Всего в семье было восемь детей; Николай был четвёртым.

В пятилетнем возрасте он серьёзно заболел, был при смерти, но выздоровел, что впоследствии особо отмечал, как таинственный промыслительный случай, оптинский старец Варсонофий :

Конечно, это из ряда вон выходящий случай. Собственно, не случай, ибо все происходит с нами целесообразно… Вам была дарована жизнь. Ваша мама молилась, и святитель Николай Чудотворец молился за вас, а Господь как Всеведущий знал, что вы поступите в монастырь, и дал вам жизнь. И верьте, что до конца жизни пребудете монахом…

Мать его, Вера Лаврентьевна , отмечала исключительное терпение Николая по сравнению с братьями. В 1902 году умерли дедушка и бабушка, в 1904 году - его отец, Митрофан Николаевич. В это время он учился в московской гимназии и прислуживал в церкви «Всех Скорбящих Радости» .

Окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет Московского университета , но проучился недолго. Он вспоминал:

В университете я успел проучиться немногим более полугода… Под предлогом занятий в университете я уходил утром из дома. Приходил в университет и был там до 9 часов, а с 9 часов отправлялся в Казанский собор к обедне, предварительно заходя по дороге к Иверской …

Его устремления разделял и брат Иван (1890-1969), они вместе посещали богослужения, оба почувствовали желание принять монашество и, бросив жребий, определили отправиться в Оптину пустынь ; 11 февраля 1907 года они объявили о своём решении матери, а уже 24 февраля прибыли в монастырь. Однако настоятель монастыря, архимандрит Ксенофонт (1845-1914) не захотел принять их в братство; желая испытать твёрдость их намерения, он посоветовал ещё какое-то время пожить в миру. В конце декабря братья окончательно приехали в монастырь, поступив в Иоанно-Предтеченский Скит.

В конце февраля 1908 года Николай был назначен помощником библиотекаря, но основным его послушанием, с октября, стало секретарское - у скитоначальника старца Варсонофия . С января 1908 года он стал делать дневниковые записи .

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор , а 24 мая 1915 года - в мантию, получив имя Никон в честь святого мученика, вспоминаемого Церковью 28 сентября; 10 апреля 1916 года он был рукоположен во иеродиакона , а 3 ноября 1917 года стал иеромонахом .

В отношениях Никона и старца Варсонофия был образец древнего старчества , поскольку была полная возможность открывать свои помыслы немедленно и во всём исполнять волю старца. Весь свой опыт и знания передавал ему старец как достойному принять и сохранить этот дар. Их общение продолжалось до весны 1912 года, когда старец Варсонофий был назначен настоятелем Старо-Голутвинского монастыря Московской епархии.

После закрытия монастыря в 1918 году Никон ревностно трудился, делая всё, что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В 1919 году Оптинский монастырь был преобразован в племхоз, вместо которого очень скоро появился музей, в введении которого были все монастырские постройки; при музее был устроен кожевенный завод и деревообрабатывающие мастерские, в которых трудились около тридцати монахов и послушников; в мае 1919 года Никон был временно назначен заведующим этим музеем.

Первый раз Никона арестовали 17 сентября 1919 года; из Козельской тюрьмы он писал матери, что арестовали его только за то, что он - монах и за то, что трудился для обители . В марте 1920 года снова была арестована группа священнослужителей, монахов и мирян, имевших отношение к Оптиной Пустыни, в их числе и Никон.

9 марта 1920 года скончался скитоначальник схиигумен Феодосий, 30 июля 1922 года - иеросхимонах Анатолий (Потапов) , в 1923 году был арестован старец Нектарий , который передал своих духовных детей иеромонаху Никону. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; настоятель монастыря, Исаакий , отслужив последнюю литургию в Казанском храме, благословил Никона принимать на исповедь множество народа, продолжавшего по-прежнему ехать в Оптину пустынь. Так преподобный Никон стал последним Оптинским старцем.

Вынужденный в 1924 году поселиться в Козельске , он служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В июне 1927 года его в очередной раз арестовали. Три года провёл он в лагере «Кемьперпункт». 23 мая 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ без проведения нового следствия приговорило старца Никона к трём годам ссылки в Северный край - он был отправлен в Пинегу Архангельской области и поселился в находящейся в нескольких километрах от Пинеги деревне Воепала. В Лазареву субботу , 22 марта 1931 года, живший в соседней деревне Козловка ссыльный оптинский монах Петр (Драчев) , навестил больного туберкулёзом старца Никона и перевёз его к себе. 8 июля 1931 года Никон скончался 43-х лет отроду. Погребён был на кладбище села Валдокурье под Пинегой. В 1930-е годы могила иеромонаха Никона была осквернена, поэтому его духовные чада совершили перезахоронение и лишь немногие знали, где находились его мощи.

Канонизация

Прославлен как местночтимый святой 26 июля 1996 года .

Прославлен общецерковно вместе с другими двенадцатью

Преподобномученик Никон был последним из известных не только в России, но и за ее пределами старцев Введенской Оптиной пустыни. Он родился 26 сентября 1888 года в многодетной дружной и благочестивой семье московских купцов Беляевых. В крещении он был назван Николаем в честь святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Заслуживает внимания случай, произошедший с его матерью Верой Лаврентьевной. Однажды дом Беляевых посетил праведный Иоанн Кронштадтский. «Отслужив молебен, он благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью и датой - год 1888 - год рождения сына Николая».

«Коля рос веселым, резвым ребенком. Несмотря на некоторую неповоротливость, он был очень ловок, предприимчив и изобретателен в разных детских играх и забавах». Однажды с ним произошло необыкновенное событие. Примерно в возрасте пяти лет мальчик тяжело заболел. Все усилия врачей спасти его оказались безрезультатными. Обнимая похолодевшее, бездыханное тельце младенца, мать горячо молила святителя Николая сохранить ему жизнь. Совершилось чудо: мертвый ребенок ожил. «Впоследствии Оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал таинственное значение этого случая, в смысле явного предназначения Николая к иноческой жизни».

Следует сказать и о воспитании, которое получили Николай Беляев и его братья и сестры. Родители позаботились не только о том, чтобы дети обучились светским наукам и музыке, но и о том, чтобы они выросли благочестивыми людьми. Маленькие Беляевы почти ежедневно посещали храм, выполняли утреннее и вечернее молитвенное правило. В доме часто читались вслух Евангелие и жития святых. Особенным благочестием отличался младший брат Николая - Иванушка, мечтавший о монашестве.

Окончив гимназию, Николай Беляев поступил учиться на физико-математический факультет Московского университета. Однако «сердце его было занято другим - «единым на потребу». 11 февраля 1907 года Николай и Иван Беляевы объявили матери о своем желании уйти в монастырь. Вера Лаврентьевна благословила сыновей медными крестиками. Впоследствии, став иеромонахом, через все страдания пронес и сохранил Николай Беляев материнское благословение.

22 декабря 1907 года братья Беляевы поселились в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни. Перед этим они несколько раз гостили в Оптиной. К тому времени Николаю исполнилось девятнадцать лет, Ивану - семнадцать. Около года братья проходили различные послушания, в том числе связанные с незнакомым им прежде тяжелым трудом, после чего 29 января 1908 года они были причислены к братству скита в качестве послушников. Духовным наставником их стал скитоначальник игумен Варсонофий.

Судьба этого подвижника, также причисленного к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года, заслуживает хотя бы краткого упоминания. Старец Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) «происходил из дворянской семьи, был по-светски образованным и очень начитанным как в мирском, так и в духовном отношении». До своего ухода в монастырь он был военным, ушел в отставку в чине полковника. Когда он сменил офицерский мундир на подрясник послушника, ему было уже сорок семь лет. Еще до ухода в монастырь он вел жизнь, непохожую на мирскую, что вызывало насмешки его сослуживцев. Так, например, на каждый праздник он собирал бедных ребятишек и устраивал им угощение, не посещал танцев и спектаклей - обычных развлечений богатых людей того времени.

Преподобному Варсонофию принадлежит следующее размышление о духовном восхождении, к которому призван каждый православный христианин: «По примеру праведного Моисея оторвемся и мы от суеты и молвы людской, пойдем на Синай. Хорошо там! Хорошо быть с Господом! А на Фаворе со Христом Спасителем, наверное, еще лучше. Нужно идти на Фавор. Но всегда помнить при этом, что путь туда человеку через Голгофу. И иного пути нет. Эти слова стоит помнить и нам, современным христианам, призванным, по пророческим речениям преподобных Отцов древности, спасаться терпеливым перенесением находящих скорбей.

Однако путь на Голгофу под силу не каждому - слишком велик соблазн сойти с креста. Младший брат Николая Беляева Иванушка, восторженный юноша, мечтавший о монашестве, не смог вынести всех трудностей иноческого жития, выработать в себе смирение, добиться отсечения своей воли. В 1910 году Иван покинул Оптину пустынь. Впоследствии он женился на сестре милосердия, забыв про свое увлечение монашеством и про то, что некогда был иноком. Николай же остался в Оптиной пустыни на долгие годы - до тех пор, пока монастырь не был закрыт по почину советской власти, а остававшиеся в нем монахи изгнаны или арестованы.

В апреле 1910 года послушник Николай был пострижен в рясофор. Старец Варсонофий напутствовал юного инока следующими словами: «Постриг в рясофор имеет большое значение для монаха. Какое дадите себе направление и настроение в первое время при пострижении, таким оно и останется до конца жизни» . Это напутствие, а также многие другие душеполезные поучения игумена Варсонофия известны нам из «Дневника», который вел послушник Николай. Последние записи в нем относятся к 1912 году - именно тогда старец Варсонофий принял сан архимандрита и был назначен настоятелем Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря под Москвой.

24 мая 1915 года двадцатисемилетний инок Николай был пострижен в мантию с именем Никон, а перед самым началом революции, 3 ноября 1917 года, рукоположен во иеромонаха.

В 1923 году Оптина пустынь в числе других российских монастырей была закрыта. «В качестве музейных рабочих и сторожей в монастыре оставили 15 братьев, а остальным приказали убираться куда глаза глядят». По благословению последнего архимандрита Оптиной пустыни Исаакия II иеромонах Никон остался служить при монастырском храме в честь Казанской Божией Матери. «Благословляю тебя служить и принимать людей на исповедь», - завещал он Никону.

Преподобный Никон пробыл в стенах разоренного монастыря еще около года, духовно окормляя маленькую общину, состоявшую из сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. «В кухне служили всенощные бдения, сюда приходили духовные дети из Козельска и многочисленные богомольцы, по-прежнему съезжавшиеся к могилкам старцев со всех концов России: народная тропа в Оптину не желала зарастать». В июне 1924 года отец Никон был изгнан из Оптиной пустыни. Последний раз отслужив всенощное бдение, он покинул монастырь и переселился в Козельск, где служил в Успенском соборе, «окормлял уцелевших шамординских монахинь и паломников».

В 1927 году иеромонах Никон был арестован. Около года он провел в тюрьме в Калуге. Во время одного из свиданий он передал пришедшей навестить его монахине Амвросии (Оберучевой) книгу, которая была с ним в его заключении. Это был пятый том сочинений святителя Игнатия Брянчанинова, «Приношение современному монашеству». На полях книги рукой иеромонаха Никона были сделаны заметки. Сейчас они изданы отдельной брошюрой под названием «Завещание духовным детям». Приведем некоторые из его изречений.

«Необходимо всем приготовиться к скорбям. Без признания себя достойным скорбей за свое падение нельзя познать Спасителя. Бесскорбная жизнь - признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человеческой, выражаясь языком современным, они являются как бы каким экзаменом. Принимай то, что посылает Бог. Плод скорбей - в очищении души и ее духовном состоянии. Его надо хранить». «Скорби попускаются, чтобы обнаружилось, кто любит Бога действительно. Без терпения скорбей даже благодарная душа не способна к Царствию Божию. Твердое терпение скорбей равносильно мученичеству. Скорби ничего не значат в сравнении с духовными благами».

«Великодушие и настойчивость в борьбе с грехом необходимы, хотя бы грех по временам и одолевал. Призыв к покаянию - зов Божий. Оживление души совершается волею Божией и силою Божией. Но от человека требуется его произволение в принесении Богу покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен единому Богу. Покаяние только тогда признается искренним и действительным, когда последствием его бывает оставление греха смертного».

«Чтение - одно из необходимых деланий. Без чтения или слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и церковных. Духовному росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро. Но чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым, бездушным и холодным знанием. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь».

27 января 1928 году Никон вместе с другими заключенными был отправлен на Соловки. Из-за непогоды этап задержался на пересыльном пункте в Кеми. Там отца Никона оставили в качестве сторожа. В апреле 1929 года он был переведен в Карелию, на Попов остров. Отбыв лагерный срок, иеромонах Никон был отправлен «на вольную ссылку» в пределах Архангельской области.

Перед отправкой в ссылку заключенные проходили медосмотр. Врач обнаружил у отца Никона туберкулез легких и посоветовал просить о переводе в местность с более здоровым климатом. Посоветовавшись со своим товарищем по заключению оптинским монахом Агапитом (Таубе), отец Никон решил предать себя воле Божией, сказав врачу: «Воля Божия да совершается…» «Вот слова праведной души, всего себя, всю жизнь и все благоговейно приносящей в жертву Богу!».

В июне 1930 года Никон и Агапит поселились в деревне Нижнее Ладино под Архангельском. В августе 1930 года отца Никона перевели на Пинегу, в деревню Воспола. Это было его последнее земное пристанище, последний этап его земного страдания. Он нашел квартиру в «доме одной женщины, которая, кроме большой платы деньгами, поставила в условие своему квартиранту выполнять все тяжелые физические работы по дому». Эта женщина «с характером исключительно сварливым, злым и жестоким, помыкала им, как рабом своим. Казалось, что сам бес вселился в нее, заставляя мучить о. Никона. Жестокая старуха не давала ему ни покоя, ни отдыха. Изнемогая от слабости, он беспрекословно выполнял все при постоянно повышенной температуре и с больной ногой». В конце концов, узнав, что отец Никон неизлечимо болен туберкулезом, она в зимнюю стужу выгнала его из дома, выбросив на улицу вещи. Тогда его товарищ по несчастью бывший насельник Оптиной пустыни иеродиакон Петр перевез отца Никона в околоток Козлово, в деревню Валдокурье , за три километра от Восполы, в дом Александры Ефимовны Прялковой, где жил и сам.

Там его разыскала приехавшая к нему духовная дочь инокиня Ирина (впоследствии схимонахиня Серафима). Она нашла отца Никона уже угасающим, прикованным к одру болезни, покрытым вшами. В таком состоянии он «выполнял свое молитвенное правило, читал Священное Писание, писал письма». Единственным, что печалило его, было то, его духовник отец Паисий не благословил его причащаться Святых Христовых Таин самому, а сам приходил к нему редко - раз в неделю…». Инокиня Ирина своими заботами скрасила последние дни умирающего отца Никона. Она же стала свидетельницей видения, бывшего ему за четыре дня до кончины. Перед смертью он видел Оптинского старца Макария, который пришел его исповедать. «Не зная, что и думать, она ушла на другую половину дома, откуда, казалось, целую вечность звучал батюшкин голос, и она боялась расслышать слова этой таинственной исповеди».

На чужбине, среди страданий 8 июля по новому стилю завершилась земная жизнь последнего старца Оптиной пустыни - иеромонаха Никона. До самой смерти он писал записочки своим духовным чадам. Вот текст последней из них: «Какая красота в духовных книгах…» Она так и осталась недописанной.

«Господь даровал Своему слуге мирную христианскую кончину и по преставлении почтил соответствующим его сану и заслугам погребением». Проводить его в последний путь пришли множество ссыльных. Одних священнослужителей было двенадцать человек. Несмотря на то, что все они находились на работах за шестьдесят километров от Валдокурья, они вдруг получили выходной - «точно на погребение его они были отпущены».

В 30-е годы могила преподобномученика Никона была раскопана хулиганами. Его духовные чада совершили перезахоронение мощей. Лишь немногие знали, где они находились.

По неисповедимым судьбам Божиим местом кончины последнего из оптинских старцев стала Архангельская земля. Через его судьбу протянулась незримая нить духовной связи между Оптиной пустынью и далеко отстоящим от нее Архангельским краем.

Дом, где умер преподобномученик Никон, сохранился до наших дней. Это единственный уцелевший дом в околотке Козлово. 8 июля 1989 года над восстановленной могилой святого Никона была совершена первая панихида. Отслужил ее прибывший на Пинегу насельник возрожденной Оптиной пустыни иеромонах Феофилакт.

Определением Архиерейского Собора 2000 года иеромонах Никон (Беляев) в числе других четырнадцати отцов Оптиной пустыни был причислен к лику святых.

Уче-ник пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го. Ро-дил-ся в Юрье-ве-Поль-ском. В юном воз-расте, услы-шав об Ан-гель-ской жиз-ни пре-по-доб-но-го Сер-гия и же-лая по-сле-до-вать ему, свя-той при-шел к пре-по-доб-но-му Сер-гию и про-сил при-об-ще-ния к ли-ку мо-на-ше-ству-ю-щих. Пре-по-доб-ный Сер-гий, про-ви-дя в нем бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го по-движ-ни-ка и ис-пы-ты-вая его сми-ре-ние и тер-пе-ние, ото-слал св. Ни-ко-на к сво-е-му уче-ни-ку пре-по-доб-но-му Афа-на-сию Вы-соц-ко-му. Здесь пре-по-доб-ный Ни-кон учил-ся ум-но-му де-ла-нию, изу-чал Свя-щен-ное Пи-са-ние и пре-успе-вал в доб-ро-де-те-ли и чи-сто-те.

Воз-ве-ден-ный в сан иеро-мо-на-ха, пре-по-доб-ный Ни-кон вер-нул-ся в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву Лав-ру и стал лю-би-мым и близ-ким уче-ни-ком пре-по-доб-но-го Сер-гия. Ви-дя ду-хов-ную зре-лость и опыт-ность пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, пре-по-доб-ный Сер-гий пе-ред смер-тью на-зна-чил его сво-им пре-ем-ни-ком.

Став игу-ме-ном, пре-по-доб-ный Ни-кон под-дер-жи-вал все, что бы-ло уста-нов-ле-но учи-те-лем: лю-бил мо-лит-ву и пост, тру-дил-ся на-равне с бра-ти-ей, о ко-то-рой по-сто-ян-но с лю-бо-вью за-бо-тил-ся.

При пре-по-доб-ном Ни-коне 5 июля 1422 г., во вре-мя стро-и-тель-ства но-во-го хра-ма во имя Жи-во-на-чаль-ной Тро-и-цы, бы-ли об-ре-те-ны нетлен-ные мо-щи пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го.

По-сле мно-гих тру-дов и по-дви-гов пре-по-доб-ный Ни-кон скон-чал-ся 17 но-яб-ря 1426 г. и был по-гре-бен близ ра-ки сво-е-го учи-те-ля. В 1560 г. над мо-ги-лой пре-по-доб-но-го был по-стро-ен храм во имя его. Мо-щи пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, по-чи-ва-ю-щие здесь под гроб-ни-цей, от-де-ля-ют-ся от ра-ки ве-ли-ко-го Сер-гия од-ной ка-мен-ной сте-ной.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Никону, игумену Радонежскому

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ Це́рковь бо прекра́сну Святы́я Тро́ицы/ в похвалу́ отцу́ твоему́ воздви́гл еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Ты был ревнителем , Никон всегда вспоминаемый, ибо прекрасный храм Святой Троицы в прославление отца твоего духовного воздвиг ты. Потому и мы, чада твои, с любовью взываем к тебе: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Тропарь общий преподобным Сергию и Никону Радонежским

Я́ко трисве́тлаго со́лнца светоза́рныи зве́зды,/ Тро́ическим све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ сосу́да Све́та Пресвяты́я Тро́ицы я́вльшеся,/ и преди́вным ва́шим житие́м и́ноком бы́сте тве́рдии законоположи́телие/ и це́рквам благоле́пие, и благове́рным, и святи́телем, и все́м лю́дем,/ вся́ бо де́монския скве́рны отгна́вше отсю́ду/ ва́шими чи́стыми уче́нии и де́лы,/ до́бре упасо́сте ста́до, собра́нное ва́ми,/ но и ны́не мо́лим ва́с:/ посеща́йте ча́д свои́х, я́ко иму́щие дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Богому́дре Се́ргие с чу́дным ученико́м свои́м Ни́коном,/ и моли́те Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Как от преяркого Солнца блистающие звезды, Троическим светом вы озаряете сердца верующих, став сосудами Света Пресвятой Троицы, и преудивительным вашим житием для монахов были неизменными законодателями и церквам украшение, и благоверным, и святителям и всем людям, ибо отогнав отсюда всю демонскую нечистоту своими чистыми учениями и делами, вы прекрасно упасли стадо, собранное вами, потому мы и сейчас молим вас: «Не забывайте о чадах своих, как имеющие ко Святой Троице, Богомудрый Сергий с удивительным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога, да спасет души наши».

Кондак преподобному Никону, игумену Радонежскому

Духо́вному твоему́ настоя́телю, о́тче Ни́коне,/ вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси́ чинонача́льник/ и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Духовному твоему настоятелю, отче Никон, во всем следовавший и им руководимый, во всем Христу ты послужил, монахов был начальник и жил вместе с преподобными, с ними же Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Кондак общий преподобным Сергию и Никону Радонежским

В по́стницех приобщи́вшеся Вели́кому Анто́нию/ и Евфи́мию Иерусали́мскому поревнова́вше в по́двизех,/ я́ко а́нгели, на земли́ яви́стеся,/ просвеща́юще, преподо́бнии, ве́рных сердца́/ Боже́ственными зна́мении и чудесы́ повсегда́,/ сего́ ра́ди ра́достно ва́с почита́ем и любо́вию вопие́м ва́м:/ ра́дуйтеся, преподо́бнии отцы́ Се́ргие и Ни́коне,/ по́стником удобре́ние и всея́ Росси́йския земли́ вели́кое утвержде́ние.

Перевод: В пощении став подобными и подражав в подвигах , вы были как ангелы на земле, всегда просвещая, преподобные, сердца верующих Божественными и чудесами. Потому с радостью вас почитаем и с любовью к вам взываем: «Радуйтесь, преподобные отцы Сергий и Никон, постников украшение и всей Российской земли великая сила».

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Никону Радонежскому и всея России чудотворцу

Кондак 1

Великого строителя Лавры богоноснаго Сергия достойными похвалами ублажим преславно. Ты же, яко добрый любителю благолепия, прими от нас сицевая, с любовию тебе приносимыя пения:

Икос 1

Ангелу, пустынному подражателю, к Сергию, отцу твоему притекл еси и до конца верен заветам его пребыл еси, темже поминай нас, в веселии зовущих ти:
Радуйся, Никоне, избегший житейских попечений.
Радуйся, добрый послушателю отеческих учений.
Радуйся, корень зла в себе победивый.
Радуйся, лилию благочестия в сердце своем возрастивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 2

Видя в родителех своих доброе благочестие и веры православныя твердое исповедание, яко чадо их возлюбленное воспевал еси с ними: Аллилуиа.

Икос 2

Разум добр стяжав себе, плоды благочестиваго воспитания вскоре, в младом возрасте явил еси: кротостью и смирением Богу угождая, сим добродетелем твоим подражая, сих добродетелей достигнути желая, велегласно зовем:
Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых;
Радуйся, в юности еще сад Христу в сердце своем насадивый.
Радуйся, иноческий путь на земли избравый;
Радуйся, прелести мира сего поправый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 3

Силою свыше умудренный, к подвижнику великому пришед и к стопам его припал, умоляя его, дабы одним сердцем пети с ним песнь Христу Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея от Бога дар прозрения, Сергий Преподобный, отец твой духовный, узрев в тебе искреннее излияние души твоея, повеле [ко] ученику своему Афанасию в обитель его шествовати и в ней иноческому житию поучатися. Мы же на сем пути твоем зовем:
Радуйся, сердце свое преподобному отцу открывый;
Радуйся, душу свою в послушание ему преклонивый.
Радуйся, ревностным иноком себе явивый;
Радуйся, радость небесную получивый.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 4

Бурю житейских помышлений презревши, сан иерея Божия восприял еси, в новом подвизе своем всерадостно воспевая средцем и усты: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша о твоем добрем житии, по двоих летех преподобный отец твой Сергий возжела видети тя и с радостию прияв, в единой келии с собою житии повеле, благодатию сердце твое к совершенству уготовляя, мы же вас вкупе яко единых прославляем:
Радуйтеся, добрии добродетелей подвижницы;
Радуйтеся, души свои в храм божий устроителие.
Радуйтеся, Христовых совершенств достизателие;
Радуйтеся, ангельского жития подражателие.

Кондак 5

Боготочною рукою духовная дарования источая, вся на полезная наставляя, Сергие и Никоне преподобне, песнь Богу воспевающе: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше добраго себе помощника в попечении о братии, учитель твой Сергий преподобный избра тя и постави игуменом обители своея, ты же Никоне всеславный, безмолвие возлюбивый, токмо воле отца повинувшеся приял еси бремя трудов его, того ради зовем:
Радуйтеся, искреннии наши наставницы;
Радуйтеся, славнии домов Божиих строителие.
Радуйтеся, сокровищ духовных обладателие;
Радуйтеся, монашествующих собирателие.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 6

Проповедник божественных учений был еси, Никоне преподобне, в церкви братию поучая, пети всегда: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия миру светом евангельского благочестия, к миру ангельскому преставися учитель твой, Никоне преподобне, ты же скорбию исполненный, прими яко общника печали твоея, песнопения сия:
Радуйтеся, преподобнии Сергие и Никоне, истиннии друзи Христовы;
Радуйтеся, вернии исполнителие заповедей его.
Радуйтеся, добрии делателие вертограда его;
Радуйтеся, блаженнии наследницы, горния славы его.
Радуйтеся, отцы наши Сергие и Никоне, Церкви Российстей славо и украшение.

Кондак 7

Хотя добре исполнити служение свое, любовь отеческую к братии изливал еси, темже и имя твое, яко миро всюду, благоуханием своим подвизая всех пети: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно являя в житии своем многие труды твоя, еще и словом поучения монашествующих наставляя како жити им по воле Творца своего; за сию ревность делания твоего прими похвалу сию:
Радуйся, добрый пастырю овец своих;
Радуйся, игумене, достойный преподобнаго Сергия преемниче.
Радуйся, твердый исполнителю его велений;
Радуйся, любимый посреде монашествующих селений.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 8

Странно безмолвия любителю обителью иноков управляти и игуменом братии бытии и по шести летех на подвиг совершеннаго уединения, преподобне отче, устремися, да единою душею неразлучно Богу предстоя вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горе возвысися и созерцая сердцем неизреченная и преславная, не можаше отринути моление братии: «Попекись и о спасении ближних твоих», с любовию приял паки бремя трудов в обители: сих ради и мы паки зовем ти:
Радуйся, скорый послушателю верных молений;
Радуйся, теплый ходатаю наших прошений.
Радуйся горе предстоящий;
Радуйся, доле усердием горящий.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 9

Вся братия обители Святыя Троицы печали исполнишася, егда хан Едигей опустоши землю Российскую и к обители их приступи, токмо молитвами Никона игумена своего не остави пети песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещании недоумевают, что и глаголати о пречудном видении преподобнаго, егда святителие Московские Петр и Алексей, а с ними и преподобный Сергий явишася и рекоша ему: «Угодно сие Господу, да коснутся сего места иноплеменницы, да не скорбите и не смущайте сердец ваших; искушение скоро прейде и обитель не токмо не запустеет, но более расцветет». За сие откровение тебе достойне воспевати похвалы сия:
Радуйся, Никоне, молитвенниче теплый и преизрядный;
Радуйся, откровений Божиих зрителю.
Радуйся, будущих яко настоящая созерцателю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 10

Спасти хотя святыни неким удалихся временно с братию своею из обители и в изгнании не преста с надеждею воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Троице Пребожественная, не даде погибнути месту избранному и по удалении Едигея с полчищами, превратившаго всю обитель в развалины, возвратишася преподобный с братиею и нача восставляти обитель своего чуднаго наставника, за сию ревность пламенную и за великое множество трудов твоих, прими всеблаженне Никоне, песнь сию к тебе возносимую:
Радуйся, возлюбленное чадо Святыя Троицы;
Радуйся, избранный сосуде Божественнаго промышления.
Радуйся, многи скорби претерпевый;
Радуйся, от них же Господом избавивыйся.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим тебе, преподобне, яко по триех летех через тя исполнишася пророческое проречение отца твоего духовного и обитель яко крин процвете на месте опустошения и все множества иноков воспеша благодарственную песнь Господу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподателя узрев в тебе Церковь Российская, яко сподобишася обрести и на свещнице мира отца твоего Сергия богоноснаго, мощи святыя поставити и над сими храм Живначальныя Троицы воздвигнути и живописью лучшею украсити его, за сия труды твоя прими от недостойных уст славословия:
Радуйся, сподобивыйся узрети и миру всему явити святаго тела Сергиева нетление;
Радуйся, чрез сие громогласно проповедавый таинство Воскресения.
Радуйся, Пасху вечную миру явивый;
Радуйся, строителю церкви Божией и украсителю.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, Господи, да воспою достойно угодника твоего, научающа всех пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще житие твое, отче преподобне, восхваляем и скончание твое, како поучая братию: «Держати веру правую и житие благочестивое» умолк и в радости воскликнув: «Отнесите меня в храмину светлую, уготованную мне молитвами отца моего», и, оградив себя крестным знамением, душу свою Богу предал еси, темже мы вечно тебе благодарнии, благоговейно поем:
Радуйся, светильниче веры и благочестия;
Радуйся, луче Света Невечерняго.
Радуйся, наследниче жизни вечныя;
Радуйся, радосте наша и похваление.
Радуйся, Никоне, Церкви Российстей украшение.

Кондак 13

О, великий угодниче Божий, друже Сергиев и сожителю всем святым, не престай посещати нас, любовию поминающих тя, подавая требующим исцеление и миру всему утешение, да с радостию всегда вопием: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.

Память преподобного Никона Оптинского совершается в Русской Православной Церкви 8 июля по новому стилю. Кроме того, этот святой почитается 24 октября в день Собора Оптинских старцев и в день Новомучеников и Исповедников Российских.

Старчество в Православной Церкви
В числе русских обителей, прославившихся своими святынями и великими подвижниками, Оптина пустынь занимает особое место. Именно в этом монастыре получило распространение такое удивительное явление духовной жизни как старчество. Под этим понимается особое руководство в деле спасения, которое совершается духовно опытным и прозорливым человеком. Как правило, старцем является монах в преклонных годах, сам прошедший многолетний путь духовной борьбы и искушений, благодаря чему может оказывать духовную помощь верующему человеку, опираясь на учение Церкви и свой опыт. Хотя старчество существовало в разных православных странах, однако в России оно было наиболее распространено и поэтому может считаться особым явлением русской духовной жизни. В Оптиной пустыни было четырнадцать старцев, к которым стекались люди со всей России, чтобы получить совет, утешение и духовную поддержку. Последним Оптинским старцем и духовником монастыря был преподобный Никон (Беляев).

Жизнеописание святого Никона Оптинского
Будущий преподобный (в миру Николай Митрофанович Беляев) родился в 1888 году в Москве в купеческой семье. Это сословие в России отличалось большим благочестием, и семья Беляевых не была исключением, поэтому Николай с детских лет воспитывался в особой религиозной атмосфере. Известен случай из его жизни, когда в младенческом возрасте он тяжело заболел и находился при смерти, однако мать вымолила сына и он поправился. С детских лет Николай отличался серьезностью, терпением и искренней верой. После завершения гимназии он поступил в Московский университет на физико-математический факультет, однако впоследствии признавался, что его больше тянуло на богослужения чем на занятия и вместо университета он охотней посещал храм. Поэтому вскоре Николай Беляев оставил учебу, пожелав вступить на монашеский путь. Его брат Иван также стремился к иночеству, и молодые люди отправились в Оптину пустынь.
В 1910 Николай Беляев был пострижен в монахи, а спустя пять лет принял малую схиму с именем Никон. В 1917 году он принял рукоположение в иеромонаха.
В те годы в Оптиной пустыни старческое служение нес преподобный Варсонофий, под духовным руководством которого и возрастал Никон, став одним из самых близких учеников великого старца. В 1919 году Оптина пустынь была закрыта, а Никон был арестован вместе с другими иноками и мирянами и пробыл некоторое время в Козельской тюрьме. После освобождения он получил благословение принимать на исповедь народ, приезжающий к святыням Оптиной пустыни, несмотря на закрытие монастыря. Таким образом, преподобный Никон стал последним старцем этой обители. Затем последовал очередной арест и три года в лагере, после чего старца отправили в ссылку в Архангельскую область, где он и скончался в 1931 году от туберкулеза, полученного за годы жизни в лагере.
Преподобный Никон Беляев долгое время почитался как местночитимый святой, но в 2000 году был прославлен в числе Оптинских старцев.
Литературное наследие преподобного Никона Еще во время своего послушничества Николай Беляев начал вести по благословению своего духовного наставника дневник, в котором делал записи о жизни монастыря. Особую ценность этого дневника составляют поучения старца Варсонофия. Кроме того, до нас дошли его проповеди и беседы, которые он вел со своими духовными детьми. Небольшой, но очень важный литературный труд составляет брошюра «Завещание духовным детям». Эти мысли были записаны преподобным Никоном во время его ссылки на полях книги Игнатия Брянчанинова, которого он очень почитал.

Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша

Кондак, глас 4:
Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

Величание:
Ублажаем тя, преподобне отче Никоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва:
О, Никоне священне, о преподобне наш отче, старчества Оптинскаго светлый венче и новомучеников Русских благовонный цвете! Ты первее постническими труды душу твою очистив, демонская ополчения посрамил еси, послушанием, яко быстротечную лествицею на верхи добродетелей достигл еси и веры благославный исповедник явился еси. В годину же гонений безбожных терпением мужески облеклся еси, и яко пастырь добрый и яко истинный сын старцев Оптинских люди страждущия принимал и утешал еси. Сего ради от богоборных многия скорби претерпел еси и во изгнание осужден был еси, но якоже тогда от паствы твоея духом не отлучился, но пастырскую свирелию молитв твоих добре упасл еси овцы твоя, сице и ныне, не отступай от чад твоих духом твоим, но присно с нами пребывай, да укрепляеми тобою, веру истинно сохраним и заветы Оптинских старцев вседетельне исполним.
Паче же моли Всеблагаго Господа нашего Иисуса Христа, да утвердит в Православии Церковь нашу, Отечество и люди, да сохранит обители монашеския, верныя обетом иноческим, да дарует нам прощение грехов и покаяние истинное, да очистившеся тем, возлюбим еже есть едино на потребу: прилеплятися Христу Богу и Спасу нашему всем сердцем, всем помышлением, всею волею и всем чувством ничтоже любя от похотей мира сего и тако от сетей миродержителя тьмы века сего избавляющеся, во смирении воспоем и прославим всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный иеромонах Никон (Беляев) исповедник

Преподобный Никон исповедник, старец Оптинский (Николай Митрофанович Беляев) родился 26 сентября /9 октября 1888 года в Москве, на Донской улице. Там же, в церкви Ризоположения был крещен. Однажды маленький Коля, будучи тяжелобольным, умирал, и врачи уже не надеялись его спасти; тело мальчика начало холодеть, а подносимое к его губам зеркальце безжалостно свидетельствовало о непоправимом… И только мать продолжала слезно молиться, растирая тельце, не отступая от святителя Николая, молитвенно прося его вернуть мальчика к жизни. И Господь, по молитвам матери и святого угодника Своего, вернул его к жизни. Но к жизни не простой - к служению Богу.

Семья Беляевых была благочестива и в меру религиозна, правда, религиозность эта была очень неглубока, о чем свидетельствует позднейшее отпадение от веры и от Церкви практически всех (кроме матери) членов семейства.

В старших классах гимназии Николай стал проявлять искренний интерес к вопросам веры и вместе со своим братом Иваном регулярно посещал церковные службы, прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Но со временем клирос он покинул, так как заметил, что клиросное послушание мешает и отвлекает от молитвы.

По окончании гимназии Николай находился в некотором замешательстве, так как совершенно не имел понятия о том, где продолжать учебу: кроме Господа его ничего не интересовало, сердце его не лежало ни к каким иным наукам, кроме науки о спасении своей души. Поэтому в Московский университет он поступил с полным безразличием, за компанию с младшим братом Сергеем, правда, тот - на химический, а Николай - на физико-математический факультет. Проучился он один лишь год, если можно назвать учебой в университете почти ежедневное хождение к Божественной литургии.

В монастырь Николай и его младший брат Иван поступили несколько необычным порядком. В то время, как Иван рвался туда, сильно тяготясь пребыванием в миру (в 17 лет), не желая и думать о семейной жизни, влекомый в монастырь по юношескому максимализму, Николай сделал этот шаг более спокойно, как бы не по своему желанию, но ведомый Господом, легко последуя Его святой воле. Он даже на вид как бы и не принимал участия в этом выборе, предоставив его Господу. Нужно отметить, что и сам монастырь не был выбран самочинно, а выпал по жребию: братья разрезали на полоски список Российских монастырей, вырванный из справочника, и, помолившись, вытянули Оптину, о существовании которой до того времени ничего не знали. Затем владыка Трифон (Туркестанов), сам некогда подвизавшийся в этой святой обители, благословил их попробовать пожить в Оптинском монастыре.

Когда Николая уже приняли в скит, разговор его со старцем Варсонофием был таков: "…Батюшка начал говорить о принятии нас. Иванушка только этого и ждал. А что же мне?

Как вы, Николай Митрофанович?

Я не знаю, батюшка, как вы скажете, есть ли смысл поступать мне в скит или подождать до времени, ибо вы прежде говорили, что придет время.

Конечно, есть. Поступайте.

Хорошо".

Это видимое безучастие к своей судьбе на самом деле показывает то послушание, которое к тому времени уже имел к Господу и старцу юный Николай Беляев.

Николай поступил в Оптинский скит 19 лет от роду, в декабре 1907 года, и сразу предал себя в полное безропотное послушание преподобному Варсонофию. И уже через год (!), 30 января 1909 года, старец впервые назвал его, 20-летнего юношу, своим сотаинником!

В отношениях послушника Николая и преподобного Варсонофия мы видим пример истинных, идеальных отношений между старцем и учеником. Глядя на жизненный путь преподобного Никона, на его твердую веру и постоянное благодушное благодарение Бога во всех испытаниях, невольно вспоминаются древние патерики, рассказывающие о великих подвижниках далекого прошлого, и хочется сказать словами египетского старца, преподобного Пимена, наставника преподобного Иоанна Колова: "Приидите и видите: се - плод послушания!".

Но всего лишь четыре года и четыре месяца послушник Николай имел возможность перенимать опыт своего наставника, а затем, по переводе последнего настоятелем в Старо-Голутвин монастырь, ему пришлось довольствоваться лишь письменным и молитвенным общением. А еще через год старца не стало.

"Молю Господа, чтобы поставить мне вас на ноги, чтобы укрепились ваши ноги, еще детские… Одного прошу у Бога, чтобы встали вы на ноги, окрепли…" - часто говорил преподобный Варсонофий своему ученику. Пять с небольшим лет отпустил Господь на становление и укрепление в духе молодого подвижника, который лишился своего наставника, будучи 24 лет от роду. Лишился наставника на земле, но приобрел еще более дерзновенного молитвенника на небе. "Я уже буду лежать в земле сырой, - говорил старец Варсонофий своему ученику, - и придет моя деточка на мою могилку и скажет мне: "Милый батюшка Варсонофий! Помоги мне, помолись за меня, мне очень тяжело!". Так, моя деточка, так…."

В 1910 году Николай стал рясофорным послушником.

В 1913 году скончался преподобный старец Варсонофий Оптинский. Если вспомнить ту теснейшую духовную любовь и привязанность между старцем и его учеником, вспомнить, как тосковала душа послушника, когда его старец ненадолго заболевал или недели на две отлучался из обители, то не скорбью ли было отшествие учителя в мир иной? А его погребение? В те дни инок Николай, прикованный к постели, лежал в лазарете, не имея возможности даже проститься со своим старцем, обливаясь слезами о своем сиротстве и слушая печальный погребальный перебор оптинских колоколов, возвещавший о том, что происходит за стенами больничной палаты. Лишь через месяц отец Николай смог прийти на могилу милого его сердцу батюшки…

В Дневнике послушника Николая встречаются записи, говорящие о том, как тяжело было ему покидать любимый скит даже на самое короткое время, когда, например, нужно было сходить в монастырь и обратно по послушанию. Монастырь он не любил из-за многолюдства, а службы монастырские - из-за излишней торжественности и нотного пения, отвлекавших от молитвы… А вскоре после смерти преподобного Варсонофия отца Николая перевели из скита на послушание (и жительство) в монастырь. Каково было расставаться ему с "милым скитом", как ласково называл отец Николай свой "земной рай"?

24 мая 1915 года инок Николай был пострижен в мантию с наречением имени Никон, а 3 ноября 1917 года рукоположен в сан иеромонаха. Впервые он был арестован в 1919 году; вот его письмо к матери из этого первого заключения:

"Христос посреди нас! Мира и радования желаю тебе, дорогая мамаша, и шлю тебе иноческий привет. Ныне я узник, и хочется сказать, узник о Христе, ибо хотя я и грешен, но в данном случае совершенно неповинен, как мне кажется. Сижу в темнице без предъявления мне какой-либо вины и, как видно, только потому, что я монах, что я трудился для обители. Да будет воля Божия, благая и совершенная! Благословляю Господа, на Господа надежду и упование мое возвергаю, в Господе отраду мою нахожу. 17 сентября, помолившись за литургией и отслужив после нее молебен о твоем здравии и прочих близких моих, я, возвратившись в келлию, был арестован и отправлен в г Козельск в тюрьму, где и нахожусь. Со мною еще четыре человека духовного звания: такие же узники о Христе, и потому среда, в которой я очутился, не тяготит меня. Я даже благодушествую. Но ожидая всегда смерти, я решил в день моего рождения обратиться к тебе, дорогой моей мамаше, с моим, быть может, последним словом и приветом. Да благословит тебя Господь! Как иерей призываю на тебя Божие благословение и молю Господа, да воздаст Он тебе вечными милостями Своими и вечным блаженством за все то добро, какое я получил от тебя. Да почиет на мне твое родительское благословение, которого усердно прошу у тебя. Помню тебя и здесь в заключении, приношу Богу мою молитву о тебе, хотя и слабую по немощи моей. И себя, и дорогую мне обитель нашу, и тебя, и всех, и всё предаю Господу моему Богу, Творцу и Промыслителю, ибо Он печется о всех и о всем и творит то, что нужно и полезно нам. Усердно прошу твоих св молитв о мне, грешном, о спасении моей грешной души: спасение души - цель земной жизни. И что мне более нужно? Если бы я достиг сей вожделенной цели! Посему и прошу молитв о моем спасении. Твердо верю, что в руках Божиих, и спокоен. Чаю жизни будущаго века. Аминь.

Прошу передать от меня Божие благословение маме крестной (прошу ее святых молитв и благословения), сестре, братьям и всем прочим родным и знакомым: о всех их молился всегда, да благословит и спасет их Господь. У всех прошу прощения, а наипаче у тебя, ибо ошибки мои сознаю.

Прости. Господь да будет со всеми вами. Грешный иеромонах Никон. 26 сентября /9 октября 1919 г. Козельская тюрьма".

На долю преподобного Никона выпало перенести закрытие Оптинского скита и самого монастыря, постепенное изгнание оттуда всей братии, два ареста и, наконец, ссылку на далекий Север (3 года и 5 месяцев, а вместе с тюремными заключениями - 4 года и 4 месяца). Он разделил судьбу страны, судьбу своего народа, горячо любимого им, истинным сыном Православной Церкви.

На Вербное воскресенье 1923 года преподобный Никон был снова арестован вместе с некоторыми другими оптинскими отцами. Но и на этот раз все они вскоре были отпущены.

В том же 1923 году Оптина была закрыта, а братия распущена (в том числе арестована и выслана). Монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели, кое-кому из престарелых монахов удалось остаться, а остальные были вынуждены покинуть обитель. Еще в течение года продолжалось богослужение в Казанском соборе, в котором и был назначен служить и окормлять приходящих преподобный иеромонах Никон - последний духовник Оптиной пустыни. Подвиг старчества он принял на себя тоже за послушание, как это и было заведено в Оптине. Архимандрит Исаакий II, последний настоятель обители, вынужденно покидая ее, сказал: "Отец Никон! Мы уходим, а ты останься. Благословляю тебе служить и принимать на исповедь". В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой стал для многих из них преподобный Никон.

В 1924 году последний храм Оптиной был закрыт, и преподобный Никон переселился в Козельск, где и жил вплоть до своего второго ареста и ссылки. В Козельске он служил в Успенском соборе, окормлял чад, приходивших к нему, а также уцелевших шамординских монахинь. В трудных случаях батюшка Никон советовался с преподобным Нектарием Оптинским, который после своего ареста передал своих духовных детей отцу Никону.

Вторично его арестовали 1/14 апреля 1927 года, в день памяти преподобного Варсонофия Оптинского, и сослали в Архангельскую область. Три года провел преподобный Никон в лагере "Кемперпункт". В ссылке он вел обширную переписку как с чадами, так и с некоторыми оптинскими отцами. Чад он всячески утешал, поддерживал и укреплял духовно, ни минуты не поддаваясь ни унынию, ни духовному расслаблению, грозившим в нелегких условиях ссылки. Вот строки из его писем духовным чадам, написанные из тюрьмы и из ссылки:

"Христос посреде нас! Волею Божиею нам, чада мои, должно разлучиться. Так судил Господь. Покорно и смиренно примем эту волю Божию. Если кто желает, чтобы постигшая нас скорбь была ему на пользу, тот должен винить в ней самого себя, и больше никого. Каждый должен думать, что страдает за свои грехи. Так думающий и смиренно терпящий получит милость Божию. Кто будет винить кого-либо другого, и потому немирствовать на него, тот выкажет этим свое неверие Богу, и сам до себя не будет допускать милости Божией. Пусть совесть каждого скажет ему самому, есть у него грехи или нет. Если есть, то пусть только себя и винит, и молчит, не осуждая и не укоряя других. Таков закон духовный. Любовь к Господу, и в Господе ко мне грешному, выразите общею любовию и миром между собою. Бог есть любовь, и всякая злоба, какой бы благовидной причиной она ни прикрывалась, противна Ему; противна она и мне. Слово мира и любви о Господе говорю вам всем на прощание, и Бог мира буди с вами. Еще раз прошу прекратить всякие свои догадки человеческие, а потому ошибочные, о причинах нашей скорби. Смиритесь пред Господом и содевайте свое спасение, понуждая себя на всякое исполнение заповедей Божиих, соблюдая и душу, и тело от всякого греха. Не забывайте молитвы. Буду молиться о всех по силе моей. Прошу и ваших св молитв. Всем все прощаю и сам прошу прощения. Все епитимии разрешаю. Божие благословение да пребывает над всеми вами. Аминь.

Терпение скорбей и прощение обид доставляет человеку разум истины, по слову преподобного Марка Подвижника. Кротко и смиренно потерпим все - и Господь нас вразумит и не оставит Своею милостию. Сказано: Блажени есте, егда разлучат вас (Лк. 6, 22)".

"Мир тебе и Божие благословение. Слышу, что ты все скорбишь. Не скорби, чадо мое, не скорби. Веруй, что близ Господь, близ Его помощь, Его заступление. А если эта помощь как бы медлит прийти к тебе, то значит, так нужно и полезно. Потерпи поэтому и не унывай, Бог даст, или я буду в Козельске, то навещу тебя, или тебя как-либо привезем сюда. Тогда лично подробно побеседуем. Мир тебе и спасение. Молюсь о тебе…".

"Боголюбивая раба Божия и чадо мое N.! Божие благословение да пребывает над тобою во веки! Если Господь судит мне покинуть дорогие моему сердцу места и близких мне людей - да будет Его святая воля! Сейчас и не имею возможности писать много и не знаю, пошлет ли эту возможность Господь Бог мне в будущем. Да будет и в сем св воля Господня! Пишу же тебе, желая преподать тебе Божие благословение и прощение в твоих погрешностях и немощах. Бог тебя да простит и разрешит. Разбирать твои поступки и судить подробно не имею возможности. Одно напишу: не оправдывай себя и не вини никого ни в чем. Прощение преподается тем только, кто считает себя виновным. Смирись пред Богом и людьми, и Господь тебя никогда не оставит. О тебе я молюсь по силе моей. Я ничем не подал никакого вида, но видел тебя на станции, когда нас везли сюда, и видел, как беззвучно шептали что-то твои губы. Я понял, что это было выражение твоих внутренних чувств. Да хранит тебя Господь! О чаде моем, девице Л., всегда молюсь. Мне ее сердечно жаль. Да управит Господь жизнь ее во спасение. Вручаю тебя покрову Царицы Небесной! Мир ти и спасение".

По окончании срока отца Никона приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у него тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, он попросил совета у отца Агапита (Таубе), сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преподобный Никон смирился.

Много скорбей пришлось испытать преподобному Никону:

"Я пришел к заключению, - писал он, - что скорбь есть ничто иное, как переживание нашего сердца, когда что-либо случается против нашего желания, нашей воли. Чтобы скорбь не давила мучительно, надо отказаться от своей воли и смириться пред Богом во всех отношениях. Бог желает нашего спасения и строит его непостижимо для нас. Предайся воле Божией, обретешь мир скорбной душе своей и сердцу"

(письмо 1927 года из тюрьмы).

"Как ни тяжел крест, который несет человек, но каждый из нас должен знать, что дерево, из которого сделан крест, выросло на почве его сердца".

"…Каждый человек несет свой крест. Под крестом разумеются скорби, невзгоды, которые встречаются человеку на его жизненном пути. Отчего образовался крест? Да вот посмотрите на вещественный крест: он составляется из двух линий - одна идет снизу вверх, а другая пересекает ее. Так же составляется и наш жизненный крест: воля Божия тянет нас снизу вверх, от земли на небо, а наша воля становится воле Божией поперек, противится ей. Отсюда скорби, ибо в нас происходит борьба и причиняет боль сердцу. И стоит нам только во время скорби, искушения сказать: "Да будет воля Твоя, Господи", как сразу нам становится легче на сердце, мы успокаиваемся. А как только мы свою волю направили по воле Божией, то уже креста-то и не получится подобному тому, как случается и с вещественным крестом, когда обе линии направим в одну сторону…."

"Из этого не подумай, - пишет преподобный Никон, - что я много пережил скорбей и испытаний. Нет, мне кажется, что я еще не видал скорбей. Если и бывали со мной переживания, которые по поверхностному взгляду на них по своей видимости казались чем-то прискорбным, то они не причиняли мне сильной сердечной боли, не причиняли скорби, а потому я не решаюсь назвать их скорбями. Но я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее, дабы уготовить душу свою во искушение , дабы можно было мне сказать псаломскими словами: Уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60)".

Это отрывок из письма к матери, написанного в 1922 году, то есть через 3 года после первого ареста.

Поясняя слова своего письма 1922 года, преподобный Никон пишет:

"Мои слова, что я не имел скорбей, относились лично ко мне, то есть я не бывал в скорбных обстоятельствах, угнетавших меня и отнимавших у меня мир душевный. Но приходилось мне скорбеть по причинам, лично ко мне не подступавшим, а касавшимся близких моих. Отчасти могу сказать, и по той причине я это говорил не раз, что за редким исключением все эти скорби не сокрушали меня, не лишали меня мира душевного: жгучесть скорби мало-помалу проходила"

(письмо из Оптиной пустыни 1924 года).

Вот еще два фрагмента из писем, написанных уже из ссылки:

"За все Господа благодарю. Скорблю только тогда, когда размышляю о скорби тех, кто скорбит о мне… Но да будет воля Божия"

(Кемь, 1928 год).

"…Верую, что Господь спасение мое строит, посылая то или иное. Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь. Наблюдаю, как своя воля приносит человекам скорби и трудности. Да будет же воля благая и совершенная! Ей вручаю и себя, и всю жизнь и всех, - принятие воли Божией мир приносит сердцу моему"

(Пинега, 1930 год).

3/16 августа 1930 года преподобного Никона "переместили" из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воспола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. После кровоизлияния в венах ноги, сопровождавшегося повышением температуры до 40 градусов, состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, к тому же он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия; погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом.

В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В самый день его блаженной кончины он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно.

Скончался преподобный Никон Оптинский исповедник 25 июня /8 июля 1931 года от туберкулеза легких и сподобившись мирной христианской кончины. Промыслом Божиим на погребение блаженнопочившего старца преподобного Никона одних ссыльных священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на местном кладбище села Валдокурье под Пинегой. Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением. В настоящее время его святые мощи не обретены.

Преподобне отче наш Никоне, моли Бога о нас!

Из книги Византийские Отцы V-VIII веков автора Флоровский Георгий Васильевич

VII. Преподобный Максим Исповедник

Из книги Дневник последнего старца Оптиной пустыни автора (Беляев) Иеромонах Никон

ИЕРОМОНАХ НИКОН (БЕЛЯЕВ) ученик старца о. Варсонофия и последний духовник Оптиной пустыни. Предисловие Жизнеописание о. иеромонаха Никона (1888–1931 гг.) состоит из следующих частей: его дневника, который он писал, когда поступил в Оптину пустынь в течение трех лет (с 1907 по 1910

Из книги Завещание духовным детям автора (Беляев) Иеромонах Никон

Иеромонах Никон Отец иеромонах Никон (в миру Николай Беляев) 1888-1931, духовный сын, послушник и преемник Оптинского Старца Варсонофия, поступил в Скит в декабре 1907 года. В апреле 1910 пострижен в рясофор, а 24 мая 1915, в день Симеона Дивногорца, – в мантию, с новым именем Никон в

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Никон, Игумен Радонежский, преподобный «Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» (4 Цар. 8, 4). Так говорил царь израильский отроку - слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поелику почил на нем дух Илиин, то и его

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Никон Сухой, в Ближних пещерах почивающий, преподобный Преподобный Никон Сухой, сын богатых и знатных родителей, жил в конце XI - начале ХII века в Киеве. Оставив все Христа ради, он принял иночество в Киево-Печерском монастыре.В 1096 году, при нашествии половецкого хана

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Никон, игумен Киево-Печерский, преподобный Преподобный Никон пришел к св. Антонию в его монастырь уже иноком и иереем, а где принял пострижение, неизвестно. По воле преподобного Антония, Никон, как имевший священный сан, постригал приходивших в пещеры для иноческой жизни.

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

Иеромонах Никон (Огиевский) (†2/15 октября 1850) В миру Николай Иванович Огиевский, коллежский секретарь, из дворян города Глухова Черниговской губернии. С 1821 года служил в Орловском губернском правлении, где был столоначальником. Оставив гражданскую службу, он, по

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобный Никон, Игумен Печерский (+1088) Память его празднуется 23 марта в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-ПечерскихПрп. Никон пришел

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Преподобный Никон Сухий (Сухой), Печерский (XII в.) Память его празднуется 11 дек., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-ПечерскихПрп. Никон, по прозванию Сухий,

Из книги Для Чего мы живем автора

Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец (+ 1426) Память его празднуется 17 нояб. в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. IV–VII века автора Клюкина Ольга

Ноября 27 (10 декабря) Преподобномученик Никон (Беляев) Составитель игумен Дамаскин (Орловский)Преподобномученик Никон (в миру Георгий Николаевич Беляев) родился 15 августа 1886 года в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Николая

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОН ОПТИНСКИЙ (1888-1931)После закрытия Оптиной пустыни в 1923 году преподобный Никон, по благословению последнего архимандрита Оптиной пустыни, Исаакия II, остался служить при монастырском храме в честь Казанской иконы Божьей Матери. Пребывая в стенах

Из книги автора

Преподобный Максим Исповедник (580–662) Преподобный Максим Исповедник. Икона. XVII в. Сольвычегодск. Чтобы мне не отступить от правой веры. В середине VI века в центре Константинополя рядом с императорским дворцом был построен грандиозный храм Святой Софии, Премудрости

Из книги автора

НИКОН, преподобный, четвертый игумен Киевопечерского монастыря. При жизни преп. Антония Никон был иереем монастыря и постригал приходящую в пещеру братию, между коими были преподобные Варлаам и Ефрем. Пострижение сих любимцев Изяслава Ярославича навлекло гнев великого

Из книги автора

НИКОН Сухий, преподобный Печерский родился в Киеве от родителей знаменитых родом и богатством; пострижен в Киевопечерской обители. При нашествии Половецкого хана Боняка (1096 г.) на Киевскую область, Никон с преп. Евстратием и другие монашествующие взяты были в плен и

Из книги автора

НИКОН, преподобный, вторый игумен Троицкой Сергиевой обители, родился в городе Юрьеве. Достигнув зрелого возраста, Никон взял благословение от преподобного Сергия Радонежского и отправился в город Серпухов, в Высоцкий монастырь, где и пострижен Афанасием, учеником преп.