Марфа, мария и иисус. Святые Мария и Марфа. Новый завет

МАРФА и МАРИЯ, сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Разл. характеры сестёр – практической Марфы и созерцательной Марии – стали символом разл. установок в жизни христиан … Биографический словарь

Сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Различные характеры сестёр практической Марфы и созерцательной Марии стали символом различных установок в жизни христиан. * * * МАРФА и МАРИЯ МАРФА и МАРИЯ, сестры… … Энциклопедический словарь

Сестры Лазаря, упоминаемые в известном евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Различный характер этих сестер практической Марфы и восторженно созерцательной Марии сделался типом различных настроений и направлений в жизнедеятельности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Марфа и Мария - (1 в) святые жены мироносицы (память в Неделю святых женмироносиц), сестры Лазаря Четверодневного. Различия в характерах этих сестер практической Марфы и молитвенно созерцательной Марии символизируют собой различные типы жизнедеятельности как… … Православный энциклопедический словарь

Марфа и Мария - (I в.) святые жены мироносицы, сестры Лазаря Четверодневного. Различия в характерах этих сестер – практической Марфы и молитвенно созерцательной Марии – символизируют собой различные типы жизнедеятельности как отдельных христиан, так и… … Православие. Словарь-справочник

Марфа и Мария, сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Различные характеры сестёр практической Марфы и созерцательной Марии стали символом различных установок в жизни христиан … Большой Энциклопедический словарь

МАРФА и МАРИЯ - сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Разл. характеры сестёр – практической Марфы и созерцательной Марии – стали символом разл. установок в жизни христиан … Биографический словарь

Марфа и Мария - – сестры Лазаря, известны по рассказу евангелия о посещении Спасителем Вифании … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Картина работы … Википедия

Марфа женское имя. Персоналии, известные по имени Инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна Романова) (ум. 1631) мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитьевича Романова (патриарха Филарета); Мария Старицкая княжна старицкая, королева… … Википедия

Книги

  • Караваджо , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин великий итальянский художник Караваджо. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным "музеем…
  • Война с саламандрами. Рассказы, апокрифы. Сказки и побасенки , Карел Чапек. Выдающийся чешский писатель Карел Чапек вошел в историю мирового искусства и литературы как блистательный представитель реализма XX века, как классик, чье имя стоит в одном ряду с такими…

Diego Velazquez - Christ in the House of Martha and Mary

"Видя в Иудѳе много врагов Себе, Иисус Христос из Иерусалима пошел за Иордан, а оттуда в Галилею. Недалеко от Иерусалима было селение Виѳания, где жили две сестры: Марфа и Мария. Иисус Христос пришел в дом их.
Мария села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марѳа же заботилась о большом угощении.
Видя, что сестра не принимает участия в хлопотах, Марѳа подошла к Иисусу Христу и сказала: „Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оста­вила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне!"
Иисус Хри­стос отвечал ей: "Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишь­ся о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея" (Лук. 10, 38-42.)

***
Мы все идем дорогой Марфы –
Устал Господь нас вразумлять.
Смолкают ангельские арфы,
Не в силах нас перекричать:
Мы всё о тряпках да горшках,
Мы все – то в злобе, то в слезах…

Мы вжились в нашу суету,
И образ, посланный нам свыше –
Марии, внемлющей Христу –
Нам кажется чужим и лишним.
Мы все – в гордыне да страстях,
Мы всё о ценах, да деньгах…

Оставь, сестра, свои заботы!
Нам хлеб иной Христос дает.
Не всё нам праздновать субботы –
И Воскресение придет!
Чтобы не каяться в грехах
Живи с молитвой на устах.

***
Дети Марии легко живут,
к части они рождены благой.
А Детям Марфы достался труд
и сердце, которому чужд покой.
И за то, что упреки Марфы грешны
были пред Богом, пришедшим к ней,
Детям Марии служить должны
Дети её до скончанья дней.
Это на них во веки веков
прокладка дорог в жару и в мороз.
Это на них ход рычагов;
это на них вращенье колёс.
Это на них всегда и везде
погрузка, отправка вещей и душ,
Доставка по суше и по воде
Детей Марии в любую глушь.
"Сдвинься", - горе они говорят.
"Исчезни", - они говорят реке.
И через скалы пути торят,
и скалы покорствуют их руке.
И холмы исчезают с лица земли,
осушаются реки за пядью пядь.
Чтоб Дети Марии потом могли
в дороге спокойно и сладко спать.
Смерть сквозь перчатки им леденит
пальцы, сплетающие провода.
Алчно за ними она следит,
подстерегает везде и всегда.
А они на заре покидают жилье,
и входят в страшное стойло к ней.
И дотемна укрощают её,
как, взяв на аркан, укрощают коней.
Отдыха знать им вовек нельзя,
Веры для них недоступен Храм.
В недра земли их ведет стезя,
свои алтари они строят там,
Чтобы сочилась из скважин вода,
чтобы, в землю назад уйдя,
Снова поила она города,
вместе с каждой каплей дождя.
Они не твердят, что Господь сулит
разбудить их пред тем,как гайки слетят,
Они не бубнят, что Господь простит,
брось они службу, когда хотят.
И на давно обжитых путях и там,
где ещё не ступал человек,
В труде и бденье - и только так
Дети Марфы проводят век.
Двигая камни, врубаясь в лес,
чтоб сделать путь прямей и ровней,
Ты видишь кровь - это значит: здесь
прошел один из её Детей.
Он не принял мук ради Веры святой,
не строил лестницу в небеса,
Он просто исполнил свей долг простой,
в общее дело свой вклад внеся.
А Детям Марии чего желать?
Они знают - ангелы их хранят.
Они знают - им дана Благодать,
на них Милосердья направлен взгляд.
Они слышат Слово, сидят у ног
и, зная, что Бог их благословил,
Свое бремя взвалили на Бога, а Бог -
на Детей Марфы его взвалил.

Поучая народ, Иисус Христос пришел в Вифанию . Это селение расположено недалеко от Иерусалима за Елеонскою горою. Здесь приняла Его в свой дом одна женщина, именем Марфа , у которой был брат Лазарь и сестра Мария .


Вифания

В доме Лазаря Иисус Христос дал наставления о том, что забота о спасении души выше всех других забот . Поводом к этому послужил прием, сделанный Ему сестрами Лазаря. Обе они с одинаковою радостью встретили Его, но различно выразили свою радость.

Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение.


Иисус Христос у Марфы и Марии

Марфа же тем временем заботилась и усиленно хлопотала о большом угощении Его.

Показалось ли Марфе, что она не успеет быстро справиться одна в своих хлопотах, или же ей показалось, что сестра ее не с таким усердием принимает Иисуса Христа, как следовало бы: - только Марфа подошла к Спасителю и сказала: "Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне".

Господь же Иисус Христос сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом " (излишнем, т. е. заботы Марфы направлены к тому, без чего можно обойтись, что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету), а одно только нужно (это внимание к слову Божию и исполнение воли Его). Мария же избрала благую (самую лучшую) часть, которая (никогда) не отнимется у нее ".

Случилось в другой раз, когда Иисус Христос беседовал с народом, то одна женщина не могла удержать в душе своей радости от слов Его и громко воскликнула из народа: "блаженна (в высшей степени счастлива) Матерь, которая родила Тебя и вскормила Тебя !"

Которые были многократно осмыслены в различных музыкальных сочинениях, произведениях художественного искусства, не говоря уже о собственно религиозной рефлексии. Две такие фигуры - сестры Марфа и Мария, являются, наверное, наиболее узнаваемыми после Христа и Девы Марии. Об этих персонажах священной Новозаветной истории мы и поговорим в этой статье.

Образ сестер в Библии

В Новозаветном повествовании Мария и Марфа появляются дважды - один раз в Евангелии от Луки, второй раз - в Эти два отрывка описывают две различные истории. Но в обеих сестры представлены как ученицы Иисуса Христа и даже более того - вместе со своим братом Лазарем они предстают как его друзья, дом которых всегда был открыт для Спасителя.

Притча от Луки

Автор третьего Евангелия передает историю о сестрах, как поучительное наставление, ключевыми символическими фигурами в которой являются Марфа и Мария. Притча строится как рассказ о Христе, который пришел в гости к упомянутым женщинам и стал наставлять их в Божьей воле. Марфа между тем готовила угощение, чтобы оказать другу необходимое гостеприимство, а Мария сидела возле Иисуса и, ни на что не отвлекаясь, слушала его наставления. Хлебосольную сестру это обстоятельство вывело из себя, и она пожаловалась Христу, что Мария оставила ее одну на кухне заниматься трапезой, а сама предалась разговорам. Иисус отреагировал на это неожиданно - он осадил Марфу, заявив, что ее хлопоты - это житейская суета, не имеющая большого значения, тогда как Мария выбрала то, что действительно важно и необходимо человеку, а именно слушание Воли Божией. Он назвал поведение младшей сестры благой частью, добрым выбором.

Значение притчи

В целом места в писании достаточно очевидна: существуют вечные ценности, которые всегда актуальны, и именно они должны занимать приоритетное место в жизни христианина. Что касается бытовых и других обязанностей, то, речь, конечно же, не идет о том, чтобы ничего не делать вовсе. Но в ситуации выбора этот отрывок Евангелия учит верующего избирать главное. Другими словами, Христос у Марфы и Марии не призывает категорически к отказу от повседневных забот, но говорит о необходимости четкого осознания вечного и временного, абсолютного и относительного. В каждом человеке, особенно среди последователей каких-либо религий, духовных учений и практик, есть на уровне субличностей своя Мария и своя Марфа. От того, чей голос более слышен и авторитетен человеку, зависит качество его жизни, осмысленность и внутреннее, духовное развитие. И при встрече со своим Христом, то есть, когда речь в жизни заходит о вечных, высших ценностях, необходимо отдавать себе отчет, правильный ли образ действия был избран, потому что, заботясь об «угощении», рискуешь сам остаться без того, что Иисус называет "хлебом вечной жизни".

Воскрешение Лазаря

В Евангелии от Иоанна Мария и Марфа предстают участницами другого, более важного события. Речь идет, ни много ни мало, о воскрешении из мертвых Лазаря, который приходился сестрам родным братом. Как гласит повествование, Лазарь тяжело заболел, но сестры, которые знали Иисуса и верили в его силу, послали позвать его, надеясь, что он придет и исцелит их больного брата. Христос узнал, что Лазарь болен, но не пошел в Вифанию, где он жил, сразу же. Вместо этого он дождался, пока Лазарь скончался, и лишь затем объявил ученикам, сопровождавшим его, что идет к нему домой. Мария и Марфа встретили учителя и обе выразили сожаление, что он не оказался рядом с Лазарем, когда тот был еще жив. Они твердо верили, что, если бы это было так, он бы не умер. В ответ Иисус ободрил их, сказав, что смерть Лазаря не к славе Божией, то есть она предусмотрена для того, чтобы Бог мог проявить себя среди народа, дабы уверовали сомневающиеся. Христос попросил отворить камень от гроба. В то время могилами служили пещеры, вырубленные в скале, вход в которые после похорон затворялся большим камнем. Мария и Марфа сначала возразили, сказав, что с момента погребения прошло уже четыре дня и тело покойного сильно смердит. Уступив настойчивости гостя и подчинившись его авторитету, камень все же отворили. Затем, как повествует евангелие, Иисус взмолился и, обращаясь к Лазарю, как к живому, приказал ему выйти из гроба. К удивлению всех собравшихся, тот действительно вышел живым, окутанный погребальными пеленами. Это чудо воскрешения из мертвых стало одним из самых популярных евангельских эпизодов. А сам Лазарь вместе со своими праведными сестрами вошел в историю, как Лазарь четверодневный.

Значение воскрешения Лазаря

Для последователей исторического христианства, то есть православия, католичества, а также протестантизма, событие воскрешения Лазаря, описанное в Евангелии, воспринимается буквально, то есть как имевшее место быть. Мы же, оставив вопрос о его историчности за скобками, обратимся к богословской рефлексии. Во-первых, сама по себе эта история говорит о том, что Христос был не просто человеком. В повествовании он называет себя "жизнью" и "воскресением" и утверждает, что тот, кто верит в него - не умрет. Это подчеркивает неотмирность его подлинной природы - христиане считают, что Иисус Христос - это сам Всевышний Господь Бог, воплотившийся в образе человека. Власть Христа над жизнью и смертью, описанная в Евангелии, иллюстрирует и подчеркивает эту мысль. Святая Мария и ее сестра Марфа демонстрируют веру во Христа и по вере своей получают желаемое - воскрешение своего брата. Далее, его намеренное ожидание смерти и утверждение, что это событие было для славы Господа, говорит о том, что Бог проявляется себя в истории мира, и у него имеется промысел о каждом человеке. В принципе, на основании тех или иных стихов из данного отрывка можно извлечь еще много теологических выводов, но эти два - главнейшие.

Марфа и Мария, как исторические лица

В принципе ничто не мешает предположить, что реальные персонажи, описанные в данных двух отрывках реально существовали и были связаны с Иисусом и его общиной. Об этом говорит и то, что они упоминаются дважды в Евангелиях в совершенно разном контексте. С другой стороны, трудно сказать, насколько реальные прототипы соответствуют изображенным в Библии лицам, ведь к моменту написания этих текстов они были уже, вероятно, мертвы. Достоверных исторических свидетельств о позднейшей их жизни тоже не осталось. Католическая традиция утверждает, что Мария, сестра Марфы - это святая Мария Магдалина. Поэтому с нею связывается предание, согласно которому она проповедовала в Иерусалиме, Риме, а затем в Галлии - на территории нынешней Франции, где и скончалась. Это же касается и Марфы, ее сестры. В православии это отождествление считается лишь гипотезой, а потому никакой оформленной житийной традиции относительно Марии и Марфы нет.