Молитвы всем святым. Молитва святой, имя которой носишь. Молитва о здоровье

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (назвать имя), яко аз усерд¬но к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику (или: скорой помощнице и молитвеннице) о душе моей.

Яко - ибо, потому что;
аз - я;
прибегаю - обращаюсь за помощью.

Каждый из нас, членов Церкви, носит имя какого-ни¬будь святого; это имя дается нам при Крещении. Вместе с именем нам даруется и образец для подражания - святой заступник перед Богом.

Святые - ангелы и люди - верные слуги и друзья Божий; их подвиги, дела и чудеса совершаются силой Божией. Мы общаемся со святыми в молитвах и про¬сим их молитвенной помощи: нашу слабую, несовершенную, неумелую молитву святые очищают и возносят к Богу, к Которому они близки. Бог милостиво принимает это заступничество святых за нас и дает им силу помогать нам - видимо или невидимым образом.

Любой святой, к которому ты обратишься от сердца, может помочь тебе. И все же святой, имя которого ты носишь, особенно тебе близок, по-особому слышит тебя. Поэтому к своему святому заступнику надо ежедневно обращаться в молитве, надо стараться узнать о нем, о его житии (то есть жизни) и его чудесах и стремиться быть похожим на него.

Мы молимся святым иначе, чем Богу, - просим их молитвенного заступления за нас: «Святый угодниче Божий, моли Бога о мне».
Мы различаем святых не только по имени, но и по чинам святости - образу их подвига, которым они достигли близости к Богу. Хорошо, если, молясь своему святому заступнику (да и любому святому), мы сможем правильно, по-церковному обратиться к нему.

К святым архангелам, предводителям ангельских воинств (а ведь человек может носить и ангельское имя - иметь своим святым покровителем арханге¬ла Михаила, или Гавриила!), мы обращаемся так: «Святый архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о мне!» (или о нас) (архистратиг по-гречески - предводитель воинства, главнокомандующий); или же: «Святый архангеле Божий Михаиле...» (Обрати еще раз внима¬ние: знакомые слова и имена при обращении по-церковнославянски произносятся иначе, в звательном падеже: не «Михаил», а «Михаиле»!).

Пророки - святые люди, по вдохновению Святого Духа возвещавшие роду человеческому волю Божию и будущие судьбы мира. К ним мы обращаемся так: «Святый пророче Божий Илие...» (или же: «Святая пророчице Божия Анно...»).

Апостолы - святые ученики Господа Иисуса Христа, которых Он избрал для проповеди Своего учения и для основания Церкви. К ним мы обращаемся так: «Святый апостоле Божий Петре...»

Некоторые святые, которые, хотя и не входили в число апостолов, совершили подвиг распространения Христовой веры в той или иной стране, получили название равноапостольных. К ним мы обращаемся: «Святый равноапостольный княже Владимире...» (или же: «Святая равноапостольная Марие Магдалино...»).

Святителями мы называем святых епископов, митрополитов, патриархов, а обращаемся к ним так: «Святителю отче Николае...»
Мученики пострадали и умерли за Христа, за веру. К ним мы обращаемся так: «Святый мучениче Иоанне Воине...» («Святая мученице Татиано...»). Некоторые из них за особенно тяжкие страдания получили наименование великомучеников: «Святый великомучениче Димитрие...», «Святый великомучениче и Победоносче Георгие...», «Святая великомученице Варваро...»

Священномученики - это мученики-священники и мученики-епископы: «Святый священно мучениче Игнатие...» Преподобномученики - мученики-монахи: «Святый преподобномучениче Анатолие...» (или же: «Святая преподобномученице Елисавето...»).

Святые исповедники - это претерпевшие за Христа мучения и гонения, но не принявшие мученической смерти - оставшиеся после мучений в живых: «Святый исповедниче Божий Максиме...»

Преподобные - это те, кто достиг святости в монашеском подвиге. К ним обращаются так: «Преподобне отче Сергие...», «Преподобная мати Марие...»

Если ты все-таки не знаешь, как правильно обратиться к своему заступнику в молитве, как должно прозвучать его имя или чин святости, - обращайся к нему как умеешь, но при возможности спроси у священника.

Некоторые христианские молитвы так прочно вошли в жизнь верующего, что, как говорится, ночью разбуди — слова молитвы сразу придут на память. С молитвой «Отче наш» православные начинают день, и заканчивая дневные труды, читают ее перед сном. «Символ веры» поется на каждой литургии, знаменуя начало Евхаристического канона, на котором могут присутствовать и молиться только верные. Все молящиеся в храме, во главе с дьяконом, поют или читают нараспев «Символ веры». После Евхаристического канона, перед выносом чаши с Телом и Кровью Христовыми, весь храм поет «Отче наш».

Символ веры

После совершения обрядов отрицания от злых сил, в первой части таинства Крещения, восприемник читает за маленького крестника молитву Символ веры. Это знак исповедования православной веры перед Богом и перед священником. Таким образом, крестный поручается за младенца, обещает в будущем ему эту веру открыть, научить ребенка, объяснить как и во что верят православные христиане. Дети сознательного возраста (с 12 лет) и взрослые, принимающие Крещение, читают молитву самостоятельно.

Символ веры состоит из 12 кратких утверждений, в которых, в сжатой форме, содержится все православное вероучение. 12 тезисов — в православном учении — 12 членов — последовательно говорят нам о Боге Отце, О Его Единородном Сыне Иисусе Христе, О Святом Духе, о Церкви, Крещении во спасение души и тела, и о Воскресении мертвых.

В древности существовало несколько кратких Символов веры, которые несмотря на незначительные разночтения, передавали суть новозаветного учения. В IV веке возникли еретические, ложные учения о Боге Сыне и Боге Духе Святом, это породило необходимость в единой для всех верных молитве.

Молитва, дошедшая до наших дней, была составлена отцами I Вселенского Собора, который состоялся в 325 году в Никее (первые семь членов Символа веры) и отцами II Вселенского Собора 381 года, прошедшем в Константинополе (последние пять членов). Отсюда полное название — Никеоцареградский Символ веры.

Символ веры

На церковно-славянском

На русском языке

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день, по Писанием.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

10. Признаю одно крещение для прощения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

11. Ожидаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь

12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Молитва Отче наш

Молитва «Отче наш» называется по-другому молитвой Господней, потому что ученики Христовы получили ее от самого Спасителя. На просьбу апостолов научить их молиться, Христос произнес эту молитву, прибавив повеление молиться тайно (не на виду у всех, как фарисеи), затворив двери. Это описано во всех четырех Евангелиях. Молитва Отче наш — самая главная из всех молитв.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Мы обращаемся к Богу, называя Его Отцом. На земле нет ближе и теснее родства, чем отношения родителей и детей. Любовь родителей к детям безусловна и безгранична. Но любовь Небесного Отца превышает самую большую родительскую любовь. Тем самым Христос показал нам: верующие должны относиться к Богу — в первую очередь, как к Отцу — Отцу Небесному. Обращаясь к Богу, мы исповедуем (признаем) Его Святость, Его вечное Царство и Славу, признаем Его Волю и владычество над нами как лучшее, что может быть с человеком. Воля Божия всегда творит добро — говорили умудренные Духом святые.

После чего, мы говорим о наших прошениях к Богу. Господь дал понять, в чем должны заключатся наши просьбы — в ежедневном хлебе насущном и в мольбе о прощении грехов (долгов перед Богом), «как и мы прощаем должникам нашим». То есть в молитве заключена заповедь Божия — прощать должникам. Под «хлебом» святые отцы-толкователи понимали все необходимое для жизни — жилище, одежду, пищу. Ничего более необходимого просить у Бога не следует. В заключение мы просим, чтобы Господь избавил нас от искушений и защитил от нечистых духов.

Молитва Господня имеет великую силу, в ее словах с нами молится сам Дух Святой и предстательствует за нас перед Отцом Небесным.

Молитва Ангелу Хранителю

В Крещении каждый верующий получает от Бога Ангела Хранителя. На поздравительных открытках и иллюстрациях Ангелов обычно изображают нежными и утонченными, в действительности, Ангел — могущественное, духовное существо. Все Ангелы непрестанно служат Богу и исполняют Его волю. По повелению Божию они творят чудеса — защищают от опасностей, приносят человеку благие, полезные для души помыслы и многое другое. Ангел Хранитель часто изображается со щитом и мечем. Щит — в символическом толковании — есть вера человека. Ничто не защитит нас так, как защищает вера в Бога. По нашей вере Господь, видящий сердце каждого, посылает Ангела Хранителя, в помощь и вразумление.

Молитва Ангелу Хранителю входит в ежедневные утренние и вечерние молитвы. Кратко можно призывать помощь Ангела следующими словами: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

Каждое утро мы читаем молитву, в которой просим, чтобы Ангел Хранитель направил нас на верный путь — путь спасения. А спасение наше складывается из мелких, повседневных дел, тех обстоятельств, которые каждый день посылает нам Бог. И мы просим, чтобы Ангел не удалялся от нас во всех этих делах, в каждый день нашей жизни, за наше недостоинство, недоброту, лень, и многое другое.

Хорошая идея для крестных — подарить на крестины красивую открытку с текстом молитвы Ангелу хранителю. Малыш будет расти, и в числе первых молитв узнает молитву Ангелу. Ее нужно читать ребенку каждый день, начиная, примерно, с годовалого возраста. Незаметно он выучит ее наизусть, у детей очень хорошая память. Так, молитва органично войдет в жизнь ребенка. Первые детсткие впечатления — самый стойкие на всю жизнь.

Святый Ангеле, предстояй окоянней моей души и страстней моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку, и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю оаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва святому покровителю

Краткая молитва святому называется греческим словом «тропарь». Тропари — это древнейшие церковные песнопения, в храме, на службе их поет хор. В них раскрывается суть церковного праздника или кратко, в поэтической форме, рассказывается о жизни святого, память которого отмечает сегодня церковь.

Например, в тропаре святой блаженной Ксении Петербургской, говорится:

«Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/ безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/ сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием».

Из этой молитвы мы узнаем, чем св. блж. Ксения прославила Бога — добровольной нищетой, смирением, и юродством Христа ради. Узнаем, что она получила дар чудотворения и помощи. Так, в тропаре каждому святому лаконично изложен его христианский подвиг.

Всем прославленным церковью святым существуют песнопения-тропари, которые поют в храме в день их памяти, а верующие могут читать дома и в любых других местах, призывая в течении дня, помощь святого. Иконы святого покровителя небольшого формата, часто содержат на обратной стороне текст тропаря святому с датами его памяти.

Знать молитву своему небесному покровителю — обязательно. Краткую молитву — тропарь, — легче всего выучить наизусть. Помимо нее, существуют более длинные молитвы всем широко почитаемым святым. Они есть в православном молитвослове на всякую потребу.

Знать свой День именин и причащаться в этот день - благочестивых обычай христиан. В этот день принято ходить в храм, подавать милостыню, делать пожертвования. Это не большое застолье, это дань памяти святому, чье имя носит православный христианин. Если Вы приучите маленького ребенка к тому, что именины важнее дня рождения, он пронесет это через всю жизнь.

Молитва о своем покровительстве

В болезни, или какой-то другой нужде, а так­же о своем покровительстве верующий христианин может обращаться и к соименному святому, как всегдашнему о себе молитвен­нику.

Святому, имя которого носишь

Угодниче Божий, (имя святого )! Поминай нас в благоприятных твоих молитвах пред Христом Богом, да сохранит Он нас от искушений, болез­ней и скорбей, да дарует нам смире­ние, любовь, рассуждение и кротость, и да сподобит Он нас, недостойных, Царствия Своего. Аминь.

Своему Ангелу-хранителю

Молитва первая

Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой свя­тый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорст­вом, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголани­ем, злыми помыслы и лукавыми, гор­дым обычаем и блудным взбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение, о злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не тво­рят! Да како возможеши возрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деяниям, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, храните­лю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имярек), буди ми помощник и за­ступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царст­вия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Святый Ангеле, предстояй окаян­ной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе: укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Молитва третья

Ангеле Божий, хранителю мой свя­тый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва четвертая

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и бо­лезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя, грешнаго раба своего (имярек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и не­правд, имиже аз, окаянный, прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене, сквернаго, даже до кончины моея; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока пре­ити и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и по­борник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне, непотребнем, и паче всех грешнейшем, да не изъимет Преблагий души моея в день не­чаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпуститсогрешения моя, яже сотворих вовсем житии моем, делом, словом и всеми моимичувствы,и, имиже весть судьбами, даспасетмя; да накажет мя зде по Своей неизреченней ми­лости, но да не обличит и неистяжет мяонамо по Своему нелицеприятному право­судию; да сподобит мя покаяниепринести, с покаянием же БожественноеПричащениедостойне прияти, о семпаче молю итаковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою: защити мя от тех ловления, егда имам пре-ходити воздушныя мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая, ми вожделеннаго, идеже лицы святых и Горних Сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Краткие молитвы
Церковные молитвы
О силе молитв служителей Церкви
Канонические молитвы
Молитва своими словами

Краткие молитвы.

Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: "Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв". Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык – церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с. людьми, на каком думаем.
Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: "Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного".
Вспомним притчу о мытаре и фарисее: "Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже! будь милостив ко мне, грешному!"" (Лк. 18:10-13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое" (Лк. 23:42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в рай.

Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв – таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова – Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви – молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: "Господи, помилуй", "Господи, спаси", "Господи, помоги мне", "Боже, милостив буди мне, грешному".
Одни подвижник говорил, что, если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву "Господи, помилуй",– этого было бы достаточно для спасения. Но проблема заключается в том, что, как правило, мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.
Будем помнить, что Бог жаждет нашего сердца, а не наших слов. И если мы будем обращаться к Нему от всего сердца, то непременно получим ответ.

Церковные молитвы.

Молиться можно везде – на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе – христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

О силе молитв служителей Церкви.

Особой силой обладает молитва священнослужителя, человека, который принял таинство священства.
Хорошо бы помнить, что Бог скорее услышит вас (христиан), когда о вас и за вас будут с вами молиться служители Церкви. Молитвы, воссылаемые к Богу служителями Церкви, особенно святы пред Ним и доступны к Нему... Яко же некие многоценные бисеры приемлет их Господъ, как кадило благовонное, приятны Ему.
Мы, христиане, знаем, как скоро Бог слышит молитву служителей Церкви, когда они молятся Ему при совершении святых Тайн. При освящении, например, даров хлеба и вина священник говорит: и сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей, честную кровь Христа Твоего, и по слову его молитвы тотчас хлеб претворяется в Тело, а вино в Кровь Христову. И такую могущественную силу имеет эта молитва только в устах служителей Церкви: никто, кроме них, не имеет власти совершать святые Таинства.
Если так скоро и непреложно Бог слышит служителей Церкви при совершении ими святых Таин, то, без сомнения, и во всех других случаях, и во всякое другое время, и во всяком другом месте Он скорее слышит их молитву.

Молитвы тех, кого Господь допускает к Своему святому престолу, без сомнения святее и доступнее к Нему. От кого Господь всегда с любовью принимает дары и жертвы духовные, от тех Он с особенной любовью всегда выслушивает и всякую просьбу. Да, устам служителей Церкви преимущественно внимает Бог и по их преимущественно молитве нисходит благодать свыше, объявляется милость Божия; преимущественно благословляющей рукой священнослужителя подается вам благословение Господне; через них преимущественно все от вас принимает и все подает Господь. Отчего это? Откуда у служителей Церкви такая благодать и сила? Отчего так святы и доступны Богу их молитвы? Не от собственной их святости и силы,- они не святее других, хотя должны быть святее. От святости и благодати Того, Кого они собой представляют, когда молятся, – святую Церковь, которой они служат. А кто составляет славу святой Церкви? Господь Иисус Христос, всегда с ней неразлучно пребывающий Своей благодатью. Следовательно, о ком служители Церкви совершают молитву, о том молится вся Церковь, о том ходатайствует Сам Иисус Христос, единый ходатай Бога и человеков (1 Тим. 2, 6). Иисус Христос обещал всегда быть там с молящимися, где их соберется двое или трое во имя Его (см.: Мф. 18, 20). Тем более Он бывает со всей Церковью, молящейся в лице служителей ее, и их устами Он молится тогда, их руками Он приносит приношения. Да, когда служители Церкви о вас и за вас молятся с вами, то это все равно что Сам Иисус Христос со всей Своей Церковью молится о вас и за вас Отцу Своему. Молящимися устами священника Сам Иисус Христос подает вам милость Божию. Вот чья благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные, и вот чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют молящихся во имя Божие. Вот отчего святы и доступны Богу молитвы служителей Церкви: в лице их Сам Сын Божий молится Своему Богу. Итак, христиане, молитесь непрестанно, но соединяйте молитвы свои с молитвами служителей Церкви; просите их, чтобы они с вами о вас всегда молились: тогда будете получать от Бога всякую милость, тогда будет исполняться вся, яже ко спасению ваши прошения; не мы, служители Церкви, молящиеся о вас и за вас, но Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистой Своей Матери и всех святых будет спасать и миловать вас.

Сила молитв служителей Церкви основана на силе самой Церкви, на том, что церковная молитва – истинный путь к спасению, конечно, для тех, кто ищет спасения, стремится к нему очищением своего сердца. Поэтому нужно верить в силу молитв Церкви.
Когда во время богослужений вы не в храме, мысленно пребывайте в нем, вспоминайте о нем и духом будете в нем за совершаемым священнодействием, молитвой.

Канонические молитвы.

Канонические молитвы, или так называемые «готовые молитвы» на все случаи жизни, вы без какого-либо труда можете найти в любом Молитвослове. Канонические сборники молитв устроены очень удобно: в них есть Утренние и Вечерние молитвы, молитвы Господу, молитвы Богородице и молитвы святым. В некоторых, расширенных, Молитвословах содержатся также акафисты, тропари, кондаки и величания на Праздники Господни, праздники Богородицы, святых и икон Божией Матери. Какой Молитвослов выбрать, зависит только от вас. Поначалу лучше всего остановить выбор на самом простом, небольшом Молитвослове.
Как пользоваться Молитвословом? Разумеется, можно просто-напросто найти в оглавлении ту или иную молитву: как правило, из заголовков сразу видно, на какой случай молитва предназначается («о живых», «о усопших», «от недугов», «от страха» и т. д.).
Можно почитать жития святых и истории икон, разобраться, к каким святым в каких нуждах обращаются с молитвами, перед какими иконами принято молиться при тех или иных жизненных обстоятельствах.
Но не это, наверное, самое главное. Если обобщить весь многовековой опыт Православной Церкви, в сущности, сразу станет очевидно, что молиться можно любому святому, перед любой иконой, только бы ваша молитва шла от души!

В книге «Учитесь молиться!» митрополит Антоний Сурожский писал:
У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым... Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы. Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто – о грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно. Заучите эти отрывки наизусть, потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам дей ствительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих...
К сожалению, слишком часто мы плохо улавливаем смысл канонических молитв. Человек неискушенный, взяв в руки Молитвослов, как правило, многие слова в нем не понимает. Ну, что, например, означает слово «созижди»? Или слово «имам»? Если вы обладаете врожденным словесным чутьем, то «перевести» непонятные слова вам будет не так уж сложно. Слово «созижди» – явно производное от слова «созидание», то есть сотворение, создание; «созижди» означает «создай, сотвори». А «имам» – старинный вариант слова «имею», и корень у них один. Только после того, как вы разберетесь со смыслом молитвенных текстов, можно приступать и непосредственно к молитве, иначе ваше обращение к высшим силам будет для вас всего лишь набором непонятных слов. И эффекта от подобной просьбы, к сожалению, ожидать не приходится.

Молитва своими словами.

Довольно часто можно услышать такой вопрос: возможно ли молиться своими словами? Разумеется, можно! Ведь все мы – очень разные. Кому-то легче читать «готовые молитвы», а кто-то просто не способен в настоящее время в полной мере осознать смысл канонических молитв, и поэтому не может ими пользоваться.
Вот что говорят о молитвах своими словами представители Русской Православной Церкви.
Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть, и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спа си меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».
Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели: «Господи, помоги им».
Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря
Хорошо иногда на молитве сказать несколько слов своих, дышащих горячей верой и любовью ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, – сказать от сердца и свое благое слово; к чужим же словам мы как-то привыкаем и хладеем...
...Когда убедительны для тебя самого будут молитвенные слова, тогда они будут убедительны и для Бога...
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Иногда, чтобы адресовать Богу свою горячую просьбу, нет нужды прибегать к словам. Молитва может быть безмолвной. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо».

Краткое молитвенное призывание

А еще на протяжении дня можно молиться краткими молитвенными призываниями. Прежде всего, это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного ». Данную молитву в православии именуют «молитвой устойчивости». Отчего пошло подобное название? Дело в том, что в Иисусовой молитве человек всецело отдается на милость Божию, под Его покров и заступничество. По мнению большинства православных подвижников Иисусова молитва в нескольких словах суммирует всю премудрость Евангелий.
Довольно эффективны молитвы-обращения за помощью и защитой к святому, имя которого вы носите. Обращаться к своим святым покровителям лучше всего несколько раз в день. Для этого также существует коротенькая молитва.

Молитва, обращенная к святому, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
За покровительством к Богородице мы обращаемся в следующей молитве:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Если сложно запомнить сразу молитву, можно просто время от времени повторять про себя:
Пресвятая Богородице, спаси нас!


ТОЛКОВАНИЕ УТРЕННИХ МОЛИТВ

Молитва 5-я, святого Василия Великого

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.

Грехи делом - когда это дело противно заповеди Божией. Например, если человек предается объедению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Грехи словом - когда это слово противно воле Божией. Например, праздные разговоры, неприличные слова и песни - грехи словом. Грехи словом - клевета на ближнего, злословие, осуждение. Грехи мыслию - это пожелания, помышления, противные любви к ближнему, когда мы поступаем против заповеди Божией «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему Твоему». Эти грехи столь же тяжки, как грехи делом и словом. Грехи ведением - те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим по гордости, злобе, лености и т. д. и оправдываем себя ложными доводами. Грехи неведением происходят от немощи естества человеческого. Кто усмотрит погрешности свои? - говорит пророк Давид (Пс. 18, 13) и присовокупляет молитву: От тайных моих очисти меня , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которые не считаю даже за грехи.


Молитва 9-я, к Ангелу хранителю

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.

Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.


Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.


Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Аз - я; прибегаю - обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.

Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.