Мормоны – это секта или религиозная община? Церковная община, литургическая жизнь и христианское служение

Религиозная организация

Религиозная организация - оформленное объединение верующих одной религии, чаще всего возглавляемое служителями культа.

По мнению верующих, в конкретном случае - христиан - религиозная организация является особой сообществом людей, главой которой является Иисус Христос. Члены этой организации объединены Святым Духом, находящегося во всех ее членах. Таким образом религиозное объединение превращается в мистическое единство, которая относится к сфере божественного.

Существует много разновидностей религиозных организаций. Форма религиозной организации зависит от уровня развития той или иной религии, а также критериев их выделения.

Религиозная группа

Религиозная группа - сравнительно небольшой коллектив людей, совместно отправляет религиозные обряды. Эта форма религиозной организации распространена как юридический термин в религиозном законодательстве разных стран. Например, в федеральном законе Российской Федерации "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано, что "религиозные группы имеют право проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей" (ст. 7.3) . Для осуществления богослужебной деятельности используется имущество и помещения самих участников (ст. 7.1).

Религиозная община

Религиозная община представляет собой первичное территориальное объединение верующих, принадлежащих к определенному религиозному направлению. Другими ее признаками являются:

Добровольное контролируемое членство (законодательное, не менее 10 человек);

Высокая степень регулярности культа;

Отсутствие централизованного руководства при наличии среди верующих лиц, наделенных функциями священнослужителей.

По своей форме религиозная община предполагает автономность и самоуправляемость, однако выглядеть она может по-разному. Общество может возглавлять один лидер. Он не обязательно должен быть профессиональным служителем культа, но может рассчитывать на финансовую поддержку за счет средств общины. Во главе общины может стоять специальный совет из определенного количества избранных общим собранием уважаемых верующих, которым поручается на определенный промежуток времени руководство общиной - причем как организационное, так и идейно-теоретическое.

Существует и другой тип религиозных общин - иерархический. Общины иерархического типа является только первичными религиозными единицами более централизованной религиозной организации на определенной территории. В таком случае они подчиняются центральному органу управления организации - идеологически, организационно, финансово, а потому имеют только относительно автономный статус. Как правило, религиозные общины такого типа возглавляются единолично профессиональным служителем культа, обеспечивает лучшую степень подчиненности.

Главная задача общества-совместная культовая деятельность, для реализации которой общины строят собственные культовые сооружения и содержат штат их служителей. Не менее важным видом религиозной деятельности общины является выполнение миссионерского долга. В задачи многих религиозных общин принадлежит также благотворительная деятельность. Таким образом, функционирование религиозной общины обеспечивает постоянное воспроизводство религиозных убеждений человека и его преданное служение религиозной идеала. В то же время, сплоченность и активность конкретной общины оказывает значительное влияние на окружающую среду, способствуя распространению той религии, которую она представляет.

Через стадию общины прошли все мировые религии буддизм, христианство, ислам - на ранних этапах своей истории. Территориальные объединения мусульман в разных странах продолжают представлять эту форму религиозной организации и в наше время. В разных направлениях христианства преобладает иерархический тип общины как первичного звена более централизованного организационного образования (например, епархии, действует цезию, суперинтендатуры).

Нужна ли современным городским христианам община? Если да, то какой она должна быть? Размышляет Анна Гальперина.

«Нам нужна община!»

Сегодня в Церкви одной из главных проблем называют построение . Об этом пишут и говорят все - начиная от Патриарха и заканчивая мирянами в блогах. Нам нужно строить общину! Это звучит почти что лозунгом. Только почему-то вербальные заклинания не помогают. По факту, церковной общины сегодня в России не существует.

Есть исключения, положительные примеры, да и то, чаще всего - это результат труда конкретного священника, его усилия, помноженные на силу его личности, собирают людей в приход. Но стоит этому священнику исчезнуть (перевели, запретили за активничанье, умер), как церковная община рассыпается.

Не будем сейчас касаться того вопроса, что многих в церковной «администрации», как и в государстве, кстати, пугает вообще появление общины - она сильна, активна, непредсказуема. Так что же такое община?

Что такое община? Отвечает Википедия…

Религиозная община, как говорит Википедия, - «сообщество людей определённой местности какого-либо вероисповедания, религиозного толка, объединённых с целью совершения богослужений, молитв и обрядов».

Таким образом, собираясь вместе раз в неделю для совместной молитвы, мы уже представляем собой общину? В общем-то, тогда можно и не знать того, кто стоит рядом, молиться только за себя. В общем то, именно такую вики-общину мы уже имеем. Храмы наполняются, люди заходят, обряды исполняют - чего вам еще надо?

Однако мы понимаем, что суть христианской общины не в том, что некие люди в некое время собираются в одном месте для того, чтобы совершить какое-то действо.

Отвечает Устав РПЦ

Там же он упоминает и о другом искажении, так часто принимаемом за «общину», этаком варианте эскапизма: «Мы представляем Церковь в образе (о чем говорили уже отцы, образ этот вполне законный и сейчас) Ноева ковчега. Мы внутри, дверь закрыта, и нам не угрожает то, что снаружи. На деле все не так спокойно и просто.

Да, Ноев ковчег - образ Церкви в том смысле, что снаружи - смерть, внутри - жизнь, внутри - спасающая воля Божия и т. д. Но Церковь отличается от ковчега в том отношении, что невозможно оказаться в нем раз и навсегда, попасть в соответствующую клетку - и я говорю о клетках, потому что совершенно очевидно, что за долгие месяцы дождя и Потопа некоторые звери были готовы съесть других ради пищи или от скуки. Все не так просто».

Община как Христос

Конечно, главное в общине даже не богослужение и не молитва, а Христос, именно Он стоит в центре общины, собирает верных, созидает единство чужих друг другу людей. Вот, как решительно об этом пишет Дитрих Бонхёффер: «Вочеловечившийся Сын Божий был и Он сам, и новое человечество… Вочеловечение делает необходимой воплощенность связи учеников в хождении вслед.

Пророку или учителю идущие вслед ни к чему, ему нужны слушатели и сторонники. А вочеловечившемуся Сыну Бога, вошедшему в человеческую плоть, нужна община идущих вслед, которая была бы причастна не только его учению, но и его телу. У идущих вслед есть общность с телом Иисуса… Тело Иисуса Христа есть само воспринятое им новое человечество. Тело Христа - это его община. Иисус Христос - это одновременно и Он сам и его община (1 Кор. 12, 12).

После Пятидесятницы Иисус Христос живет на земле в образе своего тела - общины… Поэтому креститься - значит стать членом общины, членом тела Христова (Гал. 3, 28; 1 Кор. 12, 13). Поэтому быть во Христе - значит быть в общине. А если мы в общине - значит, мы истинно и телесно в Иисусе Христе».

То есть, христианская община, по Бонхёфферу, и есть Сам Христос. А верующий может стать христианином только в общине. Однако не очень понятно, как просто сборище людей может стать общиной?

Что нам мешает стать общиной?

Как справедливо прот. Павел Великанов, «если мы посмотрим на современную ситуацию, то мы увидим нечто иное. В храм Божий приходят люди, действительно верующие в Бога, каждый со своей стороны пытается как-то осуществить евангельские заповеди, но, откровенно говоря, большинству из них достаточно безразлично то, что происходит как в самом Храме, так и с теми людьми, которые находятся в этом Храме рядом с ними. Они пришли, чтобы решить свою личную духовную проблему.

У меня есть болезнь в душе, у меня немирное состояние, у меня есть грех, я хочу причаститься и быть со своим Христом, все остальное меня не особо волнует. Мне главное попасть в этот очень узенький коридор спасения, который меня может вывести в Царство Небесное. Причащаемся мы Даров Христовых, вполне довольны и счастливо уходим, и дальше нас с Церковью не связывает практически ничего».

По сути, реальность именно такова. И вина, и беда этого - не только индивидуализм и эгоизм современных христиан, но и само изменение жизненных реалий: долгие времена христианской истории именно община (в частности, крестьянская) была основой не только и не столько Церкви, сколько вообще общества, социального устройства.

Сегодня, когда основная часть населения живет в крупных городах, создание общины становится проблематичным. Во-первых, сам образ жизни не предполагает совместного труда, совместного проживания каких-то событий. Та же община пятьсот лет назад, например, видела друг друга каждый день - в труде, в отношениях друг с другом, в жизни и смерти. Сейчас члены одной общины одного города разделены и не ощущают никакого взаимного притяжения. Они приходят ко Христу в Таинстве Причастия, а не ко встрече с общиной. И это - вторая причина.

По сути, получается, что тот же индивидуализм вырос из христианства: во многих богословских трудах говорится, что главное - это «Личная встреча со Христом», моя, только моя, а не какое-то там совместное мероприятие. Вот несколько цитат: «Чем же отличается (христианство от других религий)? Отличается тем (и это очень важно!), что основано на личном опыте. Не на опыте познания, хотя он тоже присутствует в христианстве. Это личный опыт встречи… личный опыт встречи с живым Христом» () или «Личная встреча между человеком и Христом является сердцевиной христианства. Ее невозможно заменить ничем другим» () или всем известное «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Ведь самым главным получается все-таки мое спасение? Мои усилия в этом направлении? При чем же здесь община?

Можно сказать, что в общине люди могут творить христианские дела: помогать бедным, кормить голодных, утешать больных. Но точно так же я могу это делать самостоятельно или вообще с какой-то другой группой людей, совсем не со своей общиной?

Ну и давайте добавим сюда личные черты людей и нашу историю. У меня, например, начиная с пионерско-комсомольского детства вызывают отторжение любые собрания и коллективные деяния. Конечно, можно сказать, что я погрязаю в грехе «индивидуализма» (есть такой?), а можно предположить, что это личные качества - я не «общественный деятель» по натуре…

А нужна ли нам община? И если да, какая?

Если же подытожить все сказанное, то можно сказать, что сегодня «необходимость существования христианской общины» не вырастает изнутри общества, в том числе христианского. У него, у общества, по сути, нет потребности в общине. С одной стороны, нас мало что связывает: я не могу сходу полюбить всех стоящих рядом со мной в воскресенье людей только потому, что они тоже верят в Христа, у меня нет внутри такого тумблера, который можно было бы повернуть - и - щелк - любовь зажглась.

С другой стороны, в современном обществе в России пока нет механизма создания церковной общины, по крайней мере, в больших городах. На мой вопрос - как? Как создать общину? - я пока не услышала ни одного внятного ответа. Возможно, такого механизма и не существует, потому что некогда христианская община все-таки по сути не создавалась с нуля, она была как бы результатом преображения, воцерковления общины уже сложившейся, пусть и языческой. А сегодня получается, что в современной индустриальной структуре общества мы пытаемся вырастить некий архаичный плод.

Может быть, сегодня христианские общины не должны быть привязаны к приходу? Может быть, они должны вырастать при домах престарелых, при , больницах, где костяк общины складывается из людей, занятых общим делом? Но тогда все равно останутся те, кто не ходит в хосписы и не помогает больным старикам. Как быть им? Нужна ли им община? И какой она должна быть сегодня? Может быть, она может быть виртуальной, вроде организации поисковиков «Лиза Алерт», когда люди координируются по тревоге, а потом - каждый дальше живет своей жизнью? И - главное - где в сегодняшней общине и всем нашем церковном обществе - Христос?

Религиозная община монахов или монахинь

Альтернативные описания

Община монахов

. "Замок" монахов

Аббатство

Где пряталась от мафии героиня Вупи Голдберг в комедии "Действуй, сестра!"

Женское учреждение, где мужчины появляются только в виде икон

Киевско-Печерская лавра как обитель

КиевскоПечерская как обитель

Культовое сооружение, под которое иногда подводят

М. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед. Яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри. Моск. церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта. Он живет на монастыре, на церковном дворе. Монах, отрекшийся от светских сует, постриженник во ангельский образ, мних, инок, чернец, приписанный к монастырю. Католическое монашество образует ордена, братства. Рясофорный монах, послушник в рясе и клобуке, только без мантии. Есть монастыри воспитательные, как например наш Смольный. Монах шелкопряд, сумеречник, которого гусеница поедает лес. подкопном деле, монах, кусок трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южн. зап. монашка ж. инокиня, черница. Монашка также бабочка монах. Черней монаха не будешь. черт под старость в монахи пошел. Не всяк монах, на ком клобук. Его же и монахи приемлют, вино. Хватился монах, когда смерть в головах. Черт монаху не попутчик, монах его проведет. Монах (или монахиня) на свадьбе, зловещ для молодых. Подвести дела под монастырь (убить короля). Пошла бы в монастырь, да много холостых (жаль их). него расход Кириллова монастыря, а приход репной пустыни. Идти под стукалов монастырь (солдт. под крепость, на сраженье). Пойду в монастырь, где много холостых. него дом, что монастырь, обилие. Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения). чужой монастырь со своим уставом не ходи. Монахов, монахинин, -шенкин, -шкин, им принадлежащий, -шеский, к ним относящ.; -стырский, к монастырю относящийся. По монастырской ковриги за щеку мечет. Монашек м. угольная курильная свеча. Монастырек. -рец, умалит. -рища, увелич. -ришка, презрит. -рище ср. остатки, развалины, городище монастыря. Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырник м. -ница ж. -щик, -щица, служитель, служка, или обычный посетитель монастырей. Монастырщина ж. монастырская жизнь, обычай; владенья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожий. Монашить или -ся, подражать в чем монахам для вида, ханжить, прикидываться святым

Новодевичий...

Обитель монахов

Община монахов

Под него можно подвести

Помещение монашеской общины

Рассказ российского писателя М. Зощенко

Режимная организация (церковное)

Религиозная община, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию

Убежище от мирской суеты

Церковь и жилые помещения монашеской общины

Что скрывается за обителью

. «замок» монахов

Где пряталась от мафии героиня Вупи Голдберг в комедии «Действуй, сестра!»?

Что скрывается за обителью?

Мормонизм - религиозное сообщество, возникшее в США в 30-е годы 19 века. Оно сочетает в себе элементы иудаизма, протестантизма и других религий. Мормоны - это члены данного сообщества.

Основатель

Своим возникновением религия обязана Иосифу Смиту, имевшему способность к мистическим видениям, которая появилась у него ещё в юном возрасте. Первое видение посетило Иосифа в 15 лет. В нём Бог и Иисус сделали Смита избранником для возрождения истинного христианства, которое не должно примыкать к существующей церкви. Спустя три года у Иосифа было второе видение. К нему явился ангел по имени Мороний и поведал, что на холме Кумор спрятаны «золотые листы» с важными сообщениями древней истории Соединённых Штатов. Эти «листы» должны были помочь Иосифу в восстановлении Истинной церкви, но забрать их ему можно только в 1827 году. Последующие три года Смит расшифровывал письмена и искал единомышленников, готовясь к открытию церкви.

Открытие церкви

История мормонов начинается с 6 апреля 1830 года. Именно тогда в Нью-Йорке была основана их церковь в составе всего 6 человек. Но в этом же году численность организации резко выросла за счёт обращения в веру очень известных в то время протестантских проповедников - Сидни Ригтона и Парли Пратта. Помимо этого, мормоны активно занимались привлечением в секту представителей разных конфессий. С этого момента к ним появилось враждебное отношение, начались преследования. В 1838 году была утверждена заповедь о десятине (пожертвовании), что позволило мормонам сколотить немалое состояние.

В 1844 году Джон Беннет (помощник Смита) открыто заявил о практике многожёнства в их церкви. По разным данным, у Смита было около 80 жён. Данная тема активно освещалась в издании «Обозреватель Нову», которое заявляло, что мормоны - это секта, выманивающая из людей деньги и развращающая общество. Основатель церкви решил применить в отношении издания силу. За это его посадили в Картхагскую тюрьму. Возмущению горожан не было предела, они взяли тюрьму штурмом. Смит погиб в перестрелке и был провозглашён мучеником. После его смерти церковь возглавил Брайм Янг. С 2008 года президентом организации является Томас Монсон.

Жизнь мормонов

Приверженцы этой религии живут по строгим правилам. Можно сказать, что мормоны - это образец высокоморальной и здоровой жизни. Им запрещено курить табак, употреблять алкоголь, наркотики, а также кофеиносодержащие напитки. Аборты и разводы тоже под запретом. Залогом духовного и материального благополучия является семья с большим количеством детей и благочестивая, наполненная трудом жизнь. Благодаря неукоснительному соблюдению этих принципов многие представители религии стали владельцами больших состояний в промышленной, страховой и банковской сферах. Несмотря на это, среди протестанских течений мормонизм считается необычным явлением. Он не особо приветствуется. Вероятно, это связано с началом его истории, когда религия носила маргинальный и сектантский характер. Теперь же мормоны - это представительная религиозная община (в неё входит больше 11 миллионов человек), которая поддерживает научный прогресс и помогает своим членам найти своё предназначение в современном мире.

Важнейшим фактором микросреды, формирующим религиозность индивида, является религиозная община.

специфика религиозной общины как особой социальной группы:

1 общность религиозных верований и культовых действий.

2.Религиозная община, как правило, не существует изолированно. Она представляет собой элемент более сложной системы, объединяющей обычно значительное число религиозных общин, разделяющих общие верования и практикующих общие ритуалы.

В нашей стране в основном существуют религиозные общины двух типов. Один из них - это религиозные общины без фиксированного членства, «открытые» .Второй тип религиозных общин отличается твердо фиксированным членством входящих в них верующих. Этот тип характерен для ряда конфессий, которые в советской атеистической литературе обычно именуются сектантскими. К ним относятся баптисты, адвентисты, пятидесятники и некоторые другие религиозные объединения. между членами общины возникают в большинстве случаев личностные психологические отношения, непосредственные контакты их носят повторяющийся и устойчивый характер. В общинах такого типа происходит гораздо более сильное и постоянное идейное и психологическое воздействие на каждого из членов, интенсивнее формируются многие феномены группового религиозного сознания (общие стереотипы, установки и т.п.).

3.Чем малочисленнее и сплоченнее религиозная община, тем большее воздействие она оказывает на сознание и поведение ее членов.

4.В любой религиозной общине наряду с формальной существует и неформальная социально-психологическая организация (или структура). Формальная организация определена догмами, канонами и традициями данной конфессии. В неформальной структуре межличностных отношений между членами общины большую роль играют родственные связи.

5.В формировании и воспроизводстве группового религиозного сознания активную и весьма значительную роль играют лидеры и активисты общины. 6.Стабильное существование религиозной общины зависит во многом и от наличия в ней религиозных «активистов».

7.Влияние религиозной общины на ее членов осуществляется по многим каналам: 1культовые действия (богослужения).Богослужение через систему социально-психологических механизмов (внушение, подражание, эмоциональное заражение), интенсифицирует религиозные чувства, обеспечивает эмоциональную разрядку, возобновляет и укрепляет в сознании верующего сложившиеся у него религиозные стереотипы и социальные установки.2. проповедь. 3. рукописи религиозного содержания, циркулирующих в религиозных общинах.

8.тенденция «отчуждения» верующих от окружающей их действительности, от проблем, стремлений и интересов, чуждых групповому религиозному сознанию, свойственна многим религиозным общинам.

Функции общины:1.иллюзорно-компенсаторная , которая практически реализуется прежде всего через отправление религиозного культа.2. мировоззренческая, 3.регулятивная, 4.коммуникативная, 5.интегрирующая.

Религиозная община оказывает повседневное - и нередко весьма сильное - воздействие на поведение ее членов, одобряя и санкционируя одни формы поведения и порицая, отвергая другие. Групповое давление на членов общины, не всегда принимая форму явных запретов - или тем более санкций, - как правило, ощущается каждым из ее членов, особенно если речь идет об общинах с твердо фиксированным членством. Регулирующее воздействие на членов общины осуществляется через групповое мнение, которое нередко влияет не только на поведение самих верующих, но и на их родственников, соседей и т.п.

Сплоченности членов религиозной общины способствует их повседневное общение (прежде всего - во время богослужений) и взаимная поддержка и помощь, как моральная, так и материальная.

Таким образом, влияние общины реализуется через удовлетворение не только собственно религиозных потребностей верующих, но и многих иных: потребности в общении, в утешении, в моральной и материальной поддержке и т.п.