Московская сретенская духовная семинария. Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь человеку невозможно

: «Феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами.
, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова: Ни о каком православии Ванги говорить не приходится.
, завкафедрой сектоведения ПСТГУ: Ванга была колдуньей, контактировала с темными силами.
доказал антихристианскую сущность феномена Ванги
: Ванга – несчастная женщина, жертва темных сил.


Иеромонах Иов (Гумеров): «Феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами.


Литература о Ванге довольно обширна. Однако знакомство с многочисленными публикациями удивляет однообразием. Всё сводится в основном к внешним событиям и эмоциональным впечатлениям. Всякая оценка предполагает внимательное и строгое отношение к фактам, насколько они доступны. К сожалению, даже самые подробные книги, написанные племянницей Ванги Красимирой Стояновой, нарочито неполные. «Некоторые случаи так фантастичны и выходят за рамки здравого смысла, что я не осмелилась включить их в книгу» (К. Стоянова. Ванга ясновидящая и исцеляющая, М.,1998, с.9). Но даже, несмотря на такую цензуру, воспоминания племянницы, жившей вместе с Вангой, многое приоткрывают.

Родители её – Панде Сурчев и Параскева – были земледельцами. Родилась она в Струмице (Македония). Девочка появилась на свет семимесячной и очень слабой. Согласно местной традиции новорожденному не давали имени, пока не было твердой уверенности, что ребенок будет жить. Поэтому девочка некоторое время оставалась без имени. Выбор имени определял местный народный обычай: выходили на улицу и спрашивали первого встречного. Бабушка новорожденной вышла из дома и от первой повстречавшейся женщины услышала имя Андромаха. Недовольная им, она спросила другую женщину. Та сказала ей – Вангелия.

Мать умерла, когда Ванге было три года. Поэтому с раннего детства она была научена трудолюбию, которое сохранялось у неё до самой кончины.

В 12 лет произошло событие, изменившее всю её жизнь. Когда Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял её в воздух и отнес далеко в поле. Нашли её, заваленную ветками и присыпанную песком. Кроме сильного испуга, была боль в глазах. Вскоре она ослепла. В 1925 году Вангу отвезли в город Земун в дом слепых. Она научилась вязать, читать, освоив азбуку Брайля, готовить еду. Годы эти были счастливые, но тяжелые жизненные обстоятельства заставили вернуться домой.

В 1942 г. она обвенчалась с Димитром Гуштеровым. С этого времени она жила в Петриче, а в конце жизни в Рупте. Умерла она 11 сентября 1996 г.

Необычные способности в ней стали проявляться еще Струмице, когда она жила в доме отца. В 1941 г. её второй раз посетил «таинственный всадник». С этого времени её сверхестественные способности стали проявляться постоянно. Множество людей приходило к ней ежедневно. Она могла рассказать прошлое человека. Открыть подробности, которые не знали даже близкие. Нередко она делала прогнозы и предсказания. Люди уходили под сильным впечатлением. Было ясно, что мир невидимый от неё не закрыт.

Человек, ограниченный физическим телом, не может собственными силами познавать потусторонний мир. Священное Писание и святые отцы говорят о двух источниках нашего знания мира сверхчувственного: Богооткровенный и демонический. Третьего нет. Кто давал информацию Ванге о мире невидимом? Откуда была изумляющая людей осведомленность? Ответ этот можно найти в книге племянницы Ванги.: «Вопрос: Ты разговариваешь с духами? – Ответ: Приходят много и все разные. Тех, которые приходят и постоянно рядом, я понимаю» (Правда о Ванге, М., 1999, с.187). Племянница вспоминает. «Мне было 16 лет, когда однажды в нашем доме в Петриче Ванга заговорила со мной. Только это был не её голос, да и сама она не была собой – это какой-то другой человек, который говорил её устами. Слова, которые я слышала, не имели ничего общего с тем, о чем мы говорили до этого. Словно какой-то другой человек вмешался в наш разговор. Голос произнес: «Вот, мы тебя видим…», а затем мне было подробно рассказано обо всем, что я делала в течение дня до этого момента. Я просто окаменела от ужаса. Мы были вдвоем в комнате. Вскоре после этого Ванга вздохнула и сказала: «Ох, отпустили меня силы», и как ни в чем не бывало, снова вернулась к предыдущему разговору. Я спросила её, почему она так неожиданно стала рассказывать мне, что я делала в течение дня, но она ответила мне, что ничего не говорила. Я рассказала ей о том, что слышала, а она повторила: «О, эти силы, маленькие силы, которые всегда рядом со мной. Но есть и большие, их начальники. Когда они решают заговорить моими устами, мне становится плохо, а потом я целый день как разбитая. Может, ты хочешь их увидеть, они готовы тебе показаться?». Я была крайне потрясена и громко закричала, что не хочу» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с.11-12). Во втором книге этот рассказ передается с небольшими отличиями. Ванга сказала: «Когда они начинают говорить во мне, вернее, через меня, я теряю много энергии, мне становится плохо, я долго пребываю в унынии» (Правда о Ванге, М., 1999, с. 9). Согласно учению святых отцов и вековому духовному опыту христианства, чувства угнетенности, уныния, о которых говорит Ванга, безошибочно указывают на то, что силы эти – падшие духи.

Другие демоны, бывшие источником феноменальной осведомленности Ванги о прошлом и настоящем своих многочисленных посетителей, являлись под видом их умерших родственников. Ванга признавалась: «Когда предо мной стоит человек, вокруг него собирается все умершие близкие. Они сами задают мне вопросы и охотно отвечают на мои. То, что я слышу от них, то и передаю живым» (Правда о Ванге, с. 99). Явление падших духов под видом умерших людей известно с древних библейских времен. Слово Божие решительно запрещает такое общение: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых» (Лев.19:31).

Кроме духов, которые являлись Ванге под видом «маленьких сил» и «больших сил», а также умерших родственников, она общалась с еще одним видом обитателей потустороннего мира. Она называла их жителями «планеты Вамфим».

«Вопрос: Вправду ли посещают Землю те инопланетные корабли, которые называют столь примитивно "летающими тарелками"?

Ответ: Да, это так.

Вопрос: Откуда они прилетают?

Ответ: С планеты, которая на языке ее жителей называется Вамфим. Так, во всяком случае, слышится мне это непривычное слово – Вамфим. Эта планета – третья от Земли.

Вопрос: Возможен ли по желанию землян контакт с жителями загадочной планеты? С помощью технических средств или, быть может, телепатическим путем?

Ответ: Земляне тут бессильны. Контакт осуществляют, сообразуясь со своим желанием, наши гости» (там же, с. 13-14).

Когда человек вступает в общение с падшими духами, он оказывается в духовно-гипнотическом состоянии. Он не воспринимает даже самые простые вопросы здравого смысла. Почему этих космонавтов, которые были существами физическими, не могли видеть родственники Ванги, живущие с ней? Где они оставили свой космический корабль, который тоже должен был быть физическим объектом?

К. Стоянова сообщает различные подробности о том, как общалась Ванга с потусторонним миром. И здесь мы видим типичные медиумические опыты, известные уже много веков. «Лишь иногда мы не могли понять, почему наша тетя бледнеет, почему ей внезапно становится плохо и из уст ее неожиданно раздается голос, поражающий нас своей силой, непривычным тембром, словами и выражениями, которых нет в обычном словаре Ванги» (Ванга ясновидящая и исцеляющая, с. 11). И ещё свидетельство: «И вдруг заговорила со мной незнакомым голосом, от которого у меня мурашки по спине побежали. Она сказала буквально следующее: «Я душа Жанны Д"Арк. Я явилась издалека и направляюсь в Анголу. Там сейчас обильно льется кровь, и я должна помочь установить мир там». После короткой паузы тем же голосом Ванга продолжала: «Не обвиняйте ни в чем эту душу. Она не ваша. Она ничья. Тому свидетель родительница (наша мать – Любка), которая носила ее в корыте, когда носила на смертном одре. Тогда в один миг душа ее отлетела, а в тело вселилась другая душа. Твоя родительница выздоровела, чтобы продолжать свою земную жизнь. Но теперь уже ее душа неродственна вам, детям, и не может вас распознать». Снова короткая пауза, и Ванга продолжает: «Твоя родительница должна посетить Нотр-Дам де Пари, где ей надо провести ночь в молитвенном бдении, – таким образом, вам откроются тайны об окружающем мире» (с. 131-132). Вся эта речь достаточно фантастична. Ясно лишь то, что она придерживалась чуждого христианскому учению воззрения о возможности вселения души в чужое тело.

Из опытов Ванги и её высказываний видно, что она была близка к таким теософам как Е. Блаватская и Н. Рерих. В рассказе К. Стояновой о приезде писателя Леонида Леонова есть такая подробность: «У Ванги было тогда вдохновение, и она говорила о судьбоносных для его страны событиях. Осуществила связь с давно умершей ясновидящей русского происхождения – Еленой Блаватской. Мы действительно услышали удивительные вещи» (с. 191). Теософия Е. Блаватской (буддийское ее имя – Радда-бай) враждебна христианству. Факт этот тоже весьма показателен. Когда Вангу посетил Святослав Рерих, она сказала ему: «Отец твой был не просто художником, а и вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет зрителю шифр» (с. 30). Известно, что Архиерейский Собор 2000 года отлучил Н. Рериха, Е. Блаватскую и др. от Церкви: «Господь судил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире (1 Ин. 4, 1), которые приходят к нам «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15)… Возрождаются старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему христианских ценностей, пытаются найти мировоззренческую основу в реформированных восточных религиях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некой «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

Гадание при помощи магического кристалла известно с давних времен. В новое время Калиостро занимался предсказанием по магическому кристаллу. Для Ванги это был один из основных способом узнать тайное о приходившем человеке. «Сахар – тоже одна из тайн Вангинова дара, так как она требует у каждого, кто ее посещает, принести кусочек сахара, побывавший хотя бы несколько дней в его доме. Когда посетитель входит, она берет этот кусочек. Держит в руках, ощущает его и начинает гадать» (с. 189). Сахар был доступным для всех видом кристалла, который мог каждый принести, подержав его 2-3 дня под подушкой.

Все приведенные факты и свидетельства показывают, что «феномен» Ванги полностью укладывается в классические рамки опытов общения с падшими духами. Обитатели потустороннего мира открывали Ванге настоящее и прошлое людей. Будущее же, как учат святые отцы, демонам не ведомо. «Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволил открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее (Vita sanct. Pachomii, cap. 49, Patrologiae, Tom 73). Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов). Поэтому предсказания Ванги не только туманны, но и фантастичны.

– «В 1981 году наша планета была под очень плохими звездами, но в следующем году она будет заселена новыми «духами». Они принесут благость и надежду» (с. 167).

– «Мы являемся свидетелями судьбоносных событий. Два крупнейших руководителя мира пожали друг другу руки. Но пройдет еще много времени, много воды утечет, пока придет Восьмой - он подпишет окончательный мир на планете» (январь 1988 года).

– «Придет время чудес, наука сделает крупные открытия в области нематериального. В 1990 году мы станем свидетелями изумительных археологических открытий, коренным образом изменяющих наши представления о древних мирах. Все спрятанное золото выйдет на поверхность земли, но вода скроется» (с. 224).

– «В 2018 году поезда будут летать на проводах от солнца. Добыча нефти прекратится, Земля будет отдыхать».

– «Скоро придет в мир древнейшее учение. Меня спрашивают: «Скоро ли придет это время?» Нет, не скоро. Еще Сирия не пала!».

Богооткровенные пророчества святых людей всегда имели спасительные цели. Через покаяние и отвращение от греховной жизни, через молитву людям давалась возможность избежать надвигающихся больших и малых бедствий. Так Бог повелел пророку Ионе возвестить: «еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион.3:4). Пророк три дня ходил по городу и призывал к покаянию. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10).

В предсказаниях Ванги, которые она делала, присутствует какая-то фатальная обреченность. К. Стоянова спросила тетю:

«Вопрос: Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-либо предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

Ответ: Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не может.

Вопрос: А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному лишь человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-либо заблаговременно подготовить?

Ответ: Это бесполезно.

Вопрос: Зависит ли судьба человека от его внутренней моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

Ответ: Нельзя. Каждый пройдет свой. И только свой путь» (Правда о Ванге, с. 11).

Сама Ванга не сознавала, что она общается с миром падших духов. Не понимали это и многочисленные ее посетители. От обольщения падшими духами спасает благодатная жизнь в многовековом опыте христианства, духовным нервом которого является искреннее и каждодневное исполнение заповедей святого Евангелия. Такая настроенность научает духовному трезвению и уберегает от пагубной прелести. «Удержимся от невежественного, пагубного желания и стремления к видениям чувственным, вне установленного Богом порядка!... С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшего души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившего ими нас от духов сотворенных, заслонившего и защитившего ими от духов падших. Не нужно нам чувственного видения духов для совершения нашего земного, многотрудного странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима – Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника – Закона Божия – не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и о духовном видении духов).

pravoslavie.ru


Протоиерей Олег Стеняев, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова: Ни о каком православии Ванги говорить не приходится.


«В книге Деяния Святых Апостолов в 16-й главе с 16 стиха и ниже сказано: «Случилось, что, кода мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами она кричала, говоря: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь к спасению. Это она делала много дней, Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: «Именем Иисуса Христа, повелеваю тебе выйти из нее», и дух вышел в тот же час».

В этом тексте говорится о том, что женщина имела дар провещевания, прорицания, и она прорицала правильные вещи – она говорила об Апостолах: «сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь к спасению». Казалось бы, к её словам совершенно невозможно придраться, но так как её дар служил средством к обогащению, и мы не можем понять природу этого духа, который провещевал через неё, то Апостол решительно вмешивается в эту ситуацию и именем Господа Иисуса Христа повелевает, чтобы дух оставил эту женщину.

Что касается самой Ванги, то мы не можем обвинить её в какой-то корысти, но вокруг неё кормилось огромное количество людей, включая спецслужбы Болгарии и просто людей, который руководили регионом, где она жила. Это был коммерческий проект, который контролировался спецслужбами Болгарии. Может быть, она и говорила правильные вещи, но при этом природа этого явления нуждается в исследовании. Конечно, многие высказывания, которые приписываются Ванге, невозможно проверить, но многое из того, что ей приписывается, не соответствует и даже противоречит христианской православной вере.

…Ведь дар прорицания не является таким даром, при наличии которого человека надо канонизировать. Этот дар может проявляться по-разному, могут происходить разные воздействия духовного мира, в том числе и негативные. …

Что касается того, что в храм Ванги идут люди, то я видел иконостас этого храма – это совершенно неправославный храм, а иконы в его иконостасе никакого отношения к православным канонам не имеют. Конечно, мне могут возразить, что у нас и в Москве полно таких храмов, в которых присутствует эта «латинская мазня», но в том храме, который был построен под руководством Ванги, не просто «латинская мазня», а лики полуоккультного содержания. Даже просто с точки зрения знания иконописного ремесла, можно сказать, что это к иконе никакого отношения не имеет.

Опять же, повторюсь, о многом из того, что приписывают Ванге, мы не можем сказать, говорила она это или нет. Но если она, действительно, всё это говорила, то ни о каком православии Ванги говорить не приходится. Злые духи, действительно, часто воздействуют на людей и, пытаясь расположить их к себе, сообщают им, порою, правильную информацию. Однако делают они это для того, чтобы обольстить человека, чтобы когда он всецело доверится голосам, в какой-то момент дать ему совершенно неправильную информацию и подвигнуть его к опрометчивым действиям, которые погубят его и приведут его бессмертную душу в ад».».

http://rusk.ru/


Александр Дворкин, завкафедрой сектоведения ПСТГУ: Ванга была колдуньей, контактировала с темными силами.


Я уже писал в «Афонских рассказах» о митрополите Неврокопском Нафанаиле (Ванга проживала на территории Неврокопской епархии), как незадолго до смерти Ванги к владыке пришли посланцы от нее и передали, что Ванга нуждается в его совете и просит приехать к ней. Через несколько дней митрополит Нафанаил приехал и вошел в комнату Ванги. В руках он держал крест-мощевик с частицей Честного Креста Господня. В комнате было много народу, Ванга сидела в глубине, что-то вещала и не могла слышать, что еще один человек тихо вошел в дверь, и уж точно не могла знать, кто это. Вдруг она прервалась и изменившимся – низким, хриплым – голосом с усилием проговорила: «Сюда кто-то зашел. Пусть он немедленно бросит на пол ЭТО!» «Что «это»»? – спросили у Ванги ошеломленные окружающие. И тут она сорвалась на бешеный крик: «ЭТО! Он держит ЭТО в руках! ЭТО мешает мне говорить! Из-за ЭТОГО я ничего не вижу! Я не хочу, чтобы ЭТО было в моем доме!» – вопила старуха, суча ногами и раскачиваясь. Владыка развернулся, вышел, сел в машину и уехал.

Ванга была колдуньей, контактировала с темными силами. При жизни она, как любой человек могла покаяться, и именно на это надеялся митрополит Нафанаил, откликнувшись на ее просьбу. Но, увы, не покаялась, и, естественно, Болгарская Православная Церковь относится к ней отрицательно. Самой же ведьме очень хотелось показать свою связь с Православием, так как таким образом она рассчитывала привлечь новых «клиентов». Для этого и храм построила на территории своего поместья, но если внимательно посмотреть, его трудно назвать православным. Какие-то внешние формы соблюдены, но иконы ужасные, архитектура чудовищная, все грубо, аляповато, и вообще все построено вокруг Ванги. Поддерживали ее раскольнические или откровенно сектантские псевдоправославные группировки. Нарядиться в рясу может каждый, но от этого он не станет священником.

Ну а что она была у кого-то крестной, так бытовое православие, в котором соблюдаются лишь какие-то внешние формы, без связи с содержанием, а иногда и вопреки ему, в Болгарии распространено еще больше, чем в России. У нас тоже иногда крестными становятся некрещеные люди – нецерковные родители приглашают в кумовья своих друзей, даже не интересуясь, крещены ли они. В Болгарии часто происходит то же самое.

А вот что общего между Вангой и блаженной Матроной Московской, я не понимаю. Слепота? Так и Гомер был слеп. И венецианский дож Энрико Дондоло тоже ничего не видел. Тем не менее сумел привести 4-й крестовый поход к стенам Константинополя и руководил предательским взятием византийской столицы, невиданным грабежом и надругательством над ее святынями. Ванга открыто занималась колдовством, говорила об особом даре, который появился у нее после черепно-мозговой травмы, брала деньги за прием. Это был хорошо поставленный и отработанный бизнес, на котором наживалось немало людей – все окружение болгарской колдуньи. Блаженная Матрона лежала парализованная, смиренно несла свой крест и молилась Богу за людей, которые ее об этом просили.

http://www.nsad.ru

Афонский монах доказал антихристианскую сущность феномена Ванги


В Софии состоялась презентация книги, в которой доказывается антихристианская сущность феномена известной болгарской прорицательницы Ванги и учения т.н. "учителя" Петра Дынова.

Издание книги, в которой едва ли не впервые излагается православный взгляд на феномен Ванги, столетие со дня рождения которой праздновалось в Болгарии в прошлом месяце, вызвало оживленную дискуссию в болгарском обществе.

15 марта в храме святых Кирилла и Мефодия насельник Афонского монастыря Зограф иеромонах Виссарион при поддержке настоятеля этого же монастыря, схиархимандрита Амвросия представил свою книгу "Петр Дынов и Ванга - пророки и предтечи антихриста".

На презентации автор книги рассказал, что, ознакомившись с большим числом отзывов о встречах и общении с Вангой и Петром Дыновым, он нашел среди них многочисленные свидетельства о том, что оба упоминали о своем общении с темными силами. По его словам, Ванга периодически испытывала болезненные состояния транса и при лечении людей использовала магические методики (например, для излечения от некоторых болезней надо было заколоть черного петуха и съесть его сердце).

По мнению автора, эти моменты деятельности целителей никак несовместимы с христианским вероучением. К тому же, оба целителя не считали себя служителями Господа. Несмотря на то, что Ванга называла себя чадом Православной Церкви, в построенном ею храме наблюдается целенаправленное попрание целого ряда церковных канонов (например, иконописное изображение пророчицы стоит на месте, где обычно находится образ Спасителя). К тому же Ванга признавала переселение душ и другие антихристианские идеи.

Причиной широкого распространения популярности Ванги и появления призывов, даже со стороны некоторых православных священнослужителей, к её канонизации, автор считает последствия насаждавшейся в коммунистической Болгарии антирелигиозной пропаганды, которая приучила людей объяснять сложные для их понимания явления знакомыми, но лишенными их истинного смысла понятиями.

Во время оживленной дискуссии участники презентации высказались за необходимость дальнейшей выработки православной оценки жизни и учений различных оккультных деятелей и развития духовного просвещения людей. Настоятель Русского подворья в Софии (храма св. Николая Чудотворца) иеромонах Зотик (Гаевский) предложил перевести книгу на русский язык для её распространения в России, где наблюдается большой интерес к жизни и пророчествам Ванги.

http://www.radonezh.ru/

Иеромонах Виссарион: Ванга – несчастная женщина, жертва темных сил.


Интервью, данное иеромонахом Виссарионом, автором книги “Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста” газете “24 часа”


- Bаше преподобие, Ваша книга ”Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста” наделала много шума.

Одна часть книги посвящена анализу учения Дынова, а другая Ванге – современной ворожее. Оба они уже в руках Бога, но плохо то, что успели внедрить в общество заместитель христианства, называемый оккультизмом. Он оперирует как будто бы церковными понятиями, но в действительности тянет людей в другом направлении. Эта уловка и заставила меня написать о Дынове и Ванге.

А как Вы это объясните людям, многие из которых считают Вангу святой?

Это плод атеистического воспитания. Наш народ держали в духовном неведении именно в те годы, когда появился феномен Ванги. Людей, забывших об истинных критериях святости и духовности, можно легко заблудить.

Общество само может найти аргументы в пользу того, была ли Ванга святой или нет. Достаточно взглянуть на силы, с которыми она общалась. Как они держались с ней. Есть много свидетельств, что они мучили Вангу.

Ее поклонница Величка Ангелова в своей книге “Пророчества Ванги – единственная связь между небом и землей” описывает случаи, когда вышеупомянутые силы заставляли Вангу сметать паутину ночью, затем раздеваться и снова одеваться. Бессмысленные вещи. Когда Ванга пыталась сопротивляться, они, по ее рассказам, столкнули ее с лестницы и она сломала себе ногу. Все эти вещи показвают темную природу этих сил.

Бог не держится так со своими созданиями. Бог не держится как тиран. Хорошо известно, что Ванга впадала в транс. Это не божественное состояние, а напротив: медиум (в данном случае Ванга) впадает в транс под влиянием темных сил, которые используют его тело как бездушную вещь.

Никто нарочно не хочет очернить Вангу – ее поклонницы сами пишут об этих вещах. Пишут, потому что не понимают их истинную сущность. Величка Ангелова описывает момент, когда Ванга рычит как собака, угрожает окружающим, что сделает им зло, ломает кости. Эти моменты показывают людям, кто была на самом деле Ванга – несчастная женщина, мучимая злыми силами. Много раз она жаловалась на головную боль. После транса чувствовала себя плохо. Все это очень важно для понимания того, была ли она святой или нет.

– И даже если она была жертвой, она помогала людям.

Точно в этом заключается вопрос. Эта помощь может иметь два источника. Один – божественный, проявляющийся через Бога, святых или исцеление от икон. Другой – уловка, потому что злые силы не могут привлечь к себе людей, проповедуя смерть и разрушения. Их уловка это кажущаяся помощь. И люди без духовных критериев обращаются к таким, как Ванга. Вера Кочовская также из экстрасенсов подобного рода.

Где теперь Вера Кочовская и баба Ванга?

К сожалению, Божье слово говорит, что чародеям, которые занимались вызыванием мертвых (сама Ванга говорила, что общалась с душами умерших) место не у Бога, а в огненном озере. Так буквально пишется в Священном Писании. Мы можем довериться Божьему слову, но имеем свободную волю и не довериться. Однако христианин должен верить словам Бога и выстраивать свою жизнь в соответствии с ними. Русский архимандрит Варнава описал один случай, произошедший вскоре после смерти Ванги. Она явилась к своей сестре Любке и сказала ей: “Хватит, хватит литургий. Хватит. Они мне не помогают. Напротив, я нахожусь в темноте ада и они меня сжигают”. Конечно, нельзя доказать, что это видение верно на 100% и оно показывает, где сейчас Ванга. Но многие факты приводят к этому выводу.

Ванга имела много богословских заблуждений. Она говорила о перерождении, об учении Рериха “Агни йога”, которое официально отречено Церковью. Она говорила, что Дынов святой. А он объявлен самоотлучившимся от Церкви человеком, еретиком, опасным лжеучителем. Она говорила о фатализме, о метемпсихозе (переходе человеческой души из одного тела в другое). По ее мнению, Христос не имеет фигуры, а известно, что Христос принял человеческую плоть. Т.е она искажает веру из-за общения с духами. И в результате получает общение с темными силами зла.

Я сравнил в деталях лечение, которое применяли святые отцы, с лечением Ванги. Разница поразительная. У Ванги было много магических элементов. Например, если у человека был страховой невроз, Ванга советовала ему зарезать петуха, вынуть сердце и положить его в бутылку с вином, затем съесть и выпить вино. Старец Паисий говорил, что многие маги главным образом лечат людей, одержимых бесами, и болезни которых произошли не в силу естественных факторов, а из-за темных сил.

Из-за своей связи с бесами Ванга могла “помогать”, но душа исцеленных телесно людей оказывалась связанной с бесовским влиянием. Мы должны смотреть не только на то, что стало с телом некоторых людей, но и на то, что произошло с грешной душой. Бог не случайно говорит, что люди вызывающие мертвых, впадают в грех перед Ним. Можно ли пренебречь Божьими словами и начать думать своим человеческим мышлением? Бог думает вечными категориями, а человеческая мысль направлена на земной мир.

Священник из Петрича объявил, что Вангу нужно канонизировать как святую

Да, архиерейский наместник Ангел Кочев. Я глубоко сожалею, что призванный быть учителем людей в правой вере и вести их к вечности, он пытается канонизировать преклонение перед злом, потому что в ее теле обитали именно нечистые силы. И вместо того, чтобы объяснить людем, что такое ворожея, маг и экстрасенс и что эти явления отрицаются Богом, он пытается поставить зло в пример.

Проф. Светлин Русев говорит, что такие священнослужители, как Вы, это позор и для церкви, и для веры, а Дынов и Ванга дар судьбы для этой несчастной земли.

К сожалению, Светлин Русев является представителем оккультного общества, которое не хочет следовать голосу Христа и Иоанна Рыльского, а преклоняется перед оккультным учителем, каковым является Петр Дынов Он имел претензии к божественности – считал себя или переродившимся Христом, или Отцом, или духом истины. Дынов говорил: “Христос пришел 2000 лет тому назад, сын пришел, а сейчас в Болгарию пришел Отец” и визирует себя. Может ли христианин, каким он себя считал, так богохульствовать?

Дынов в сущности является предтечей антихриста, потому что антихрист, когда придет, будет утверждать, что он Бог. Плохо то, что достаточно много людей будут обмануты его чудесами, его личностью, будто бы несущей свет, который в дейсвительности будет прикрывать темноту. Дынов потому опасен, что имел естественные способности духовного лидера. Слово его было наполнено силой, но оно не вело к истинному христианству, а к бездне.

В данный момент возрождается интерес к восточным учениям, к оккультизму и Дынов является прекрасным примером именно такого оккультного лидера с доказанными гипнотическими способностями.

Св. Синоду многократно задавались вопросы, но до сих пор он так и не высказал официальной точки зрения на феномен Ванги. Почему наши духовные учители молчат, вместо того, чтобы указать нам верный путь?

К сожалению, Вы правы. В важных вопросах митрополиты должны вести народ, а не народ митрополитов. Они должны проявлять твердость и решимость. Но поймите – долгие годы Церковь сознательно лишалась самых лучших своих чад.

В Церкви работали агенты госбезопасности и они ее вели в погрешном направлении. Митрополит Климент действительно был агентом ГБ. Госбезопасность заботилась, чтобы в семинарии и Духовную академию попадали люди, не всегда достойные этой чести. Но каждый из нас несет ответственность, включая и духовных лидеров. Бог спросит каждого, почему он не сделал того, что должен был сделать.

Мы, церковные представители, не находимся на том уровне, на котором должны быть, но мы – часть этого общества. СМИ ожидают от священников и митрополитов, чтобы они были ангелами Божьими во плоти. Мы не ангелы Божьи, но должны пытаться ими быть. Пусть каждый человек всмотрится в себя перед тем, как указать пальцем на другого и говорить: “Он сгрешил, он упал”.

Но Вы правы в том, что архиереи долго молчат по поводу Ванги. Сейчас я надеюсь, что состоится общественная дискуссия по этим важным вопросам. Я хочу, чтобы учение Христово было услышано. А каждый сам может сделать выбор кому верить – ворожеям, оккультистам, Светлину Русеву или учению Христа. Но нужно дать возможность человеку сделать свой выбор.

Много писалось об окружении Людмилы Живковой и об ее интересе в последние годы жизни к оккультизму. Среди близкого окружения были Светлин Русев, Богомил Райнов, а также Святослав Рерих, которого пригласили сделать выставку и даже наградили. Все они эрудированные творцы, интеллектуалы, с помощью которых Людмила Живкова управляла культурой в Болгарии. А Ванга была близка с ними. Может быть занятия верхушки общества каким-то образом отразились на народе?

Несомненно они повлияли на целостное движение болгарского общества к оккультизму и, к сожалению, Ванга имела покровителей на высших этажах власти. Она была связью между оккультным, темным и простыми людьми, потому что к ней ходили не только партийные функционеры, но и люди из народа. И именно Ванга была мостом, по которому темные силы вошли в душу болгарина. Но несомненную роль сыграла и Людмила Жинкова, а сейчас и Нешка Робева, которую считают положительной личностью в обществе. Она действительно имеет много положительных сторон – это видно и по ее лицу. Она воспитала наших девушек, которые стали чемпионками мира по художественной гимнастике и прославили нашу страну. Этого нельзя забыть. Но вот и Нешка Робева поддерживает Вангу! И снова мы приходим к тому, что не хватает духовного образования и духовных критериев. В то время, как Ветхий Завет категорично называет таких людей, как Ванга – предсказателей, магов, гадателей, ворожей, экстрасенсов и т.д. – грехом перед Богом, священник из Петрича, призванный Богом быть учителем, говорит: “Давайте канонизируем Вангу”. Это показывает, как движется во времени болгарское общество – к оккультному восприятию событий. В этом моя боль и поэтому я написал эту книгу – чтобы сделать сравнение между оккультизмом и истинным христианством, а каждый человек пусть сам сделает свой выбор.

Учёная степень кандидат философских наук
Имя при рождении Шамиль Абильхаирович Гумеров
Рождение 25 января (1942-01-25 ) (77 лет)
Челкар , Казахстан , СССР
Принятие священного сана 3 июня 1990 год
Принятие монашества 5 апреля 2005 год
Архимандрит Иов на Викискладе

Биография

Родился 25 января 1942 года в поселке Челкар Актюбинской области Казахской ССР в татарской семье. В 1948 году семья Гумеровых переехала в Уфу, где Шамиль провел детские и отроческие годы. В 1959 году окончил среднюю школу.

В 1959 году поступил на исторический факультет Башкирского государственного университета . Окончил четыре курса и перевёлся в 1963 году на философский факультет Московского государственного университета , который окончил в 1966 году.

«К богословию меня привела философия, которую в Средние века называли „служанкой богословия“ („philosophia est ministra theologiae“). Философия стала интересовать меня ещё в школе. Мы жили на окраине Уфы. В нашей районной библиотеке я обнаружил классические труды Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Г. Гегеля и других философов и очень увлекся ими. Окончив среднюю школу, я хотел поступить на философский факультет Московского университета, но туда принимали только с трудовым стажем не менее двух лет. Мама уговорила меня поступить на исторический факультет Башкирского государственного университета. Там я окончил четыре курса, перешел на пятый. Но мое желание оставалось неудовлетворенным, ведь второе высшее образование в Советском Союзе получить было невозможно. Неожиданно для меня ректор университета, который знал о моем увлечении философией, предложил попробовать перевестись на философский факультет Московского университета. Всё прошло без затруднений, и я был принят на третий курс. Началась очень напряженная жизнь, в течение учебного года я должен был сдать экзамены и зачеты за три курса» .

В 1969 году поступил в аспирантуру , которую закончил в 1972 году. В декабре 1973 года в защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Системный анализ механизма изменения социальной организации» (специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм).

По окончании аспирантуры с июля 1972 года работал в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Академии наук. С июня 1976 года до декабря 1990 года работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований (ВНИИСИ) Академии наук. В эти годы знакомится с российским социологом Валентиной Чесноковой , в кругу общения которой и сформировалось его профессиональное видение.

17 апреля 1984 года со всей семьей (жена и трое детей) принял святое крещение с именем Афанасий (в честь святителя Афанасия Великого).

С сентября 1989 года по 1997 год преподавал основное богословие в Московской Духовной Семинарии и Священное Писание Ветхого Завета в Московской Духовной академии . В мае 1990 года экстерном окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году - тоже экстерном - Московскую Духовную Академию. В 1991 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия.

5 апреля 2005 года пострижен наместником монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым) в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального .

В 2003-2011 годы вел рубрики «Вопросы священнику» на сайте «Православие.Ru ».

10 апреля 2017 года за Литургией в Малом соборе Донского монастыря Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архимандрита .

Семья

Работа по канонизации святых

В 1997-2002 годы по поручению священноначалия готовил материалы к канонизации святых. Среди них причислены к лику святых: праведная Матрона Московская , митрополит Макарий (Невский) , архиепископ Угличский Серафим (Самойлович) , епископ Григорий (Лебедев) , протоиерей Иоанн Восторгов , мученик Николай Варжанский, епископ Белевский Никита (Прибытков) , протоиерей Неофит Любимов, протоиерей Сергий Голощапов , архимандрит Игнатий (Лебедев) , иеросхимонах Аристоклей (Амвросиев), Михаил Новосёлов , Анна Зерцалова, схимонахиня Августа (Защук) и другие.

Собрал также материалы к канонизации протоиерея Валентина Амфитеатрова , подвижницы благочестия Московского Иоанновского монастыря инокини Досифеи, старца Новоспасского монастыря иеросхимонаха Филарета (Пуляшкина), великого князя Сергия Александровича, духовного писателя Евгения Поселянина . Однако Синодальная комиссия по канонизации не приняла решение об их прославлении.

Публикации

Книги

  1. Благодатный пастырь. Протоиерей Валентин Амфитеатров. М., издательство Московской патриархии, 1998, 63 с.
  2. Суд над Иисусом Христом. Богословский и юридический взгляд. М., издание Сретенского монастыря, 2002, 112 с.; 2-е изд. М., 2003, 160 с.; 3-е изд., М.. , 2007, 192 с.
  3. Вопросы священнику. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 255 с.
  4. Вопросы священнику. Книга 2. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 207 с.
  5. Вопросы священнику. Книга 3. М., издание Сретенского монастыря, 2005, 238 с.
  6. Вопросы священнику. Книга 4. М., издание Сретенского монастыря, 2006, 256 с.
  7. Вопросы священнику. Книга 5. М., издание Сретенского монастыря, 2007, 272 с.
  8. Вопросы священнику. Книга 6. М., издание Сретенского монастыря, 2008, 272 с.
  9. Тысяча вопросов священнику. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 896 с.
  10. Таинство Елеосвящения (соборование). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009, 32 с.
  11. Святое крещение. - М., 2011. - 32 с. (Серия «Таинства и обряды»).
  12. Что такое брак? - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  13. Крестная сила. - М., 2011. - 48 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  14. Таинство покаяния. - М., 2011. - 64 с. - (Серия «Таинства и обряды»).
  15. Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1., М., Сретенский монастырь, 2011, 496 с. Том 2.. М., Сретенский монастырь, 2011, 640 с.
  16. Закон Божий, М., Сретенский монастырь, 2014, 584 с. (в соавторстве со священниками Павлом и Александром Гумеровыми)

Статьи

  1. Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика Иоанна Восторгова. М., издание Сретенского монастыря, 2004, 366 с.
  2. «Если мы хотим быть солию земли…». Иоанн Кронштадтский. - Сибирские огни, 1991 № 5, с. 272-278
  3. Три четверти академического богословия (Духовное наследие Прибавлений к творениям святых отцов" и «Богословского вестника»). - Богослоский вестник. М., 1993. [Т.] 1. № 1-2, с. 21 - 39. .
  4. Право и правда [суд над Иисусом Христом]. - Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 5. с. 57 - 74.
  5. Добрый посев. Русская писательница Александра Николаевна Бахметева . - В кн.: А. Н. Бахметева. Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа, М., 2010.
  6. Хранитель церковной традиции. - В сборнике: «Господь - крепость моя. Памяти архиепископа Александра (Тимофеева)», Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2013, с. 88 - 93.
  7. Образ Отцовства небесного. - «Православие и современность», 2014 г., № 27 (43).
  8. Настольная книга священнослужителя. М., 1994. (Статьи в разделе «Словарь проповедников»):
    1. Архиепископ Амвросий (Ключарев)
    2. Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров
    3. Митрополит Антоний (Вадковский)
    4. Протоиерей Алексий Васильевич Белоцветов
    5. Профессор протоиерей Александр Андреевич Ветелев
    6. Епископ Виссарион (Нечаев)
    7. Протоиерей Петр Викторович Гнедич
    8. Митрополит Григорий (Чуков)
    9. Архиепископ Димитрий (Муретов)
    10. Епископ Иоанн (Соколов)
    11. Протоиерей Иоанн Васильевич Леванда
    12. Митрополит Макарий (Булгаков)
    13. Митрополит Макарий (Невский)
    14. Архиепископ Никанор (Бровкович)
    15. Архиепископ Николай (Зиоров)
    16. Митрополит Николай (Ярушевич)
    17. Протоиерей Василий Иоаннович Нордов
    18. Митрополит Платон (Левшин)
    19. Протоиерей
    20. Белянкин Л. Е.
    21. Блудова А. Д.
    22. Боборыкин Н. Н.
    23. Булгаков М. П. (митрополит Макарий)
    24. Бухарев А. М.
    25. Валуев Д. А.
    26. Васильчиков А. И.
    27. Векстерн А. А.
    28. Гаврилов Ф. Т. (авторская под. - А. А. Уфимский)
    29. Глинка Г. А.
    30. Глухарёв М. Я. (архимандрит Макарий)
    31. Говоров Г. В. (епископ Феофан Затворник)
    32. Горбунов И. Ф. Горбунов О. Ф.
    33. Данилевский Н. Я.
    34. Дельвиг А. И.
    35. Елагин В. Н. (совм. с А. Л. Варминским)
    36. Игнатий (Брянчанинов)
    37. Иннокентий (Борисов)
    38. Ириней (Фальковский) (совм. с М. П. Лепехин)
    39. Исмайлов Ф. Ф. Карсавин Л. П. Кашкаров И. Д.
    40. Коцебу О. Е.
    41. Коялович М. И.
    42. Курч Е.М
    43. Леонид, архимандрит (Кавелин)
    44. Меньшиков М. О. (при участии М. Б. Поспелова)
    45. Никодим, епископ (Казанцев Н.И)
    46. Пассек В. В.
    47. Победоносцев К. П. (совм. с Сергеевым)
    48. Полетика П. И.
    49. Радожицкий И. Т. (совм. с М. К. Евсеевой)
    50. Рикорд Л. И.
    51. Романов В. В.
  9. Православная энциклопедия :
    1. Аварим
    2. Авдий
    3. Аггей
    4. Авессалом
    5. Авиафар
    6. Адониседек
    7. Акила и Прискила
    8. Амфитеатров В. Н.
    9. Богословский вестник

В соавторстве со священником Павлом Гумеровым

  1. Вечная память. Православный обряд погребения и поминовение усопших. М., Издательство Русской Православной Церкви, 2009, 160 с. - 2-е исправленное издание, М.. 2011.
  2. Дом христианина. Традиции и святыни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010, 63 с.

Научные публикации

  1. Системно-семиотические инварианты культуры. - В кн.: Системные исследования. - М., 1982, с.383-395.
  2. Методологические проблемы системного анализа организации. В сборнике: "Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование. М.: Наука, 1983. С. 97-113.
  3. Развитие и организация. В сборнике: «Системные концепции развития», М., 1985. Вып.4., с.70-75.
  4. Глобальные задачи и проблемы «общечеловеческой этики». - В сборнике: Концепция глобальных проблем современности. - М., 1985.
  5. Экологические ценности в системе культуры. В сборнике: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1988. -М.: Наука, 1989. - С.210 - 224.
  6. Философско-антропологические проблемы экологии. - В сборнике: Экология, культура, образование. М., 1989. С. 96-100.

Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении

Иеромонах Иов Гумеров. Фото А.Поспелов. Православие.Ru

Отец Иов, расскажите, пожалуйста, как вы стали священником?

Священником я стал по послушанию. Сначала я был обычным прихожанином. Вся наша семья воцерковилась 17 апреля 1984 года. Хорошо помню: это был Великий Вторник. Потом я стал духовным чадом иерея Сергия Романова (сейчас он протоиерей). Он и возложил на меня послушание священнослужения.

Когда я крестился и стал православным христианином, передо мной открылся особый мир, в который я вошел с великой радостью и надеждой. Исполнение того, что мне говорил духовный отец, было для меня аксиомой. По прошествии пяти лет после начала моей жизни в Церкви отец Сергий однажды мне сказал: «Вам надо преподавать в Духовной Академии». Это было для меня совершенно неожиданно. Преподавание в Духовной Академии казалось настолько не похожим на мои тогдашние научные занятия, что даже мысль об этом ни разу не приходила мне на ум. Сейчас я не сомневаюсь, что это соответствовало воле Божией, Его замыслу обо мне.

А потому все и устроилось без каких-либо препятствий. Я встретился с проректором Московской Духовной Академии и Семинарии - профессором Михаилом Степановичем Ивановым, который, предложил мне курс под названием «Христианство и культура». Он попросил написать программу. В назначенный день мы вместе с ним пришли к владыке Александру (Тимофееву) - тогдашнему ректору академии. Видимо, решение им уже было принято, поэтому беседа была недолгой. После нескольких вступительных фраз он взглянул на листочки, которые были у меня в руках, и спросил: «А что это у вас?» Я сказал: «Это программа курса». Он взял листы, положил палец на какой-то строчке и спросил, как я понимаю данный вопрос. Я сразу ответил, и это его удовлетворило. Вопросов больше у него не было. Повернувшись к Михаилу Степановичу, с присущей ему энергичностью владыка сказал: «Готовьте на Совет». Так я стал преподавателем Духовной Академии, никогда не стремясь к этому.

При владыке Александре было обязательное требование: преподаватели, пришедшие из светских институтов и не имевшие духовного образования, должны были экстерном окончить Семинарию, а затем Академию. Семинарию я закончил в мае 1990 года, а экзамены за Академию сдал в следующем учебном году. Осенью 1991 года защитил диссертацию на степень кандидата богословия. С сентября 1990 года я стал преподавать в Академии Священное Писание Ветхого Завета, а в Семинарии - Основное богословие.

В конце мая 1990 года отец Сергий Романов сказал, что мне надо подавать прошение о рукоположении в диакона. Я вновь без всяких колебаний и сомнений ответил: «Хорошо». В ближайшее время после этого я встретил в коридоре архиепископа Александра и попросил принять меня. Он спросил: «По какому поводу?» - «По поводу рукоположения». Он назначил день. Когда я пришел, он сразу же без вступительных слов произнес: «В день Святой Троицы». Затем прибавил: «Приезжайте дня за три. Поживите в Лавре. Помолитесь».

В сентябре начался второй год моего преподавания в Академии. Отец Сергий говорит, что пора подавать прошение на священника. И я с той же готовностью согласился. Прошло некоторое время. И вот однажды (это было в субботу около полудня) мне позвонил проректор по воспитательной работе, архимандрит Венедикт (Князев). Он сказал: «Приезжайте сегодня на всенощное бдение, завтра вас уже рукополагают». Я сразу же собрался и поехал. В воскресенье, в неделю перед Воздвижением, между двумя великими праздниками (Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня) - 23 сентября, меня рукоположили. Так я по послушанию стал священником. Я вижу в этом волю Божию. Своей я не прилагал.

Как получилось, что вы пришли в Церковь из неправославной семьи? Ведь это тоже имело большое значение для вашего последующего пастырского служения.

Я думаю, что самое большое влияние на меня оказала мама, которая крестилась в старости, но по устроению души (любвеобилию, желанию жить со всеми в мире, отзывчивости ко всем) была всегда очень близка к христианству внутренне. Она не упускала ни одного случая сказать нам какое-нибудь ласковое слово. Это была ее потребность. Она никогда не ругала нас. Уже в старости рассказала мне, что ей это запретила ее мать, моя бабушка. Мы должны были уехать, поскольку папу часто переводили в разные города. Когда бабушка последний раз виделась со своей дочкой, она сказала: «Об одном прошу - не бей детей и не ругай. Если ударишь хоть раз даже по руке, мое материнское благословение отойдет от тебя». Но мама никогда и не сделала бы так: она на это была просто неспособна.

Мама моя родилась в 1915 году в Урде Астраханской губернии. Она рассказывала, что, когда она была отроковицей, ей приходилось регулярно водить в церковь одну старушку. Вероятно, это была соседка.

Родители мамы по нравственному складу не были типичными мусульманами, каких мы знаем из жизни и книг. Бабушка Зайнаб и дедушка Хасан даже (пусть и своеобразно) принимали участие в празднике Пасхи. У бабушки был ящичек с земелькой. В нем она заранее высеивала траву и клала туда крашеные яйца. В день Пасхи они шли поздравлять своих православных знакомых. Ведь город, где они жили, был со смешанным населением.

Маме было семь лет, когда ей послано было особое испытание. И она оказалась способна на жертвенную любовь. Ее отец Хасан заболел. Кажется, это был тиф. Когда обнаружили у него признаки смертельной болезни, ему построили на огороде шалаш, чтобы он лежал там. Это была суровая, но необходимая мера, чтобы сохранить от болезни остальных членов семьи (у него было шесть детей). Так как за ним нужен был уход, то было решено, что моя мама будет жить в шалаше, кормить его и ухаживать за ним. Приносили и ставили в определенное место еду. Мама брала и кормила отца, стирала одежды, переодевала. Она была достаточно взрослой, чтобы понимать смертельную опасность болезни и сознавать, что ее ожидало. Однако она не отказалась от этого и не убежала, а проявила ту жертвенность, которая всегда ее отличала. Отец умер, а ее Господь Бог сохранил, хотя жили в одном шалаше и близко общались.

С того времени между нею и ее покойным отцом установилась особая связь, благодаря которой она несколько раз избежала смерти. В войну, когда мы с братом (он старше меня на два года) еще были совсем маленькими, в Челкаре, где мы жили, вспыхнула эпидемия тифа. Были устроены бараки для больных. К несчастью, у мамы в это время появилась какая-то болезнь. Поднялась температура. Участковый врач потребовала, чтобы она перешла в барак для больных. Мама отказалась. Сказала, что там она заразится и умрет, а ее малолетние дети не выживут. Так как мама решительно отказывалась, то участковый врач несколько раз предупреждала, что приведет милиционера. Но она все равно не соглашалась, и та сделала последнее предупреждение: «Если сегодня не ляжете, то завтра утром приду с милиционером». Ночью мама спать не могла. Она ожидала, что утром произойдет непоправимое. И вот, когда она находилась в самом тревожном состоянии, явился ее отец и сказал: «Иди на опытную станцию. Тебе поможет профессор…» Фамилию, к моему великому огорчению, я не запомнил. Явление было настолько значимым, что мама, несмотря на ночь (а идти надо было несколько километров), пошла. Это была Приаральская опытная станция Всесоюзного института растениеводства, которую организовал академик Николай Иванович Вавилов. Она находилась в песках Большие Барсуки в Челкарском районе. Там работало немало ссыльных специалистов. Мама нашла дом профессора, которого все в Челкаре знали. Работать по специальности врача он не мог, потому что был ссыльным. Однако к нему неофициально люди, конечно, обращались. Мама разбудила его. Он проявил доброту и внимание. Сразу же оценил ситуацию и на свой страх и риск поставил диагноз. Тифа он у мамы не нашел. Написанное им заключение не имело силы справки, но так все Господь устроил, что оно защитило маму. Когда утром пришли врач и милиционер, мама протянула бумагу от профессора. Участковый врач посмотрела и сказала: «Ладно, оставайтесь».

Мама мне неоднократно рассказывала эту удивительную историю, в которой так очевидно проявилось действие Божественного Промысла. Она говорила, что отец несколько раз являлся ей и подсказывал то или иное решение, когда над ней была угроза гибели.

Рассказанная мною история для кого-то покажется невероятной, и к ней можно отнестись с недоверием. Но ведь «невероятным» нужно признать и то, что из всех шести детей Хасана одна моя мама стала христианкой - причащалась, соборовалась. Она дожила до рукоположения в диакона старшего внука Павла (сейчас он уже священник) . Я послал ей фотографию, где он сфотографирован с нами в день хиротонии во дворе Лавры. Потом, когда я разговаривал с ней по телефону, она сказала: «Солидно!» Сейчас два внука священника и сын священник постоянно поминают ее на Литургии.

Кто-то может сказать, что она потому пришла к христианству, что православным священником стал ее сын. Это поверхностное объяснение. Его главный недостаток в том, что переставлены местами причина и следствие.

Несомненно, сам я пришел к христианству исключительно благодаря тому воспитанию, которое она мне дала. Ее нравственное влияние на меня было решающим.

- А что еще способствовало вашему приходу в христианство, которое произошло еще в советские годы?

Русская и европейская культура. С детства мое образование и воспитание проходили в культуре, которая генетически связана с христианством: русская и западноевропейская литературная классика, живопись, история. Поэтому в годы зарождения моей религиозности передо мной не стояла проблема выбора. Для меня невозможна была никакая религия, кроме христианства. Помню, еще в конце 60‑х годов я носил нательный крест. Не могу вспомнить, как он у меня оказался. Это был обычный церковный крест из светлого металла с изображением распятого Спасителя и надписью «Спаси и сохрани». Носил я его настолько долго, что изображение частично стерлось и стало едва заметным.

Когда я думаю о моем пути к христианству, то прихожу к мысли, которая для меня очевидна: к вере меня вел Господь Бог. Он не только действовал через маму, которую тоже с детства готовил к христианству, но и хранил меня.

Я был порой неудержимо активным. По этой причине несколько раз оказывался в лапах смерти. Но Господь сохранил меня. На всю жизнь запомнился такой случай. Недалеко от нас был трест «Зеленого строительства». Войти на его территорию можно было через огромные металлические решетчатые ворота. Перед входом была глубокая лужа. В какой-то момент ворота почему-то были сняты с петель и прислонены к металлическим столбам. Я был в летней обуви. Пройти через лужу не мог. Тогда я решил воспользоваться одной из створок ворот. Я просовывал ножки между вертикальными прутьями и ставил их, как на ступени, на поперечный брус, которым были скреплены прутья. Я переставлял ноги и двигался боком - с одного края створки к другой. Поскольку я висел на ней, то под тяжестью моего тела она стала падать. Я упал спиной в глубокую лужу. А на меня упали тяжелые ворота. Они бы прибили меня, если бы не слой жижи, в которую я погрузился. Не захлебнулся я, потому что смог просунуть свое лицо между металлическими прутьями. Приподнять ворота и вылезти я не мог. Они были очень тяжелыми. Тогда я стал, держась за прутья, ползти на спине к верхнему краю ворот. Мне это удавалось до тех пор, пока голова не уперлась в верхний поперечный брус, который связывал, как и нижний, металлические прутья. Почему-то в это время никого близко не было, чтобы помочь мне. Тогда произошло, как я думаю, чудо. Я своими маленькими ручками смог приподнять тяжеленную створку ворот и вылезти. Вся моя одежда до последней нитки была пропитана грязью. Мама меня тогда не ругала. Но удивлялась: «Где можно было так сильно испачкаться?» Чтобы ее не напугать случившимся, я эту историю рассказывать не стал.

Еще больше переживаний вызвал другой случай. Мы жили на территории радиоцентра (папа работал начальником радиосвязи аэропорта). Должны были поставить еще одну мачту. В то время использовались длинные куски рельсов, чтобы их закопать и зафиксировать оттяжки мачты. Я находился во дворе и увидел, что в ворота въезжает телега. Она везла рельсы. Я побежал навстречу и быстро вскочил на телегу, усевшись сверху рельсов. Лошадь с трудом везла груз. К месту установки мачты надо было проехать по дорожке между грядками. Вдруг одно колесо съехало с твердого грунта и оказалось на вскопанной земле. Груз вдавил его в рыхлую землю. У лошади не хватало сил тащить дальше телегу. Возница, который, в отличие от меня, шел рядом, стал хлестать ее кнутом. Бедное животное сделало рывок, но воз не сдвинулся с места. Тогда лошадь стала уходить в бок и повернула оглобли под прямым углом к телеге. Возница не успел сообразить и хлестнул лошадь. Она дернулась вперед. Все, кто ездил на телегах, знают: если во время езды оглобли повернутся под прямым углом, телега опрокинется. Так и произошло. Первым упал я, потом посыпались на землю рельсы. Я оказался под ними. Совсем не помню, как убирали рельсы. Я лежал в узкой, но достаточно глубокой ложбинке между грядками, а сверху поперек легли рельсы, не причинив мне никакого вреда.

Были и другие случаи, когда мне явно грозила опасность, но я оставался жив и даже не получал увечья. Сейчас я знаю, что это было чудо. Бог хранил меня. Тогда я мыслил, конечно, в иных категориях. Однако всякий раз у меня было смутное сознание, что произошло что-то необычное, что кто-то меня спас. Уверен, что эти происшествия и благополучный их исход незаметно приготовляли меня к осознанной вере, которую я обрел через несколько десятилетий.

- Насколько священнику необходимо знание культуры?

Если человек культурен, то ему легче понимать и общаться со всеми - как простыми, так и образованными людьми. Для священника это открывает более широкие возможности для миссионерства. Речь идет о внутренней миссии, так как наше общество - общество массового безверия. Культура дает возможность глубже и полнее понять величие христианства. Она открывает видение христианства в истории, его духовно-нравственную уникальность. На историческом материале можно видеть отличия жизни христиан от представителей нехристианских обществ (например, язычников).

- Какие качества необходимы священнослужителю в первую очередь, без которых он совсем немыслим?

Очевидно, что важнейшими духовными качествами являются, как для священника, так и для любого христианина, вера и любовь. Однако известно, что ни одна добродетель не является автономной. Преподобный Макарий Великий говорит: «Все добродетели между собою связаны как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва - от любви, любовь - от радости, радость - от кротости, кротость - от смирения, смирение - от служения, служение - от надежды, надежда - от веры, вера - от послушания, послушание - от простоты» («Духовные беседы», 40.1).

Поскольку мы решили все же аналитически выделить важнейшие духовно-нравственные качества, то назову еще одну добродетель - духовное мужество. Дело в том, что вера и любовь постоянно испытываются в жизни. И мужество не дает поколебаться. Святой апостол Павел призывает: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13).

Священник - соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей.

И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия. Если есть хоть малая крупинка, она может незаметно начать расти и пагубно себя проявить.

- Если говорить о современной ситуации, что вас больше всего беспокоит в молодых священниках?

Больше всего беспокоит оторванность от церковно-священнической традиции. Это ощущается очень болезненно. До конца 80‑х годов прошлого века храмов было немного. После рукоположения молодой священник приходил служить в храм, где были служители не только среднего возраста, но пожилые и даже очень старые. Они были хранителями опыта предшествующих поколений. Совместное служение с такими отцами бесценно. Я застал, когда был рукоположен в девяностом году, в храме святителя Николая Чудотворца двух протоиереев - Димитрия Акинфиева и Михаила Клочкова. Оба 1928 года рождения. Они имели огромный опыт священства. Отец Димитрий прослужил 54 года. Он в совершенстве знал Богослужебный Устав. У него я многому научился.

Можно успешно учиться в Семинарии и даже в Академии, но отсутствие опыта поколений никакими знаниями восполнить невозможно. За последние двадцать лет число храмов в стране выросло в несколько раз. Например, в Подмосковье - в 10 раз. Это значит, что почти 90 процентов священников начали служение одни - во вновь открытых храмах. Они оказались реально оторванными от опыта предшествующих поколений и от традиции, не имеют возможности воспринять живой опыт многих поколений.

Хорошо вижу, как серьезно это сказывается на служении. Дело не только в отсутствии литургического опыта, но и пастырско-этического.

Другая причина многих болезненных явлений в современной церковной жизни заключается в том, что священнослужители - часть современного общества. В духовные школы юноши поступают не из какого-то особого племени. Их поставляет наше нравственно больное общество. В 18 лет человек имеет уже вполне сформировавшийся духовный облик. За пять лет учебы его нелегко перевоспитать. Многие выросли в нецерковных семьях, родители у некоторых до сих пор еще не воцерковлены. Многие к вере пришли в школе. Некоторым недостает обычного воспитания. Все это приводит к тому, что некоторые семинаристы очень легко подпадают под влияние духа времени. Это сказывается и потом на их служении. Чаще всего это проявляется в стремлении соединять высокое служение Богу и людям со служением себе, не упуская возможности что-то приобрести, завести друзей среди состоятельных людей. Вот в этом мне видятся серьезные последствия разрушения традиций.

- Батюшка, что бы вы хотели пожелать выпускникам семинарии?

Надо постоянно и напряженно работать над собой. Советую хорошо изучить жизнь и пастырский подвиг таких благодатных священников, как святые Иоанн Кронштадтский , Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров и др. Необходимо взять их служение за образец и упорно работать в течение всей жизни, чтобы приближаться к совершенному служению. Ни на минуту нельзя забывать о своем избранничестве: «Великое лицо - достойный священник, он друг Божий, поставленный исполнять волю Его» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

☦Как научиться любить Бога? ☦ ☘ Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. (Лк. 10, 27). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. (1 Ин. 2, 15). Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. (Рим 5, 5). Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия; сии последние от воздержания во всем, воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Преподобный Максим Исповедник (662). Нельзя брать духовную жизнь сверху, а нужно брать ее снизу: сначала очистить душу от страстей, приобрести терпение, смирение и т. п., потом полюбить ближнего, а затем уже Бога. Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923). Вера есть благонастроительное дарование; она рождает в нас страх Божий; страх же Божий научает соблюдению заповедей или устроению доброй деятельной жизни; из деятельной жизни произрастает честное бесстрастие; а порождение бесстрастия любовь, которая есть исполнение всех заповедей, всех их в себе связующая и держащая. Святитель Феодор, епископ Едесский (848). Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении. Любовь к Богу рождается и без научения, естественно, как благопризнательность за Божии благодеяния, ибо видим, что псы, волы, ослы любят питающих их. Святитель Василий Великий (330-379). Умножение страха Божия есть начало любви. Преподобный Иоанн Лествичник (649). Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия; ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия. Блаженный Диадох Фотикийский (V век). Любовь есть плод молитвы. Любовь к Богу рождается от беседы с ним. Беседа с ним от безмолвия; безмолвие от нестяжания; нестяжание от терпения; терпение от ненавидения похотей; ненавидение похотей от страха геенны и чаяния блаженств. Говорящий, что страстей не победил, а возлюбить Бога любит, не знаю, что и говорит. Возразишь: я не сказал люблю, но люблю возлюбить. И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не начнет миловать по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Пребывающий всегда в молитве возжигается горячайшей любовью к Богу и восприемлет благодать Духа, освящающего душу. Преподобный Макарий Великий (IV век). Когда мы слышим, что кто-нибудь любит нас, то хотя бы он был незнатен и беден, мы воспламеняемся особенною любовью к нему и оказываем ему великое почтение, тогда и мы любим его; а Господь наш любит нас так много, и мы остаемся нечувствительными? Святитель Иоанн Златоуст (407). Те, которые часто причащаются Тела и Крови нашего Господа, естественным образом зажгут в себе стремление и любовь к Нему с одной стороны, потому что эти животочные и животворящие Тело и Кровь столь согревают в любви причащающихся (даже наиболее негодных и жестокосердых), сколь непрестаннее они причащаются; а с другой стороны, потому что ведение любви к Богу это не что-то чуждое для нас, но естественно всеяно внутрь нашего сердца, как только мы рождаемся по плоти и возрождаемся по духу в святом Крещении. Прп. Никодим Святогорец (1749-1809) и свт. Макарий Коринфский (1731-1805). Чувство любви ко Господу приходит по мере исполнения заповедей Его. Преподобный Никон Оптинский (1888-1931). Некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей, что она Бог, начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои. Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души. Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех евангельских заповедей вот наша доля. Нам предлежит испросить прощение у Бога, примириться с Ним, верностью к Нему загладить неверность, дружество со грехом заменить ненавистью ко греху. Примирившимся свойственна святая любовь. Ты хочешь научиться любви Божией? Удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждой твоей к греху, столь ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится впасть по немощи, врачуй немедленным покаянием. Но лучше старайся не допускать к себе и этих согрешений строгой бдительностью над собой. Ты хочешь научиться любви Божией? Тщательно изучай в Евангелии заповедания Господа и старайся обратить евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867). Чтобы любить Бога всем сердцем, надо непременно всё земное считать за сор и ничем не прельщаться. Помни, что ты всегда ходишь пред лицом сладчайшего Иисуса. Говори себе чаще: я хочу жить так, чтобы жизнь моя радовала Любовь мою, распятую ради меня на кресте. Опытом дознано, что не любящий ближнего не может любить Бога, неблагодарный человекам не может быть благодарным Богу. Ограниченному, малому, ничтожному существу, каков человек, с ограниченного, малого нужно и начинать и, при Божией помощи, идти к менее ограниченному, к высшему. Ты имеешь жену, друзей, родственников? Научись прежде отдавать им должное и потом уже будешь в состоянии отдавать должное всем людям и Самому Богу. Чтобы по достоянию чтить Богородительницу, научись прежде, как должно, почитать свою родительницу. А чтобы почитать тебе, как следует, Отца Господа Иисуса Христа, научись почитать своего отца по плоти. Неверный в мале и во мнозе неверен есть; а верный в мале и во мнозе верен (Лк. 16, 10). Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908). Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или другая. Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963). Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу. Преподобный Иустин Попович (Сербия) (1894-1978). Горячая вера в Бога рождает горячую любовь к Нему и к Его образу нашему сочеловеку. Старец Паисий Святогорец (1924-1994). Видишь, ради чего мы должны презреть мир, то есть, чтобы Бога нашего почтить; мир не любить, чтобы Бога возлюбить, создание оставить, чтобы Бога обрести, от создания отвратиться, чтобы к Богу обратиться. Ибо как не можем и к востоку и к западу, и к небу и к земле одновременно смотреть, так и к миру и к Богу прилепляться сердцем. Когда очи наши обращаем к земле, то отвращаем от неба, и когда обращаемся к западу, отвращаемся от востока, - так точно отвращаемся от Бога сердцем, когда любим мир, и когда к Богу сердечно обращаемся, тогда от мира отвращаемся. Одно из двух надобно всякому избрать. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6, 24). Святитель Тихон Задонский (1724-1783).