Роман Сладкопевец — молитва, икона, тропарь. Прп. Роман Сладкопевец

Святые покровители носящих имя Роман

Святой благоверный князь Роман Рязанский
Православная Церковь воспоминает святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского 19 июля/1 августа, в день его гибели.
К святому благоверному князю Роману Рязанскому обращаются с просьбами об укреплении веры и даровании сил для благочестивой жизни, о защите от доносов и клеветы, со всеми просьбами – в случае тезоименитства, и конечно, более всего он покровительствует всем, кто проживает на территории, которая была его княжеским уделом. Также известны случаи исцеления при обращении к этому святому. Эту икону часто дарят как именную тем, кто, как и князь, в крещении носит имя Роман.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Романа Рязанского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой благоверный князь Борис
Празднество святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба установлено 2/15 мая, а также в 1021 году во время княжения в Великом Новгороде благоверного князя Ярослава Мудрого было установлено на 24 июля/6 августа.
Святой благоверный князь Борис (в крещении Роман) – святой, которому молятся при сердечных болезнях. К нему, а также брату его, святому благоверному князю Глебу, обращаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. В доме, где есть икона святого, будут царить любовь и взаимопонимание. Тем мужчинам, для кого святой князь Борис является покровителем, икона поможет избежать болезней, убережет от врагов, поможет обрести дружную семью и надежных друзей.
Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 ноября/10 декабря.

Преподобный Роман подвизался в одиночестве на Сильпийской горе, что находилась к востоку от Антиохии. Сейчас гора называется Начар Даг. Проводил время в посте и молитве, под власяницей носил тяжелые вериги. За свою святую жизнь был награжден Господом даром прозорливости и исцелений. По его молитве многие женщины обрели счастье материнства. Прожил долгую жизнь и мирно отошел к Господу.

Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон, священномученик
Роман Римский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 10/23 августа.

Роман Самосатский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 29 января/11 февраля.

Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон, творец кондаков


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 1/14 октября.

Преподобный Роман, Сладкопевец жил в конце V - начале VI веков. Грек по происхождению, он родился в Сирии. Завершив обучение, стал диаконом, а спустя некоторое время переехал в Константинополь и устроился клириком при патриаршем храме. Патриарх Евфимий вскоре приблизил Романа к себе, полюбив юношу за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Роман старательно помогал при богослужении, хотя особым голосом и слухом не обладал.

Приближение к патриарху вызвало зависть в окружении Романа, и его товарищи сыграли с ним злую шутку. Во время предрождественского богослужения, на котором присутствовал император со всей семьей, службу вел сам патриарх, а храм был заполнен прихожанами, преподобного Романа вытолкнули на амвон (специальное возвышение, для чтения Священного Писания, произнесения проповедей, пения). Оказавшись в центре внимания, он был вынужден петь, его никчемное пение привело в недоумение всех присутствующих, а самого Романа ввергло в глубокий стыд.

Придя домой, преподобный Роман упал на колени перед иконой Богородицы и со слезами молился всю ночь. И Богородица услышала его молитвы. Явившись преподобному Роману, Божия Матерь подала ему свиток, который велела съесть. Сразу же после исполнения повеления Роману был дарован красивейший мелодичный голос, да к тому же еще и поэтический дар. Впечатленный всем произошедшим он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день преподобный Роман сам настоял на том, чтобы ему разрешили петь. И во время всенощной под Рождество Христово так чудесно спел написанный им гимн, что все вокруг прослезились от восторга, а люди назвали его «Сладкопевцем». С этого момента преподобный Роман украшал своим пением и вдохновенной молитвой каждое богослужение.

Согласно преданию, преподобный Роман Сладкопевец написал за свою жизнь более тысячи молитв и гимнов на различные праздники.

Роман Угличский, князь Святой благоверный князь Роман - сын князя Владимира Угличского, родился в 1235 году. С детских лет Роман отличался благочестием, соблюдал посты, молился, читал Священные книги, посещал храмы, был послушен родителям. После смерти отца и старшего брата принял на себя управление княжеством. С мудростью и любовью управлял он княжеством, и оно в период его правления расцвело и укрепилось. Много времени князь Роман выделял на богоугодные дела: строил больницы, богодельни, странноприимные дома, возводил и украшал храмы. Особо заботился о сиротах и вдовах. Любил посещать келии подвижников, беседовал с ними о Господе и подвигах во имя Его. После смерти жены в 1280 году всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Основал город Романов. В 1985 году, незадолго до своей кончины, предчувствуя ее, созвал к себе всех бояр и завещал им жить в мире и любви друг к другу.

История сохранила очень мало данных о св. Романе Сладкопевце. Он родился в конце V в. в еврейской семье* в городе Эмесе близ Бейрута. Согласно древнему синаксарю, там он служил диаконом. Но другое предание говорит, что св. Роман был рукоположен в диакона уже в Константинополе, что было много позднее. В его житии говорится, что Роман проводил аскетический образ жизни. Сохранилось также предание, что прежде получения чудесной помощи свыше, он был безграмотным.

То ли низкий моральный уровень жителей Бейрута, то ли иное какое побуждение было у св. Романа оставить этот город, но он переселяется в Константинополь. В этой блестящей столице Византийской империи ему было трудно. Он получил место пономаря в одном из храмов столицы. Дни он проводил в месте своего служения, усердно трудясь в храме, а на всю ночь уходил всегда открытый храм Божией Матери во Влахернах. В этом знаменитом храме Роман молился в течение всей ночи. Спустя некоторое время он перешел на службу в патриарший кафедральный собор столицы. Здесь своим усердным служением он обратил на себя внимание патриарха Евфимия. В Греческой Церкви, как и во всех Балканских Церквах, пономари были одновременно и псаломщиками, т.е. совмещали службу уборки храма с клиросным служением. Но, в отличие от других служителей храма, св. Роман не умел читать и не мог петь церковных песнопений. Однако патриарх приравнял его в отношении жалования к другим служащим храма, которые несли также и клиросное служение. Это вызвало их раздражение на Романа, которое перешло в открытое преследование. Его всячески притесняли. Чувствительный душой, добрый, сердечный и незлобивый святой от этого очень страдал. А однажды издевательства над ним превзошли всякую меру: во время совершения Царских часов в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал царь Анастасий и было много духовенства и мирян, певчие насильно потащили святого, который в это время был занят лампадами, на амвон, возвышавшийся посередине церкви, говоря: "Получаешь равное с нами жалование - неси и равную с нами службу". Преподобный не умел петь и не мог прочесть текста, а потому со стыдом покинул амвон. Ему казалось, что все смеялись над ним, и особенно тяжело ему было потерпеть такой стыд пред лицом царя... Тогда Роману казалось, что выхода нет, и, рассуждая по-человечески, он был прав. Сказать о своей обиде было некому. Обратиться к патриарху? - Но патриарх - лицо слишком высокое и недоступное, да часто и нельзя ожидать сердечности от тех, которые достигли высоких постов. Кроме того, если бы патриарх и принял бы участие в нём и сделал бы выговор клирикам, то можно себе представить, как они стали бы мстить ему. Но когда положение действительно безнадежно, когда человек совершенно не в силах помочь себе и ни от кого ждать поддержки, и в то же время он отчаянно нуждается в ней, вот тогда-то являет себя помощь Христа и Его Матери. К Ним-то и прибег святой. После завершения службы, когда все ушли из храма, он повергся ниц перед образом Божией Матери, и со слезами просил Ее не оставить его Своей помощью. В печали он пошел домой, и от печали не вкусив пиши, уснул. Во сне он увидел видение, которое должно было совершенно переменить его жизнь. Он увидел Божию Матерь, в Ее руках был маленький свиток. Она сказала ему тихим голосом: "Открой уста". И когда он открыл уста, Владычица вложила в его уста этот свиток и сказала: "Съешь его". Он проглотил свиток, и тут же проснулся. И почувствовал в сердце необыкновенную радость, и ощутил, что и разум его просветился. Неграмотность и необразованность вдруг совершенно исчезли, как будто их и не было, он ощутил себя в полноте великих знаний и великой силы. И если несколько часов назад он покинул храм в печали, с горькими слезами, то теперь он возвращался в этот же храм с великим торжеством и радостью, а в сердце его слагалась чудесная песнь... Началась божественная служба. Служил патриарх с сонмом епископов и священников, присутствовал царь с вельможами и военачальниками; храм был полон. Наступило время пения кондака праздника. И вот, к удивлению и даже немалому страху других клириков, на амвон взошел Роман. Он развил свиток, который держал в руках, и с лицом ангела начать петь вдохновенным голосом сочиненные им слова и мелодию. Какая это была мелодия, мы не знаем, потому что византийские мелодии не разгаданы, а, кроме того, как можно заключить из надписания кондаков, они имели свою собственную мелодию. Но слова, сочиненные св. Романом, мы знаем и ежегодно торжественно воспеваем их на Рождество Христово. Слова эти следующие:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

В нескольких словах здесь представлена и глубина догматической тайны и обширность евангельской повести о Рождестве Христовом. Вечное чудесно сочеталось с временным; небо - с землей, невместимое слилось в гармонию с крайне ограниченным: Бог сошел на землю и ради человека стал Человеком, и земля принесла своему Творцу в подарок - пещеру, небо - звезду, а человечество принесло Богу Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, участвовавшую в примирении нас с Богом, чтобы Ему принять человеческую плоть от Той, Которая всю Свою жизнь отдала Богу в совершенную жертву.

Затем Роман пропел 24 икоса, которые сопровождали этот кондак. (В настоящее время, после кондака читается только один икос, и кондак не воспевается на амвоне с той торжественностью, как это было при св. Романе.)

Все бывшие в храме были глубоко тронуты. Преп. Роман свернул свиток и смиренно сошел с амвона и затерялся в толпе. Патриарх немедленно пригласил его в алтарь и спросил его, каким образом он сочинил это боговдохновенное произведение? И святой открыл ему всё. Патриарх предложил Роману диаконское служение в соборе. И тогда, вероятно, он открыл патриарху, что он уже имеет диаконский сан, полученный им в Бейруте, и живет монашеской жизнью. Клирики, которые перед тем обижали святого, припали к его ногам, прося его прощения и моля его взять их в свои ученики. Преподобный сразу же их простил и обнял их и исполнил их просьбу.

Впоследствии св. Роман написал множество кондаков: на Господни и Богородичные праздники, на события Страстной седмицы, на Пасху и воспоминания евангельских событий, на события из Ветхого Завета, на темы христианской жизни, как-то: покаяние, пост и т.п. Эти кондаки и сопровождающие их икосы, числом от 20 до 30, написаны в стихотворной форме и в ритме соответствующих им мелодий, которые, увы, не разгаданы.

В дни больших праздников царь приглашал к себе во дворец соборных певчих, и здесь исполнялись кондаки св. Романа. В его кондаках обычно представлена назидательная проповедь, диалог и заключительная молитва: они богаты и по догматическому содержанию, и по красоте. Вероятно, кондаки пелись на два клироса антифонно, а затем последний стих, которым кончаются все икосы, пели оба хора вместе. Пели в унисон (гармонизация не была известна до XV-го в.), без сопровождения каких-либо инструментов, хотя и на Востоке, и в древней Элладе религиозное пение сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, но Православная Церковь эту практику отвергла. Возможно также, что кондаки исполнялись наподобие чтения у нас акафистов: после положенного евангельского чтения, вместо проповеди, священник или диакон читали или, лучше сказать, пели текст кондака, а клирос пел последнюю строфу-припев. Как говорится в одной древней рукописи, царь Юстиниан Великий знал Романа, но стал ли он, так сказать, дворцовым композитором, - как утверждают некоторые - остается не подтвержденным источниками. Можно сказать одно: сам святой этой земной славы не искал; в одном из своих икосов он выражает печаль о том, что ему приходится вести слишком светский образ жизни. Это был период величайшего расцвета, мощи и культуры Византии.

Из множества кондаков св. Романа до нас дошли только 85; только несколько из них переведены на русский язык. В нашей Церкви творения св. Романа Сладкопевца, в сущности, не используются: осталось только несколько кондаков в сопровождении одного икоса. Каноны и стихиры, написанные по определенному плану более поздними песнопевцами Православной Церкви, оказались более жизненными.

Умер св. Роман в Авасском монастыре под Константинополем около 555 года.* В его житии говорится, что он был весьма любим всеми и почитаем; и, прожив свою жизнь богоугодно и праведно, ушел в вечные селения и ныне с ангельскими хорами воспевает Богу Трисвятую песнь.

Роман Сладкопевец

(кон. V в. – ок. 560 г.)

преподобный , был по происхождению греком и родился в середине V в. в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401-518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к св. Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, св. Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, св. Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть его.

И вот совершилось чудо: Роман получил красивый, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В приливе вдохновения он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». На следующий день св. Роман пришел в храм. Он настоял, чтобы ему разрешили снова спеть на амвоне, и на этот раз так прекрасно спел составленный им гимн «Дева днесь», что вызвал всеобщий восторг. Император и патриарх благодарили св. Романа, а люди назвали его Сладкопевцем. С тех пор св. Роман украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами. Любимый всеми, св. Роман стал учителем пения в Константинополе и высоко поднял благолепие православных богослужений. За свой поэтический дар он занял почетное место среди церковных песнописцев. Ему приписывают более тысячи молитв и гимнов на различные праздники. В особенности славится акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Смотреть что такое "Роман Сладкопевец" в других словарях:

    РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ Современная энциклопедия

    РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ - (кон. 5 в. ок. 560) византийский гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Автор многострофных лирико поэтических поэм, называемых кондаками. Под его именем дошло 85 текстов, посвященных различным церковным праздникам. Поэзия Романа Сладкопевца тесно… … Большой Энциклопедический словарь

    Роман Сладкопевец - (конец 5 в. около 560 г.) византийский церковный поэт гимнограф. Уроженец Сирии. Монах. Автор религиозно этических поучений гимнов (свыше 1000; известно около 85), которые облекал в форму кондаков … Исторический словарь

    Роман Сладкопевец - (конец 5 в. около 560), византийский церковный поэт гимнограф. Уроженец Сирии. Монах. Довел до совершенства форму стихотворной проповеди со строфическим членением и рефреном, часто с элементами драматизации. Автор религиозно этических поучений… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Роман Сладкопевец - У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Роман. Роман Сладкопевец, икона (1649) Роман Сладкопевец христианский святой V VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками (в раннем значении термина), некоторые из … Википедия

    Роман Сладкопевец - (конец V в. около 560), византийский церковный гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Автор многострофных лирико поэтических поэм, называемых кондаками (довёл форму до совершенства). Под его именем дошло 85 (из свыше 1000) текстов,… … Энциклопедический словарь

    Роман Сладкопевец - РОМÁН СЛАДКОПÉВЕЦ, Роман Мелодос (кон. 5 в. – ок. 560), визант. церк. поэт гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Довёл до совершенства форму кондака (многострофной поэмы на религ. сюжет с рефреном и элементами драматизации). Под его… … Биографический словарь

    Роман Сладкопевец - (Romanós Melodós) (конец 5 в., Эмеса, Сирия, около 560, Константинополь), византийский церковный поэт. Придал литературное совершенство форме кондака (стихотворная проповедь со строфическим делением и рефреном, часто с элементами… … Большая советская энциклопедия

    Роман Сладкопевец - автор песнопений, называемых кондаками и употребляемых до сих пор в православной церкви (например, Дева днесь Пресущественного Рождает; Душе моя, душе моя, восстани). В греческом подлиннике гимны Р. имели особый стихотворный размер, называемый… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Роман Сладкопевец - визант. писатель 6 в. Выходец из Сирии, Р. С. был клириком одной из церквей в Константинополе; автор текста и мелодии церк. песнопений, из к рых сохран. 85. В церк. лит ре гимны Р. С. явл. наиболее соверш. образцами этого жанра … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Сладкопевец. История, случившаяся на Рождество , Преподобный Роман Сладкопевец. Вашему вниманию предлагается житие преподобного Романа Сладкопевца СЛАДКОПЕВЕЦ. ИСТОРИЯ, СЛУЧИВШАЯСЯ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО в пересказе для детей Марии…

Покровителем поэтов и певцов издавна считают святого Романа Сладкопевца. Он заложил основы церковного пения и сложил немало молитвенных гимнов, текстов песнопений, которые мы слышим и сегодня (конечно, в переводе на русский).

Дарованный Богом талант можно использовать по-разному: подчиняясь рынку, заработать больше денег или «прогибаться под изменчивый мир». А можно дар к сочинению мелодий, текстов и песен обратить на радость людям и Богу. Святой Роман Сладкопевец был наделен Богом великим талантом и, приняв монашеский постриг, посвятил свою жизнь молитве и любимому делу музыки.

Жизнь его свидетельствует и о том, что любой человек может своим талантом служить Богу, и о том, что Господь поощряет все таланты даже в монашестве: человек, уходя в монастырь, может и должен развивать дарованное ему Вседержителем.

ИКОНА РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Каждый верующий человек не раз видел икону Романа Сладкопевца — точнее, его изображение в центре образа праздника Покрова Пресвятой Богородицы, который полагается в центре храма в этот праздничный день, 14 октября. Именно он стоит на амвоне в диаконском облачении по центру образа. Это объясняется тем, что святой любил именно Влахернской храм, где произошло чудесное событие видения Покрова Богородицы, а также сложил этому празднику тропарь и кондак — молитвословия, рассказывающие о событии и прославляющие праздник.

Есть и особая икона святого Романа. Ее также легко узнать:

    • Святой изображается молодым человеком в диаконском облачении (в длинном стихаре — широкой парчовой одежде до пола — с лентой через плечо называемой орарь).
    • В левой руке он держит свиток в руках, как знак его деятельности по написанию богослужебных текстов. Иногда свиток развернут и там написан текст кондака Рождеству Христову «Дева днесь (сегодня) Пресущественного (Бога, Существовавшего прежде всех)рождает…». Также на иконе преподобный Роман может держать в руках маленький храм, знак его церковного служения.
    • В правой руке святой держит кадило или совершает крестное знамение.
    • Есть редкая и интересная икона, где изображен эпизод жития Романа Сладкопевца: Богородица стоит над спящим святым со свитком в руках — по преданию, ему было такое видение, где Божия Матерь подала ему свиток, съев который, святой получил свой великий талант.

ЖИТИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Святой по национальности был греком. Родился он в середине V века в сирийском городе Емесе, а после получения образования стал диаконом (то есть священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику) в Воскресенском храме Бейрута. Со временем он переехал в столицу Византийской империи, Константинополь, став служащим диаконом при храме Святой Софии — главном, кафедральном соборе города. Здесь постоянно совершал богослужения сам Патриарх Константинопольский Евфимий, который выделял Романа среди других клириков: святой не отличался выдающимися способностями к музыке и пению, но его искренняя вера и добродетели были видны каждому.

Именно благоволение Патриарха к святому Роману, а также человеческая зависть к любимцу начальства изменили его судьбу, показав, что Господь волен и наши несчастья и позор повернуть к великой славе нашей и Своей. Патриаршая милость пробудила злобу и зависть к Роману нескольких клириков Софии (то ли диаконов, то ли священников). Во время одного из торжественных богослужений накануне Рождества, совершаемого Патриархом в присутствии самого императора, они заставили святого выйти для пения в центр храма, на амвон, где он поистине опозорился невнятным, фальшивым пением (богослужением напоминает театральное действо: нельзя уйти со сцены или с амвона).

Уйдя со службы в большой печали, святой Роман долго молился Пресвятой Богородице, изливая свою скорбь. И тогда в видении праведнику явилась Она Сама — Матерь Божия, подавшая святому бумажный свиток с благословением съесть его. Тут же по благодати Божией Роман обрел прекрасный голос и творческий дар к сочинению стихов и музыки. О преданию, он сразу после чудесного видения создал знаменитый кондак праздника Рождества Христова, который поется ежегодно в каждом православном храме мира: «Сегодня Дева рождает Существовавшего прежде веков, и земля дарует пещеру Неприступному Богу; Ангелы с пастухами славословят Его, волхвы же со звездой путешествуют; ради нас всех родился Маленький Ребенок, прежде веков Сущий Бог».

Этот гимн святой Роман исполнил на следующий день сам посреди вновь переполненного народом храма за Всенощным бдением праздника Рождества Христова. Патриарх, император и все константинопольцы пришли в восторг. Известно, что завидовавшие ему люди покаялись пере ним и просили прощения. Святой получил имя Сладкопевца: он стал украшением всей Церкви благодаря своей праведности, чудесному голосу и сочиненным им вдохновенным произведениям. Поистине благодаря ему человечество обрело эстетически и духовно прекрасные молитвенные песнопения. Церковная культура обогатилась более, чем тысячей молитвословий (тропарей, кондаков, канонов и акафистов).

Непосредственно перед кончиной, последовавшей в 556 году, преподобный Роман принял монашество в обители Авваса.

НАСЛЕДИЕ И ПОЧИТАНИЕ РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА

Важнейшим наследием святого Романа Сладкопевца является первый акафист, давший начало религиозно-поэтической, молитвенной традиции акафистов, которые сейчас написаны почти для каждой иконы Богородицы и каждого святого. Акафист «Радуйся, Невеста Неневестная» — шедевр словесности и богословия. Он наиболее известен среди других и единственный из всех акафистов, который вписан в богослужебный устав: читается всей Церковью в Субботу Акафиста Великого поста, имеющую также название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Название «акафист» означает «песнь, исполняемая стоя», то есть особо торжественная. Он делится на кондаки — небольшие молитвенные тексты — и икосы, где по двенадцать раз повторяется приветствие «Радуйся» (по-гречески «хайре», так греки здоровались друг с другом) с завершением «Радуйся, Невеста Неневестная». Такие слова отсылают к приветствию в день Благовещения Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобой».

Память преподобного совершается 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Вероятно, празднование его памяти в этот день — следствие особого почитания святым Романом Матери Божией и ее милости к преподобному.

Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему среди молодежи было принято, посещая храм на утреннем богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак. Незамужние девушки и женщины часто заказывают в этот день молебен Пресвятой Богородицы: священник совершает его после Литургии (основного утреннего богослужения), перечисляя имена тех, кто заказывал молебен.
Вот краткая молитва Покрову Богородицы, написанная святым Романом, которой молятся Ей о помощи в бедах:

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, очистит грехи наши и прибавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое, с верой и любовью поклоняющимся чудотворному образу Твоему!

В честь преподобного Романа освящен ряд российских храмов: в Северной столице, Санкт-Петербурге, а также в Сибири, в Нижнекамске — и один храм на Украине, в Киеве.

В день памяти святого в храмах, освященных в его честь, совершается торжественное вечернее богослужение — Всенощное бдение, а утром — Божественная литургия. Поются особые краткие молитвы, подобные сочинены святым Романом — тропари и кодаки святому; совершаются молебны с акафистом.

Акафист святому Роману Сладкопевцу имеет особое значение, ведь именно он сам создал первый акафист, потому имеет особую благодать помогать молящимся этой формой молитвы. При необходимости вы можете читать акафист святому Роману 40 дней подряд, но на это нужно взять благословение у священника, подойдя к нему в храме после богослужения.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

Особо почитают преподобного Романа люди, профессионально связанные с музыкой, искусством и, конечно, церковным пением. Кроме того, святому молятся с просьбой:

    • О развитии музыкального и любого творческого таланта;
    • О помощи в профессиональной самореализации;
    • О защите при зависти, от недоброжелателей;
    • Об избавлении от собственных пороков и грехов;
    • Об обретении уверенности перед публичными выступлениями;
    • О понимании Священного писания и слов молитвенных песнопений;
    • Об обретении друзей и помощи в трудных ситуациях.

Мужчины по имени Роман обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Роману, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой угодник Божий Роман, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Подаренную или приобретенную икону святого Романа нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, тезоименитого вам или вашим близким — здесь и будет уместной икона преподобного Романа Сладкопевца. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

Существует несколько молитв святому Роману. Первую молитву Роману Сладкопевцу можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

Преподобный отец наш Роман! Посмотри на нас милостиво, у земли пребывающих доведи до высоты небесной. Ты наверху, на небесах, мы же внизу на земле, удалены от тебя и от Господа, не столько местом, сколько грехами и беззакониями нашими, но к тебе приходим и просим тебя: наставь нас подражать тебе, ходить твоими дорогами праведности, вразуми и руководи нами сам. Вся твоя святая жизнь была отражением и образцом добродетелей. Не переставай же, угодник Божий, о нас молиться ко Господу.
Попроси и исходатайствуй нам у Бога нашего, полного милости, мир Церкви Его, под знамением креста живущей и борющейся с духами злобы поднебесной, согласие в вере и единомыслие, уничтожение суемудрия и расколов, помощь в делах добрых, больным выздоровление, утешение печальным, заступничество обиженным, спасение в бедах пребывающим. Не забудь нас, приходящих к тебе с верой. Все православные христиане, обрадованные твоими чудесами и милости твои увидевшие, почитают тебя как своего покровителя и заступника. Покажи же твою доброту, которой издревле ты ободрял отцов, не отвернись и от их детей, путем их идущих к тебе и ко Господу.
Стоя же перед святой иконой твоей, молясь тебе, как живому, просим: прими молитвы наши и вознеси их на жертвенник Божьей благодати, чтобы через твои молитвы обрели мы своевременную помощь Его в нуждах наших. Избавь нас от малодушия и утверди в вере, чтобы без сомнений мы верили в милосердие Владыки Бога и и Его промысл благой о нас по молитвам твоим.

О, великий и славный угодник Божий! Всем нам, с верой приходящим к тебе, помоги молитвами твоими ко Господу, и всех нас направь в жизни, чтобы в мире и покаянии окончили мы земное странствие и переселились с надеждой на милосердие Божие в селения праведников, где ты сам с радостью после трудов и подвигов сейчас пребываешь, прославляя со всеми святыми Господа в Пресвятой Троице, Отца, Сына и Духа Святого вечно. Аминь.

Другая молитва святому преподобному Роману Сладкопевцу

О, праведный и святой, преподобный отец и блаженный наш авва Роман, не забудь о своих рабах твоих, но вспоминай нас в твоих святых молитвах к Богу. Молись о стаде твоем, не забудь и посещай твоей милостью твоих детей. Молись за нас, отец Роман, как за детей твоих духовных, имея дерзость говорить с Небесным Царем, не умолкай в молитвах за нас к Нему, и не отвернись от нас, почитающих тебя с верой и любовью.
Вспоминай нас, недостойных рабов Божиих, у Престола Вседержителя Творца, и не переставай молиться о нас ко Христу Богу — ведь тебе дана Им благодать просить о людях грешных. Знаем, что ты не мертв, хотя телом и ушел от нас, но по смерти жив останешься душой. Не отступай от нас духом, сохраняй нас от стрел бесовских искушений и козней дьявола, о пастырь и защитник наш добрый.
Хотя мощей твоих рака на земле и всегда видима людям, святая твоя душа с ангельскими Силами и ликами Бесплодных воинов крылатых у Божьего Престола пребывая, веселится в небесной радости. Так, зная, чтобы ты и по смерти жив, просим и молимся тебе: ходатайствуй о нас перед Всесильным Богом, проси о пользе душ наших, попроси же нам время на покаяние, чтобы спокойно перешли мы с земли на небо, избавившись от мытарств трудных и страшных, от нападений бесов воздушных и от вечных мучений, стали же Небесного Царствия жителями со всеми праведниками, во все века угождавшими Господу нашему Иисусу Христу, Которому вечно подобает слава, честь и поклонение, с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, с Благим и Животворящим Его Духом Святым. Аминь.

Молитвами преподобного Романа Сладкопевца да хранит вас Господь!

На этой неделе – 1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца . Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников – его кондаков и прижизненных свидетельств.

О святом Романе Сладкопевце (кон. V – пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера ), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых – Менологий Василия II – относится к концу X века . Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский , Иерусалимский и Патмосский , которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения:

«В тот же день – память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память» .

Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение:

«В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры».

Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, – житие святого Артемия , говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

Следующая группа свидетельств – служба святому Роману; канон, опубликованный в Минее за 1 октября, подписанный именем Епифания в Богородичнах, – дают нам мало конкретных биографических сведений, одно из немногих – то, что он «от юности всего себя возложил Христу» (песнь 1, 2), в Константинополе вел аскетический образ жизни. Кроме того, канон подтверждает чудо с явлением Богородицы, говоря, что «Воплощеннаго Сына Божия Рождшая истинно твою душу просвети и ум обожи, познанием исполни, нощию ти представшая Приснодева» (песнь 5 тропарь 2). Несколько больше сведений дает канон, подписанный именем Феофана Грапта, опубликованный Петридисом. В нем говорится, что святой Роман был «наилучшим диаконом» (aristos diakonow – 6 песнь 1 тропарь); отметим, что слово aristos может восприниматься не только в аксиологическом, но и в социальном смысле: как «священнопроповедник» (как считает Гродидье де Матон): это говорит о служении поэта как проповедника, через свои гимны. Ниже мы увидим, что возможны и иные интерпретации.

В каноне говорится, что Роман был υμνολογος и ὐμνογράφος (песнь 7 тропарь 3), то есть писал и тексты, и музыку. Говорится, что он с детства изучал и прекрасно его знал, когда прибыл в Константинополь (песнь 4, 2). Также упоминается, что он постоянно посещал «церкви» Богородицы.

В высшей степени интересен фрагмент кондака святому Роману, частично изданный кардиналом Питра и полностью – Гродидье де Матоном. К сожалению, до нас дошли только три икоса. Приведем самые интересные фрагменты (икосы второй и третий):

Житие его было * книгой одушевленной
и, всеми прежде познаться, * проявилось пред Владыкою.
Родом был из Евреев, * но ум имел утвержденным.
Он был не Фарисеем, * но сосудом был надежнейшим.


сердцем высокого мужа.
Обладал он крылами * в высоту вознестися
ангелов, сил бестелесных, * что поют Высокопрестольного.

И там он же он страху * и ужасу подвергнулся,
и к душе * обратился своей.
Но он точно * сохранил дело Божие * и Его повеления .

Он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537).

Третья группа свидетельств – сами кондаки Романа Сладкопевца. Безусловно, это самый ненадежный материал, поскольку всегда существует опасность субъективной интерпретации, тем не менее, им надлежит пользоваться, поскольку мы ограничены в информации. Судя по тому, что у святого Романа имеется кондак «На землетрясение и на сожжение [базилики Святой Софии] », он был современником землетрясений 527–529 годов и восстания «Ника» в 532 году, а также построения нового храма Святой Софии (537) (в кондаке «На землетрясение» говорится о сооружении купола храма). Роман еще застал великие землетрясения 551–554 годов: в кондаке «На десять дев» говорится:

Угрозы несносные * и постоянные землетрясения
сотрясли землю * и все, что в ней,
и заставили бежать * ветров многие
удары разнообразные * и море.

Видение Богородицы, даровавшей Роману список, можно интерпретировать и как благословение на деятельность в Константинополе

Косвенные доказательством того, что это видение во сне действительно имело место, является постоянное пребывание Романа в Кирах и тот факт, что он был похоронен у этой церкви, хотя Киры был достаточно скромный квартал и позднее по достигнутому им положению святой Роман мог претендовать на большее. Эта связь может быть объяснена фактом видения и тем, что церковь Кириотиссы стала для него святым местом. Другим косвенным подтверждением является то, что одним из ранних кондаков по времени возникновения считается кондак на Рождество ; следовательно, история с видением обретает определенную достоверность. Каково же значение этого видения? Для авторов синаксарей это означало дарование поэтического таланта, однако это видение можно интерпретировать и по-другому – как благословение на деятельность в Константинополе.

Помимо краткого варианта описания этого видения существует распространенный, гораздо более поздний (XIII–XIV вв.). Акакий Савваит сообщает повествование, согласно которому Роман не имел голоса и не умел петь, за что подвергался насмешкам. Он обращается к Богородице, Которая является ему во сне, спрашивает, что его печалит, и дает ему свиток в обмен на обещание стать монахом. Роман съедает свиток и затем становится монахом обители Авассу .

Возникает вопрос: был ли монахом святой Роман, и стал ли он им хотя бы в последние годы своей жизни?

На этот вопрос приходится ответить отрицательно, достаточно привести пример из кондака «О жизни монашеской»:

Знаю, знаю, как мне вы ответите,
не устами, так мыслию молвите:
ты нас учишь о мира превратности,
что же сам прилепляешься к бренному?
На сучок в оке брата взираешь ли,
а бревна в своем оке не чувствуешь,
если истину зришь, почто не творишь?

Как спасусь, не радевший о милостном?

Не хвалитесь дарами духовными:
что имеешь, есть милость от Господа,
пусть не судит воздержный вкушавшего,
пусть почтит и вкушавший алкавшего…

Кондак «О монашеской жизни», очевидно, относится к последним годам жизни святого Романа Сладкопевца . Следовательно, сообщение Акакия о том, что Роман был монахом, следует признать ошибочными. К тому же обитель Авассу почти неизвестна в ранних источниках, о ней упоминается только в начале X века. Наконец, Акакий видит в Романе только певца и композитора, а не поэта.

Никифор Каллист Ксанфопул в рассказе об этом видении говорит, что в церкви Богоматери была мироточивая икона. Однажды во время бдения под Рождество святой Роман заснул на шестой песни канона, и тогда ему явилась Приснодева, даровавшая ему свиток для съедения. Перед седьмой песнью Роман вышел на амвон и начал петь «Дева днесь» . Рассказ Ксанфопула страдает анахронизмами: в VI веке в Константинополе канона еще не было, следовательно, сам рассказ следует признать анахроничным и вторичным, созданным на основе синаксарей. Тем не менее, вторичные рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают сообщения синаксарей.

В Патмосском синаксаре говорится, что Роман посещал службы во Влахернской церкви Богоматери. Это замечание достойно внимания: церковь Богоматери Влахернской, построенная при Маркиане царицей Пульхерией , при Юстиниане была перестроена , расширена и украшена и стала третьим по значению храмом после Святой Софии и храма святых апостолов. Это был императорский храм, не случайно Константин Копроним провел иконоборческий собор 742 года именно в нем . Соответственно, служение в этом храме означало определенную близость ко двору, по-видимому, после воцарения Юстиниана – или даже ранее – во время правления Юстина. Вероятно, именно об этом говорится в кондаке:

Вознесло положенье * царского войска земного
сердцем высокого мужа.

Остается некоторой загадкой, почему пребывание при дворе или общение с императором сравниваются с пребыванием в воинстве царя.

То, что святой Роман достиг определенного высокого положения, – несомненно: некоторые его кондаки подписаны «κύρου Ρωμανοῦ» – «господина Романа».

Вероятнее всего, Роман Сладкопевец был в кругу императорских богословов и мог цениться Юстинианом как талантливый церковный поэт. Еще более загадочным становятся слова:

Молниеносный образ * багряного хитона
и жезла правость верную * он царям проповедовал.
И там он же страху * и ужасу подвергнулся
и к душе * обратился своей:
«Душа моя, воздай * ты кесарево кесарю».

Возможно, святой Роман был в числе тех, кто советовал императору, напуганному восстанием «Ника», остаться в Константинополе.

Эти строки, как и слова о земном воинстве, можно объяснить только одним – активным участием Романа в политике. Однако что это за страх и трепет, который пережил святой Роман? В истории юстиниановского времени был один эпизод, когда весь Константинополь и прежде всего императорский двор пребывали в состоянии страха и ужаса, – это восстание «Ника» (532), когда император был готов уехать из столицы. И именно тогда и возникла необходимость напомнить о «молниеносном образе багряного хитона» и жезле правости верной, что, согласно сообщению Прокопия Кесарийского, и сделала царица Феодора . Однако он же сообщает, что еще до ее речи среди советников были разные мнения и одни советовали бежать, другие же – остаться. Возможно, святой Роман был в числе последних. Весьма вероятно, что он принимал участие в литании – общественном молении по поводу восстания и пожара, по крайней мере описание этого моления содержится в его кондаке «На землетрясение и пожар»:

Ведь ужасами содержался город * и плач имел великий,
Бога боящиеся * руки простирали к Нему,
милость от Него испрашивая
и прекращение зол.
С этими же по обычаю молился * и царствующий,
воззрев к Создателю, * а с ним и супруга его.
«Даруй мне, – * вопиял он, – Спасе, * как Давиду Твоему,
победить Голиафа, * ибо на Тебя надеюсь.
Спаси верный народ Твой, * как милостивый,
как дарующий жизнь * вечную.

В гимне явственно видно сочувствие Романа императорской власти и враждебность бунтовщикам, которые сравниваются с Голиафом, называются безумными и т.д. Таким образом, предположение, что святой Роман был сторонником жестких мер по отношению к бунту, не лишено основания.

Существует гипотеза, объясняющая термин κυρ – «господин». Еще Пауль Маас предложил отождествить с Романом Сладкопевцем священника Великой Церкви Романа, носившего титул ἐκκλησιέκδικος (защитник Церкви), который от имени «домашнего собора» 536 года был послан к экс-патриарху Анфиму вместе с епископом Иоанном, епископом Бейрутским Фалассием, епископами Домном и Петром и двумя диаконами. Против этого выдвигались следующие соображения: традиция знает Романа как диакона, а не как священника; большинство акростихов подписано именем TAПЕINOY РОМАNOY – «смиренного Романа», что указывает на невысокий чин. Далее: синаксари указывают на связь Романа с церковью Кириотиссы и Влахернской, но не со Святой Софией. Наконец, Роман был погребен у Кирской церкви, и именно в ней сохранялись его автографы, а не в Патриаршей библиотеке. На эти возражения следует ответить следующее.

1. Мы уже отмечали причины, связывавшие святого Романа с Кирами, – это видение, бывшее ему в церкви Кириотиссы.

2. Историческая память и традиция склонны сохранять более низкую иерархическую степень в надписаниях гимнов. Пример – каноны и стихиры Космы Маиумского, называемые «Космы монаха», хотя, по преданию, он был епископом Маиумским; каноны Андрея Критского, которые подписаны «творение Андрея Иерусалимского» или просто Андрея. Роман прибыл в Константинополь диаконом, и, по-видимому, им и остался в церковной памяти.

3. В условиях господства стациональной литургии и ощущения города как одного большого храма связь с теми или иными церквями и служение в них еще не опровергает той или иной официальной степени.

Тем не менее, для подтверждения гипотезы Мааса необходимы новые находки.

Какова дата смерти Романа? Судя по кондаку «О десяти девах», содержащему сообщения о землетрясениях 551 и 554 годов (см. выше), в 555–556 годах святой Роман был еще жив. С другой стороны, этот кондак надписан «почти последняя ». У святого Романа нет кондака на обновление Святой Софии в 562 года; следовательно, по-видимому, он скончался между 555 и 562 годом. Выводя среднюю дату, историки говорят о 560 годе, цифра эта – условная. Зато мы можем назвать день и месяц его смерти – 1 октября, поскольку это день его памяти. Судя по житию святого Артемия (см. выше), святой Роман почитался как святой уже во времена Ираклия, и его творения пелись на бдении.

Могила святого Романа Сладкопевца бережно сохранялась в течение веков. Еще в начале XIII века ее показывали Антонию Новгородскому, который сообщает, что «в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы погребен Роман Сладкопевец» .