Сколько часов идет всенощное бдение. О Святом Причащении. Гимн, посвящённый Деве Марии

Или всенощная , – такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. “В начале сотворил Бог небо и землю”. Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.

Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу: “Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков”. Потом он трижды призывает верующих: “Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему”. Ибо “все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан. 1, 3).

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: “Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению :

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Затем диакон возглашает малую ектению : “Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: “Господи, помилуй!” Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов: “Господи воззвах:” присоединяются стихиры , т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен или догматик , так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход : из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: “премудрость прости!” (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Вечерний вход

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: “Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни: “Свете тихий…” поется прокимен , т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: “Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся”, а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии . Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную) ектению : “Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…”

Затем читается молитва: “Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…”

После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: “Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)…”

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов .

Лития , слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.


Лития

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея , в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются “стихиры на стиховне”. Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.

Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля”, затем чтением трисвятого и молитвою Господней: “Отче наш…”, пением Ангельского приветствия Богородице: “Богородице Дево, радуйся…” или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: “Буди имя Господне благословенно отныне и до века”, завершительным благословением священника: “Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием – всегда, ныне и присно, и во веки веков”.

Конец вечерни – молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) – указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия .

Утреня

Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение”.

Затем читается шестопсалмие , т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению .

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: “Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!” т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь , т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы , т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению , и затем совершается полиелей . Полиелей слово греческое и означает: “многомилостие” или “многое освещение”.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание , т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

“Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши”

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения: “Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: “Спаси, Боже, люди Твоя”… и после возгласа священника: “Милостью и щедротами”… начинается пение канона.

Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. “Канон” слово греческое и значит “правило”.

Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос , что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!” и совершает каждение храма.


Хор в это время поет песнь Богородицы:

“Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: “Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем”.

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: “Всякое дыхание да хвалит Господа…”

После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: “слава Тебе, показавшему нам свет!” (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

“Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…”

В “великом славословии” мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

“Великое славословие” заканчивается пением трисвятого: “Святый Боже…” и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную .

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: “Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец”.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час .

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он “заутра услышал глас наш” и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная .”

В этой песни Божию Матерь мы называем “победоносным вождем против зла”. Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.

“Закон Божий”, прот. Серафима Слободского

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:

Многие из нас часто бывают на всенощном бдении, которое служится в большинстве церквей каждую субботу вечером. Сегодня мне хочется немного рассказать о том, что же происходит во время этой службы и что символизирует каждая ее часть.

Начинается всенощное бдение обычно в 5-6 часов вечера великой вечерней. Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет свое логическое завершение в Новом Завете.

Перед началом вечерни отверзаются царские врата, и священнослужители совершают каждение алтаря, которое знаменует Божественную благодать, наполнявшую рай, и блаженное пребывание в нем прародителей.

Совершается каждение всего храма в знамение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира. Каждением воздается честь иконам и всем святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей.

Нарушение прародителями нравственного закона глубоко исказило сущность человеческого естества и привело к утрате ими благодатного общения, связи с Богом – источником и основанием правды, добра, любви и нравственной чистоты. Последствием грехопадения – отпадения от Бога – явилось нравственное растление потомков Адама и Евы. Святая Библия на своих страницах повествует об этом как о горьком опыте человека, потерявшего Бога и устремившегося за обманчивой сладостью греха.

Как райские двери, закрываются царские врата. Изгнанные из рая прародители, лишившись общения с Богом, подверглись болезням, нуждам и страданиям, духовным и физическим. Раскаяние и молитва о помощи ко всеблагому Богу сопровождали трудности и скорби их земной жизни. И подобно осознавшим свой грех прародителям – Адаму и Еве – Церковь молит Бога о прощении: произносится великая ектения.

Великая ектения – это обязательно моление всей Церкви, испрашивание Божественной помощи грешному человеку в различных нуждах его земной жизни. «Ектения» по-гречески – усердие, протяженное моление.

Священник в алтаре читает семь тайных молитв, по числу дней творения. В них содержатся прошения к милостивому и долготерпеливому Богу о нашем духовном просвещении, о даровании нам любви к Нему, страха Божия и благоговения – страха оскорбить Его любовь к нам, о даровании нам радости петь от чистого сердца хвалу Богу ныне и в Вечной Жизни. Молитвы эти в Уставе церковном называются светильничными, поскольку с самых древних времен вечерня совершалась при возжженных светильниках, и сама вечерня часто именовалась светильничной службой.

Вечерний вход символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Свещеносцы идут со свечами, которые знаменуют свет учения Христова. Диакон – образ Предтечи Господня Иоанна. Священник идет «прост», как указывает книга Служебник, то есть с опущенными руками, как бы уничиженный, как Сын Божий при воплощении.

Священник возглашает «Мир всем», а диакон призывает молящихся преклонить главы во образ смирения и сокрушения духа. Священник в молитве над преклонившими главы смиренно умоляет Бога, сшедшего с Небес для спасения человечества, помиловать преклонивших Ему свои главы, ибо только от Него они ждут милости и спасения, и просит сохранить нас на всякое время от диавола.

Лития – усердное моление, вне храма или в его притворе. Стоя у входа в храм, священнослужители знаменуют наше смирение пред Богом. Как бы изображая Адама, изгнанного из рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину, выходят они из алтаря и встают для молитвы в притворе, во образ мытарева смирения, согласно притче евангельской.

Песнопение «Ныне отпущаеши» благовествует об исполнении Божия обетования о ниспослании в мир Спасителя. Эта молитва воспета Симеоном Богоприимцем – последним ветхозаветным праведником, который в конце своей жизни сподобился увидеть Спасителя Израиля – Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир.

Утреня – вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются события новозаветные.

После песнопения «Слава в вышних Богу» начинается чтение шестопсалмия (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142 ). Псалмы изображают и радостное состояние души человека, с которым милость Господня, и скорбь души, находящейся под тяжестью грехов, осознающей нужду искупления. Слушать чтение шестопсалмия надо благоговейно, молясь о прощении своих грехов.

По прочтении чтецом трех псалмов священник исходит из алтаря, изображая собой небесного ходатая за нас пред Богом – Господа Иисуса Христа. Стоя перед закрытыми царскими вратами, он безмолвно читает 12 утренних молитв, освящающих часы всенощного бдения.

«Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу»

Открываются царские врата. Священнослужители совершают каждение всего храма, изображая жен-мироносиц и апостолов, которые рано утром пришли ко Гробу Спасителя и, узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим. Евангелие, символизирующее воскресшего Господа, износится из алтаря на солею, и возглашается утренний прокимен. Евангелие на утрене читает сам священник, изображая Господа, Который питал Своих учеников Божественным словом. Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – это наше поклонение Самому Христу.

Далее следует чин елеепомазания. Священники помазываются сами, после чего под помазание подходят все остальные присутствующие за богослужением, начиная с диаконов. По традиции, начертывая елеем на челе молящегося крест, священник повторяет припев канона праздника: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас». Растительное масло (преимущественно оливковое - елей в собственном смысле) издревле употреблялось в Средиземноморье как лекарство (о чем упоминает и Сам Спаситель - Лк. 10, 34 ), со временем оно стало символом исцеления и укрепления человека. Поэтому к помазанию верующие подходят в чаянии получения от Бога милости молитвами того святого, в праздник которого они все собрались в храме.

Далее следует чтение канонов. «Каноном» первоначально называлась церковная служба, последование или правило с указанием порядка числа молитв и псалмов, которые положено пропеть или прочитать в течение суток. Канон – это священное поэтическое произведение, объединяющее девять песней, в котором прославляются жизнь и подвиги святого или лика святых, славословится праздничное событие.

Заканчивается пение канона песнопением, которое называется катавасией, от греческого «катавэно» – «схожу вниз»: для пения катавасий хор сходил с солеи вниз, на середину храма, где и пелось это песнопение.

Священник благословляет паству, благодарит за совместную молитву и желает ей Ангела-хранителя. На этом всенощная служба оканчивается.

Храм Божий ждет каждого из нас! Поэтому нам нужно находить время в мирском цейтноте и посещать всенощное бдение и Божественную литургию!

Храни всех вас Бог!

Вконтакте

Содержание статьи

БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ. Богослужение – ритуально оформленная, соборная (общественная) молитва, обращенная к Богу. Православное богослужение (как литургическая система) было разработано в патриархате Константинополя, а затем принята православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима, и используется по сей день всеми церквами, ведущими свое происхождение от этих патриархатов. Православная литургическая система явилась синтезом константинопольских и палестинских обрядов, который оформился в монастырях православного мира в течение 9–14 вв.

В православное богослужение входят Божественная литургия, таинства (евхаристия, или причащение; крещение; миропомазание; соборование, или елеосвящение; покаяние; таинство брака; таинство священства – рукоположение в священный сан), суточное богослужение (утреня, вечерня, полунощница, часы, всенощная) и службы литургического года с календарем фиксированных и подвижных праздников, а также ряд менее значительных последований, как освящение вод, плодов и т.д. Все богатство богослужебного обряда собрано в канонических литургических книгах.

Богослужения суточного круга.

Согласно традициям, восходящим к ветхозаветному времени, служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток (богослужебный день начинается в 6 часов вечера). О следовании этой традиции в православии говорят названия служб суточного круга. Всего их девять, и они соединяются в три главные богослужения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).

Вечернее богослужение.

Вечерня – служба, совершаемая в благодарность за протекший день и для освящения наступающей ночи. За ней следует повечерие. Этим богослужением церковь напутствует отходящих ко сну и молит Бога о сохранении их во время сна.

Утреннее богослужение.

Полунощница совершается в полночь (в настоящее время – перед утреней). Ее главное содержание составляет мысль о втором пришествии Христа; всем строем этого богослужения церковь внушает верующим мысль о необходимости всегда быть готовыми к встрече Бога. Молитвы утрени призваны возблагодарить Творца за прошедшую ночь и освятить начало наступающего дня.

Дневное богослужение.

Часами (служба первого, третьего, шестого и девятого часа) называют краткие богослужения, состоящие из нескольких избранных псалмов и назидательных молитв. См . ЧАСЫ .

Всенощная.

Накануне воскресных и праздничных дней совершается всенощная. Она включает в себя вечерню, утреню и службу первого часа. Всенощная (или всенощное бдение) была установлена в 4 в. архиепископом Константинопольским Иоанном Злотоустом. В 8 и 9 вв. оно было существенно дополнено Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом и приняло тот торжественный строй, который по сей день отличает этот вид богослужения. В отличие от ежедневных вечерни и утрени, на службе всенощного бдения совершается т.н. вечерний вход. Священник и диакон с кадилом выходят из алтаря на амвон (возвышение, расположенное напротив царских врат перед солеей храма) и после молитв, обращенных к Богоматери, и пения гимна Иисусу Христу Свете тихий возвращаются в алтарь через царские врата. Накануне великих праздников на всенощной читаются паремии – избранные места из книг Ветхого Завета – и совершается лития (общее усиленное моление), в ходе которой священник благословляет вино, хлеб и елей. Включение этого обряда связано с тем, что в древности на Востоке всенощное богослужение продолжалось всю ночь и по окончании его первой части для подкрепления сил верующих им раздавали пшеницу, вино и масло. Самая торжественная часть всенощной называется полиелей (греч. «многомаслие», или «многое освящение»). В это время в храме зажигаются все светильники. Священник и диакон с кадилом и свечою обходят храм и выносят из алтаря Евангелие. По прочтении главы из него Евангелие возлагается на аналой в центре храма для поклонения. После полиелея читается канон – молитвословие, составленное по особым правилам из девяти песен. Заканчивается всенощное бдение торжественной песней в честь Богоматери Взбранной воеводе победительная .

Литургия.

Несмотря на подчеркнутую торжественность всенощного богослужения, это, в сущности, просто общая молитва, сопровождаемая пением и чтением священных текстов. В отличие от него литургия, или обедня, – кульминация всего, что происходит в храме, средоточие всей литургической системы, поскольку ее центральным моментом является таинство евхаристии, или благодарения. Прообразом литургии явилась описанная в Евангелии Тайная вечеря, во время которой Иисус, подняв чашу с вином со словами «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови», дал ученикам-апостолам отпить из нее, а затем, преломив пасхальный опреснок и назвав его Своим Телом, дал апостолам вкусить его. Воспоминание об этом событии стало ядром литургической службы. Однако в литургии воспоминание о Тайной вечере преображено в мистическую трапезу единения всех верных Христу. Это не обычное воспоминание о минувших событиях, а ежедневное подтверждение подлинного пребывания Богочеловека в его церкви. Это богослужение, которое, через воспоминание деяний и страданий Христа и через чувственное вкушение жертвенной пищи, соединяет верующих с самим Спасителем и возводит ум их к познанию сокровенных тайн трансцендентного мира.

Проскомидия.

Первая часть литургии называется проскомидией и представляет собой обряд приготовления к собственно Литургии. Проскомидия совершается незримо для молящихся в левой части алтарного пространства на особом столе, жертвеннике, на котором священник подготавливает вещество для таинства евхаристии – жертвенный хлеб и вино. В качестве жертвенного хлеба в Православной церкви употребляются не опресноки (пресный хлеб), как в западной церкви, а квасные, испеченные из дрожжевого теста просфоры, представляющие собой небольшие круглые хлебы с изображением креста и надписью ИС ХС НИКА. Из самой большой просфоры священник «вынимает» (т.е. вырезает) часть, называемую Агнцем, и полагает ее на дискос (тарель), а в потир (чашу) вливает нужное количество вина, смешанного с водой. Из второй просфоры вынимается часть в честь Богоматери и полагается рядом с Агнцем справа от него. Из третьей просфоры вынимается девять частиц в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, Иоакима и Анны, родителей Марии, в честь святого, поминаемого в этот день, и всех чинов святости. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за здравие живых, а из пятой – за упокой умерших. Их кладут слева от Агнца. В ритуалах проскомидии вспоминаются события жизни Христа до его вступления на путь общественного служения.

Литургия оглашенных

– вторая часть литургии. В древней церкви на ней разрешалось присутствовать кающимся и не крещенным, но готовящимся принять крещение (оглашенным, проходящим оглашение, т.е. катехизацию). Во время совершения Литургии оглашенных вспоминается жизнь Христа от его воплощения до страданий, а в исполняемых хором т.н. изобразительных псалмах «изображаются» плоды пришествия Сына Божия на землю. В великие праздники вместо изобразительных псалмов левый и правый хор попеременно поют торжественные песнопения – антифоны. Важной составной частью Литургии оглашенных является чтение Евангелия, которому предшествует ритуал малого входа: дьякон выносит из алтаря Евангелие, за ним следует священник. Перед Евангелием, которое знаменует собой Иисуса Христа и его учение, несут зажженную свечу. В воскресные и праздничные дни Евангелие читают на амвоне, в будние дни – на престоле. Завершается вторая часть литургии произнесением ектении (молитвенного прошения) об оглашенных, после чего в древней церкви оглашенные покидали храм.

Литургия верных

– заключительная часть литургии. Ее ритуалы символически изображают Тайную вечерю, страдания Иисуса Христа, Его воскресение, вознесение и второе пришествие на землю. Приготовленные жертвенный хлеб и вино (Дары) священник и диакон переносят с жертвенника на престол. Этот ритуал называется великим входом. Шествие двигается из левого пастофория (см . ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ), где находится жертвенник, к царским вратам. Впереди идут диаконы со свечами и кадилом, за ними – священнослужители, несущие потир и дискос с Дарами, а также воздýх, ткань, которой покрывались приготовленные хлеб и вино. Дары торжественно вносятся в алтарь. Зрительно великий вход представляет собой самый драматичный обряд литургии, сопровождаемый пением Херувимской песни . В нем видели символическое изображение смерти и погребения Христа. После Великого Входа начинается приготовление к освящению Даров. Особое внимание верующих к этой части Литургии возбуждается пением Символа веры. Священник же, вспоминая Тайную вечерю, произносит слова самого Христа: «Примите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и далее: «Сия есть кровь моя Нового завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Потом он берет крестообразно дискос и потир и со словами молитвы возносит их в дар Богу, произнося молитву эпиклезы – призывания Святого Духа на предложенные Дары. В это время силою и действием Святого Духа Дары пресуществляются в Тело и Кровь Христа. Об этом торжественном и таинственном действе верующие оповещаются ударами колокола. После освящения Даров они приносятся Богу с молитвой как жертва благодарственная (за святых), как жертва умилостивительная (за умерших, но пока еще не достигших блаженства) и как очистительная – за живых христиан, т.е. за всю церковь. Как сам Иисус окончил Тайную вечерю молитвой к Отцу о всех верующих в него, так и церковь по освящении Даров совершает молитву о всех своих членах, живых и умерших. Эта молитва имеет особое значение: священник молится о том, чтобы причащение Телу и Крови Спасителя стало залогом спасения верных, чтобы через причастие они соединялись с самим Богом. Затем начинается само причастие. Сначала в алтаре Святым Дарам приобщаются священники, после чего открываются царские врата и диакон призывает к причащению верующих. Священник выходит из алтаря на солею храма и выносит чашу с Кровью и Телом Спасителя. Причастники, сложив на груди крестообразно руки, поочередно подходят к чаше, принимая частицу Тела и Крови. После причастия следует последнее благословение присутствующих. Священник произносит отпуст, или отпустительную молитву, а хор поет многолетие всем христианам. На этом литургия заканчивается. См. также ЛИТУРГИЯ ; МЕССА . Православное богослужение, совершаемое в храме, отличается особой красотой и торжественностью своих ритуалов и до сих пор поражает всех, кто впервые присутствует на нем. Церковные обряды и хоровое пение в соединении с архитектурой храма и богатством его внутреннего убранства, включающего иконы, фрески, светильники, литургические сосуды, ткани и одежды священников, породили своеобразный символический образ литургического действа, о силе воздействия которого свидетельствует легенда о посещении Константинополя послами русского князя Владимира. Описывая свои впечатления от службы в Святой Софии, они выразили их в следующих словах: «Мы не знали, на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой».

Всенощным бдением , или всенощной , называется такое Богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Оно состоит великой вечерни (иногда великого повечерия) с литией и благословением хлебов, утрени и первого часа , причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это Богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Сам Господь Иисус Христос нередко посвящал ночные часы молитве (Мф. 14, 23; 26-46 и др.). "Бодрствуйте и молитесь, - говорил Спаситель апостолам, - чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 41). И апостолы собирались ночью на молитву (см., например, Деян. 20, 7; 25). В эпоху гонений христиане также совершали богослужения ночью.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это Богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вместе с тем до нашего времени в большинстве храмов России всенощное бдение служится ночью накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова; накануне некоторых праздников - в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

Всенощное бдение служится накануне:
- воскресных дней
- двунадесятых праздников
- праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (например память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца)
- дней храмовых праздников
- любого праздника по желанию настоятеля храма или согласно местной традиции.

Над составлением чина всенощного бдения трудились великие молитвенники - святые отцы: преподобные Харитон Исповедник и Савва Освященный, святители Иоанн Златоуст и Софроний, патриарх Иерусалимский, преподобный Иоанн Дамаскин. Глубокое богословское содержание, выработанное веками богатство художественно-музыкального содержания делают всенощную сокровищницей православного богослужения.

Вечерня отображает историю Церкви Божией в ветхозаветное время и показывает, что Ветхий Завет имеет своё логическое завершение в Новом Завете. Она напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

Лития - усердное моление в притворе храма, куда священнослужители выходят из алтаря, как бы изображая Адама, изгнанного из рая, или блудного сына, ушедшего от отца на чужбину. Молитвы литии - это прошения Церкви за весь мир.

Утреня - вторая часть всенощного бдения. В ней изображаются новозаветные события.

Первая часть утрени возводит молящегося от покаянного настроения к радости о Боге. Утреня напоминает нам новозаветные времена: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение, то, что Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос положил начало новому благодатному дню жизни вселенной.

История

Практика ветхозаветной Церкви не знала регулярной ночной молитвы. Но уже в писаниях апостольских мы встречаем частое упоминание всенощных молений: Луки 6, 12; 9, 28; Мф. 26, 36; Деян. 16, 25. О частых бдениях пишет Павел: 2 Кор. 6, 5; 11, 27.

Наставление бодрствовать и трезвиться, памятовать о Втором пришествии Христа : 1 Петр. 5, 8; 1 Кор. 16, 13; Кол. 4, 2; 1 Фесс. 5. 6; Откр. 3, 2 - 3; 16,15; непрестанно молиться: 1 Фесс. 5, 17; Еф. 6, 18.

В записях западной паломницы Эгерии (Eger. Itiner.) находим подробные сведения о ночных бденных службах в Иерусалиме и его окрестностях в .

Всенощное бдение было основным отличием Иерусалимского устава от первоначального Студийского.

Уставные указания и сложившаяся практика

Состав и символика

Обычно состоит из великой вечерни с литиёй и благословением хлебов, праздничной утрени и первого часа.

Символика службы - история Церкви: как Ветхозаветной, так и Новозаветной и ожидание Второго пришествия Иисуса Христа.

Отличительные признаки вечерни в составе бдения:

  1. начинается не с обычного возгласа, а с возгласа утрени Слава Святей ;
  2. предначинательный псалом 103-й не чтется, но поётся и сопровождается каждением всего храма;
  3. По просительной ектении - лития и благословение хлебов (на обычной воскресной всенощной не совершается, за исключением приготовительных недель к Великому посту , первой (Торжество Православия) и третьей (Крестопоклонной) недель Великого поста).

Утреня совершается полностью по чину праздничной или воскресной; начинается с чтения шестопсалмия. По окончании праздничной (но не воскресной) утрени устав предписывает помазание елеем «от кандила святого». По сложившейся в половине практике Русской Церкви помазание елеем бывает на всяком всенощном бдении.

Употребление термина в современной речи

В соответствии с традиционным литературным словоупотреблением, следует говорить: идти ко всенощной ; вернуться от всенощной и т. д. Однако, вследствие утери церковной языковой культуры, в половине XX века получило распространение использование предлога на и с соответственно.

Также, в просторечии имеет место употребление термина применительно к ночному пасхальному богослужению, которое в действительности, по сложившейся в Русской Церкви практике, состоит из полунощницы, утрени, пасхальных часов и литургии.

См. также

Примечания

Литература

  1. // Богословские труды . М., 1978. №18. 5-117.
  2. Успенский Н.Д., профессор ЛДА. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды . М., 1978. №19. 3-70.

Ссылки

  • КРАТКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ. Всенощное бдение
  • Богослужение Русской Церкви X - XX вв. // Православная энциклопедия , Том «Русская Православная Церковь »

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Всенощная" в других словарях:

    Всенощная … Орфографический словарь-справочник

    Современная энциклопедия

    - (всенощное бдение) богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресных дней и отдельных праздников. Объединяет службы великой вечерни, утрени и 1 го часа. Авторы музыкальных циклов под названием Всенощная для хора а капелла: П. И.… … Большой Энциклопедический словарь

    Всенощное (бдение), полиелей Словарь русских синонимов. всенощная сущ., кол во синонимов: 4 бдение (5) … Словарь синонимов

    Всенощная - (всенощное бдение), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресений и отдельных праздников. Возникла в Византии, на Руси с 11 в. Объединяет службы великой вечерни, утрени и 1 го часа. Со 2 й половины 19 в. распространилась как… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - [шн], всенощной, жен. (церк.). Вечерняя церковная служба у православных христиан. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [шн ], ой, жен. У православных: церковная предпраздничная вечерняя (иногда продолжающаяся и ночью) служба. У всенощной быть. Пойти ко всенощной. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    всенощная - всенощная. Произносится [всеношная] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке