Учение блаженного августина о времени и вечности. Время и вечность

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1. Понятие о времени и вечности…………………………………………….4

2. Проблема соотношения времени и вечности в истории философии…...6

2.1 Древнегреческий период…………………………………………..6

2.2 Христианское богословие …………………………………………9

2.3 Новоевропейский период………………………………………….11

2.4 Постметафизический период……………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

Категория времени принадлежит к числу тех понятий, которые играют ключевую роль не только в философии, теологии, физике и астрономии, но и в геологии, биологии, психологии, в гуманитарных и исторических науках. Ни одна сфера жизни природы и человеческой деятельности не обходится без соприкосновения с реальностью времени: все, что движется, изменяется, живет, действует и мыслит, - все это в той или иной форме связано с временем. Неудивительно, что время относится к тем реалиям, которые с глубокой древности определяли смысловое поле человеческого мировосприятия. Во времени много удивительного и загадочного. «Загадка времени всегда привлекала внимание философов, и редко кто из них не свидетельствовал о трудности разрешить вопрос, что такое время» . В обычном представлении время есть последовательность моментов, а точнее интервалов - минут, часов, дней и лет, - которая течет равномерно и с помощью которой мы измеряем движения и изменения, как во внешнем мире, так и в нашей душе. Казалось бы, тут все ясно. Но при попытке перейти от обыденного представления к понятию времени возникает много затруднений. Временность и вечность - вот мотивы, которых не избежал ни один крупный мыслитель, будь он философом, художником или ученым. Трактовка времени неразрывно связана с самыми фундаментальными представлениями о действительности - с трактовкой бытия, смысла жизни, основ всей человеческой деятельности, как познавательной, так и практической. Понятия времени и вечности определяют универсум в наиболее абстрактной форме. Их стали систематически исследовать еще в глубокой древности, однако и поныне они остаются в науке и философии, пожалуй, самыми загадочными категориями.


1.ПОНЯТИЕ О ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ

Понятия времени и вечности определяют универсум в наиболее абстрактной форме. Их стали систематически исследовать еще в глубокой древности, однако и поныне они остаются в науке и философии, пожалуй, самыми загадочными категориями.

«Время (от греч. chronos, лат. tempus) – а) длительность, продолжительность бытия; б) смена порядка сосуществования вещей и процессов; в) отношение между до и после; г) переход от прошлого через преходящее настоящее к будущему; д) поток объективных или субъективных состояний» . Процессы сосуществуют либо одновременно, либо один происходит раньше или после другого. Локальное время преходяще, конечно, а глобальное время длится столько, сколько существует Вселенная.

Представления об объективном и субъективном времени проистекают из наших восприятий и внутренних душевных состояний, хотя у человека нет органа для распознавания прошлого и будущего. Время интимно знакомо каждому, тем не менее, оно вечно загадочно для разума и не поддается наглядно-геометрическому моделированию. Оно кажется нам плывущим или проходящим, а мы идем сквозь него. Одни мыслители говорят о времени как о процессе, ничем не обусловленном и открытом будущему. Иные же полагают, будто оно размножается. Личность человека неотделима от времени. Воспоминания о прошлом, равно как и прогнозирование будущего, связано с радостными или печальными событиями. Когда прошлое плохо, остается надежда на лучшее будущее. Людей больше волнует не то, что уже ушло в прошлое, а то, что может произойти в будущем. Каждое событие, длящееся более двух секунд, становится прошлым, но частично сохраняется в памяти. Индивидуальная и социальная память способна в некоторой степени возвращать прошлое, соединять его с настоящим, останавливать мгновение и тем самым побеждать время и смерть. Если сосуществующие процессы длятся от половины до одной секунды, то они воспринимаются как единое событие. Время двойственно воздействует на нас: мы пользуемся и наслаждаемся им, но также боимся его; оно имеет образы смерти и освобождения.

«Вечность (от лат. aetas, aeternitas, aerum) – 1) вневременность абсолютного существа, содержащего в себе сразу, нераздельно и постоянно всю полноту своего бытия; 2) абсолютное настоящее (Гегель); 3) бесконечная продолженность или повторяемость некоторого бытия во времени, не имеющего ни начала, ни конца; 4) всегдашнее и непреходящее бытие; 5) неопределенно долгий и бессрочный период времени; 6) бессмертие, будущая загробная духовная жизнь».

Представления о вечности возникли в глубокой древности из сравнений между собой постоянных и изменяющихся объектов, а также круговоротов природных и социальных ритмов. Одни вещи со временем разрушаются, другие же продолжают существовать неопределенно долго. Древние считали богов хотя и рожденными, но бессмертными. Отсюда вывод, что некоторые вещи и существа уникальны: они способны сопротивляться сокрушающей силе времени, побеждать ее, не подлежать ее действию. Впоследствии это рассуждение выразилось в метафизическом понятии вечности как признаке трансцендентного бытия – самодостаточного, невидимого, непостижимого, сверхвременного, статичного, но вместе с тем творящего мир и время. Трансцендентная вечность противоположна времени, не составлена им и не пребывает в нем. В сравнении с трансцендентной вечностью время в нашем сознании минимизируется, если вообще не мыслится иллюзорным. И все-таки идея вечности подразумевает идею времени, снимает ее в себе.

Таким образом, понятие «вечность» применимо к тому, что сохраняется, неизменно, стабильно, то есть к материи как таковой, а понятие «время» – только к тому, что возникает и исчезает, имеет преходящий характер.

2.ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

2.1 Древнегреческий период

Из всех древнегреческих философов наиболее сильное влияние на духовное развитие человечества оказал Платон (427-347 гг. до н.э.). Его учение о вечности и времени составляет основу христианского учения о мироздании. Фактически от Платона берет свое начало и аристотелевская концепция времени, сыгравшая огромную роль в формировании и развитии естественнонаучных представлений о времени.

О соотнесении категории «время» с категорией «вечность» он писал в «Тимее»: «Когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще более уподобить творение образу… Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности… Тому, что вечно пребывает неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе… Нет, все это - виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно закону числа» . Таким образом, по Платону, во-первых, время не противопоставляется вечности, время есть ее «подобие»; во-вторых, время является творением и было не всегда; в-третьих, вечен только «образ», «подобие», т.е. время не вечно и в отличие от неподвижной вечности время движется по закону числа.

Что же является поистине вечным, неизменным, истинно сущим? Таковым является мир эйдосов, идей или образцов, глядя на которые Демиург творит мироздание, космос. Судя по логике вещей, этот умопостигаемый мир эйдосов, образцов находится в Уме. И действительно, хотя Платон и не останавливается на соотношении эйдосов и Ума, Ум, тем не менее, пожалуй, представляет собой единственное, что Демиург не создает, а использует как нечто изначально существующее. Поэтому космос, или Вселенная, есть живое существо, наделенное душой и умом.

Подводя итоги, можно сказать, что время и вечность у Платона - это характеристики двух качественно различных миров, а именно: время характеризует созданную Демиургом чувственно воспринимаемую Вселенную (космос), а вечность - не подверженный никаким изменениям умопостигаемый мир идеальных образов (эйдосов) всего того, что сотворено Демиургом. Противопоставляя время и вечность, Платон еще не осознает того, что бытие, и тем более «истинное бытие» умопостигаемого мира, представляет собой некоего рода пребывание, и, соответственно, некоторую длительность. К осознанию этого философы придут значительно позже.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обратил свое внимание фактически на все основные аспекты феномена времени, и с его взглядов берут начало многие развитые впоследствии концепции времени. Аристотель дает в «Физике» развернутый анализ понятия времени. Считая космос вечным, Аристотель не мог принять тезис о сотворении времени и поэтому не соотносил время с вечностью как его образцом. Вместо понятия cdcbv (вечность) он употребляет понятие aei (всегда), когда речь идет о вневременном бытии, например о логических или математических истинах. Однако подобно Платону Аристотель связывает время с числом и с жизнью космоса, вообще с физическим движением, а меру времени - с движением небосвода. Время, говорит Аристотель, всегда представляется каким-то движением и изменением. Но в действительности оно является движением лишь постольку, поскольку движение имеет число. Время - это число движения по отношению к предыдущему и последующему. «Поскольку движение непрерывно, то непрерывно и время, а потому, в отличие от числа (которое греки отличали от величины как дискретное от непрерывного), ему скорее подходит определение величины» . По отношению ко всякой величине встает задача измерения: при этом, по Аристотелю, движение измеряется временем, а время - движением. Дефиниция времени как числа движения, по-видимому, выражает сущность времени, тогда как дефиниция его как меры движения - его функцию. Главной мерой движения является время обращения небесной сферы.

Существует точка зрения, согласно которой, время и вечность противоположны друг другу и никакая связь между ними не может быть установлена, время есть отрицание вечности. Но, может быть, время включается в вечность и с ней связано?

С точки зрения материализма, вечность – это "бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и ее атрибутов, материальным единством мира" 30 . Вечность присуща лишь материи в целом, каждая конкретная материальная система имеет начало и конец во времени, является преходящей. В противоположность этому, теология и идеализм трактуют вечность как атрибут бога или абсолютного духа.

Мысль о связи времени с вечностью и мгновением высказывалась многими философами. Мгновенность и вечность – фундамент, основа времени. О соотнесении категории "время" с категорией "вечность" писал еще Платон в "Тимее": "Когда Отец усмотрел, что порожденное им, это изваяние вечных богов, движется и живет, он возрадовался и в ликовании замыслил еще более уподобить творение образу… Он замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности… Тому, что вечно пребывает неподвижным, не пристало становиться со временем старше или моложе… Нет, все это – виды времени, подражающего вечности и бегущего по кругу согласно закону числа" 31 .

Таким образом, по Платону, во-первых, время не противопоставляется вечности, время есть ее "подобие"; во-вторых, время является творением и было не всегда; в-третьих, вечен только "образ", "подобие", т.е. время не вечно и в отличие от неподвижной вечности время движется по закону числа.

Своеобразно трактуются понятия времени и вечности в христианской традиции. Так, Дионисий Ареопагит писал: "Вечности присущи изначальность и неизменность, и вообще – вечность – это предел бытия. Временем же в нем называется то, что подлежит рождению и истлению, изменению и перемене… Бога же мы будем славословить и как Вечность, и как Время, и как Причину любой вечности и любого времени" 32 . Таким образом, если Бог – в вечности, то эта вечность отлична от вечности, соотнесенной со временем, различаются вечность бога и вечность мира.

Вечность и мгновение – это временные характеристики бытия. Это два отделенных друг от друга полюса, единство которых и образует время. Глубокая связь между временем и вечностью была осознана в философии ХХ века. Мне очень близка точка зрения Н.Бердяева, считавшего, что "время не есть замкнутый круг, в который ничто не может проникнуть из вечной действительности, а есть нечто размыкающееся… С другой стороны, эта точка зрения предполагает, что и самое время есть что-то внедренное в глубину вечности", время есть "какой-то внутренний период, какая-то внутренняя эпоха самой вечности" 33 . Разрыв между вечным и временным Н.Бердяев определил как "величайшее заблуждение сознания" 34 .

В духовном переживании человека время и вечность выступают в единстве – как ощущение бренности жизни и вместе с тем веры в ее абсолютный, изначальный смысл и назначение.

3.3. Попытки преодоления времени

"Мы увидим, что последняя проблема, связанная с временем, есть проблема смерти, – писал Н.Бердяев. – Смерть несет с собой время и смерть происходит во времени" 35 . Всегда понимая всю неизбежность подчинения своей жизни неумолимому ходу времени и осознавая конечность своего бытия, человек, тем не менее, стремился разорвать рамки временного существования, преодолеть власть времени и само время.

Человеческая жизнь может иметь смысл только в том случае, если она не заканчивается физической смертью, а как-то выходит в сферу бесконечного, вечного. "Моя жизнь, – писал С. Франк, – может быть осмысленна, только если она обладает вечностью" 36 . Ничто бренное, имеющее начало и конец, с такой точки зрения, не может придать смысла человеческой жизни. Все, охваченное потоком времени, – суетное и бессмысленное. "Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности, – продолжает С.Франк – Искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть… этим суетливым переходом от одного к другому, той внутренней неудовлетворенностью, которая есть как бы существо мирового течения во времени. Она должна быть вечной жизнью" 37 .

Подлинную основу для жизни можно найти лишь за пределами временного мира, в вечной основе этого мира. Для христианства это, конечно, растворение в Боге. Опровергнуть логическими аргументами религиозный путь слияния с вечностью и преодоления через это времени невозможно.

Преодолевает время и человеческая память:

…ибо время, столкнувшись с памятью,

узнает о своем бесправии 38 .

Но не тривиальное воспоминание, а, скорее, прапамять как некая духовно-биологическая связь с основами бытия, некий эквивалент вечности и бесконечности. Отдельный человек конечен, но он продолжается в других людях, в живом "живет" умершее, прапамять, "наследственная" память хранит то, что прошло.

Говоря словами Н.Бердяева: "память есть знак, поданный из внутреннего существования о том, что ни одно существо и ни одно существование не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к иному порядку" 39 . Рождение человека никак не есть его начало, его начало – в той непостижимой тьме, которая была до его рождения, в его отце, матери, дедах, прадедах…

И если "за каждым надгробием – история целого мира", этот мир не может исчезнуть бесследно. Только в этом смысле и следует понимать слова И.Гете: "Кто жил, в ничто не превратится, / Повсюду вечность шевелится".

1. Сотворение времени

Время сотворено Богом вместе с тварным миром.

Православное догматическое богословие:

«Само время получило свое начало от сотворения мира: до того была вечность. И Священное Писание говорит: "чрез Которого (Сыном Своим) и веки сотворил" (Евр. 1, 2): слово веки имеет здесь значение "времени"; можно сказать поэтому: мир сотворен одновременно со временем.

О днях творения - блаж. Августин в своем труде "О граде Божием" говорит так:

"Какого рода эти дни - представить это нам или крайне трудно, или даже вовсе невозможно; а тем более невозможно говорить о том" (кн. 9, гл. 6).

"Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца и утро вследствие восхода солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый. Повествуется, правда, что с первых же пор словом Божиим сотворен свет и что Бог разделил между светом и тьмою и назвал этот свет днем, а тьму ночью; но какого рода был этот свет, каким поочередным движением и какого рода вечер и утро производил он, - это недоступно нашему разумению, и не может, понято нами соответственно тому, как оно есть; хотя мы должны верить этому без колебания..." (кн. 11, гл.7).

Таким образом, хотя мир сотворен во времени, но Бог имел от вечности мысль о мире (Августин, "Против ересей"). Однако избегаем выражения: "Сотворил из своей мысли", чтобы не дать повода думать, что сотворил из своего Существа. Если слово Божие не дает нам права говорить о "предвечном бытии" всего мира, то по тем же основаниям нужно признать неприемлемой мысль о "предвечном существовании человечества" стремящуюся проникнуть в наше богословие чрез одно из современных философско-богословских течений».

Преподобный Максим Исповедник говорит:

"Время от создания неба и земли исчисляется".

Прот. Георгий Флоровский:

«Св. Василий полагает, что время и было создано Богом, как некая среда для вещественного мира, как преемство и смена, как всегда поспешающее и протекающее. В начале, и в начале временном, Бог творит мир. Но начало времени не есть время, - «как начало пути не есть еще путь, - говорит св. Василий, - и как начало дома еще не дом, так начало времени еще не время, и даже не самомалейшая часть времени». Начало просто и непротяженно. И к началу времени можно прийти, отступая от настоящего назад. Если Бог сотворил небо и землю «в начале», это значит, что «действие творения мгновенно и не подлежит времени». Бог хотением Своим творит мир не во времени, и творит вдруг и мгновенно, «вкратце», как выразились «древние толкователи» (имеется в виду перевод Акилы). Но с миром начинается время. «Время есть продолжение, спротяженное состоянию мира», - замечает Василий. Нужно прибавить, - раньше, до видимого и вещественного мира, по суждению св. Василия, Бог творит ангелов, следовательно не только вне времени, но и без времени, так что ангельское бытие, по его мысли, не предполагает и не требует времени. Это связано с его представлением о неизменности ангелов. «Еще ранее бытия мира, - говорит он, - было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, приснопродолжающееся. И в нем Творец и Зиждитель всяческих совершил создание - мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и именований». Ангелы были приведены в бытие Словом Божиим. И созданы не младенцами, чтобы, только впоследствии усовершившись чрез постепенное упражнение, удостоиться принять Духа. «Ибо ангелы не терпят изменения. Нет между ними ни отрока, ни юноши, ни старца, но в каком состоянии сотворены вначале, в том и остаются, и состав их сохраняется чистым и неизменным. И в первоначальный состав и, так сказать, раствор их сущности, была вложена святость». «Потому-то, - заключает св. Василий, - они неудобопреклонны ко греху, будучи немедленно, как бы некоторым составом, покрыты освящением, и по дару Святого Духа имея постоянство в добродетели». Уже до начала мира живут они в святости и в радости духовной».

2. Зачем нужно время?

Священное Писание рассматривает время не как процесс, внутренне присущий миру, например, как круговорот, в котором все повторяется, возвращаясь к своему началу, или как течение из ничего в ничто, а как нечто, данное Богом и направленное к определённой цели.

Бог определяет продолжительность жизни:

«Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет» (Иов. 14, 5);

«В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих» (Пс. 30, 16),

только Он может продлить жизнь людей сверх предусмотренного срока:

«и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4Цар. 20, 6);

«пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет» (Ис. 38, 5).

По Своей воле Бог определяет во времени события в жизни народов:

«в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15, 16);

«И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иер. 25, 11);

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога (Деян. 17, 26-27)

И отдельных людей. Час последнего решения известен только Ему. Все жившие на земле предстанут тогда пред Божьим судом:

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20, 11-15) и должны будут дать отчет об использовании отмеренного им времени земной жизни.

Правильное использование времени откроет путь к вечному блаженству, злоупотребление им приведет к вечному проклятию (ст. 15).

Св. Игнатий (Брянчанинов):

"При разлучении души от тела видимою смертию мы снова вступаем в разряд и общество духов. Из этого видно, что для благополучнаго вступления в мир духов, необходимо благовременное образование себя законом Божиим, что именно для этого образования и предоставлено нам некоторое время, определяемое каждому человеку Богом для странствования по земле . Это странствование называется земною жизнию".

Преп. Иоанн Дамаскин:

«Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти ».

Так время обретает свой смысл как время милости, предназначенное для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего суда.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин):

Для человека нет ничего дороже времени, ибо оно даётся для спасения. Что успел сделать хорошего в этой жизни, насколько поднялся из рва страстей, таково и твое будущее. Какое безумие мы проявляем, когда не знаем, как "убить" время и растрачиваем его на пустые развлечения, празднословие, на пустые дела.

3. Бог и время

Время имеет власть над всем, что сотворено Богом, но для Самого Бога оно не существует, Бог от него не зависит.

Преп. Иоанн Дамаскин:

Он [ангел] бессмертен не по природе, но по благодати; ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец. Один только Бог присносущен, или, вернее: Он выше вечности, ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но - выше времени.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Бог не подлежит времени: время не существует для Бога. … Вообще нет времени для Бога: нет для него и будущего времени. Имеющее совершиться предстоит уже совершившимся лицу Божию, и загробная участь каждого человека, долженствующая истечь, как естественное следствие, из земной, произвольной деятельности его, известна уже Богу, уже решена Богом. «Несоделанное мое видесте очи Твои» [Пс. 138, 16], всесовершенный Бог! Исповедал это вдохновенный Пророк: исповедать это должен, по логичной необходимости, каждый человек.

Св. Дионисий Ареопагит :

"Бога же можно воспевать и как Вечность, и как Время – как Причину и всего времени, и вечности, и Ветхого денми, как до времени и выше времени Сущего и изменяющего «времена и лета», также и до веков Существующего, поскольку Он – и до вечности, и выше вечности, и Царство его – «царство всех веков». (Пс.144:13) Аминь".

4. Время и вечность

Священное Писание говорит о различии временного и вечного:

«…когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».

(2 Кор. 4, 18)

Время и вечность не следуют одно за другим, как бы объединённые одной линией. Неверно полагать, что до сотворения мира существовала вечность и после конца света она наступит вновь. Время и вечность - два различных способа бытия, относящиеся к разным мирам, которые сосуществуют, но имеют коренные отличия, как мир видимого и мир невидимого (2 Кор. 4, 18). Но эта граница прозрачна, вечность проникает в то, что сковано узами времени . Хотя присущие вечности блага спасения пребывают на небесах (1 Пет. 1, 4), но избранным они доступны уже в их земной жизни (2 Тим. 1, 12, 14; 4, 8). Люди могут быть удостоены временного перехода через эту границу (2 Кор. 12, 2, 4); тогда они пребывают "в духе" (Откр. 4, 2), слышат и видят то, чего нельзя изречь ни на одном из земных языков. Миры вечности и времени различаются не столько по продолжительности, сколько по содержанию.

5. Вечность Божественная и тварная - и время

Святитель Афанасий Великий пишет, что Божественное и тварное абсолютно иноприродны. Тварное имеет свой собственный способ существования - существование вне Бога, существование несопоставимое с вечным бытием. Все тварное "никоим образом не подобно своему Творцу по сущности, но находится вне Его" (Против ариан). Как созданное из ничего и как не безначальное, оно имеет по необходимости изменчивую природу. По этой же причине оно обречено на конечность своего существования. И если какое-либо из сотворенных существ не исчезает, то исключительно по благой воле Творца (Против ариан).

В трудах святителя Григория Богослова и особенно святителя Василия Великого граница между вечностью Божественной и вечностью тварной проводится очень резко. Св. Василий Великий первым из отцов Церкви стал терминологически отличать век (эон) ангелов от вечности Бога. Причем если тварная вечность ангелов сопоставима со временем, то вечность Божественная ему трансцендентна.

Св. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник устанавливают систему трех категорий в понимании вечности и времени:

1) время (категория, предполагающая различие "прошлого", "настоящего" и "будущего") – для нынешнего материального мира; 2) эон ("век", тварная вечность, в которой хотя и нет такого различия, но так как она имеет начало, в ней сохраняется возможность некоего изменения, развития) - для ангелов; 3) вечность в собственном значении этого слова - применительно к безначальному Божественному бытию.

Св. Дионисий Ареопагит пишет:

"Не следует, таким образом, думать попросту, что называемое вечным совечно предвечному Богу , но, неуклонно следуя за высокочтимейшими Речениями, вечное и временное подобает разуметь в соответствии с известными им образами. Между же Сущим и рождаемым – то, что отчасти причастно вечности, отчасти же времени . Бога же можно воспевать и как Вечность, и как Время – как Причину и всего времени, и вечности, и Ветхого денми, как до времени и выше времени Сущего и изменяющего «времена и лета», также и до веков Существующего, поскольку Он – и до вечности, и выше вечности, и Царство его – «царство всех веков». (Пс.144:13) Аминь".

Тварная вечность, имеющая начало, принципиально отлична от вечности безначальной, Божественной. Св. Григорий Богослов прямо говорит: "Если Бог, то не тварь… Если же тварь, то не Бог, ибо получила начало во времени. А если получила начало, то было, когда ее не было".

Преп. Максим Исповедник пишет, что если Бог называется вечным как нерожденный и безначальный и как Источник и Обладатель самой вечности, то ангелы - не как совечные Богу, а лишь "как имеющие способность пребывать в тождественности" и как по благодати, но не по природе, причастные к вечности Божией . Как нетленные и бессмертные, ангелы и человеческие души причастны вечности, но как имеющие начало и "существующие в становлении" – времени.

Как формулирует преп. Иоанн Дамаскин:

"Ибо что безначально, то и бесконечно; а что бесконечно по благодати, то никак не безначально, как, например, ангелы".

Св. Дионисий Ареопагит пишет, что тварная вечность есть "неподвижное время или вечно длящееся мгновение" и некоторым образом сопоставима со временем. Она является своего рода посредствующим состоянием между сущим и возникающим, поистине вечным и временным.

6. Конец времени и приобщение твари к вечности

Время имеет начало и конец. Согласно Божественному Откровению, по окончании земной истории, когда наступит "тот неизмеримый и непротяженный предел времени", "последняя и крайняя вершина, после которой не остается ничего" (св. Григорий Нисский), мир переступит черту, за которой времени уже не будет (Откр. 10, 6). "Тогда же… произойдет разложение всего на элементы (стихии), и при преложении целого соизменится и человеческое из тленного и землистого в бесстрастное и вечное" (св. Григорий Нисский). Начнется символический восьмой день (св. Василий Великий) и вся тварь, включая видимый мир, приобщится к вечности (св. Дионисий Ареопагит, пр. Максим Исповедник ).

Священномученик Дионисий Ареопагит пишет об этом:

"Временем же называют то, что связано с рождением, тлением, изменением и пребыванием то в том, то в другом состоянии. Почему богословие и говорит, что, ограниченные здесь временем, мы причастимся вечности, когда дойдем до нетленного и неизменного века. Речения же иногда имеют в виду и временный век, и вечное время, хотя преимущественно мы знаем из них, что Сущее по большей части и в собственном смысле слова называется и предстает вечным, а рождаемое временным".

Это преображение совершится, как и при первоначальном творении, мгновенно, «во мгновении ока» (1 Кор. 15, 52).

Таким образом, люди воскреснут на Страшный суд в духовных, вечных телах, которые будут существовать по иным законам, нежели те, что они имели во времени: кончится время, данное на покаяние и настанет вечность воздаяния.

Преп. Иоанн Дамаскин:

А вечная жизнь и вечное мучение обозначают нескончаемость будущего века . Ибо время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или лучше - тогда будет один невечерний день; так как Солнце правды ясно будет светить праведным, а для грешных настанет глубокая нескончаемая ночь . Поэтому, каким образом будет исчисляться тысячелетнее время оригеновского восстановления?

Св. Игнатий (Брянчанинов) учит:

"Неизменяемость в добре - принадлежность будущего века".

Святитель Феофан Затворник пишет:

«Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и всё там будет вечно, а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет , а станет на первой минуте, да и будет стоять так».

Также Александр Каломирос пишет о том, что свойство любой вещи в вечности - качественная неизменяемость:

"Все эти наказания действуют и имеют свой смысл лишь в нынешнем извращенном порядке вещей; они не простираются за пределы этой тленной жизни. Их цель – исправить то, что можно исправить, изменить наше духовное состояние к лучшему, пока еще можно что-то изменить в этом изменчивом мире. После всеобщего Воскресения уже не может быть никаких изменений. Вечность и неподверженность порче – состояние неизменных вещей. Тогда уже не будет никаких изменений, но лишь развитие в том состоянии, которое было выбрано свободными личностями; вечное и бесконечное развитие, но не изменение. Изменения самого духовного направления уже не будет, не будет возврата".

7. Изменения времени в конце времён

Священное Писание говорит о конце времён:

«…ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни».
(Мф. 24, 21-22)

Преп. Нил Мироточивый пророчествует о последних временах:

"День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя, и год как месяц . Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков".

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) заметил по этому поводу:

«Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это все ныне? Теперь этого нет! Встаем чуть свет, отходим в полночь ко сну – и всегда должниками в том, что мы не исполнили и малой части того, что нам надлежало исполнить. Кто в этом виноват, кому предъявить счет? Себе? Но мы трудимся не покладая рук. Часам? Но и их стрелки никто видимо не подводит. Но почему они бегут? А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих. И год тогда будет как месяц, месяц – как неделя, неделя – как день, день – как час и час – как минута».

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


Ве́чность – 1) Ве́чность Бо́жия - свойство , состоящее в том, что абсолютно независим условий , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность - форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия .

В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара и причастия Божественной жизни.

, ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени.
митрополит

Будучи в Своем существе неизменяем, Бог поэтому самому не зависит от времени, как одной из существеннейших форм всякого изменчивого бытия.
епископ

Бог – вечный. Бытие Божие – вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как “четвертое” измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. “В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся” (). Некоторые свв. Отцы указывают на разницу между понятиями “вечность” и “бессмертие.” Вечность – это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. “Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности” (св. ). В этом отношении еще выразительнее – “превечный Бог.”
епископ

Бог, как существо неизменяемое, не зависит от условий времени, как формы всего изменчивого бытия, или вечен . Время не есть что-либо само по себе существующее; оно есть лишь форма бытия конечного, так как в нем происходят постоянные изменения в вещах, вследствие которых они то появляются, то исчезают, переходя из одного состояния в другое и в каждое определенное мгновение являются не тем, чем они были прежде. Этими-то изменениями и определяется в преемственном бытии конечном прежде и после , начало и конец, настоящее, прошедшее и будущее. Если бы в бытии конечном не происходило таких постоянных изменений, а было бы оно всегда одинаково равным самому себе, тогда не было бы измерения продолжительности бытия, не было бы места и для времени. Таково именно и есть бытие неизменяемого существа Божия. Оно всецело и всегда одинаково владеет своим бытием, без всякого возрастания или уменьшения, без всякой преемственности или перемены, а потому для Него нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего, а есть только всегда одинаковое, присносущное или вечное бытие. С отрицательной стороны вечность Божия, таким образом, состоит в том, что для Бога нет тех измерений времени, какие прилагаются к бытию конечному (прежде, после, теперь), с положительной - в том, что в каждое предположенное время Он есть то же, всегда равное Себе Самому.
протоиерей

Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени.
В Священном Писании это качество –
а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек (); Я тот же, Я первый и Я последний (; срав. ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (); Я есмь Сущий ();
б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся (); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог (); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний (); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим (; срав. ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ();
в) приписывают и новозаветные писатели, из которых Павел называет Богацарем веков нетленным () и единым имеющим бессмертие (), а Апостол Петр, повторивши слова Псалмопевца, что у Богатысяча лет, как один день, присовокупляет, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день ().
Кроме того, Священное Писание распростирает вечность, приписываемую Богу, от существа Его на самые Его свойства и действия, и –
г) говорит: Милость Твоя, Господи, вовек (), правда Твоя – правда вечная (); имя Твое во век (); или: владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет (); Которого царство – царство вечное (); совет же Господень стоит вовек (), глагол Господень пребывает во веки (>; срав. ).
Как понимать вечность Божию, – объясняют нам святые Отцы и учители Церкви. Это не есть какое-то безначальное и бесконечное время, как обыкновенно представляют, слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно последующих одна за другой, и след. необходимо состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, – напротив, это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее. «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, говорит святой , – ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сущий - всегда. И сим именем именует Он сам Себя, беседуя с Моисеем на горе (); потому что сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма неясно и недостаточно, не в рассуждении того, что есть в Нем самом, но в рассуждении того, что окрест Его), через набрасывание некоторых очертаний, оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, столько же осиявающий око ума нашего, если оно очищено, сколько быстрота летящей молнии осиявает взор.» Точно так же объясняют понятие о вечности Божией: , Августин, и другие.
Заключенные сами в пределах времени, и видя вокруг себя одно временное, мы совершенно не в состоянии представить себе образа вечного существования Божия, но тем не менее разум наш не может не признать в Боге и этого свойства: а) Бог есть существо самобытное, т.е. такое, которое ни от кого и никогда не получало начала своего бытия и в самом Себе имеет неиссякаемый источник жизни, – след. не может иметь и конца; б) Бог есть существо совершеннейшее и беспредельное, свободное от всех ограничений, след. и от всяких пределов времени: начала, продолжения или преемственности и окончания. Вечность Божию допускали и языческие философы.
митрополит

Вечность тварная

Вечность тварная – вечность, имеющая начало, даруемая Богом разумным тварным существам (ангелам и людям), отличная от безначальной Божественной вечности.
Под тварной вечностью понимается бессмертие ангелов, человеческих душ и человеческих тел после воскресения, имеющих начало, но не имеющих конца своего бытия.

Время, в котором мы живем, имеет начало и конец. В жизни мира настанет мгновение, когда времени уже не будет (). Святой пишет, что «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше сказать, тогда будет один невечерний день». После Второго Пришествия тварь приобщится к вечности, но сама тварность мира предполагает бесконечный, хотя и вневременный процесс совершенствования твари в восхождении ее к Богу. Поэтому вечность тварного мира после его преображения, по словам преподобного , есть вечность тварная, имевшая начало. Она есть как бы неподвижное время или вечнодлящееся мгновение. Святитель говорит, что один Бог может быть назван вечным, вечность же твари есть вечность, представляющая собой нечто среднее между временем и вечностью.
арихимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин)

Возникнув, тварный мир как созданный из ничего, начинает изменяться, и это изменение порождает время. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Время от создания неба и земли исчисляется». Поэтому правильно говорить, что Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе со временем. Время имеет свое начало, но время будет иметь и конец. В говорится, что мир придет в такое состояние, когда «времени уже не будет», когда тварь приобщится вечности. Однако, эту тварную вечность, имеющую начало, не следует отождествлять с вечностью Божественной, потому что тварная вечность, в которой будет существовать мир, является соразмерной времени. По словам автора Corpus Areopagiticum («О Божественных именах») тварная вечность есть «неподвижное время или вечно длящееся мгновение». Между тварной вечностью и временем можно установить некоторое соответствие, в то время как вечность Божественная со временем несоизмерима.
иерей

Валерий Духанин (Из книги «Во что мы веруем? 100 ответов современнику») :
Что такое вечность?
Наверное, трудно сразу понять, что такое вечность. Ведь мы живем во времени и часто видим, как что-то начинается, а затем заканчивается, стало быть, не является вечным. Но есть Господь Бог, Который несравнимо выше нашего тварного мира, не зависит от времени, Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца. Он пожелал, чтобы и созданные Им разумные существа были также причастны вечности. Кстати, в нашем мире как некий образ вечности встречается то, что не имеет ни начала, ни конца – круг, а в христианстве он и является символом вечности.
Вместе с тем необходимо различать вечность, которая принадлежит одному только Богу, и вечность, даруемую тварным существам. Бог был всегда и Его бытие не имеет начала, а поскольку Бог выше времени, то Его бытие не закончится никогда. То есть Его вечность – нетварная, принадлежащая только Ему одному. А вечность, даруемая тварным существам, иного порядка: все тварное имеет начало, когда-то ничего тварного не было, в этом смысле мы не вечны, а точнее, не безначальны. Конечно, существа духовного мира – ангелы, и души людей уже не исчезнут, но только по дару Творца, а не по собственной самодостаточности. Иными словами, Бог вложил в духовную природу тварных существ (ангелов и душ людей) дар бессмертия, поэтому бытие духовно-тварного мира, однажды начавшись, уже не закончится.
В откровении Иоанна Богослова о конечных судьбах мира земного говорится, что со Вторым Пришествием Христа и наступлением Его благодатного вечного Царства времени уже не будет (). Жизнь будущего века – это тайна, которую мы не можем сейчас постичь полностью. Но мы можем знать, что именно в вечности бытие тварных существ раскроется в полноте своего призвания. Вечность – это не бесконечная длительность времени, а некое новое бытие, не стесненное земными, пространственно-временными рамками. Чтобы это понять, заметим, что предначатие этой вечности уже наступает для людей, покинувших мир земной, и мы знаем, что, например, святые способны являть свою помощь людям по их молитве в любой точке мира, и что сколько бы людей одновременно ни молились святому, он слышит искреннюю просьбу каждого, что было бы невозможно в условиях земной ограниченности. Однако постичь вечность более непосредственно мы сможем только вступив в нее. Дай Бог, чтобы в вечности каждого из нас ожидала благая участь.

Догматическое богословие (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

VII. Время и вечность

VII. Время и вечность

Повествование о творении мира в Библии начинается словами: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). «Начало», о котором здесь идет речь, есть первое мгновение, в которое возникает мир духовный и вещественный. Это мгновение полагает начало времени Вселенной, но само по себе мгновение неуловимо для мысли. Время предполагает некоторую длительность, или процесс, в котором можно выделить прошлое, настоящее и будущее. Но в мгновении нет временной длительности, оно неделимо, поэтому мгновение - вне времени. По мысли святителя Василия Великого, «как начало пути еще не путь и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время и даже не самомалейшая часть времени» . Это - грань между вечностью и временем. Мгновение есть «прорыв в вечность», потому что настоящее без изменения, без длительности и являет собой присутствие вечности .

Таким образом, действие Божественной воли в творении мира было мгновенным и вневременным.

Первоначальное мгновение, о котором говорит 1-й стих книги Бытия, - это точка, в которой соприкасается вечная Божественная воля с тварным миром. Отныне мир возникает и изменяется, его изменение порождает время. «Время от создания неба и земли исчисляется», - говорит преподобный Максим Исповедник . И без мира нет времени, так как в вечности длительности и последовательности. «Ибо что такое время, - спрашивает Блаженный Августин, - как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир?» Если бы не было этих перемен, то есть если бы не было тварей, в которых они происходят, не было бы и самого времени. Времени до происхождения тварей, вообще, не было, явилось же оно только с тварями, поэтому правильнее говорить, что Бог сотворил мир не во времени, а вместе с временем. На вопрос, что делал Бог до творения мира, Блаженный Августин отвечал: «Не стану отвечать так, как отвечал… один хитрец, что Бог готовил вечные муки тем, кто дерзает испытывать глубины непостижимых тайн», - а затем продолжал: «Так как Бог - Творец и времени, то ошибочно допускать, что было какое-то время до творения. Прежде сотворения неба и земли не было времени, а в таком случае неразумно ставить вопрос: что делал тогда (до творения) Бог? Без времени немыслимо и «тогда» . Времени предшествует не время, но «недлящаяся высота присносущной вечности».

Время, в котором мы живем, имеет начало и конец. В жизни мира настанет мгновение, когда времени уже не будет (Откр. 10, 6). Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше сказать, тогда будет один невечерний день». После Второго Пришествия тварь приобщится к вечности, но сама тварность мира предполагает бесконечный, хотя и вневременный процесс совершенствования твари в восхождении ее к Богу. Поэтому вечность тварного мира после его преображения, по словам преподобного Максима Исповедника, есть вечность тварная, имевшая начало. Она есть как бы неподвижное время или вечнодлящееся мгновение. Святитель Дионисий Ареопагит говорит, что один Бог может быть назван вечным, вечность же твари есть вечность, представляющая собой нечто среднее между временем и вечностью .

Вечность входит в условия нашего времени. Не случайно святые отцы избегают резко противопоставлять время и вечность. То и другое имело начало, поэтому время и вечность в определенном смысле соразмерны. Время можно рассматривать как последовательность мгновений, каждое из которых причастно вечности. Вечность - это остановившееся время, а время - это движущаяся вечность. По словам святителя Григория Богослова, когда мы сводим в единство начало и конец времени, то приходим к вечности .

Приобщение к вечности мы можем пережить в молитве. Когда, забыв все вещественное, человек предстоит в молитве Богу, то время для него как бы не существует.

Также, причащаясь Божественной Евхаристии, мы соединяемся с Христом Воскресшим, каждый в свою меру, приобщаемся к Царству Его славы и входим в вечность.

Если в Библии сказано, что для Бога тысяча лет - как день вчерашний (Пс. 89, 5), то отсюда отнюдь не следует, что две тысячи лет для Господа - два дня. Бог, как уже говорилось, выше условий пространства и времени. Он вечен и Его вечность превосходит и тварную вечность, и подвижное время Вселенной. Святитель Дионисий Ареопагит пишет, что Бог «начальствует предвечно, ибо предшествует вечности и ее превосходит, и Царство Его - Царство всех веков» .

Из книги Догматическое богословие автора Лосский Владимир Николаевич

(8) ТВОРЕНИЕ: ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ "В начале было Слово" , - пишет святой Иоанн Богослов, а Библия утверждает: "В начале Бог сотворил небо и землю" . Ориген отождествляет эти два текста: "Бог, - говорит он, - все сотворил в Своем Слове, значит Он сотворил всю вечность в Самом Себе".

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

2.2.3. Вечность Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени, как формы изменчивого бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные к Богу неприложимы, поскольку все связанные с

Из книги Кузница автора Эскрива Хосемария

ВЕЧНОСТЬ 987. Сын Божий не боится ни жизни, ни смерти, потому, что основание духовной его жизни – это чувство богосыновства: Господь – мой Отец, – думает он, – и Он – Творец всего благого, всяческого Добра.Но разве мы с тобой вправду поступаем, как сыны Божии?988. Я очень

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Избранное: Величие и нищета метафизики автора Маритен Жак

Время и вечность 26. С соображениями, на которых мы остановили свое внимание в предыдущей главе и которые касались субъекта, или существующего, основания, удерживающего или осуществляющего существование, связана проблема или, вернее, самая возвышенная и глубокая тайна,

Из книги Господь автора Гвардини Романо

Часть Седьмая Апокалипсис: время и вечность

Из книги Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада автора Богуцкий Константин

XI. Время и вечность А) Противопоставление30) Движение мира осуществляется в жизни Вечности, и в этой Вечности есть место мира. Он никогда не остановится и никогда не разрушится, ибо непрерывность жизни окружает и защищает его, как земляной вал. Мир наделяет жизнью все, что в

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

Из книги Догматическое богословие автора (Кастальский-Бороздин) Архимандрит Алипий

В. ВЕЧНОСТЬ Ограниченность и изменчивость всего тварного порождают категории пространства и времени. Время - условие бытия мира и человека. Даже Ангелы, будучи бессмертны, по началу своего происхождения все же ограничены во времени, как сотворенные «в начале», т. е. на

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

VII. Время и вечность Повествование о творении мира в Библии начинается словами: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). «Начало», о котором здесь идет речь, есть первое мгновение, в которое возникает мир духовный и вещественный. Это мгновение полагает начало времени

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

2.3.3.1. Вечность Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде»,

Из книги Варнашрама-дхарма. Совершенное общественное устройство. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Вечность Вечность, это не протяженность времени, а его поддерживающая сила.С течением времени все в этом мире уничтожается, поэтому из-за разрушающего влияния времени этот мир не может быть вечным. Но у времени есть и поддерживающая сила, которая называется вечностью.

Из книги Православно-догматическое Богословие. Том I автора Булгаков Макарий

6. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. 7. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. 8. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не

Из книги Богословие творения автора Коллектив авторов

5. Вечность. Когда говорится, что Бог вечен (?????? - aeternus), это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени.В Священном Писании это качество -а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек (Втор. 32:40); Я тот же, Я первый и

Из книги автора

5. «О вечность, время без времени… начало без конца…» Всегда трудно соединить в уме время и вечность, особенно если время и вечность определяются в отношении друг друга взаимным отрицанием. Поэтому представляется целесообразным снова обратиться к предлагаемой отцами